Главные вкладки

    Программа элективного курса "Математические задачи в экономике и статистике"
    элективный курс по алгебре (11 класс) по теме

    Хайржанова Ольга Николаевна

     

    Программа элективного курса «Математические задачи в экономике и статистике» предназначена для обучающихся 10 – 11-х классов.Программа ориентирована на овладение обучающимися знаниями и умениями, необходимыми для успешного продолжения образования, применения полученных знаний в текущей и будущей практической жизни и деятельности, осознанного социального и профессионального самоопределения. В процессе работы по изучению материала данного курса ученики овладевают новыми знаниями в области математики, экономики и статистики, получают возможность практического применения своих интеллектуальных способностей. Программа элективного курса предусматривает формирование и развитие у обучающихся ключевых образовательных компетентностей, кооперативно – коммуникативных умений. В этом направлении приоритетным является участие школьников в проектной и исследовательской деятельности, выполнение творческих работ по выбранной теме, участие в итоговой конференции.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Программа элективного курса

    «Математические задачи в экономике и статистике»

    Рецензия на программу написана кандидатом педагогических наук,

    доцентом, доцентом кафедры М и МОМ ФГБОУ ВПО «Шадринский государственный педагогический институт» Коркиной П.С., 2012 год.

    Пояснительная записка.

     Каждому человеку в его повседневной практической деятельности приходиться выполнять достаточно сложные расчеты, пользоваться вычислительной техникой, находить в справочниках и использовать нужные формулы, читать информацию, представленную в виде таблиц, диаграмм, графиков, понимать вероятностный характер случайных событий, производить несложные финансовые вычисления и т.д. Покупая товар в кредит, обменивая рубли на доллары, внося деньги на счет в банк, участвуя в лотерее или вступая в игру, человек для своего материального и морального благополучия должен выбрать оптимальный вариант действий из многих возможных.

    Актуальность введения элективного курса «Математические задачи в экономике и статистике» заключается в том, что профессий, связанных с науками математика, экономика и статистика, очень много и ученикам необходима дополнительная специализированная подготовка для более точного определения своего дальнейшего профессионального пути. Данная тема  актуальна  в связи с тем, что современным школьникам требуются не просто задачи на вычисление, а задачи, наиболее приближенные к жизненным ситуациям.

    Программа элективного курса «Математические задачи в экономике и статистике» ориентирована на овладение обучающимися знаниями и умениями, необходимыми для успешного продолжения образования, применения полученных знаний в текущей и будущей практической жизни и деятельности, осознанного социального и профессионального самоопределения.

    В процессе работы по изучению материала данного курса ученики овладевают новыми знаниями в области математики, экономики и статистики, получают возможность практического применения своих интеллектуальных способностей.

    Цель курса – сформировать представления о математических методах и способах решения нестандартных задач в экономике и статистике.  

    Задачи курса:

    1). Систематизировать и углубить знания по математике, необходимые для решения задач по экономике и статистике.

    2). Способствовать интеллектуальному развитию обучающихся, формированию качеств мышления, характерных для математической деятельности при проектировании решения задач в области экономики и статистики.

     3). Содействовать формированию опыта творческой деятельности школьников  

    через исследовательскую деятельность при решении нестандартных задач и выполнении проектов.

    4). Содействовать формированию навыков работы с научной литературой, использования различных Интернет-ресурсов.

    Программа элективного курса «Математические задачи в экономике и статистике» предназначена для обучающихся 10 – 11-х классов.

    В ходе изучения материала элективного курса целесообразно сочетать такие формы организации учебной работы как лекции, семинары, практикумы по решению задач, деловые и ролевые игры, консультации.  

    Программой предусмотрены разнообразные виды деятельности обучающихся: самостоятельное приобретение знаний из различных  источников информации и применение этих знаний, работа в группах, работа в парах, участие в  дискуссиях.

