Программа элективного курса для предпрофильной подготовки "Математика +"
элективный курс по алгебре (9 класс) на тему

Сантьева Лариса Валерьевна

Программа элективного курса для предпрофильной подготовки обучающихся 9 классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_elektivnogo_kursa_po_predprofilnoy_podgotovke.docx27.2 КБ

Предварительный просмотр:

Программа элективного курса  

для предпрофильной подготовки по математике

для учащихся 9-го класса

" Математика  + "

учитель: Сантьева Л.В.

2010-2011 уч. год

Пояснительная записка

В преподавании любой дисциплины нельзя учить всех одному и тому же, в одинаковом объёме и содержании, в первую очередь, в силу разных интересов, а затем и в силу способностей, особенностей восприятия, мировоззрения.

Итоговый письменный экзамен по алгебре за курс основной школы сдают все учащиеся 9х классов. С 2005 года в России появилась новая форма организации и проведения этого экзамена ГИА. Особенности такого экзамена:

  1. состоит из двух частей;
  2. на выполнение каждой части дается ограниченное количество времени;
  3. первая часть экзаменационной работы содержит задания в тестовой форме;
  4. вторая часть – в традиционной форме;
  5. оценивание работы осуществляется отметкой и рейтингом.

Структура экзаменационной работы и организация проведения экзамена отличаются от традиционной системы аттестации, поэтому и подготовка к экзамену должна быть другой.

В школах подготовка к экзаменам осуществляется на уроках, а также во внеурочное время: на факультативных и индивидуальных занятиях.

Оптимальной формой подготовки к экзаменам являются элективные курсы, которые позволяют расширить и углубить изучаемый материал по школьному курсу, развивают мышление и исследовательские знания учащихся; формируют базу общих универсальных приемов и подходов к решению заданий соответствующих типов, способствуют осознанному выбору дальнейшего пути получения образования, а так же могут учитываться при формировании профильных 10 классов.
Эта программа рассчитана на 34 часа для обучающихся  9 класса. Данная программа курса сможет привлечь внимание учащихся, которым интересна математика, кому она понадобится при учёбе, подготовке к различного рода экзаменам, в частности, к ГИА. Данный курс имеет прикладное и общеобразовательное значение, способствует развитию логического мышления учащихся, систематизации знаний при подготовке к выпускным экзаменам. Используются различные формы организации занятий, такие как групповая и индивидуальная деятельность учащихся.

Результатом предложенного курса должна быть успешная сдача ГИА. Структура экзаменационной работы требует от учащихся не только знаний на базовом уровне, но и умений выполнять задания повышенной и высокой сложности. В рамках урока не всегда возможно рассмотреть подобные задания, поэтому программа  курса позволяет решить эту задачу.

Актуальность программы.  Особенно это актуально сегодня, когда каждый школьник должен столкнуться с новой системой контроля знаний – Государственной Итоговой Аттестацией. Это совершенно новая для страны реальность, и с ней необходимо считаться. Программа нацелена на подготовку к успешной сдаче государственной итоговой аттестации (ГИА) по математике, которая предстоит всем учащимся в конце учебного года. Помимо подготовки к этому экзамену, ученики также научатся решать задачи с параметрами.  На курсе подготовки к ГИА ученики изучат, и систематизируют все необходимые знания для успешной сдачи ГИА, узнают о подводных камнях, организационных вопросах и особенностях ГИА – 2011,  а также напишут пробный экзамен.

Объём курса – 34 часа.

Форма обучения: коллективная, групповая, индивидуальная.

Цели:

•   На основе коррекции базовых математических знаний учащихся за курс 5-9 классов совершенствовать математическую культуру и творческие способности учащихся.

• Расширение и углубление знаний, полученных при изучении курса алгебры и геометрии.

• Закрепление теоретических знаний; развития практических навыков и умений. Умение применять полученные навыки при решении нестандартных задач.

• Подготовить к успешной сдаче государственной итоговой аттестации (ГИА),  в соответствии с требованиями, предъявляемыми новыми образовательными стандартами.

• Систематизировать существующие знания по математике.

Задачи:

Реализация индивидуализации обучения; удовлетворение образовательных потребностей воспитанников по алгебре. Формирование устойчивого интереса учащихся к предмету.

