Решение задач физического, экономического и химического содержания при подготовке к ЕГЭ по математике (на примерах заданий ЕГЭ 1 части), 11 класс
материал для подготовки к егэ (гиа) по алгебре (11 класс) на тему

Трушкова Анна Ивановна

                                                                                                                                       План урока алгебры и начал анализа в 11  классе

по теме

”Решение задач физического, экономического

 и химического содержания на примере заданий ЕГЭ 1 части”.

 

                                                                                                                                                       Учитель математики Трушкова Анна Ивановна,

                                                                                                                                                          ГБОУ лицей №144  г. Санкт-Петербурга

Цель и задачи урока:

 

1.     Отработать умения составления математической модели практической ситуации на основе анализа условия задачи.

2.     Закрепить навыки решения неравенств.

3.     Развивать способность преодолевать психологический барьер при решении текстовых задач.

4.     Продолжать формирование осознанного отношения учащихся к получению образования.

 

УУД – личностные, регулятивные, коммуникативные

Технология – личностно-ориентированная, метапредметная

 

Форма проведения: урок

 

Используемые дидактические методы, приемы, средства:

1. Индивидуальная и групповая работа, фронтальный опрос

2. Приемы математического моделирования  в решениях задач физического,        экономического, химического содержания на примере заданий ЕГЭ 1 части.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon Презентация к уроку434.5 КБ
Microsoft Office document icon konspekt_otkrytogo_uroka_11_klass.doc129.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема урока Решение задач физического, экономического и химического содержания при подготовке к ЕГЭ по математике (на примерах заданий ЕГЭ 1 части)

Слайд 2

Цели урока Отрабатывать умения составления математической модели практической ситуации на основе анализа условия задачи. Закрепить навыки решения неравенств. Развивать способность преодолевать психологический барьер при решении текстовых задач. Продолжать формирование осознанного отношения учащихся к получению образования.

Слайд 3

Ход урока Повторение. Решение неравенств (индивидуальная работа по карточкам) Устно - решение задач типа В2, В 4 Анализ условия и составление математической модели к задачам В12 Самостоятельная работа в группах по решению задач Подведение итогов урока, домашнее задание

Слайд 4

УСТНО.В2. На рисунке точками показано суточное количество осадков, выпавших с 14 по 26 ноября. По горизонтали указываются числа месяца, по вертикали – количество осадков в миллиметрах, выпавшее в соответствующий день. Определите по рисунку, какого числа в этот период выпало наибольшее количество осадков?

Слайд 5

УСТНО.В2. На диаграмме показано число автомобилей, продаваемых фирмой за каждый месяц 2011 года. По горизонтали указываются месяцы, по вертикали – количество автомобилей. Определите по диаграмме количество месяцев, в каждом из которых было продано не менее 3000 автомобилей. Количество автомобилей

Слайд 6

УСТНО.В2. В инкубаторе требуется поддерживать температуру воздуха от 37 до 39 градусов Цельсия. На рисунке показано, как изменялась температура воздуха в течение 12 часов. Сколько часов температура воздуха в инкубаторе удовлетворяла требованиям? Температура, ° с

Слайд 7

В4.Телефонная компания предоставляет на выбор три тарифных плана. Абонент выбрал наиболее дешёвый, исходя из того, что общая длительность разговоров составит 800 минут в месяц. Какую сумму он должен заплатить за месяц при такой длительности 800 минут разговоров. Ответ дайте в рублях. Тарифный план Абонентская плата Плата за 1 минуту разговора Повременный (А) 150 руб. в месяц 0,4 руб. Комбинированный (Б) 250 руб. за 500 минут в месяц 0,3 руб. за 1 минуту сверх 500 минут в месяц Безлимитный (В) 400 руб. нет

Слайд 8

B 12(1) Камень брошен вертикально вверх. Пока камень не упал, высота, на которой он находится, описывается формулой где h – высота в метрах, а t – время в секундах, прошедшее с момента броска. Сколько секунд камень находился на высоте не менее 9 метров? B 12(2) Пусть мяч подбрасывается вверх не с поверхности земли, а c некоторой высоты, тогда высота над землей меняется по закону где параметры те же. Сколько секунд мяч будет находиться на высоте не менее 7 метров? Формула, задающая зависимость высоты от времени движения тела, брошенного вертикально вверх где h (м) – начальная высота, с которой брошено тело, v (м/с) – начальная вертикальная скорость, g =9,8 м/с – ускорение свободного падения.

