Главные вкладки

    План-конспект урока по алгебре (8 класс) по теме:
    Урок "Понятие площади многоугольника", алгебра, 8 класс

    Волгина Наталья Александровна

    Учебная задача: ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, находить в тексте требуемую информацию и обрабатывать её, решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи.

    Используемая образовательная технология: технология развития критического мышления через чтение и письмо.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon volgina_na.doc95.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Реализация междисциплинарной программы
    «Стратегии смыслового чтения и работы с текстом» 
    в условиях введения ФГОС

    1. ФИО учителя: Волгина Наталья Александровна
    2. Предмет: алгебра.
    3. Тема урока: «Понятие площади многоугольника», 8 класс.
    4. Текcт, на основе составлена учебная задача:

    Тип

    Рассуждение

    Стиль

    Научный текст

    Уровень сложности

    Средний

    Характеристики текста

    Точность, ясность, логичность

    По способу предъявления

    Вербальный (текст, передающий информацию с помощью слов)

    По дидактическому назначению

    1. Информирующий:

    - сообщение, передача  информации, ее конкретизация, пояснение;

    - источник предметного знания и материал для формирования аналитических интеллектуально-речевых умений, источник развития познавательного опыта личности.

    2. Теоретический:

    - содержит адаптированную в учебных целях научную информацию, объем, и содержание которой определяются автором учебника в соответствии с программой конкретной учебной дисциплины;

    - призван сообщать новую теоретическую  информацию, обобщать уже известные сведения, активизировать познавательную деятельность школьников, привлекать их субъектный опыт, вызывать эмоциональный отклик.

    Содержание текста: приложение 1.

    5. Учебная задача: ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, находить в тексте требуемую информацию и обрабатывать её, решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи.

    6. Используемая образовательная технология: технология развития критического мышления через чтение и письмо.

    Стадия

    Функции

    Вызов

    1. Мотивационная (побуждение к работе с новой информацией, стимулирование интереса к новой теме).
    2. Информационная (вызов на «поверхность» имеющихся знаний по теме.
    3. Коммуникационная (бесконфликтный обмен мнениями).

    Осмысление
    содержания

    1. Информационная (получение новой информации по теме).
    2. Систематизационная (классификация полученной информации).
    3. Мотивационная (сохранения интереса к изучаемой теме).

    Рефлексия

    1. Коммуникационная (обмен мнениями о новой информации).
    2. Информационная (приобретение нового знания).
    3. Мотивационная (побуждение к дальнейшему расширению информационного поля).
    4. Оценочная (соотнесение новой информации и имеющихся знаний, выработка собственной позиции, оценка процесса).

    1. Стратегия смыслового чтения, которую вы хотели бы реализовать.

    Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного.

    Работа с текстом: преобразование и интерпритация.

    Работа с текстом: оценка информации

     

    8. Памятка для развития стратегии смыслового чтения учебного текста

    1. Настройся на учебную деятельность.
    2. Задай себе вопрос, зачем будешь читать текст и дай на него ответ соседу по парте.
    3. Познакомься с названием текста.
    4. Вспомни, что ты знаешь по этой теме.
    5. Бегло прочитай весь текст.
    6. Разбей его на части по смысловому содержанию.

    7. Возьми карандаш и выделяй знаками «+» – знаю, «V» – новые, «?» – непонятно, «-» – думал иначе.

    8. Обращай внимание на все непонятные слова и выражения; помни о том, что лексическое значение незнакомого слова может быть подсказано содержанием всего текста.

    9. Подумай, правильно ли ты понял трудные для тебя части текста? Чтобы убедиться в этом, не поленись перечитать их повторно.

    10. Сформулируй кратко, что узнал(а) нового.

    11. Заполните в тетради таблицу:

    Знаю

    Узнал


    9. Пошаговое описание действий ученик-учитель при выполнении учебной задачи.

    Действия учителя

    Действия учеников

    Приёмы, методы работы

    Формы работы

    Организация прочтения памятки.

    - Прочитайте пункты 1-4 памятки, ответьте на поставленные вопросы.

    Читают памятку в парах. Отвечают на вопросы памятки.

    Чтение текста про себя. Вызов на «поверхность» имеющихся знаний по теме.

    Работа в парах

    Организация прочтения текста и поиска необходимой информации (согласно памятке, пункты 5-7).