• Выявление и развитие их математических способностей.

• Обеспечение усвоения обучающимися наиболее общих приёмов и способов решения задач. Развитие умений самостоятельно анализировать и решать задачи по образцу.

• Формирование и развитие аналитического и логического мышления.

• Расширение математического представления учащихся по определённым темам.

Ожидаемые результаты:

На основе поставленных задач предполагается, что обучающиеся достигнут следующих результатов:

  1. Овладеют общими универсальными приемами и подходами к решению заданий теста.
  2. Усвоят основные приемы мыслительного поиска.

Основные методические особенности курса:

  1. Подготовка по тематическому принципу, соблюдая «правила спирали»  от простых типов заданий первой части до заданий со звездочкой второй части;
  2. Максимальное использование наличного запаса знаний, применяя различные «хитрости» и «правдоподобные рассуждения», для получения ответа простым и быстрым способом.

Структура курса

Курс рассчитан на 34 занятия.

Включенный в программу материал предполагает повторение и углубление следующих разделов алгебры:

  1. Выражения и их преобразования.
  2. Уравнения и системы уравнений.
  3. Неравенства.
  4. Функции. Координаты и графики
  5. Арифметическая и геометрическая прогрессии.
  6. Текстовые задачи.
  7. Элементы комбинаторики и теории вероятностей.

Такие темы, как «Уравнения и неравенства с модулем», «Уравнения и неравенства с параметром» будут рассматриваться лишь с отдельными учащимися.

Формы организации учебных занятий

Формы проведения занятий включают в себя лекции, практические работы. Основной тип занятий  комбинированный урок. Каждая тема курса начинается с постановки задачи. Теоретический материал излагается в форме мини -  лекции. После изучения теоретического материала выполняются задания для активного обучения, практические задания для  закрепления, выполняются практические работы в рабочей тетради, проводится работа с тестами.

Занятия строятся с учётом индивидуальных особенностей обучающихся, их темпа восприятия и уровня усвоения материала. Систематическое повторение способствует более целостному осмыслению изученного материала, поскольку целенаправленное обращение к изученным ранее темам позволяет учащимся встраивать новые понятия в систему уже освоенных знаний.

Контроль и система оценивания

 Текущий контроль уровня усвоения материала осуществляется на каждом занятии по результатам выполнения учащимися самостоятельных, практических и лабораторных работ.

В конце курса будут проведены:

  1. зачет по проверке умения ориентироваться  в  заданиях первой части и выполнять их за минимальное время;
  2. тестирование по проверке умения работать с полным объемом теста ГИА.

Содержание программы

Тема 1.  Числа и выражения. Преобразование выражений

Свойства степени с натуральным и целым показателями. Свойства арифметического квадратного корня. Стандартный вид числа. Формулы сокращённого умножения. Приёмы разложения на множители. Выражение переменной из формулы. Нахождение значений переменной.

Тема 2.  Уравнения

Способы решения различных уравнений (линейных, квадратных и сводимых к ним, дробнорациональных и уравнений высших степеней).

Тема 3. Системы уравнений

Различные методы решения систем уравнений (графический, метод подстановки, метод сложения). Применение специальных приёмов при решении систем уравнений.

Тема 4. Неравенства

Способы решения различных неравенств (числовых, линейных, квадратных). Метод интервалов. Область определения выражения. Системы неравенств.

Тема 5. Координаты и графики

Установление соответствия между графиком функции и её аналитическим заданием. Уравнения прямых, парабол, гипербол. Геометрический смысл коэффициентов для уравнений прямой и параболы.

Тема 6. Функции

Функции, их свойства и графики (линейная, обратно-пропорциональная, квадратичная и др.) «Считывание» свойств функции по её графику. Анализ графиков, описывающих зависимость между величинами. Установление соответствия между графиком функции и её аналитическим заданием.

Тема 7. Арифметическая и геометрическая прогрессии

Определение арифметической и геометрической прогрессий. Рекуррентная формула. Формула n-го члена. Характеристическое свойство. Сумма n первых членов. Комбинированные задачи.

Тема 8. Текстовые задачи

Задачи на проценты. Задачи на «движение», на «концентрацию», на «смеси и сплавы», на «работу». Задачи геометрического содержания.

