Симметрия вокруг нас
учебно-методический материал (алгебра, 10 класс) по теме

Ереско Ирина Алексеевна

Данный проект рассчитан  на учащихся 10 класса. Он охватывает изучение учебных тем: "Симметрия" по геометрии, "Города и страны", "Транспорт", "Архитектура" - по географии, "Особенности строения растительных и животных организмов" по биологии и опирается на соответствующие стандарты по матиматике, географии, биологии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл simmetriya_vokrug_nas.docx2.61 МБ
Office presentation icon simmetriya_vogrug_nas.ppt1.75 МБ

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

по теме: «Симметрия вокруг нас» Проект урока

Слайд 2

Данный проект рассчитан на учащихся 8-10 классов. Он охватывает изучение учебных тем: «Симметрия» по геометрии, «Города и страны», "Транспорт", "Архитектура" по географии, «Особенности строения растительных и животных организмов» по биологии и опирается на соответствующие стандарты по математике, географии и биологии. Данный проект формирует осознание того, что нужно жить в мире и согласии с природой, развивает наблюдательность, творческие способности. При проведении проекта с опорой на формирующее оценивание учитель помогает ученикам в развитии их навыков критического мышления, формировании коммуникативных навыков, организует самостоятельные исследования по учебной теме .

Слайд 3

углубить и расширить знания по теме «Симметрия»; узнать о видах симметрии и уметь отличать один вид от другого; получить наглядное представление о проявлении симметрии в природе, различных областях науки и человеческой деятельности развивать навыки работы в команде и навыки принятия решений

Слайд 4

«Симметрия в архитектуре города Санкт – Петербурга» Я предлагаю Вам прогуляться по Петербургу и особенно обратить внимание на композиции зданий нашей северной столицы, на их симметричность. Симметрия многолика. Она обладает свойствами, которые одновременно и просты, и сложны. Даже человек, мало знакомый с геометрией, легко выберет из предложенных фигур наиболее симметричные. Нам нравиться вглядываться в узоры симметрии, постигать их законы, и они воспринимаются нами как красивые.

Слайд 5

Переносную симметрию в г. Санкт – Петербурге можно увидеть в орнаментах или решетках, которые используются для украшения мостов и оград. Орнамент, украшющий Аничков мост Здание Главного Адмиралтейства является примером зеркальной симметрии

Слайд 6

В данных архитектурных сооружениях сочетаются как зеркальная симметрия, так и переносная симметрия. Нарышкин бастион Меньшиковский дворец

Слайд 7

Симметричные формы производят впечатление волевой организованности, величественности, поэтому симметрия сковывает, навязывает условности не только форме здания, но и людям, которые в нем находятся. В Санкт – Петербурге жили наши цари, начиная с Петра I . Я думаю, что симметричность архитектурных сооружений города, дворцов, в которых жили императорские особы, только подчеркивали их важность, величественность, поэтому этот математический закон способствовал созданию ауры величия, торжественности и красоты вокруг императора и его окружения.

Слайд 8

В традиционных национальных украшениях и предметах быта можно встретить все виды симметрии на плоскости: центральную, осевую, поворотную, переносную. Орнамент в древней Руси использовался как украшение одежды, дома, предметов быта, интерьера, и других всевозможных предметов. Однако, не смотря на это, орнамент очень часто имел не только эстетическое, но и символическое значение. Многое в орнаменте древней Руси шло от воззрений язычества, наделялось особым смыслом и значением, и должно было ограждать человека от всего дурного.

Слайд 9

Внутри дома все обиходные предметы были покрыты охраняющими знаками , облегчавшими одоление зла внутри убежища Схемы символов солнца и земли, украшавших фасад постройки избы Комплекс заклинательной орнаментики русской избы

Слайд 10

Символика в декоративно-прикладном творчестве Древней Руси. Отдельный круг древних сюжетов связан с культом огня. К наиболее архаическим относятся изображения огня в виде двуглавых птиц. Наиболее известны изображения двуглавого орла с поднятыми крыльями, занявшие прочное место в гербах и монетах (связанные с почитанием бога огня и молнии).В образе быстрокрылой птицы – орла или сокола – получили отражения представления славян о стремительной “окрыленной” молнии. Образ молнии также нашел воплощение в виде огненного змея и дракона. Змей-дракон, олицетворяющий молнию, считался покровителем жилья и огня. Повсеместное распространение у всех восточных славян имел один и тот же оберег от грозы шестигранник или круг, но обязательно с шестью радиусами, что заставляет нас выделить эту фигуру из общей массы знаков, условно называемых солярными, и признать колесо особым "громовым" знаком.