    -Воспользуйтесь памяткой, выполните задания пунктов 5-9 памятки

    Читают текст параграфа. Анализируют его и делают необходимые пометки.

    Маркировка текста: приём «Инсерт»

    Самостоятельная работа

    Организация осмысления информации.

    - Прочитайте пункт 10 памятки и выполни это задание в группе.

    Участвуют в дискуссии. Высказывают собственное мнение. Рассказывают друг другу, что узнали новое.

    Дискуссия

    Групповая работа

    Обсуждение результатов. Оценка информации.

    - Что новое узнали?

    - А что ребята вы уже по этой теме знали?

    Отвечают на вопросы учителя. Сравнивают ответы. Обсуждают. При необходимости корректируют свои ответы.

    Коррекция знаний

    Фронтальный опрос



    Организация преобразования (структурирования) информации в форме таблицы.

    - Прочитайте пункт 11 памятки и заполните предлагаемую таблицу.

    Заполняют таблицу (представление текста в виде таблицы)

    Сводная таблица

    Самостоятельная работа

    Работа с созданной таблицей

    - Составьте рассказ, используя содержимое первого столбца.

    - Составьте рассказ, используя содержимое второго столбца.

    - Кто желает добавить новую информацию к услышанной.

    - Составьте 2-3 вопроса по таблице.

    - Обменяйтесь вопросами и ответами с соседом.

    Читают содержимое таблицы по столбцам.

    Проговаривание усвоенных знаний









    Приём  «Толстые и тонкие вопросы»

    Рефлексия записей, внесённых в таблицу. Фронтальная работа с классом







    Работа в парах

    Применение полученной  информации.

    Отвечают на вопросы учителя.

    1. Найдите площадь участка квадратной формы, со стороной 5 см; 1,2 дм.

    2. Найдите площадь фигуры, изображённой на рисунке. Ответ обоснуйте.

    3. Выберите из предложенного списка единиц измерения величин, единицы площади.

    Мм2, га, см, ар, км, дм2

    4. Заполни пропуски в предложении:

     5. Если треугольник АВС равен треугольнику PNK, то площади этих треугольников  _______, потому что ___________.

    Приём  «Толстые и тонкие вопросы»


    Фронтальная работа с классом

    Рефлексия деятельности.

    - Цель: выяснить результативность деятельности, по мнению учеников.

    - Вы сегодня хорошо поработали. Я хотела бы узнать, насколько вы оцениваете для себя результативность сегодняшней работы

    Перед вами четыре утверждения:

    1. Я всё знаю, могу объяснить
    2. Я всё знаю, понял, но не уверен
    3. У меня остались вопросы, требуется консультация.

    Выбирают одно из утверждений

    Выбирают утверждение

    Фронтальная работа с классом

    1. Таблица типа "ученик научится" - "ученик получит возможность научиться".

    Ученик научится

    Ученик получит возможность научиться

    Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного

    • Ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл:

    — определять назначение текста; 

    — формулировать тезис, выражающий общий смысл текста;

    — предвосхищать содержание предметного плана текста по заголовку и с опорой на предыдущий опыт;

    — объяснять рисунок, пояснять часть таблицы;

    • находить в тексте требуемую информацию (пробегать текст глазами, определять его основные элементы, находить необходимую единицу информации в тексте);

    • решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и критического понимания текста:

    — ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию;

    — выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов и мыслей;

    — формировать на основе текста систему аргументов (доводов) для обоснования определённой позиции.

    Анализировать изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения, получения и переработки полученной информации и её осмысления.

    Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации

    • Структурировать текст; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;

    • преобразовывать текст, используя новые формы представления информации: таблицы;

    • интерпретировать текст:

    — обнаруживать в тексте доводы в подтверждение выдвинутых тезисов;

    — делать выводы из сформулированных посылок;

    — выводить заключение о намерении автора или главной мысли текста.

    Выявлять скрытую, присутствующую неявно информацию текста на основе сопоставления иллюстративного материала с информацией текста.

    Работа с текстом: оценка информации

    • Откликаться на содержание текста:

    — связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников;

    — оценивать утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире;

    • использовать полученный опыт восприятия информационных объектов для обогащения чувственного опыта, высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о полученном сообщении (прочитанном тексте).

