Активация учебной деятельности школьников на уроках математики.
статья по алгебре по теме

Шеленкова Наталья Александровна

Перед учителем математики стоит задача – так управлять учебной деятельностью, чтобы помочь учащимся как можно полнее проявить свои способности, развить самостоятельность, инициативу, творческий потенциал. Успешная реализация этой задачи в немалой степени зависит от сформированности у учащихся познавательных интересов.  В своей работе я стараюсь использовать различные самостоятельной работы для активации учебной деятельности  школьников, воспитания у них активности, самостоятельности мышления, умения применять знания в процессе обучения. Остановлюсь на тех приёмах, которые применяю чаще других и которые дают положительный эффект в обучении. Это дидактическая игра, обучающая самостоятельная работа, контролирующая самостоятельная работа, работа с книгой, лекция, семинарское занятие, тестирование, творческая работа и т. д.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon aktivaciya_uchebnoy_deyatelnosti_shkolnikov.zip17.11 КБ

Предварительный просмотр:

Активация учебной деятельности школьников.

Перед учителем математики стоит задача – так управлять учебной деятельностью, чтобы помочь учащимся как можно полнее проявить свои способности, развить самостоятельность, инициативу, творческий потенциал. Успешная реализация этой задачи в немалой степени зависит от сформированности у учащихся познавательных интересов.  В своей работе я стараюсь использовать различные самостоятельной работы для активации учебной деятельности  школьников, воспитания у них активности, самостоятельности мышления, умения применять знания в процессе обучения. Остановлюсь на тех приёмах, которые применяю чаще других и которые дают положительный эффект в обучении. Это дидактическая игра, обучающая самостоятельная работа, контролирующая самостоятельная работа, работа с книгой, лекция, семинарское занятие, тестирование, творческая работа и т. д.

Дидактическая игра, игровой компонент, соревнования и игры должны присутствовать органически на всех уроках в 5 – 6 классах, тогда урок вызовет интерес, желание работать и знать предмет. Приведу несколько примеров игр, которые я использую в своей работе.

Игра в слова. На доске записываю любое слово, например: математика, геометрия перпендикуляр и т. д. Нужно составить математический термин из букв, имеющихся в данном слове. Количество букв определяет количество очков. Далее команды по очереди называют свои слова, не повторяя уже использованные. Побеждает команда, набравшая наибольшее количество очков.

Учебная игра по какой-либо теме. Ребята готовят приветствие (домашнее задание). Соревнуются капитаны, юмористы, художники. При отборе содержания конкретных заданий я использую упражнения с выбором ответа из букв, под которыми стоят верные ответы, составляется слово, связанно с темой. Письменные  задания должны быть для каждого учащегося дифференцированы. Текстовые задачи подбираются, основываясь на интересы ребят, используя необычные явления, загадки. Для игры также используются упражнения на сравнения, нахождения ошибок и т. д.

Учебная деятельность  по какой-либо теме может быть организована в виде урока-сказки, урока-путешествия и т. д. В этом случае готовится презентация с дифференцированными заданиями для каждого учащегося и для всего класса в целом.

При изучении тем «Натуральные числа», «Действия с десятичными дробями», «Действия с обыкновенными дробями» использую математическое лото.

Рассмотрим виды самостоятельных работ, которые занимают ведущее место на практике.

  1. Самостоятельная работа с предварительным разбором. Даётся подробный разбор задачи и упражнения со всеми теоретическими обоснованиями.  Затем для самостоятельной работы предлагается сначала подобная задача, а затем задание с усложнённым элементом.
  2. Самостоятельная работа с последующей проверкой. Ученики выполняют задания самостоятельно, а затем проверяют свою работу по показанному им на слайде образцу, при этом учитель поэтапно объясняет осмысленность решения путём постановки соответствующих вопросов.
  3. Многовариантные задания с готовыми ответами. Эти работы помогают быстрому установлению обратной связи, выявлению пробелов и разбору неясных ситуаций.
  4. Математические диктанты с самопроверкой или взаимопроверкой.
  5. Самостоятельная работа с показом. Такая работа позволяет учащимся не только увидеть, как надо решать данную задачу, но и самостоятельно установить логические связи между увиденным на слайде и тем, что надо сделать.
  6. Самостоятельная работа по заданному алгоритму. Она приучает учащихся к чёткому, последовательному выполнению задания, целенаправленно организует мыслительную деятельность учащихся.

      Опыт показывает, что часть учащихся даже к моменту окончания школы не владеют самыми элементарными навыками работы с книгой: не умеют пользоваться оглавлением, предметным показателем, аннотацией. Зачастую при подготовке домашних заданий ученики просматривают только те краткие записи, которые сделаны под диктовку учителя на уроке или переписаны с доски.

     Учить детей работать с учебником необходимо  начиная с 5 класса, с первого момента, когда дети переступили порог вашего кабинета. Рассматриваем учебник – как расположен учебный материал, условные обозначения, заглавия. Учим пользоваться оглавлением и предметным указателем.

