Открытый урок по теме "Правильные и неправильные дроби", 5 класс
методическая разработка по алгебре (5 класс) на тему

Осмоловская Ольга Анатольевна

Открытый урок по теме  "Правильные и неправильные дроби" в технологии системно-деятельностного подхода, презентация к уроку.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Ровно встали, тихо сели Головами повертели. Очень сладко потянулись И друг другу улыбнулись. Прозвенел сейчас звонок, Начинается урок. ⅔ ⅙ ⅖ ⅗ ⅞

Слайд 2

Каждый может за версту Видеть дробную черту. Над чертой - числитель, знайте, Под чертою - знаменатель. Дробь такую, непременно, Надо звать обыкновенной 1 3

Слайд 3

; ; ; ; ; ; . 2 7 6 11 17 26 5 7 6 25 6 61 4 7 6 11 6 25 6 61 2 7 7 5 4 7

Слайд 4

3 5 1 7 6 6 11 19 9 8 5 4 23 19 3 5 1 7 11 19 6 6 9 8 5 4 23 19 правильные неправильные

Слайд 5

Тема урока: Правильные и неправильные дроби. Задачи: познакомиться с правильными и неправильными дробями; дать определение; научиться сравнивать.

Слайд 6

3 5 1 7 6 6 11 19 9 8 5 4 23 19 3 5 1 7 11 19 6 6 9 8 5 4 23 19 правильные неправильные

Слайд 7

4 7 1 < 5 9 9 5 > 17 16 1 > 9 9 1 = 7 13 7 13 = 8 11 1 1 < 4 4 = 7 7 11 12 1 < 12 11 >

Слайд 8

Сегодня на уроке мне удалось: Узнать … Научиться … Понять … Достигли ли вы поставленной цели? Что не получилось сегодня и почему?

Слайд 9

Домашнее задание: пункт 25, № 999, 1000, 1001 Составить две карточки с заданиями: 1).на отыскание правильных и неправильных дробей; 2).на сравнение дробей.

Слайд 10

«Дерево удовлетворённости» Плоды – урок прошёл полезно, плодотворно; Цветок – урок прошёл неплохо; Зелёный листок – не совсем удовлетворён уроком; Жёлтый листок – урок не понравился, скучно.



Предварительный просмотр:

Математика  5 класс

Раздел: «Обыкновенные дроби»

Тема: «Правильные и неправильные дроби»

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Авторы учебника: Виленкин Н.Я., Жохов В.И., Чесноков А.С., Шварцбург С.И.

Технология: системно-деятельностный подход.

Формы работы: индивидуальная, фронтальная, парная, групповая.

Рассадка учеников: 4 группы по 5-6 человек.

Оборудование: мультимедийный проектор, интерактивная доска, раздаточный материал.

Учитель математики Осмоловская Ольга Анатольевна

Цели урока:

Образовательные:

создать условия:

 - для вывода определения правильной и неправильной дробей;

- для формирования умений определять правильные и неправильные дроби, отмечать их на координатном луче;

- для формирования навыков сравнения правильных и неправильных дробей с единицей.

Развивающие:

создать условия:

- для развития мыслительной деятельности учащихся, умения сравнивать, обобщать и делать выводы, умения анализировать и устанавливать причинно-следственные связи,

- для развития умения самоконтроля и самооценки учащихся.

Воспитательные:

создать условия:

- для воспитания дисциплинированности на уроке;

- для критического отношения к своему труду;

- для воспитания внимательного отношения друг к другу при работе в парах и группе.

Структура урока:

1.Самоопределение к учебной деятельности.

2.Актуализация знаний и фиксация затруднений.

3.Выявление места и причины затруднения.

4.Построение проекта выхода из затруднения.

5.Реализация построенного проекта.

6.Первичное закрепление во внешней речи.

7.Самостоятельная работа с проверкой по эталону.

8.Рефлексия деятельности на уроке.

Ход урока:

1.Самоопределение к учебной деятельности.

Цель: обеспечить мотивационную готовность учащихся, включить их в учебную деятельность; определить содержательные рамки урока.

(Слайд 1)

Ровно встали, тихо сели,

Головами повертели.

Очень сладко потянулись

И друг другу улыбнулись.

Прозвенел сейчас звонок,

Начинается урок.

- Какой раздел математики мы изучаем?

(Обыкновенные дроби.)