    Программа элективного курса предусматривает формирование и развитие у обучающихся ключевых образовательных компетентностей, кооперативно – коммуникативных умений. В этом направлении приоритетным является участие школьников в проектной и исследовательской деятельности, выполнение творческих работ по выбранной теме, участие в итоговой конференции. Тематика творческих работ составлена с учетом развития исследовательских умений. Наряду с информационно – реферативными творческими работами, имеются проблемно – реферативные, экспериментальные и исследовательские. Оптимальное сочетание различных видов творческих работ дает возможность каждому ученику развивать как когнитивные, так и креативные умения. Групповая форма работы будет способствовать развитию оргдеятельностных и коммуникативных компетенций школьников.

    Программа соответствует цели и задачам профильного обучения – социализации личности, развитию коммуникативных умений и навыков обучающихся, решимости реализовать свои жизненные планы.

    Общее количество часов – 60, из них:

    - 40 часов – теоретическая часть, направленная на расширение знаний обучающихся по математике, экономике и статистике, расширение знаний о профессиях, связанных с математикой, экономикой и статистикой;

    - 20 часов – проектная деятельность, направленная на развитие коммуникативных умений и навыков обучающихся.

    Итоги работы обучающихся на занятиях элективного курса «Математические задачи в экономике и статистике» будут подводиться в виде тестирования после каждой основной темы, на итоговом занятии с выступлениями обучающихся о проделанной работе по выбранной теме и по результатам творческой работы на Дне науки.

    Учебно – тематический план.

    № п/п

    Название темы

    Всего занятий

    В том числе

    теория

    практика

    семинар, конференция

    деловые и ролевые игры

    1.

    Вводное занятие.

    2

    1

    1

    -

    -

    2.

    Исторический экскурс в мир наук.


    2


    1


    -


    1


    -

    3.

    Процентные вычисления в жизненных ситуациях.


    6


    -


    4


    -


    2

    4.

    Требования к исследователь-ской работе.


    2


    -


    2


    -


    -

    5.

    Банковские операции.

    4

    1

    2

    1

    -

    6.

    Бюджет.

    2

    -

    -

    -

    2

    7.

    Работа по основным разделам темы проекта.


    10


    -


    10


    -


    -

    8.

    Основы предпринима-тельства.

    6

    2

    2

    -

    2

    9.

    Случайные величины.

    6

    2

    2

    2

    -

    10.

    Математическое описание случайных событий.


    6


    1


    1


    2


    2

    11.

    Статистическая информация.

    8

    3

    3

    2

    -

    12.

    Анализ выполненной  работы.


    5


    -


    2


    3


    -

    13.

    Итоговое занятие.

    1

    -

    1

    -

    -

    Итого:

    60

    11

    30

    13

    6

    Содержание курса (теоретическая часть – 40 часов).

     Тема 1. Исторический экскурс в мир наук.

    Основная цель – познакомить обучающихся с  возникновением и взаимосвязью наук:  математики, экономики, статистики.

    Содержание:

    1). История возникновения математики.

    2). История возникновения экономики.

    3). История возникновения статистики.

     Тема 2. Процентные вычисления в жизненных ситуациях.

    Основная цель – показать применение основного математического понятия – «процент» в жизни человека.

    Содержание:

    1). Тарифы.

    2). Голосование.

    3). Распродажа.

     Тема 3. Банковские операции.

    Основная цель – раскрыть суть основных банковских операций.

    Содержание:

    1). Кредиты.

    2). Вклады.

     Тема 4. Бюджет.

    Основная цель - рассмотреть виды бюджетов, способы увеличения доходной части бюджета семьи.

    Содержание:

    1). История возникновения бюджета.

    2). Бюджет семьи.

                 Тема 5. Основы предпринимательства.

    Основная цель – рассмотреть основы предпринимательской деятельности.

    Содержание:

    1). История становления предпринимательства в России.

    2). Виды предпринимательской деятельности.

    3). Бизнес - план.

