Урок "Логарифм и его свойства.Логарифмическая функция"
план-конспект урока по алгебре (10 класс) по теме


Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon урок математики60 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2»

Г.БАЛАКОВО САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Открытый урок по алгебре и началам анализа

в 10а классе по теме

«Логарифм и его свойства.

Логарифмическая функция»

                                                     Учитель  Салина Наталья Петровна

                                                         высшая категория

                 

                               

2011г.

Тема: «Логарифм и его свойства. Логарифмическая функция»

     Цели урока:

  • повторить и систематизировать ранее полученные знания по теме «Логарифм числа. Логарифмическая функция»;
  • закрепить и усовершенствовать умения и навыки работы с логарифмами при вычислениях, решение уравнений, нахождении области определения логарифмических функций и логарифмических выражений;
  • подготовить учащихся к восприятию новой темы «Решение логарифмических уравнений и неравенств;
  • развивать математически грамотную речь;
  • развивать графическую культуру;
  • воспитывать культуру труда;
  • вырабатывать навыки самоорганизации учебной деятельности.

Оборудование урока:

  • задания для программированного контроля;
  • задания для работы «На выбор»;
  • индивидуальные карточки с заданиями;
  • портрет Джона Непера;
  • плакат: Логарифмическая комедия «2>3».

     Тип урока: урок обобщающего повторения.

                                              Ход урока.

Ι.Организационный момент.

ΙΙ.Мотивация учебной деятельности учащихся и сообщение темы, целей и задач урока.

Сообщаются цели урока.

ΙΙΙ.Обобщение и систематизация учебного материала.

  1. Умственная разминка по теории логарифма числа.

а) Дать определение логарифма  числа.

б) Найти х , если : log 3 х = -1; log 0,5 х = 0; log х 81 = 4; log х  ¼  = -2.

в) Запишите основное логарифмическое тождество.

г) Вычислить: 7 log 7 2; (½)2 log ½5.

д) Дать определение десятичного логарифма.

е) Вычислить: lg 100;  lg 0,001; lg tg π/4.

ж) Основные свойства логарифмов. Формулировки и формулы.

з)  Найдите верные равенства: log 2 8 = 3; log 2 4 = -2; log -2 4 = 2; log 2 (-16) = 2.

и)  Найдите выражения, имеющие смысл: log 3 5; log 5 0; log 2 (-4); log 5 1; log 5 5.

к) Решите уравнение: lg x = lg 3 + 2lg 5 – lg 15.

2. Работа у доски по заданиям, подобным заданным на дом.

  • Упростить: ( 81 ¼ - ½  log 94 + 25 log 1258) 49 log 7 2.

Использовать свойство: log а в = log а  в, с≠0, а>0, а≠1,в>0.

                                                                                              Ответ: 19.

  • Решить уравнение: log 2 x = 3 – x.

                                                                  Ответ: х =2.

               Вопросы:

  1. В какой точке логарифмическая функция пересекает ось абсцисс? Почему?
  2. Какой знак имеет функция на промежутке ( 0; 1)?
  3. При каком значение х функция принимает положительные значения? log

3. Историческая справка.

      Немного об изобретателе логарифмов и создателе логарифмических таблиц (о Джоне Непере).

       4. Графический диктант «Логарифмическая функция ».

    1. Логарифмическая функция у = log ах определена при любом х .

     2. Функция у = log а х  логарифмическая при а>0, а≠ 1, х >0 .

     3.Областью определения логарифмической функции является множество действительных чисел.

     4.Областью значений логарифмической функции является множество действительных чисел.

     5.Логарифмическая функция – четная.

    6. Логарифмическая функция – нечетная.

    7.Функция у =  log ах – возрастающая.

    8.Функция у = log ах при положительном, но меньшем единицы основании, - возрастающая.

    9.Логарифмическая функция имеет экстремум в точке (1;о).

    10.График логарифмической функции находится в верхней полуплоскости.  