Слайд 10

Решение: камень будет на высоте 9 метров дважды – когда летит вверх, и когда падает вниз. Определим, когда камень будет на этой высоте: Составим неравенство по условию 3 0.6 t + + - Ответ. 2 ,4 . Ответ. 2 ,4 .

Слайд 11

Самостоятельное решение задач ( ответы) 1. А - 5408000 ; Б-4797000 ; В-4940000 Ответ : Б 2 . Ответ : 37,5 3 . Ответ : 3,5 4.Пусть х т руды содержит 40% примеси, тогда 60% от х –чистого металла ; 15т металла содержит 4% примеси, значит 96% чистого металла. Получим уравнение : Ответ : 24

Слайд 12

Подведение итогов урока Домашнее задание – индивидуальное задание для каждого на карточке.



Предварительный просмотр:

План урока алгебры и начал анализа в 11 б классе

по теме

”Решение задач физического, экономического

 и химического содержания на примере заданий ЕГЭ 1 части”.

                                       Учитель математики Трушкова Анна Ивановна,

                                       ГБОУ лицей №144  г. Санкт-Петербурга

 Цель и задачи урока:

  1. Отработать умения составления математической модели практической ситуации на основе анализа условия задачи.
  2. Закрепить навыки решения неравенств.
  3. Развивать способность преодолевать психологический барьер при решении текстовых задач.
  4. Продолжать формирование осознанного отношения учащихся к получению образования.

УУД – личностные, регулятивные, коммуникативные

Технология – личностно-ориентированная, метапредметная

Форма проведения: урок

Используемые дидактические методы, приемы, средства:

1. Индивидуальная и групповая работа, фронтальный опрос

2. Приемы математического моделирования  в решениях задач физического,        экономического, химического содержания на примере заданий ЕГЭ 1 части.

Ход урока:

  1. Орг. момент. Активизация мыслительной деятельности (3 мин.)
  2. Устное решение заданий, индивидуальная работа по карточкам (10-12 мин.)
  3. Решение задач (фронтальная работа с классом – 15 мин.,  решение задач в группе – 10 мин.)
  4. Подведение итогов урока. Домашнее задание.

Используемая литература:

  1. Математика. Подготовка к ЕГЭ -2012, ЛЕГИОН-М, Ростов на Дону, 2011г.учебно-методическое пособие под ред. Ф.Ф. Лысенко, С.Ю. Кулабухова.
  2. Е.А. Семенко, С.Д. Некрасов и др. Задания по алгебре и началам анализа. Пособие для подготовки к выпускному экзамену, М. Просвещение, 2001г.
  3. Интернет-ресурс http://www.mathege.ru/or/ege/Main.html?view=Pos

Материалы к уроку

  1. Презентация
  2. Справочный материал для учащихся
  3. Индивидуальные задания  на повторение решений неравенств (карточка 1, карточка 2)
  4. Задачи для самостоятельного решения
  5. Задание на дом (карточка)

Справочный материал к уроку:

  1. Пример решения неравенства методом интервалов.

Найдите наименьшее целое решение неравенства 

Решение. а) приведем неравенство к стандартному виду, сначала перенесем 2 в левую часть,  ,

б) приведем  к общему знаменателю ,    ,

в) изменим знак в числителе, знак неравенства при этом изменится ,

г) найдем  н.ч.

                  н.зн. х+3=0,

д) отметим найденные числа на числовой прямой и  определим знаки в каждом интервале, после чего выберем тот интервал, знак которого соответствует знаку последнего неравенства. Наименьшим целым решением данного неравества будет число – 6 .  Ответ – 6 .

  1. Процент – это сотая часть  числа

2%= 0,2 ; 15%= 0,15 ;   120%=1,2

Чтобы найти 2% от числа а, надо это число а умножить на  0,02, т.к. 2%=0,02

Чтобы найти число а по его проценту, надо это число а разделить на число процентов, выраженное в виде десятичной дроби. Пример. Пусть 36 руб. составляет 12 процентов всей покупки, сколько денег потрачено на всю покупку? Решение: 36:0,12=300 (руб.)

3. Свойства степеней:

 ,  , ,  , .

  1. Стандартный вид числа:

, где . Например, 476=4,76

если , то его можно записать в виде  или , где . Например, число ; .

При умножении (делении) чисел, записанных в стандартном виде,  умножают (делят) значащие цифры,  а затем выполняют умножение (деление) оставшейся части , используя свойства степеней.

Пример: a) ;    b)

Индивидуальная карточка – задание 1.