                 Тема 6. Случайные величины.

    Основная цель – познакомить обучающихся  с понятием «случайная величина», рассмотреть ее виды.

    Содержание:

    1). Распределение вероятностей случайной величины.

    2). Математическое ожидание случайной величины.

    3). Дисперсия и стандартное отклонение.

     Тема 7. Математическое описание случайных событий.

    Основная цель – рассмотреть основные формулы  теории вероятности и способы решения задач по данным формулам.

    Содержание:

    1). Классическое определение вероятности.

    2). Сложение и умножение вероятностей.

    3). Объединение и пересечение событий.

     Тема 8. Статистическая информация.

    Основная цель – рассмотреть основные статистические характеристики и показать их применение при статистической обработке данных; показать роль графиков, таблиц и диаграмм в представлении информации.

    Содержание:

    1). Наглядное представление информации.

    2). Статистические характеристики.

    3). Статистическая обработка данных.

    Содержание курса (практическая часть – 20 часов).

     Тема 1. Вводное занятие.

    Основная цель – познакомить обучающихся с целями и задачами курса, темами творческих работ.

    Содержание:

    1). Презентация курса.

    2). Темы творческих работ.

    3). Диагностика обучающихся.

    Тема 2. Требования к исследовательской работе.

    Основная цель – познакомить обучающихся с требованиями к содержанию и оформлению творческих работ.

    Содержание:

    1). Требования к оформлению проекта.

    2). План работы над проектом.

    Тема 3. Работа по основным разделам темы проекта.

    Основная цель – провести индивидуальные консультации по отбору литературы, написанию текста творческой работы.

    Содержание:

    1). Раздел «Аннотация»

    2). Раздел «План исследований».

    3). Раздел «Научная статья».

    4). Раздел «Заключение».

    Тема 4. Анализ выполненной исследовательской работы.

    Основная цель – провести анализ работы над проектом  и подготовить выступление для защиты проекта.

    Содержание:

    1). Проекты обучающихся.

    2). Презентация проекта.

     Тема 5. Итоговое занятие.

    Основная цель – подвести итоги работы элективного курса.

    Содержание:

    1). Диагностика обучающихся.

    2). Рефлексия.

    Тематика творческих работ.

    1). На перекрёстке наук.

    2). Экономическое развитие предприятия.

    3). Экономия семейного бюджета.

    4). Кредиты. Жизнь в долг…

    5). Мир денег.

    6). Задачи на проценты в нашей жизни.

    7). История звонкой монеты.  

    8). Инфляция. Виды инфляций.

    9). Вероятность вокруг нас.

    10). Нужна ли современному человеку пластиковая карта?

    11). Безработица в условиях рынка труда.

    12). Мое собственное дело.

    13). Статистика как метод изучения явлений экономики.

    14). Исследование потребления электроэнергии в зависимости от времени года.  

           Анализ статистических результатов перехода на летнее время.  

    15). Определение цены сделки квартиры исходя из ее равноценности с    

           квартирами данного типа.

    Планируемые результаты.

    Предметные результаты: в ходе освоения содержания курса обучающиеся овладевают разнообразными способами деятельности, приобретают и совершенствуют опыт:

    - построения и исследования математических моделей для описания и решения прикладных задач, задач из смежных дисциплин;    

      - выполнения и самостоятельного составления алгоритмических предписаний и инструкций на математическом материале; выполнения расчетов практического характера;                                                                                                                                                    - использования математических формул и самостоятельного составления формул на основе обобщения частных случаев и эксперимента;                                                                                                                            - самостоятельной работы с источниками информации, обобщения и систематизации полученной информации, интегрирования ее в личный опыт;                                                                                                       - проведения доказательных рассуждений, логического обоснования выводов, различения доказанных и недоказанных утверждений, аргументированных и эмоционально убедительных суждений;                                                                                                                                                                                     - самостоятельной и коллективной деятельности, включения своих результатов в результаты работы группы, соотнесение своего мнения с мнением других участников учебного коллектива и мнением авторитетных источников.