(Слайд 2)

Каждый может за версту

Видеть дробную черту.

Над чертой - __________ , знайте,

Под чертою - ______________ .

Дробь такую, непременно,

Надо звать _________________ .

- А что же показывает знаменатель дроби?

(На сколько равных частей разделили целое.)

- Что показывает числитель дроби?

(Сколько равных частей взято.)

- Что вы умеете уже делать, используя обыкновенные дроби?

(Сравнивать, отыскивать часть от целого, целое по части.)

-Как вы думаете, мы с вами уже всё знаем об обыкновенных дробях?

(Нет.)

- Можем ли мы на этом остановиться?  Почему?

(Мы не умеем выполнять математические действия с обыкновенными дробями.)

- Поэтому я предлагаю вам узнать ещё кое-что интересное о дробях. Не  будем терять время и отправляемся в путь.

2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном учебном действии.  

Цель: актуализировать учебное содержание, необходимое и достаточное для восприятия нового материала; актуализировать мыслительные операции, необходимые и достаточные для восприятия нового материала: сравнение, анализ, обобщение; зафиксировать все повторяемые понятия и алгоритмы в виде схем и символов. 

(Слайд 3)

1.  Найдите и запишите дроби, которые  можете сравнить по известному  вам правилу:

; ;  ;  ; ; ;  .

(; ),       (;;)

Найдите и запишите дроби, которые обозначают больше половины целого.

(;  ;  ; ).

(Слайд 4)

2.Прочитайте дроби:
; ; ; ; ; ; .

Сравните в каждой дроби числитель и знаменатель. На какие группы можно разделить эти дроби?

; ;                         ;;; .

 - С какой группой дробей мы уже умеем работать, а какая для нас новая?

(С 1группой умеем работать, а 2 группа для нас новая)

- Какими из этих дробей можно обозначить часть целого?

(Дробями из 1 группы)

- Можно ли про остальные сказать, что каждая из них часть целого?

(Нет.)

- Одну группу дробей называют «правильные дроби», а другую – «неправильные дроби».

- Ребята, давайте сформулирует тему урока.

(Правильные и неправильные дроби)

Запишите в тетрадях тему урока «ПРАВИЛЬНЫЕ И НЕПРАВИЛЬНЫЕ ДРОБИ»

(Слайд 5)

3. Выявление места и причины затруднения.

Цель: выявить место и причину затруднения; организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого выявляется и фиксируется отличительное свойство задания, вызвавшего затруднение в учебной деятельности; согласовать цель и тему урока.

- Почему получились разные варианты ответов?

(Потому что мы не знаем, что такое правильные и неправильные дроби.)

- Ребята, какова же цель нашего сегодняшнего урока?

(Познакомиться с правильными и неправильными дробями; дать определение, научиться сравнивать.)

- Где мы встретились с затруднением? Почему?

(Потому что мы не знаем, что такое правильные и неправильные дроби.)

4. Построение проекта выхода из затруднения.

Цель: организовать коммуникативное взаимодействие для построения нового способа действия, устраняющего причину выявленного затруднения; зафиксировать новый способ действия в знаковой, вербальной форме и с помощью эталона.

- Какие же средства нам помогут выйти из затруднения?

(Учебник, справочная литература, модели)

5. Реализация построенного проекта.

- Поработайте в группах и попробуйте определить какую группу можно назвать правильными дробями, а какую –неправильными?

(Каждая группа предполагает свои варианты и аргументирует выбор)

- Работая в группах, попробуйте сформулировать определения правильной и неправильной дробей.

(Формулируют)

- Откройте учебник на стр.25 и прочитайте правила.

(Открывают учебник, читают)

- Совпадают ли определения с теми, которые дали вы?

Поработайте в парах и расскажите определения друг другу.

6. Первичное закрепление во внешней речи.

Цель: зафиксировать изученное учебное содержание во внешней речи.

- Выполняем по группам задания на стр.26 № 976(а,б), 977(а,б)

(Проверяем и всё проговариваем. На плёнке каждая группа сдаёт задание.)

(Слайд 6 как 4)   Выпишите дроби, которые  меньше 1. (Правильные)

                              Выпишите дроби, которые больше 1 или равны 1. (Неправильные)

- Обведите правильные записи (задания выполняют в группах):

<1;  >;  >1;  =1;  =;  <1;  =;  1<;  1>

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

- Я буду читать дроби, а вы хлопаете в ладоши и киваете, если названа правильная дробь, и мотаете головой в стороны, если названа неправильная дробь.