1. Решите неравенство:

2. Решите неравенство:

  1. Найдите наибольшее целое отрицательное решение неравенства

Индивидуальная карточка – задание 2.

  1. Решите неравенство:

  1. Решите неравенство:

  1. Найдите наибольшее целое положительное решение неравенства

Индивидуальная карточка – задание 1.

1. Решите неравенство:

2. Решите неравенство:

  1. Найдите наибольшее целое отрицательное решение неравенства

Индивидуальная карточка – задание 2.

  1. Решите неравенство:

  1. Решите неравенство:

  1. Найдите наибольшее целое положительное решение неравенства

Задачи для самостоятельного решения на уроке.

1 (В 4). Для транспортировки 45 тонн груза на 1300 км можно воспользоваться услугами одной из трех фирм-перевозчиков. Стоимость перевозки и грузоподъемность автомобилей для каждого перевозчика указана в таблице. Сколько рублей придется заплатить за самую дешевую перевозку?                                   

                 


Перевозчик

Стоимость перевозки одним автомобилем

(руб. на 100 км)

Грузоподъемность автомобилей (тонн)

А

3200

3,5

Б

4100

5

В

9500

12

2 (В12). Датчик сконструирован таким образом, что его антенна ловит сигнал, который затем  преобразуется в электрический сигнал, изменяющийся со временем по закону , где t – время в секундах, амплитуда , частота , фаза . Датчик настроен так, что если напряжение в нем не ниже 15В, загорается лампочка. Какую часть времени (в процентах) на протяжении первой секунды после начала работы лампочка будет гореть?

3 (В12). Зависимость объема спроса q на продукцию предприятия- монополиста от цены p задается формулой . Месячная выручка r определяется как  (тыс. руб.). Определите максимальный уровень цены p(тыс. руб.), при котором величина месячной выручки предприятия составит не менее 315 тыс. руб.

4 (В13). Руда содержит 40% примесей, а выплавленный из нее металл 4% примесей. Сколько тонн руды необходимо взять, чтобы выплавить из нее 15 тонн металла?

Задачи для домашней работы

1(В12). В ходе распада радиоактивного изотопа его масса уменьшается по закону , где - начальная масса изотопа, t(мин.) – время, прошедшее от начального момента, T(мин.) – период полураспада. В начальный момент времени  масса изотопа , период его полураспада Т=4 мин. Через сколько минут масса изотопа будет равна 25 мг?

2 (В12). Датчик сконструирован таким образом, что его антенна ловит радиосигнал, который затем преобразуется в электрический сигнал, изменяющийся со временем по закону , где t- время в сек., амплитуда , частота 100, фаза . Датчик настроен так, что если напряжение в нем не ниже, чем 5В, загорается лампочка. Какую часть времени (в процентах) на протяжении первой секунды после начала работы лампочка будет гореть?

3 (В13). Магазин выставил на продажу товар с наценкой 45% от закупочной цены. После продажи 0,6 всего товара магазин снизил назначенную цену на 40% и распродал оставшийся товар. Сколько процентов от закупочной цены товара составила прибыль магазина?

4 (В13). Технологический процесс обогащения руды состоит из трех этапов, на каждом из которых происходит уменьшение доли примесей в руде на определенное число процентов по отношению к предыдущему этапу. На первом этапе доля примесей уменьшается на 20%, на втором этапе – на 15%, на третьем этапе – на 10%. Насколько процентов уменьшается доля примесей в руде после завершения этого процесса?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по алгебре в 10 классе "Применение производной в решениии задач с экономическим содержанием"

На уроке совершенствуются навыки исследования функций с применением производной.Условие рассматриваемых задач содержит информацию по конкретным экономическим ситуациям....

Урок решения задач с экономическим содержанием (эл.курс 9 класс)

   Цель:  1. научится анализировать реальные ситуации с помощью математического аппарата....

"Решение задач с экономическим содержанием"

Программа элективного курса для 9-го класса...

Решение задач с экономическим содержанием

Термин «задача с экономическим содержанием» предполагает присутствие в формулировке экономических терминов, а ее решение требует составления математической модели экономического процесса. При этом бол...

Практикум "Решение задач с экономическим содержанием"

Одним из важнейших потребностей современной школы является воспитание делового человека, компетентного в сфере социально-трудовой деятельности, а также в бытовой сфере. В связи с преобразованием Росси...

Решение задач с экономическим содержанием.

В данной работе демонстрируется умение пользоваться математическим аппаратом для расчета бюджета семьи, выгодности кредитования, составление бизнес-плана. Вырабатываются навыки экономии и бережливости...