    Личностные результаты:

    -  готовность и способность обучающихся к саморазвитию;

    -  сформированность мотивации к учению и познанию;

    - ценностно-смысловые установки, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества;

    -  готовность и способность обучающихся к самоопределению.

    Метапредметные результаты:

    - умение организовать свою деятельность: определять цель деятельности на занятии; высказывать свою версию, сравнивать ее с другими; определять последовательность действий для решения предметной задачи (проблемы); давать оценку и самооценку своей работы и работы всех;

    - умение пользоваться информацией: искать и находить нужную информацию в разных источниках; записывать информацию в виде текста, таблицы, схемы и т.д.; пользоваться словарями, справочником, компьютером;

    - умение мыслить: наблюдать и делать выводы самостоятельно; сравнивать, группировать предметы, явления; определять причины явлений, событий; обобщать знания и делать выводы;

    - умение общаться: соблюдать правила этикета в общении; высказывать и доказывать свою точку зрения; слушать других; умело говорить и писать с учётом речевой ситуации;

    - умение работать в коллективе: работать в группе (сотрудничать в совместном решении проблемы, прогнозировать последствия коллективных решений;

    - умение оценивать то, что происходит вокруг: оценивать то, что происходит с тобой и вокруг тебя; уважительно относиться к позиции другого, объяснять своё несогласие и пытаться договориться.                

                   

    Диагностика обучающихся.

      С целью выявления положительных результатов изучения материала элективного курса «Математические задачи в экономике и статистике», на вводном и итоговом занятии проводится диагностика обучающихся.  Для этого используется стандартизированная методика «Интеллектуальный тест Р.Кеттелла» из комплекта программ компьютерной обработки психологических тестов научно – производственной фирмы «Амалтей».

    Ученик индивидуально на компьютере проходит данный тест. Время выполнения теста – 30-40 минут. При прохождении теста учениками, желательно присутствие психолога.

    Интеллектуальный тест Р.Кеттелла является наиболее подходящим инструментом для оценки интеллектуального развития школьников, выбора уровня образования.

     Методика теста состоит из 4 субтестов: дополнения, классификация, матрицы и топология. Перед выполнением каждого субтеста, ученику предоставляется инструкция по выполнению заданий и 3 – 4 задания по данной теме. Затем ученик выполняет 8 – 14 заданий каждого субтеста. Результаты субтестов суммируются,  и  на экран компьютера выходит результат и его обработка. Полученные результаты соотносятся с возрастными нормами.

     При сравнении и анализе результатов диагностики на вводном и  итоговом занятии  можно говорить об уровне обученности и обучаемости испытуемого, а также об особенностях его познавательной деятельности.  

    Список литературы.

    1. Автономов, В. С. Введение в экономику [Текст] / В.С. Автономов. –М.: Вита-Пресс, 2010. – 256 с.

    2. Акимов, Д. В. Задания по экономике: от простых до олимпиадных [Текст]  / Д. В. Акимов, О. В.  Дичева, Л. Б. Щукина. –М.: Вита-Пресс, 2008. – 320 с.

    3. Бродский,  Я. С. Статистика. Вероятность. Комбинаторика [Текст] / Я. С.  Бродский.  - М.: ООО «Издательство Оникс»: ООО «Издательство «Мир и Образование», 2008. — 544 с.

    4. Васильев, В. П. Экономика для школьников и абитуриентов [Текст] / В. П. Васильев.  - М.:Дело и сервис, 2005. – 132 с.

    5. Глеман,  М. Вероятность в играх и развлечениях: Элементы теории вероятностей в курсе средней школы. Пособие для учителя [Текст] / М.  Глеман, Т. Варга. Пер. с фр. А. К. Звонкина.  - М.: Просвещение, 2009. — 176 с.