7. Самостоятельная работа с проверкой по эталону.

Цель: проверить своё умение применять знания о правильных и неправильных дробях в типовых условиях на основе сопоставления своего решения с эталоном для самопроверки.

- Ребята выполняют тестовое задание, а затем получают ключ для выполнения самопроверки.

После выполнения работы учащиеся проверяют свои ответы и отмечают правильно решённые примеры, исправляют допущенные ошибки, проводится выявление причин допущенных ошибок.

8. Рефлексия деятельности на уроке.

Цель: зафиксировать новое содержание, изученное на уроке; оценить собственную деятельность; поблагодарить одноклассников, которые помогли получить результат урока; зафиксировать неразрешённые затруднения как направления будущей учебной деятельности; обсудить и записать домашнее задание.

(Слайд 7)

Сегодня на уроке мне удалось:

- Узнать:

-Научиться …

- Понять …

РАЗДАТЬ ПАМЯТКИ.

- Достигли ли вы поставленной цели?

- Что не получилось сегодня и почему?

(Слайд 9)

Домашнее задание:  пункт 25, № 999, 1000, 1001.

 Составить две карточки с заданиями: 1) на отыскание правильных и неправильных

                                                                      дробей;

 (Слайд 10)                                               2) на сравнение дробей.

«Дерево удовлетворённости».          Закрепляем на дереве  магнитами.

Плоды – урок прошёл  полезно, плодотворно;

Цветок – урок прошёл неплохо;

Зелёный листок – не совсем удовлетворён уроком;

Жёлтый листок – урок не понравился, скучно.

Приложение1.

; ; ; ; ; ; .

Приложение1.

; ; ; ; ; ; .

Приложение1.

; ; ; ; ; ; .

Приложение1.

; ; ; ; ; ; .

Приложение 2.

<1;  >;  >1;  =1;  =;  <1;  =;  1<;  1>

Приложение 2.

<1;  >;  >1;  =1;  =;  <1;  =;  1<;  1>

Приложение 2.

<1;  >;  >1;  =1;  =;  <1;  =;  1<;  1>

Приложение 2.

<1;  >;  >1;  =1;  =;  <1;  =;  1<;  1>

Приложение 2.

<1;  >;  >1;  =1;  =;  <1;  =;  1<;  1>

Приложение 3.

; ;  ;  ; ; ;  .

Приложение 3.

; ;  ;  ; ; ;  .

Приложение 3.

; ;  ;  ; ; ;  .

Приложение 3.

; ;  ;  ; ; ;  .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по теме: «Деление обыкновенных дробей» 6 класс.

ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО ТЕМЕ: «ДЕЛЕНИЕ ОБЫКНОВЕННЫХ ДРОБЕЙ» 6 класс  ТЕМА:      «Деление обыкновенных дробей»,  6 класс. ЦЕЛЬ УРОКА: Обобщить и системат...

Открытый урок Умножение и деление десятичных дробей 5 класс

Открытый урок разработан  для учащихся 5 классов малокомплектных школ с небольшим количеством учеников. В ходе урока каждый ученик зарабатывает баллы и получает оценку. Однако, на основе да...

Открытый урок-путешествие по теме" Деление дробей" в 6 классе

Данный урок - закрепление пройденного материала по теме "Деление дробей" в 6 классе, посвященн 200-летию Бородинского сражения. На каждом этапе урока учащиеся узнают ход сражения, его героев. При этом...

Открытый урок по теме "Умножение десятичных дробей" 5 класс

Урок- обобщене знаний обучающихся с применением здоровье- сберегающей технологии....

Урок-путешествие «Правильные и неправильные дроби»

Урок для учащихся 5-го класса с использованием компьютерной презентации по теме "Правильные и неправильные дроби". Это урок обобщения и систематизации знаний, ...

Урок-путешествие «Правильные и неправильные дроби»

Урок для учащихся 5-го класса с использованием компьютерной презентации по теме "Правильные и неправильные дроби". Это урок обобщения и систематизации знаний, ...

Урок-путешествие «Правильные и неправильные дроби»

Урок для учащихся 5-го класса с использованием компьютерной презентации по теме "Правильные и неправильные дроби". Это урок обобщения и систематизации знаний, ...