"Применение различных способов для разложения многочлена на множители"
методическая разработка по алгебре (7 класс) по теме

Прокофьева Наталья Викторовна

Урок по алгебре для 7 класса "Применение различных способов для разложения многочлена на множители"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Открытый урок

по математике

в 7 классе

«Применение различных способов для разложения многочлена на множители».

Прокофьева Наталья Викторовна,

 учитель математики

Цели урока

Образовательная:

  1. повторить формулы сокращенного умножения
  2. формирование и первичное закрепление умения разложения многочленов на множители различными способами.

Развивающие:

  1. развитие внимательности, логического мышления, внимания, умения систематизировать и применять полученные знания, математически грамотной речи.

Воспитательная:

  1. формирование интереса к решению примеров;
  2. воспитание чувства взаимопомощи, самоконтроля, математической культуры.  

Тип урока: комбинированный урок

Оборудование: проектор, презентация, доска, учебник.

Предварительная подготовка к уроку:

  1. учащиеся должны знать следующие темы:
  1. Возведение в квадрат суммы и разности двух выражений
  2. Разложение на множители с помощью формул квадрата суммы и квадрата разности
  3. Умножение разности двух выражений на их сумму
  4. Разложение разности квадратов на множители
  5. Разложение на множители суммы и разности кубов
  1. Владеть навыками работы с формулами сокращенного умножения.

План урока

  1. Организационный момент (нацелить учащихся на урок)
  2. Проверка домашнего задания (коррекция ошибок)
  3. Устные упражнения
  4. Изучение нового материала
  5. Тренировочные упражнения
  6. Упражнения на повторение
  7. Подведение итогов урока
  8. Сообщение домашнего задания

Ход урока

I. Организационный момент.

Урок потребует от вас знаний формул сокращенного умножения, умения применять их, и конечно, внимания.

II. Проверка домашнего задания.

Вопросы по домашнему заданию.

Разбор решения у доски.

II. Устные упражнения.

 Математика нужна,
Без нее никак нельзя
Учим, учим мы, друзья,
Что же помним мы с утра?

Сделаем разминку.

Разложить на множители (Слайд 3)

8a – 16b

-17x² + 5x

c (x + y) + 5 (x + y)

4a² - 25     (Слайд 4)

1 - y³

ax + ay + 4x + 4y Слайд 5)

III. Самостоятельная работа.

У каждого из вас на столе таблица. Вверху справа подпишите работу. Заполни таблицу. Время выполнения работы 5 минут. Приступили.

(а + b) ²

a² - b²

a² - 2ab + b²

Сумма кубов

(a + b) ³

Куб разности

(a – b) (a² + ab + b²)

Закончили.

Поменяйтесь пожалуйста, работами с соседом.

Отложили ручки и взяли карандаши.

Проверяем работу – внимание на слайд. (Слайд  6)

Выставляем отметку – (Слайд 7)

 7(+) - 5

6-5( +) - 4

4( +) - 3

Положите формулы на середину стола. Приступаем к изучению нового материала.

IV. Изучение нового материала 

В тетрадях записываем число, классная работа и тему сегодняшнего урока.

Учитель.

  1. При разложении многочленов на множители иногда используют не один, а несколько способов, применяя их последовательно.
  2. Примеры:
  1. 5а² - 20 = 5 (а² - 4) = 5 (а-2)(а+2). (Слайд 8)

?? Что можно сделать с выражением? Каким способом будем пользоваться для разложения на множители?

Мы используем вынесение общего множителя за скобки и формулу разности квадратов.

  1. 18х³ + 12х² + 2х = 2х (9х² + 6х + 1) = 2х (3х + 1) ². (Слайд 9)

?? Что можно сделать с выражением? Каким способом будем пользоваться для разложения на множители?

Здесь мы используем  вынесение за скобки общего множителя и формулу квадрата суммы.

  1. аb³ – 3b³ + аb²у – 3b²у = b² (ab – 3b + ay – 3y) = b² ((ab – 3b) + (ay – 3y)) = b² (b(a – 3) + y(a – 3)) = b² (a – 3)(b +y). (Слайд 10)

?? Что можно сделать с выражением? Каким способом будем пользоваться для разложения на множители?

Здесь был вынесен общий множитель за скобки и применен способ группировки.

  1. Порядок разложения на множители: (Слайд 11)
  1. Вынести общий множитель за скобку (если он есть).
  2. Попытаться разложить многочлен на множители по формулам сокращенного умножения.
  3. Если предыдущие способы не привели к цели, то попытаться применить способ группировки.
  1. Не каждый многочлен можно разложить на множители. Например: х² + 1; 5х² + х + 2 и т.п.  (Слайд 12)

V. Тренировочные упражнения 

Перед началом проводим физкультминутку (Слайд 13)

Быстро встали, улыбнулись.

Выше-выше потянулись.

Ну-ка, плечи распрямите,

Поднимите, опустите.

Вправо, влево повернитесь,

Сели, встали. Сели, встали.

И на месте побежали.

И еще гимнастику для глаз:

  1. Крепко зажмурьте глаза на 3-5с, а затем откройте на 3-5с. Повторяем 6 раз.
  2. Поставьте большой палец руки на расстоянии 20-25см от глаз, смотрите двумя глазами на конец пальца 3-5с, а затем смотрите двумя глазами на трубу. Повторяем 10 раз.

Молодцы, присаживайтесь.

Задание на урок:

№934 авд

№935 ав

№937  

№939 авд

№1007 авд

VI.Упражнения на повторение.