    6. Грызина, Н. Ю. Математические методы исследования операций в экономике [Текст] / Н. Ю. Грызина,  И. Н. Мастяева, О. Н. Семенихина.- М.: ЕАОН, 2008. – 204 с.

    7. Евич Л. Н., Ольховая Л. С., Ковалевская А. С. Математика. Подготовка к ЕГЭ-2012. Элементы теории вероятностей и статистики: учебно-методическое пособие [Текст] / Под редакцией Ф. Ф. Лысенко, С. Ю. Кулабухова. - Ростов-на-Дону: Легион-М, 2011. — 32 с.

    8. Кондратьев,  Д. Л. Твоя коллекция монет [Текст]  / Д. Л. Кондратьев.  - М.: Детская литература, 2004. – 170 с.

    9. Лютикас, В. С. Факультативный курс по математике. Теория вероятностей [Текст]  / В. С. Лютикас.  - М.: Просвещение, 2009. – 198 с.

     10. Прокопенко,  Н. И. Задачи на смеси и сплавы [Текст] / Н.И. Прокопенко.- М.: Чистые пруды, 2010. – 215 с.

     11. Просветов, Г. И. Экономика для школьников. Задачи и решения [Текст] / Г. И. Просветов.  - М.: Альфа-Пресс, 2008. – 232 с.

     12. Просветов, Г. И. Теория вероятности и статистика  для школьников [Текст] / Г. И. Просветов. - М.: Альфа-Пресс, 2009. – 120 с.

    13. Тюрин, Ю. Н. Теория вероятностей и статистика [Текст]  / Ю. Н. Тюрин, А. А. Макаров,  И. Р. Высоцкий, И. В. Ященко. -2-е изд., переработанное. -  М.: МЦНМО: ОАО «Московские учебники», 2008. —256 с.

    14.  Шевчук,  Д. А. История экономики. Учебное пособие [Текст]  / Д. А. Шевчук.  - М.: Эксмо, 2009 – 305 с.

    15.  Юдин, С. В. Математика в экономике. Учебное пособие [Текст] / С. В. Юдин.  - Тула: РГТЭУ, 2009. – 228 с.

    Календарно – тематическое планирование.


    п/п

    Тема

    Форма занятия

    Виды деятельности

    Количество часов

    Сроки проведения

    теоретических

    практических

    1

    Вводное занятие. Цели и задачи курса. Знакомство с темами творческих работ. Выбор темы творческой работы, способов работы над темой.

    Презентация

    Беседа. Проектирование личного учебного плана.

    Диагностика обучающихся

    1

    1

    2

    Исторический экскурс в мир наук.

    Лекция, семинар

    Сообщение. Работа в группах

    1

    1

    3

    Процентные вычисления в жизненных ситуациях. Тарифы.

    Практикум

    Работа в парах

    -

    2

    4

    Процентные вычисления в жизненных ситуациях. Голосование.

    Практикум

    Деловая игра

    -

    2

    5

    Процентные вычисления в жизненных ситуациях. Распродажа.

    Практикум

    Работа в группах. Тестирование

    -

    2

    6

    Требования к оформлению исследовательской работы. Обсуждение и составление плана исследовательской работы.

    Консультация

    Сообщение. Индивидуальные    беседы

    -

    2

    7

    Банковские операции. Кредиты. Вклады.

    Лекция. Семинар

    Беседа. Работа в парах

    1

    1

    8

    Банковские операции.

    Экскурсия в банк

    Беседа

    -

    2

    9

    Бюджет. История возникновения бюджета. Бюджет семьи.

    Практикум

    Ролевая игра

    -

    2

    10

    Работа по основным разделам темы проекта.

    Консультация

    Работа с литературой. Индивидуальные беседы

    -

    2

    11

    Основы предпринимательства. История становления предпринимательства в России.

    Лекция. Практикум

    Беседа. Работа в парах

    1

    1

    12

    Основы предпринимательства. Виды предпринимательской деятельности.

