Урок-практикум в 9 классе по теме «Решение систем уравнений второй степени»
план-конспект урока по алгебре (9 класс) по теме

Милько Татьяна Васильевна

Урок-практикум в 9 классе по теме «Решение систем уравнений второй степени»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok-praktikum_reshenie_sistem_uravneniy_vtoroy_stepeni.docx144.16 КБ

Предварительный просмотр:

Урок-практикум в 9 классе по теме «Решение систем уравнений второй степени»

Цели урока: 1) знать суть основных способов решения систем уравнений: способа подстановки, способа сложения, графического способа;

2) развивать навыки самостоятельного комплексного применения знаний; развитие познавательных, регулятивных, коммуникативных  УУД;

3) воспитывать культуру математических записей, графическую культуру, стремление к достижению цели.

Форма урока: урок- практикум.

Тип урока: систематизация знаний с элементами (по целям) развивающего дифференцирования и модульной технологии.

Формы работы: коллективная, групповая.

Формы контроля: контроль, самоконтроль, взаимоконтроль.

Оборудование:  проектор, блок-предписание для каждой группы, оценочные листы

. Класс разделён на группы однородного состава по итогам диагностической самостоятельной работы предыдущего урока с той целью, чтобы, работая  над более трудными заданиями своего уровня, вторая и третья группы закрепились на достигнутых рубежах, а первая группа развивалась в творческом направлении.

                                                          Ход урока.

1)Мотивация.

Как известно, системы уравнений имеют древнюю историю. Они встречаются в трудах китайских математиков, «Арифметике Диофанта», в древневавилонских текстах в III - II веках до нашей эры. И, возможно, кто-то из вас будет работать в области атомной физики или заниматься расчётом фундаментов строений,  составлять карты геодезических съёмок – вам необходимо уметь решать системы уравнений.

2) Актуализация.

Устная работа с классом:

        а) Какие способы решения систем изучили? В чём суть каждого из них?

        б) Выразите y через  x через y  или х через у из уравнений:

                х + у = 1;  2х + у = 2;  х – у = 5;  у – х2 = 0,

        в) Что является графиком уравнения:

                          х2 + у2 = 4;  х2 – у = 2;  х + у = 1;  у – 2х = х2, у =

3) Перейдём к работе в группах. Каждый из вас получает блок- предписание и оценочный лист. Ознакомьтесь с планом ваших действий на уроке. При возникновении проблем внутри группы обращайтесь за помощью к учителю.

УЭ

Название учебных элементов

Управление обучением

 I группа

1.

Проверка домашнего задания

Сдать тетради в конце урока

2.

Практическая часть

2.1.

Решить систему уравнений

                 

                               

 а) графическим способом;

 б) аналитическим способом.

См. определение модуля:

                , если  ≥ 0,

  =      -, если  < 0

а)  используя определение модуля, не забудьте проверить корни полученных уравнений по условиям: а)  ≥ 0; б)  < 0;

б)  какой из способов в данном случае более рациональный?

в)  отчитайся у доски за проделанную работу.

2.2.

Выполни контрольное задание: решить систему уравнений графическим способом:

I в.        IIв.  

       

а)  результат проверь по контрольной карточке учителя.

б)  проставь оценку в оценочный лист.

2.3.

При каких значениях  k система

                  имеет

а)  одно решение;

б)  два решения;

в)  не имеет решений.

а)  выполнив подстановку, исследуй квадратное уравнение с параметром k в случае: а) D = 0; D > 0; D < 0, сделай выводы;

б)  отчитайся у доски за проделанную работу;

в) сдайте тетради.

3.

Запиши домашнее задание.

1.Решить задание п.2.3. графическим способом:

   

                     

2.№510.

.

                Спасибо за работу!

прочитай п.23, особое внимание удели примеру 4 (симметрические системы)

II группа

1.

Проверка домашнего задания

Сдать тетради в конце урока

2.

Практическая часть

2.1.

Решить систему уравнений графическим способом:

                                                   

проверь решение через проектор.

2.2.

Реши систему уравнений:

а)  будь внимателен при раскрытии скобок:

б)  проверь ответ у учителя.

2.3.

Реши систему уравнений :

а)  примени способ сложения;

 б)  можно ли эту систему решить способом подстановки?

2.4.

Выполни контрольное задание: реши систему уравнений графически:

I в.            IIв  

       

2)    107 (1)                         № 107(2)

                       стр. 106 сборника                                             

сдать тетради на проверку.

2.5.

Решить систему уравнений:

   1  _  1      1                      1  _       1__       1 

   у      х      3 ,                     у      2у + 2      3  ,  

   х – 2у = 2;                      х = 2у +2;

Решим первое уравнение системы

НОЗ:

3у (2у + 2) 0;

1  _       1__       1 

у      2у + 2        3

3(2у + 2) – 3у = у (2у +2);

6у + 6 -  3у = 2у2 + 2у;

2 – у – 6 = 0;  

D = 49; у = 2 или у = -1,5.