Тема 9. Уравнения и неравенства с модулем

Модуль числа, его геометрический смысл, основные свойства модуля. Уравнения и неравенства, содержащие знак модуля и способы их решения.

Тема 10. Уравнения и неравенства с параметром

Линейные и квадратные уравнения и неравенства с параметром, способы их решения. Применение теоремы Виета. Расположение корней квадратного уравнения относительно заданных точек. Системы линейных уравнений.

Тема 11. Элементы комбинаторики и теории вероятностей

Решение задач на нахождение статистических характеристик, работа со статистической информацией, решение комбинаторных задач, задач на нахождение вероятности случайного события.

Тема 12. Обобщающее повторение

Решение задач из контрольно-измерительных материалов для ГИА (полный текст).

          Содержание изучаемого курса.

Тема 1. Функции и графики.  (5 часов)

Тема 2. Числа и вычисления  (4 часа)

Основная цель: повторение начальных сведений о процентах и пропорциях (данная тема используются при решении текстовых задач на движение, работу и смеси).

Тема 3. Алгебраические уравнения и неравенства.   (8 часов)

Основная цель: повторение методы решения уравнений: замена переменной, возвратные уравнения. Также в данной теме будут рассмотрены  уравнения, содержащие переменную под знаком модуля. Обобщение всех методов решения различных уравнений. Решение комбинированных уравнений.

Тема 4. Решение задач.  (5 часов)

Основная цель:  повторение методов решения задач на движение; на совместную работу: на планирование: на смеси (сплавы); на разбавление.

Тема 5.  Степень с целым показателем и её свойства.  (2 часа)

Тема 6.  Числовая последовательность (2 часа)

Тема 7.  Элементы статистики и теории вероятностей.  (3 часа)

Тема 8. Выполнение   учебно – тренировочных тестов. (5 часов)

Тематическое планирование

               Курс рассчитан на 34 занятий.  9 класс.

 №

урока

Наименование     раздела

        Тема занятий.

Учебно–методическое обеспечение.

Дата проведения

1

1. Функции и   графики.

Способы задания функций. Виды функций.

Учебно – тренировочные и тематические тесты по математике.

2

Линейная функция и её график.

Учебно – тренировочные и тематические тесты по математике.

3

Разные виды функций (Функции |x|, [x], {x})

Учебно – тренировочные и тематические тесты по математике.

4

Функции 1/х, k/х

Учебно – тренировочные и тематические тесты по математике.

5

Квадратичная функция и её график.

Область определения функции.

Учебно – тренировочные и тематические тесты по математике.

 6

2.Числа и вычисления.

Числовые выражения. Числа и вычисления.

Учебно – тренировочные и тематические тесты по математике.

7.

Числа и вычисления. Проценты

Учебно – тренировочные и тематические тесты по математике.

8.

Числа и вычисления. Преобразование алгебраических выражений.

Учебно – тренировочные и тематические тесты по математике.

9

Числа и вычисления. Преобразование алгебраических выражений.

Учебно – тренировочные и тематические тесты по математике.

10.

3.Алгебраические уравнения и неравенства.

Алгебраические уравнения.

Учебно – тренировочные и тематические тесты по математике.

11

Линейные уравнения.

Учебно – тренировочные и тематические тесты по математике.

12.

Квадратное уравнение. Теорема Виета. Задачи с параметрами.

Учебно – тренировочные и тематические тесты по математике.

13.

Алгебраические уравнения и системы уравнений.

Учебно – тренировочные и тематические тесты по математике.

14.

Алгебраические уравнения и системы.

 уравнений. КИМ -2011.

Учебно – тренировочные и тематические тесты по математике.

15.

Неравенства и системы неравенств. Решение рациональных неравенств методом промежутков.

 Ким- 2011, 2012

Учебно – тренировочные и тематические тесты по математике.

16.

Решение задач с помощью квадратных уравнений.

Учебно – тренировочные и тематические тесты по математике.

17.

Графический способ решения уравнений.

Учебно – тренировочные и тематические тесты по математике.

18.

4. Решение задач.

Задачи на движение.

Учебно – тренировочные и тематические тесты по математике.

19.