      Учащиеся часто направляют свою энергию на то, чтобы бегло и чётко читать, и совсем не следят за всеми деталями содержания параграфа, не могут без посторонней помощи усвоить прочитанное. И научить их читать не так-то просто и быстро. Обучение по выявлению главного в прочитанном проводится в два этапа. Первый этап состоит в том, что учащиеся, читая текст, выделяют главное, а затем составляют план ответа по данному материалу. Так, по теме «Последовательность» в 9 классе учащиеся составляют следующий план:

  1. Примеры последовательности.
  2. Определение последовательности.
  3. Область определения последовательности.
  4. Бесконечная последовательность.
  5. Обозначение последовательности.
  6. Обозначение членов последовательности.
  7. Возрастающая последовательность.
  8. Убывающая последовательность.
  9. Постоянная последовательность.

     План даётся для того, чтобы обратить внимание учащихся на самое главное в прочитанном. Выделение главного – это сложное умственное действие, которое состоит из умения анализировать, выделять и обобщать главное. В старших классах учащиеся могут выполнять эту работу, работая с параграфом дома. В младших классах ученики по плану составляют устный рассказ или отвечают на вопросы плана.

      Следующий этап работы с книгой: после изучения материала параграфа учащиеся должны записать в тетради основные вопросы к тексту. Иногда, выполняя такую работу, учащиеся оценивают знания друг друга и самого себя. Если оценки совпадают, то они выставляются в журнал.

      Если необходимо составить конспект, написать сообщение, сделать практическую работу или доклад, даётся план. Ребята охотно пишут и читают сообщения и доклады по истории математики, о математиках, из раздела «Занимательная математика». Работа над сообщениями и докладами учит обобщению изученного, отбору наиболее существенного материала. Такая организация самостоятельной работы с литературой  позволяет не только ученикам готовиться к лекциям, но и учителям проводить уроки-лекции, на которых учащиеся изучают новый материал.

      Оправдал себя на практике и метод комментирования. На первом этапе ученик выполняет задание у доски и объясняет свои действия. Следующим этапом ученик с места комментирует решение, а учащиеся слушают и записывают. Таким образом включаются все виды памяти – зрительная, слуховая, моторная. Кроме того, увеличивается доля разговорной речи на уроке, т. е. комментирование позволяет обучая контролировать.

      Новая форма проведения итоговой аттестации в 9 и 11 классах стимулирует нас к применению тестирования как одной  из форм контроля знаний. Чаще всего я провожу тестирование по отдельным темам, при заключительном повторении в конце учебного года. Тесты позволяют учащимся оглянуться назад и выявить пробелы, которые необходимо восполнить при подготовке к экзаменам или к текущей проверке знаний.

     В старшей школе положительный эффект даёт проведение таких уроков как урок-леция и семинарское занятие. Урок-лекция, как правило, позволяет дать материал крупным блоком. Я даю такие уроки по темам «Прогрессии», «Показательная функция», «Логарифмическая функция», «Простейшие тригонометрические уравнения» и т. д., а также итоговые уроки по завершению материала средней школы.

     Проведение семинарского занятия требует предварительной подготовки. Опишу, например, проведение семинара по теме: «Примеры решения тригонометрических уравнений». Класс разбивается на группы, причём в каждую группу включается хотя бы один хорошо подготовленный учащийся. Для них провожу подготовительную консультацию. Каждой группе даётся задание по одному из видов уравнений (текст учебника, примеры из учебника и подбор одного уравнения из дополнительной литературы для самостоятельной работы класса). На уроке представителям каждой из групп предоставляется слово для подробного разбора упражнений. Затем из предложенных упражнений составляется самостоятельная работа, которую выполняет весь класс.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности организации учебной деятельности школьников на уроках английского языка при индивидуальном и дифференцированном подходах.

В данной статье раскрываются особенности обучения школьников английскому языку в рамках индивидуального и дифференцированного подходов, приводятся конкретные примеры....

Дидактическая игра как средство интенсификации учебной деятельности школьников на уроках математики

Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет задуматься над тем, как поддержать у учащихся интерес к изучаемому материалу, их активность на протяжении всего урока. В свя...

Создание условий для развития и поддержки высокой мотивации учебной деятельности школьников на уроке

Современная система образования переживает сейчас очередной этап поиска эффективных способов организации учебного процесса, соответствующих запросам общества. ...

Мотивация учебной деятельности школьников на уроках русского языка и литературы

Древняя мудрость гласит: можно привести коня к водопою, но заставить его напиться нельзя. Да, можно усадить детей за парты, добиться идеальной дисциплины. Однако без пробуждения интереса к учению, без...

Применение групповых форм организации учебной деятельности школьников на уроках истории

Групповые формы обучения. 5 уровней коллективной учебно-познавательной деятельности.Групповые технологии как коллективная деятельность....

статья "Приёмы активации учебной деятельности школьников"

В своей работе я стараюсь использовать разнообразные виды самостоятельной работы для активизации учебной деятельности школьников, воспитания у них активности, самостоятельности мышления, умения примен...

Статья "Пути повышения мотивации учебной деятельности школьников на уроках химии"

Пути повышения мотивации учебной деятельности школьников на уроках химии...