    Определять достоверную информацию в случае наличия противоречивой или конфликтной ситуации; находить способы проверки противоречивой информации;

    11. Какие из использованных методов и приемов будут иметь универсальный характер, то есть помогают процессу формирования навыков смыслового чтения не только в рамках вашего предмета. Обоснуйте свой ответ.

    Использованные мною методы и приёмы являются элементами технологии развития критического мышления. Эта технологии даёт свои положительные результаты  на любом уроке, в любом классе, по любому предмету. А при формировании навыков смыслового чтения особенно, так как целью применения ТРКМ является развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых для учёбы и обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать, рассматривать различные стороны решения). ТРКМ даёт возможность сознательно управлять образовательным процессом в системе “учитель-ученик”.

    Применение выше указанной технологии позволяют мне:

    1. Сформировать у учащихся способности к непрерывному обучению, самообразованию, умению быстро ориентироваться в информационном потоке.
    2. Активизировать, заинтересовывать учащихся, мотивировать их на работу на уроке.
    3. «Вызывать» уже имеющиеся знания. Способствовать сохранению интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией, постепенному продвижению от знания «старого» к «новому».
    4. Возвращать учащихся к первоначальным записям – предложениям, вносить изменения, дополнения, давать практические задания на основе изученной информации.

    Педагогические методы и приемы:

     на стадии вызова: составление списка «известной информации», рассказ-предположение по ключевым словам; систематизация материала (графическая): таблицы;

    на стадии осмысления: маркировка с использованием значков «v»,«+», «-», «?» (приём Инсерт);

    на стадии рефлексии: заполнение таблиц, установление причинно-следственных связей между блоками информации; возврат к ключевым словам, утверждениям; ответы на поставленные вопросы; организация различных видов дискуссий.

    Универсальные методы и приемы смыслового чтения, использованные при работе с текстом

            

    Приобретаемые умения и навыки

    Формируемые УУД

    Понимать информацию, представленную в текстовой форме;  отделять новое знание от  известного; ставить вопросы к тексту и искать ответы на них.

    Ориентировать в системе знаний; выполнять анализ, производить синтез.

    Находить нужную текстовую информацию и интерпретировать ее; формулировать несложные выводы на основе прочитанного текста; сравнивать информацию

    Познавательные УУД

    Находить в тексте требуемую информацию; определять тему и главную мысль текста.

    Решать задачи на основе изученного материала.

    Предметные УУД

    Составлять тексты в устной и письменной форме. Формулировать свои мысли; понимать собеседника; объяснять партнеру свою точку зрения.

    Коммуникативные УУД

    Работая по алгоритму (памятке), сверять свои ответы и, при необходимости, корректировать свои записи с помощью одноклассников и учителя.

    Сверять свои ответы с целью проверки правильности выполнения задания и коррекции; оценивать результаты совместной деятельности

    Регулятивные УУД


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Деловая игра "Площади многоугольников" для 8 класса

    материал может быть интересен учителям математики....

    Задачи к зачёту по теме "Площади многоугольников", геометрия, 8 класс.

    В этой публикации подобраны задачи на вычисление площади и периметра прямоугольника, различных треугольников, параллелограмма, ромба, трапеции. При решении задач необходимо знание формул площадей, тео...

    Рабочие программы по алгебре 8 класс,автор Ю.Н.Макарычев под редакцией Теляковского и по алгебре и началам математического анализа 11 класс, под редакцией А.Н.Колмогорова

    Рабочая программа по алгебре 8 класс, автор Ю.Н.Макарычев под редакцией С.А.Теляковского на 2012-2013 уч.годРабочая программа по алгебре и началам анализа 11 класс под редакцией А.Н.Колмогорова на 201...

    Образовательный веб-квест по теме Площадь многоугольников Геометрия 8 класс

    Материал для организации обобщающего урока в форме образовательного веб-квеста по геометрии по теме "Площадь многоугольников...

    Самостоятельная работа по теме:"Площадь многоугольника" в 8 классе

    Самостоятельная работа по геометрии в 8 классе по теме:"Площадь многоугольника"...

    Многоугольники. Геометрия 8 класс

    Урок изучения новых знаний...

    Рабочая программа по алгебре 8 класс к учебнику "Алгебра. 8 класс. В 2 ч. Ч. 1. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / А.Г. Мордкович. – М.: Мнемозина, 2015год."

    1. Титульный лист.2.Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения обучающимися учебного предмета «Алгебра 8 » на базовом и повышенном уровнях.3. Содержание учебного...