Практическая работа "Карта звёдного неба" , 6 класс
план-конспект урока по алгебре (6 класс) на тему

Голева Татьяна Алексеевна

Цель урока – отработать навыки построения точек на координатной плоскости, раскрыть практическую направленность предмета на основе межпредметных связей.

 

Задачи:

- развить навыки  построения точек по заданным координатам;

- развить общеучебные навыки (работа с различными информационными  

  источниками, отбор информации по заданному плану);

- развить коммуникативные способности учащихся при работе

  в  микрогруппах, чувство ответственности за общее дело;

- развить познавательный интерес к предмету на основе межпредметных

  связей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_3.doc630 КБ

Предварительный просмотр:

Идея проведения урока заимствована у Е.А.Добрыниной, О.А.Саввиной

Практическая работа «Карта звёздного неба»

Цель урока – отработать навыки построения точек на координатной плоскости, раскрыть практическую направленность предмета на основе межпредметных связей.

Задачи:

- развить навыки  построения точек по заданным координатам;

- развить общеучебные навыки (работа с различными информационными  

  источниками, отбор информации по заданному плану);

- развить коммуникативные способности учащихся при работе

  в  микрогруппах, чувство ответственности за общее дело;

- развить познавательный интерес к предмету на основе межпредметных

  связей.

Оборудование и материалы.

1.Карта звёздного неба

2.Мультимедийный проектор

3.ПК

4. Презентация «Карта звёздного неба»

Предварительная работа с классом.

Класс разбивается на группы по 2-3 человека. Каждой группе даётся задание: подобрать информацию о созвездии по следующему плану:

1) определение местоположения созвездия по карте звёздного неба;

2) изображение созвездия по основным звёздам (названия крупных звёзд в созвездии);

3) миф о созвездии.

Ход урока

1.Организационный момент.

 

2. Постановка проблемы.

Эпиграфом к нашему занятию будут служить слова Рене Декарта:

«Все науки настолько связаны между собою, что легче изучать их все сразу, нежели какую-либо одну из них в отдельности от всех прочих».

Я вам предлагаю проследить взаимосвязь между тремя науками – математикой, астрономией и  литературой.

На уроках литературы вы познакомились с греческими мифами, рассказывающими о жизни Зевса, Персея, Елене Прекрасной, красавце Орионе, подвигах Геракла. И,  наверное,  слышали о созвездиях: Большая и Малая Медведица, Орион, Персей и других. Очень давно, в древности, когда ещё не было компаса, люди находили путь по звёздам. Звёзд на небе много и запомнить их очень трудно. Поэтому, люди разделили звёзды на группы. Затем в этих группах они соединили звёзды между собой линиями. Так появились на древних картах звёздного неба созвездия, иногда похожие на людей, зверей или сказочных чудовищ. Позже мудрецы придумали карты звёздного неба, с помощью которых мореплаватели и путешественники совершали свои экспедиции. Всего на небе 88 созвездий. Они делятся на три группы: созвездия Северного полушария (их 29), созвездия Южного полушария (их 47) и зодиакальные созвездия (их 12). В наших широтах можно вести наблюдения за созвездиями Северного полушария.

Посмотрите на апрельское ночное небо.

Какие созвездия мы видим сегодня на небосклоне?

Слайд №1.

Какие из созвездий вам знакомы и вы можете  отыскать их на ночном небе?

Трудно? Вы, ребята, можете научиться различать созвездия в небе, что довольно легко. И в этом нам поможет карта созвездий Северного полушария, которую мы сегодня с вами составим.

Начинать надо всегда с Большой Медведицы. Нос этого воображаемого зверя находится в конце ручки ковша из семи звёзд (сам ковш лежит на спине Большой Медведицы как седло).

3. Выполнение практической работы.

Приступим к изготовлению карты.

Выполнение практической работы сопровождается демонстрацией слайдов  и сообщениями учащихся (за урок ученики успевают построить и рассказать о 8-9 созвездиях,  поэтому  построение некоторых созвездий  необходимо выполнить заранее, включив детям эти построения в домашнее задание).

Построение созвездий выполняется  на отдельных листах. За единичный отрезок принимают 2 клетки.

Слайд № 2- 24

Созвездие Большая Медведица

А(1;1), В(0,8; 1,7), С(1,7;2,2), D(2,1;1,7), E(2,8;1,8), F(3,4;1,7), К (4;2,2)

Наиболее подготовленным учащимся предлагается выполнить эту работу в программе «Тренажёр «Координаты точки».

Задача усложнена тем, что ученику необходимо изменить единичный отрезок, удалить лишние точки с экрана и сделать запись: «Построй созвездие Большая Медведица».

                                                                               

Созвездие Малая Медведица

А(2;0,2), В(2,4; 0,6), С(3;0,7), D(3,2;1,1), E(3,2;1,7), F(3,7;1,7),  L (3,7;1)

Соединить точки L и D.

Созвездие Лев

А(7,6;0,7), В(8,2; 0,6), С(8,6;1,2), D(8,6;1,7), E(8;2,5), F(10,4;2,8), K(11,5; 3,1), L (10,5; 2,4)

Соединить точки L и D.