Слайд 11

К числу традиционных узоров, на протяжении столетий использовавшихся в русском декоративно-прикладном искусстве, относится узор, изображавший древо жизни с симметрично расположенными в нем или около него птицами. В языческом искусстве древо жизни воплощало силу живой природы, оно изображало божественное древо, от которого зависело произрастание трав, хлебных злаков, деревьев и «рост» самого человека. Очень часто можно встретить сюжеты магических календарных обрядов, которые связанны с основными этапами сельскохозяйственных работ. Древо жизни животных и птиц стали любимыми в композициях декоративного искусства средневековья. Мастерам древней Руси удавалось создать гармоничные орнаменты из настолько разнообразных, иногда несимметричных и насыщенных мотивов. Возможно, эта гармония достигалась именно благодаря тому, что все черты использовавшихся мотивов других стран смягчались и перерабатывались.

Слайд 12

В данном исследовании симметрия рассматривается как основа гармонии в живой и неживой природе, в архитектуре, в искусстве. Слово «симметрия» греческого происхождения. Оно означает «соразмерность, пропорциональность, одинаковость в расположении частей». Математически строгое представление о симметрии сформировалось сравнительно недавно - в 19 веке. В природе математика не создаёт красоту, как в технике и в искусстве, а лишь фиксирует, выражает. Растительный или животный мир подчиняется строгим законам развития. . Симметрия в живой и неживой природе

Слайд 13

Странствующий монарх используем понятие осевой симметрии Когда мы рисуем бабочку, то мы Понятия симметрии, пропорции и ритма играли важную роль в познании греками пространственно-временной структуры окружающего мира. Закономерность и красота раскрывались перед ними и в симметрии живых организмов, и в пропорциональности человеческого тела, и в ритмах чередования дня и ночи, смены времен года

Слайд 14

Принцип симметрии лежит в основе построения разнообразных орнаментов . Высокого развития орнамент достиг в средневековой Руси. Для русского орнамента характерны как геометрические и растительные формы, так и изображения птиц, зверей, фантастических животных и человеческих фигур. Наиболее ярко русский орнамент выражен в резьбе по дереву и вышивке. Часто используется плетёнка – различного вида переплетение полосок типа лент, ремней, стеблей цветов. Симметрия как объективный признак красоты проходит через всю историю искусств. Симметрия господствует в архитектуре, скульптуре, в изобразительном искусстве Древнего Египта, Древней Греции и Рима, средневековья и Возрождения.

Слайд 15

Геометрическая резьба по дереву, один из самых древних и распространённых видов деревянной орнаментальной резьбы Геометрическая резьба использовалась в домовом декоре Русского Севера и при украшении прялок и различных предметов домашней утвари – вальков, рубелей, трепал. Геометрический узор встречается на предметах из Новгородских раскопок 10-12 веков. Подобные орнаменты украшают изделия западноевропейских ремесленников, мастеров Средней Азии. Орнамент стал способом украшения вокальных и инструментальных мелодий в музыке – орнаментика.

Слайд 16

Симметрия окружает нас везде

Слайд 17

Предполагаемое практическое применение: Возможность применения полученных знаний: при решении предметных задач, в повседневной жизни, при изучении тем на других предметах. Использование результатов исследования в виде презентаций учителями – предметниками, в качестве вспомогательного материала при проведении интегрированных уроков по различным учебным дисциплинам.

Слайд 18

Заключение Человеческие представления о красивом формируются под влиянием того, что человек видит в живой природе. В различных своих творениях, очень далёких друг от друга, она может использовать одни и те же принципы. И человек в живописи, скульптуре, архитектуре, музыке применяет эти же принципы. Основополагающими принципами красоты при этом являются пропорции (в частности "золотая пропорция") и симметрия.

Слайд 19

Список используемой литературы : «Большая энциклопедия школьника» А.В. Волошинов «Математика и искусство», Москва, «Просвещение», 1992 год. Тарасов Л. «Этот удивительно симметричный мир: пособие для учащихся», Москва, «Просвещение», 1982 год. http://tourbina.ru/guide/Praga-Tchekhiya-117219/Zametki/Geometriya-i-simmetriya-Vrtbovskogo-sada-47040/ http://portfolio.1september.ru/ http://go.mail.ru/ http://festival.1september.ru/articles/410259/ http://art.ioso.ru/seminar/2008/projects5/int.ppt


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Симметрия вокруг нас.

Интегрированный урок по математике и биологии. Цель которого выяснить какие виды симметрии встречаются в математике и живой природе....

Интегрированный урок - семинар "Симметрия вокруг нас"

Применение математики в выбранной профессии....

Симметрия вокруг нас

Презентация по теме "Симметрия" для учащихся 9 класса. Рассмотрены различные виды симметрии в природе, живописи, математике, русском языке, архитектуре....

Симметрия вокруг нас

Презентация по геометрии....

Симметрия вокруг нас

Творческо- исследовательская работа по теме "Симметрия"....

Симметрия вокруг нас

Цели:Найти практическое применение симметрии в жизни; изучение понятия осевой и центральной симметрий, проведение исследовательской работы по изучению явлений симметрии в природе, технике, одежде; при...