№ 933

VII. Подведение итогов урока

Учитель задает вопросы, а учащиеся отвечают на них по желанию.

  1. Назовите  известные способы разложения многочлена на множители.
  1. Вынести общий множитель за скобку
  2. Разложение  многочлена на множители по формулам сокращенного умножения.
  3. способ группировки
  1. Порядок разложения на множители:
  1. Вынести общий множитель за скобку (если он есть).
  2. Попытаться разложить многочлен на множители по формулам сокращенного умножения.
  3. Если предыдущие способы не привели к цели, то попытаться применить способ группировки.

Поднимите руку:

  1. Если ваше отношение к уроку «Я ничего не понял, и у меня совсем ничего не получилось»
  2. Если ваше отношение к уроку «были сложности, но я справился»
  3. Если ваше отношение к уроку «У меня получилось почти все»

VII. Домашнее задание.

 п.38, № 936, 938, 954


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ПРИМЕНЕНИЕ РАЗЛИЧНЫХ СПОСОБОВ ДЛЯ РАЗЛОЖЕНИЯ МНОГОЧЛЕНА НА МНОЖИТЕЛИ

Слайд 2

Мало иметь хороший ум, главное – уметь его применять Р. Декарт

Слайд 3

Разложить на множители: 8а – 16 b = -17x² + 5x = c (x + y) + 5 (x + y) = 8 (a -2b ) x (-17x + 5 ) ( x + y ) (c + 5) Вынесение общего множителя за скобки

Слайд 4

Разложить на множители 4 a² - 25 = 1 - y³ = (2a – 5) (2a + 5) (1 – y) (1+y+y ²) Разложение многочлена на множители по формулам сокращенного умножения

Слайд 5

Разложить на множители ax+ay+4x+4y= =a( x+y )+4( x+y )= ( ax+ay )+(4x+4y)= ( x+y ) (a+4) Способ группировки

Слайд 6

(а + b) ² a ² + 2ab + b ² Квадрат суммы a² - b² ( a – b)(a +b) Разность квадратов (a – b)² a² - 2ab + b² Квадрат разности a³ + b ³ ( a + b) (a² - ab + b²) Сумма кубов ( a + b) ³ a³ + 3 a²b+3ab² + b³ Куб суммы ( a - b) ³ a³ - 3a²b+3ab² - b³ Куб разности a³ - b³ ( a – b) (a² + ab + b²) Разность кубов

Слайд 7

ВЫСТАВЛЯЕМ ОТМЕТКИ 7 (+) = 5 6 или 5 (+) = 4 4 (+) = 3

Слайд 8

Пример №1. 5 a² - 20 = = 5(a² - 4) = = 5(a – 2) (a+2) Вынесение общего множителя за скобки Формула разности квадратов

Слайд 9

Пример №2. 18 x³ + 12x ² + 2x = =2x (9x ² +6x+1)= =2x(3x+1) ² Вынесение общего множителя за скобки Формула квадрата суммы

Слайд 10

Пример №3. ab³ –3b³+ab²y–3b²y= = b²( ab–3b+ay-3y)= =b²((a b -3 b )+(a y -3 y )= =b²(b( a-3 )+y( a-3 ))= =b²(a-3)( b+y ) Вынести множитель за скобки Сгруппировать слагаемые в скобках Вынести множители за скобки Вынести общий множитель за скобки

Слайд 11

Порядок разложения на множители Вынести общий множитель за скобку (если он есть ). Попытаться разложить многочлен на множители по формулам сокращенного умножения . 3. Если предыдущие способы не привели к цели, то попытаться применить способ группировки.

Слайд 12

Не каждый многочлен можно разложить на множители. Например: х ² +1 5х ² + х + 2

Слайд 13

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Слайд 14

Задание на урок № 934 авд № 935 ав № 937 № 939 авд № 1007 авд

Слайд 15

Поднимите руку: Если ваше отношение к уроку «Я ничего не понял, и у меня совсем ничего не получилось» Если ваше отношение к уроку «были сложности, но я справился» Если ваше отношение к уроку «У меня получилось почти все»

Слайд 16

Домашнее задание: п. 38 №936 №938 №954


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Различные способы при разложении многочлена на множители

Тип урока: урок-исследование. На уроке используется групповая форма работы. Через поиск значения одного выражения школьники учатся применять комбинацию различных способов при разложении многочлена на...

Применение различных способов для разложения на множители

Урок №3 в теме: "Применение различных способов для разложения на множители", п.38, учебник "Алгебра-7" под редакцией С.А. Теляковского...

Урок-практикум в 7 классе по теме "Применение различных способов для разложения на множители".

Это заключительный урок по теме "Разложение многочлена на множители". На этом уроке обобщаются и систематизируются знания, полученные на предыдущих уроках по данной теме.Дети работают в группах, задан...

"Применение различных способов для разложения на множители"

Урок  математики, 7 класс, тема: "Применение различных способов для разложения на множители"...

Урок алгебры в 7 классе «Применение различных способов для разложения на множители»

Конспект урока разработан согласно учебника Алгебра - 7 по ред А.С.Теляковского.  Приложение: самостоятельная работа в парах....

Урок по теме:"Применение различных способов для разложения на множители"

Обобщающий урок по алгебре по учебнику Ю.Н.Макарычева...

Применение различных способов для разложения многочлена на множители

Повторить формулы сокращенного умножения; формировать умение применять различные способы разложения многочлена на множители.Формировать интерес к изучению темы и желание применять приобретённые знания...