Задачи на совместную работу.

Учебно – тренировочные и тематические тесты по математике.

20.

Задачи на планирование.

Учебно – тренировочные и тематические тесты по математике.

21.

Задачи на проценты.

Учебно – тренировочные и тематические тесты по математике.

22.

Задачи на смеси (сплавы) Задачи на разбавление.

Учебно – тренировочные и тематические тесты по математике.

23.

5. Степень с целым показателем и её свойства.

Свойства степени с целым показателем.

Учебно – тренировочные и тематические тесты по математике.

24.

Стандартный вид числа. Запись приближённых значений.

Учебно – тренировочные и тематические тесты по математике.

25.

6. Числовая последовательность.

Арифметическая прогрессия.

Учебно – тренировочные и тематические тесты по математике.

26.

Геометрическая прогрессия.

Учебно – тренировочные и тематические тесты по математике.

27.

7. Элементы статистики и теории вероятностей»

События. Перестановки.

Учебно – тренировочные и тематические тесты по математике.

28.

Размещения. Сочетания и их свойства. Бином Ньютона.

Учебно – тренировочные и тематические тесты по математике.

29

Вероятность события. Сложения вероятностей. Случайные величины.

Учебно – тренировочные и тематические тесты по математике.

30

8. Выполнение учебно-тренировочных тестов.

Варианты

Учебно – тренировочные и тематические тесты по математике.

31.

Варианты

Учебно – тренировочные и тематические тесты по математике.

32

Варианты

Учебно – тренировочные и тематические тесты по математике.

33

Варианты

Учебно – тренировочные и тематические тесты по математике.

34.

Варианты

Учебно – тренировочные и тематические тесты по математике.

                     

  Планируемые результаты:

Изучение данного курса даёт учащимся возможность:

-  повторить  и систематизировать ранее изученный материал школьного курса математики;

- освоить приёмы решения задач;

- овладеть навыками построения и анализа предполагаемого решения поставленной задачи;

- овладеть и пользоваться на практике техникой сдачи теста;

- повысить уровень своей математической культуры, творческого развития, познавательной активности;

-познакомиться с возможностями использования электронных средств обучения, в том числе Интернет – ресурсов;

- успешная сдача ГИА -  2011 на 100%.

 Результаты сравнения довольно красноречивы, но при этом в них нет ничего удивительного. Кто готовится больше – тот, разумеется, сдаёт лучше. Кто готовится правильно – тот получает качественные знания. И плоды этой подготовки никогда не пропадут, ведь знания остаются с человеком всю его жизнь!

Условия реализации программы.

  1. Оборудованный кабинет.
  2. Принадлежности для занятий.
  3. Средство ТСО (компьютеры в кабинете информатики).
  4. Наглядные пособия.
  5. Тренировочные тесты.

                           

 Литература.

  1. Математика. 9 класс. Подготовка к ГИА-2011,   Под ред. Лысенко Ф.Ф., Кулабухова С.Ю.
  2. Учебно – тренировочные и тематические тесты по математике. Базовый уровень. 9 класс. Государственная итоговая аттестация в новой форме. И. Н. Попова
  3. Кузнецова Л. В., Суворова С. Б., Бунимович Е. А., Колесникова Т. В., Рослова Л. О. Г 72 Государственная итоговая аттестация выпускников 9 классов в новой форме. Математика. 2011 / ФИПИ.
  4. Ященко И.В., Семенов А.В., Захаров П.И. ГИА. Алгебра. Тематическая рабочая тетрадь для подготовки к экзамену (в новой форме). 9 класс / И.В. Ященко, А.В. Семенов, П.И. Захаров. — М.: МЦНМО,
  5. Неискашова Е.В. Алгебра : 50 типовых вариантов экзаменационных работ для подготовки к ГИА : 9-й кл. / Е.В. Неискашова. — М.: ACT: Астрель, 2009.
  6. Учебник алгебры 9 класс, авт.Виленкин
  7. Учебно – тренировочные и тематические тесты по математике. Базовый уровень. 9 класс. Государственная итоговая аттестация в новой форме. И. Н. Попова

Сборник тестовых заданий предназначен для подготовки к экзамену в форме тестирования по алгебре в 9 классе на базовом уровне.