Созвездие Близнецы

А(4,1;1,3), В(0,8;1,7), С(1,7;2,2),  D(6,7; 2,4), Е(5,4;1,3), F(5;0,7)

Соединить точки F и А.

Созвездие Малая Медведица

А(2;0,2), В(2,4; 0,6), С(3;0,7), D(3,2;1,1), E(3,2;1,7), F(3,7;1,7),  L (3,7;1)

Соединить точки L и D.

Созвездие Телец

А(1,5;3), С(1,6;1), D(1,7;0,5), E(1,8;0,3), F(2,1;0,6),  К (2,2;0,8), В(2,8;2,8)

Соединить точки  В и С

Созвездие Орион

А(0,6;2), В(0,5;3,7), С(1,6;3,6), D(2,9;4), E(3,4;3,2), F(3;2,7),  К(1,8;2,7), L(1,6;2,4), М(1,7;3,2)

Соединить точки L и А, С,М и К

Созвездие Возничий

А(0;0), В(0;1,7), С(1;1,8),  D(1,3; 0,8), Е(0,8;0,3)

Соединить точки Е и А

Созвездие Персей

А(0,8;0,4), В(1;1), С(1,5;1,3), D(2,5;1,6), E(3;1,4), F(3,6;1,4),  К(4,2;1,5), L(2,4;0,5)

Соединить точки Е и L

Созвездие Кассиопея

А(0;2,5), В(0,3;1,8), С(0,7;2), D(0,8;1,3), E(1,4;1,5)

Созвездие Цефей

А(0;2), В(1,3;2), С(2,1;1,4), D(1,5;0,4), E(0,5;1)

Соединить точки Е и А

Созвездие Треугольник

А(8,3;1,3), В(9;1,5), С(9,8;0,8)

Созвездие Ящерица

А(0,3;0,6), В(0,6;1), С(0,8;1,5), D(0,8;2), E(0,9;2,5), F(1;3),  К(1,5;3,2)

После выполнения задания каждая группа аккуратно прикрепляет своё созвездие на общей карте.

4. Подведение итогов урока

Каждая группа учащихся получает оценку.

Учащиеся класса дают оценку урока.

Ребята, понравился  ли вам наш урок и ваша работа на уроке? Выберите или скажите свой вариант оценки урока и вашей работы:

  • Мне было легко
  • Оценка урока – 5(4,3,2)
  • Мне было интересно
  • Я - молодец
  • Наша группа – лучшая
  • Я много узнал нового для себя

И закончить наш урок я хотела бы строчками из стихотворения В.Маяковского «Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви».

«На земле

               огней – до неба…

В синем небе

                           звёзд-

                                              до чёрта.

Если б я

                             поэтом не был,

я   б

                     стал бы

                                  звездочётом».

Мне было  с вами  сегодня интересно,  и я узнала много нового из ваших сообщений, поэтому и вам спасибо за новые знания.

Литература

1.Е.А.Добрынина, О.А.Саввина, журнал «Математика в школе» №1, 2007 г.

2.В.Кащенко. Найди созвездие, «Малыш», 1974 г.

Ресурсы:

1.http://meteoweb.ru/astro/lessons.php

2.http://astro-azbuka.info/astro/other/mif

3.http://meteoweb.narod.ru/ast/sozv/fsteps.html

Примечание: к конспекту урока прилагаются  презентация «Карта звёздного неба», информация о созвездиях. Данные файлы идут во всех операционных системах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МАТЕРИАЛ ДЛЯ ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В 10 КЛАССЕ " ЦЕНТРЫ МИРОВОГО ХОЗЯЙСТВА"

РАБОТА СОСТОИТ ИЗ ДВУХ СЛАЙДОВ ДЛЯ ИТЕРАКТИВНОЙ ДОСКИ, ВКЛЮЧАЮЩИХ СТАТИСТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ  В ВИДЕ ТАБЛИЦЫ И ПЕРЕЧЕНЬ ЗАДАНИЙ К РАБОТЕ...

Практические работы для 9 класса

Практические работы по информатике для 9 класса (по учебнику И.Г. Семакина). Всего 27 практических заданий по темам: компьютерная сеть, поиск информации в интернете, электронная почта, создание сайта,...

Практическая работа для 8 класса: "Форматирование текста"

Цель данной практическрй работы: ученик научится создавать понятные и грамотные тексты для обмена информацией через овладение способами форматирования текста...

Практическая работа в 7 классе на тему "Очистка поваренной соли"2

Практическая работа по химии  в 7 классе по теме «Очистка загрязненной поваренной соли»Тип урока - применение знаний на практике.В ходе выполнения практической работы учащиеся учатся выделя...

Практические работы для 7 класса

Набор содержит 10 практических работ: Работа с папками Кодирование информации (решение задач) Работа в программа "Калькулятор" и "Блокнот" Работа с флэш-диском Использование графических примити...

6 класс Тема: Практическое упражнение: Уборка помещения (класса).

6 класс     Тема:  Практическое упражнение: Уборка помещения (класса)....


 

Комментарии

Базанова Алевтина Владимировна

Интересный хорошо продуманный урок,полностью раскрывает цели и задачи.Думаю, равнодушных детей не осталось.