    11.График функции у = logах пересекается с осью ох.

    12.График логарифмической функции симметричен относительно ох.

    13.График логарифмической функции всегда находится в Ι и ΙΙ четвертях.

    14.График логарифмической функции всегда пересекает ох в точке (1;0).

    15.Существует логарифм отрицательного числа.

    16.Существует логарифм дробного положительного числа.

     17.График логарифмической функции проходит через точку (0;0).

                                       

                                                Ответ: (-  + - + - - + - - + - - + + - + -), «-»-нет, «+»-да.

5.К доске приглашаются три ученика, которые работают по индивидуальным карточкам.

  • Найти область определения функции: у = 7х + lg(6 – 3х).
  • Найти значения х, при котором выражение имеет смысл:    х2 – х – 6
  • Постройте график функции: у = log     (8 – х)

                                                                         

  1. Логарифмическая комедия «2>3».

Доказательство: ¼ >    ; (½)2 > (½)3; 2lg (½) > 3lg (½); 2>3.

Найти ошибку в доказательстве

                                                                                                           

.

  1. . К доске приглашается учащийся решить следующую систему уравнений:

3у + 2х = -10,

у – 2 = log3(2х).

Решается традиционным способом подстановки.

Вопрос: Можно ли дать ответ, не решая систему уравнений?

Ответ: Возможно. 2х>0 и 3у>0, тогда 3у + 2х >0, а в рассматриваемой системе эта сумма равна отрицательному числу. Поэтому система не имеет решений.

8. Программированный контроль.

                          При  каких  значениях  x  существует  данный  логарифм  ?

         Определение и разъяснение домашнего задания.

Задание

Варианты ответа

Вариант 1

Вариант 2

           1

          2

            3

           4

          5


Log5(7-х)


Log5(х-7)


        x>7


  0


        x<7


      x≥7


     x ≤7


Log2(9-х2)


Log32-16)


   x<-3, x>3


 x<-4, x>4


     -3


   -4


  -4≤x≤4


Log4


Log6


    x<-2, x>5


 x>-5, x<-2


     -1


   -2


  x<-2, x>6


Log32-4х+4)


Log72-6х+9)


      -2


  x  R , x≠2


         x>3


  x   R, x≠3


     x   R

Пп. 35-39. «Алгебра и начала анализа, 10-11». Под. ред. А. Н. Колмогорова.

Стр. 273, №66 и №68.

     

   Итоги урока.

Выставление оценок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок "Логарифмы.Логарифмические уравнения"

  Цель урока:обеспечить в ходе урока сознательное повторение определения логарифма и его свойств. Уметь применять эти свойства при решении различных типов логарифмических уравнений. Пока...

урок: Логарифмы

Урок по теме: " Логарифмы". —Тип урока: урок обобщения и систематизация знаний. —Продолжительность урока: 2 часа—Цель урока: закрепить, обобщить и систематизировать знания и умения учащихся ...

Урок "Логарифм и его свойства.Логарифмическая функция" 10 класс

Открытый урок по алгебре и началам анализа в 10 классе...

Тренажеры по темам "Логарифмы", "Степени", "Табличные значения тригонометрических функций","Признаки делимости чисел", созданные с помощью сервиса мобильных опросов Kahoot

В материале представлены примеры мобильных опросов по темам "Логарифмы", "Степени", "Табличные значения тригонометрических функций", "Признаки делимости чисел". Опросы проводятся с использованием сото...

Конспект урока "Логарифм. Свойства логарифма"

Урок проводится в 10 классе с целью повторения  определения и свойств логарифма; применения этих знаний при решении задач....

Конспект урока «Логарифмы. Свойства логарифмов»

В данном конспекте предоставлена технологическая карта и ход урока...

Проспект урока «Логарифмы. Свойства логарифмов»

Форма проведения: Урок «открытия» нового знания Цель: формирование способности обучающихся к новому способу действия, расширение понятийной базы за счет введения понятия логарифма...