Проверка: если у = 2, то 3у (2у + 2) 0;

                  если у = -1,5, то 3у (2у + 2) 0.

Таким образом    

Ответ: (6;2), (-1;-1,5).

а)  Рассмотри решение системы;

б) какой способ решения систем уравнений применили?

в)  обрати внимание на важный момент в решении: проверку!

г)  сделай заметки в тетради; д) реши  систему, предварительно упростив первое уравнение.

3.

Решите дома: 1. № 443б(учебник)

   1  _  1      1                      

   у      х      3 ,                    

   х - у = 5.

2.№6 СР№21 стр.51. Дидактические материалы:

Не выполняя построения, найдите координаты точек пересечения окружности

и параболы у=

                     Спасибо за работу!

а) используй информацию п.2.5;

б) составь и реши систему уравнений.

III группа

1.

Проверка домашнего задания

Сдать тетради в конце урока

2.

Практическая часть

2.1.

Cборник *, стр. 160, № 539 (вместе с учителем)

     

.                                              

Какой из способов решения более рациональный: а) способ сложения; б) способ подстановки;

в) графический способ?

2.2.

Решите контрольное задание:

I в                                   IIв.  

                         

а)  проверь ответ по листам самоконтроля;

б)  проставь оценку в оценочный лист.

2.3.

Решите  систему уравнений (коллективно) :                  № 557, стр. 160, сборник

     

а)   способом подстановки;

б)   графическим способом.                                      

х2 + у2 =  R2 – уравнение окружности.

2.4.

Выполните контрольное задание.

I в                             IIв.  

.                          

    561                               № 562

                       стр. 160 сборника                                             

Примени способ подстановки.

Проверка работы учителем.

3.

Решите дома.

               

                         

     

                        Спасибо за работу!

Решите систему тремя способами.

Итог урока: рассмотрели различные способы решения систем, увидели преимущество тех или иных способов в конкретных ситуациях. Каждый из вас работал в меру своих сил и возможностей.

        За каждый этап урока вы проставили оценки в оценочный лист, каждый из вас получил несколько отметок за урок.

Рефлексия: урок понравился; я активно работал; я доволен своими результатами; у меня не всё получилось, не хватило времени для самостоятельной работы.

Прикрепи один из смайликов на доску.

                .      

Источники информации:

1.Алгебра.9 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений/А45Ю.Н.Макарычев, Н.Г. Миндюк,  К.И. Нешков, С.Б.Суворова; под ред. С.А.Теляковского.-  М.: Просвещение, 2011.

2.Алгебра. Дидактические материалы.9 класс/Ю.Н. Макарычев, Н.Г.Миндюк, Л.Б. Крайнева.- М.:Просвещение,2009.

3.Сборник заданий для проведения письменного экзамена по алгебре за курс основной щколы. 9 класс/ Е.А. Бунимович,  Б.П. Пигарев, С.Б. Суворова.- М.: Дрофа,2007.

Оценочный лист.

Фамилия, имя учащегося

Этапы урока

Отметка

Формы контроля

Домашнее задание

Проверка учителем

2.1

Самооценка

2.2

Самоконтроль, взаимоконтроль

2.3

Контроль, взаимоконтроль

2.4

Контроль со стороны учителя

Итог


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок алгебры в 9 классе по теме « Решение систем уравнений второй степени»

Тип урока - урок формирования новых умений.Цели:  1) Закрепить умение решать системы уравнений второй степени;               Повторить алгоритм решения систем уравнений второй степени.              2)...

Проект урока алгебры в 9 классе по теме "Решение систем уравнений второй степени"

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.Цели урока:Обучения:  ввести алгоритм решения систем уравнений   второй степени, научить решать системы уравнений, содержа...

Конспект урока по алгебре в 9 классе на тему "Решение систем уравнений второй степени"

Тема урока: « Решение систем уравнений второй степени»Тип урока: урок формирования новых умений.Цели: 1) Закрепить умение решать системы уравнений второй степени;Повторить алгоритм решения систем урав...

Разработка урока по алгебре в 9 классе по теме: «Решение систем уравнений второй степени» + презентация.

Разработка урока по алгебре в 9 классе по теме: «Решение систем уравнений второй степени» + презентация....

Технологическая карта урока алгебры в 9 классе по теме: "Решение систем уравнений второй степени с двумя переменными. Графический способ решения систем уравнений"

1. Разработка технологической карты урока алгебры в 9 классе по теме: "Решение систем уравнений второй степени с двумя переменными. Графический способ решения систем уравнений.2. Технологическая ...