    Лекция. Практикум

    Беседа. Работа в группах

    1

    1

    13

    Основы предпринимательства. Бизнес-план.

    Практикум

    Ролевая игра. Тестирование

    -

    2

    14


    Работа по разделу «Научная статья».

    Консультация

    Работа с литературой. Обсуждение результатов работы над разделом

    -

    2

    15

    Работа по разделам «Аннотация», «План исследований», «Заключение».

    Консультация

    Работа с литературой. Обсуждение результатов работы над разделом

    -

    2

    16

    Случайные величины. Распределение вероятностей случайной величины.

    Лекция. Семинар

    Беседа. Работа в группах

    1

    1

    17

    Случайные величины. Математическое ожидание случайной величины.

    Практикум

    Работа в парах

    -

    2

    18

    Случайные величины. Дисперсия и стандартное отклонение.

    Лекция. Семинар

    Беседа. Работа в группах

    1

    1

    19

    Работа по основным разделам темы проекта.

    Консультация

    Обсуждение результатов работы над проектом

    -

    2

    20

    Математическое описание случайных событий. Классическое определение вероятности.

    Семинар

    Работа в группах

    -

    2

    21

    Математическое описание случайных событий. Сложение и умножение вероятностей.

    Лекция. Практикум

    Беседа. Работа в парах

    1

    1

    22

    Математическое описание случайных событий.  Объединение и пересечение событий.

    Практикум

    Деловая игра

    -

    2

    23

    Оформление творческой работы. Оформление приложения.

    Консультация

    Индивидуальные беседы

    -

    2

    24

    Статистическая информация. Наглядное представление информации.

    Лекция. Практикум

    Работа в парах

    1

    1

    25

    Статистическая информация. Статистические характеристики.

    Лекция. Практикум

    Работа в группах

    1

    1

    26

    Статистическая информация. Статистическая обработка данных.

    Лекция. Семинар. Экскурсия в отдел  статистики

    Беседа. Работа в парах. Тестирование

    1

    3

    27

    Анализ выполненной исследовательской работы. Подготовка выступления.

    Консультация

    Индивидуальные беседы

    -

    2

    28

    Подведение итогов работы над проектом. Защита проектов.

    Конференция

    Индивидуальные выступления

    -

    3

    29

    Итоговое занятие.

    Практикум

    Беседа. Диагностика обучающихся

    -

    1


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Программа элективного курса «Право и экономика в жизни общества». для 10-х классов

    Содержание данного курса представляет собой комплекс знаний о роли права в условиях рыночной экономики. Актуальность проблем, связанных с изучением основ экономики в школе, обусловлена с радикальными ...

    Рабочая программа элективного курса «Право и экономика».

    Настоящая программа раскрывает содержание общего курса экономических знаний, давая необходимые представляя не только о современных экономических ...

    программа элективного курса "Основы домашней экономики и предпринимательства"

    Элективный курс «Основы домашней экономики и предпринимательства» является пропедевтикой к школьным базовым курсам «Экономика» и «Технология»для 10 - 11 класса....

    Рабочая программа элективного курса "Математика в экономике"

      Актуальность элективного курса «Математика в экономике» состоит в том, что он дополняет и развивает школьный курс математики, а так же является информационной поддержкой выбранного...

    программа элективного курса "Введение в экономику"

    Современное общество настойчиво требует от выпускников школ не слепого подражания и бездумного соблюдения инструкций и правил, а вдумчивого, творческого подхода к действительности. Осознанный выбор бу...

    9 класс. Программа элективного курса "Математика и экономика"

    Программа эллективного курса по математике для обучающихся 9 класса "Математика и экономика"...

    Авторская образовательная программа элективного курса «Путешествие в экономику и решение задач»

          Курс "Путешествие в экономику" предназначен для учащихся пятых классов, интересующихся математикой и экономикой.     Предлагаемый курс ориенти...