Проспект урока «Логарифмы. Свойства логарифмов»
план-конспект урока по алгебре (10, 11 класс)

Форма проведения: Урок «открытия» нового знания Цель: формирование способности обучающихся к новому способу действия, расширение понятийной базы за счет введения понятия логарифма

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prospekt_uroka_logarifmy.docx50.75 КБ

Предварительный просмотр:

Проспект урока  «Логарифмы. Свойства логарифмов»

Форма проведения: Урок «открытия» нового знания

Цель: формирование способности обучающихся к новому способу действия, расширение понятийной базы за счет введения понятия логарифма

Образовательные: Изучить понятие логарифма, его обозначение, учиться применять логарифмы к решению показательных уравнений. Учиться вычислять логарифмы с помощью изученного понятия.  Вывести простейшие свойства логарифма и закрепить их при вычислении логарифмов.  Познакомиться с историей появления термина «десятичный логарифм», «логарифмическая линейка» и ролью логарифма в жизни общества. Закрепить первичные навыки вычисления логарифмов.

Развивающие: Развивать логическое мышление, навыки аналитико-синтетической деятельности,  внимание и умение делать выводы на основе известных фактов, умения использовать полученные знания в новых ситуациях

Воспитательные: воспитание интереса к предмету, аккуратности, культуру учебного труда

Формируемые УУД: личностные – независимость и критичность мышления, воля и настойчивость в достижении цели.

Регулятивные – совокупность умений самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности;

Познавательные – совокупность умений по использованию понятия логарифма для решения математических задач и оценки полученных результатов;

Коммуникативные – совокупность умений самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в коллективе

Тема предыдущего урока – решение показательных уравнений и неравенств.

Тема последующего урока – логарифмическая функция.

Домашнее задание к уроку: вспомнить, в чем заключается графический способ решения уравнений, теорему о корне

Структура урока

  1. Актуализация знаний
  1. Мобилизующее начало урока
  2. Фронтальный опрос с целью повторения теоретического материала
  3. Коллективное решение уравнений  с целью мотивации
  4. Постановка проблемной задачи, постановка темы урока.
  1. Формирование новых знаний и способ действий.
  1. Подготовка к введению определения (эвристическая беседа с целью выделения существенных свойств для конструирования определения)
  2. Введение определения (запись в тетрадь и на доске)
  3. Решение задач  с целью введения свойств логарифма
  1. Формирования умений и навыков
  1. Устное решение задач
  2. Коллективное, письменное решение задач (доказательство логарифмического тождества)
  3. Историческая справка (сообщение учащихся о логарифмической линейке и десятичном логарифме)
  4. Подведение итогов урока. Постановка домашнего задания.

Мотивация

Рассмотрим простейшие показательные  уравнения: 2х=4, 2х=8, 2х=6 данные  уравнение мы можем решить алгебраически (кроме последнего), представив правую часть в виде степени числа 2, а чтобы убедиться, что корни действительно есть и решим их графически для этого в системе координат построим график функции у=2х и прямые  у=4, 8, 6

Что мы можем сказать о корне уравнения 2х=6 (он единственный, иррациональный и заключен в промежутке  (2; 3).

Постановка проблемы и ее разрешение

В чем заключается проблема? (знаем, что корень есть, но не знаем, как этот корень представить)

 Вспомните, сталкивались ли мы где-то с похожей ситуацией?(8 кл при решении простейшего квадратного уравнения, когда для записи его корней возникла необходимость появления нового знака)

Аналогично, обдумывая ситуацию с рассмотрением решения уравнении,  математики ввели в рассмотрение новый символ log с помощью которого записывают корень уравнения

Подготовка к введению определения и введение определения

Всегда ли уравнение aх=b имеет корни? В каких случаях уравнение не имеет корней? Какие ограничения следует наложить на a и b? (Обговорить существенные свойства aх=b, a>0(a не=1), b>0 (т.к. корни есть только при положительных значениях b) Сколько корней в общем случае имеет данное уравнение? Как этот корень можно записать? Единственный корень записывают log числа b по основанию а ( как можно по до- другому назвать логарифм -  показатель степени, в которую нужно возвести число а, чтобы получить число b)

Запись определения: x=logab (логарифм числа b по основанию a)

Логарифмом положительного числа b по положительному и отличному от 1 основанию а  называют показатель степени, в которую нужно возвести число а , чтобы получить число b.

Подведение под определение и получение свойств

Прочитать и вычислить устно:

https://fs01.urokimatematiki.ru/e/001a1a-00a.gifhttps://fs01.urokimatematiki.ru/e/001a1a-00b.gifhttps://fs01.urokimatematiki.ru/e/001a1a-00c.gifhttps://fs01.urokimatematiki.ru/e/001a1a-00d.gifhttps://fs01.urokimatematiki.ru/e/001a1a-00e.gifhttps://fs01.urokimatematiki.ru/e/001a1a-00f.gifhttps://fs01.urokimatematiki.ru/e/001a1a-010.gifhttps://fs01.urokimatematiki.ru/e/001a1a-011.gifhttps://fs01.urokimatematiki.ru/e/001a1a-012.gif

Задачник 14.1,14.2, 14.5,  + задания типа (имеет ли смысл выражение (под знаком логарифма поставить отрицательное число или 0, в основании 1 или отрицательное число)

Задач. 14.2(а,в)(св-во1),14.6(а)(св-во 2), свойство 3 (самостоятельно)

Посмотрите на выражения  последние 3 выражения, как их можно охарактеризовать с помощью свойств в символьной форме (записать св-ва в тетрадь): logaa=1; loga1=0; logaac=c

Основное логарифмическое тождество (доказательство от противного) По теореме о корне это уравнение также имеет единственное решение. Однако, в отличие от предыдущего уравнения, это уравнение является иррациональным числом(корень).

(доказательство «от противного»)Докажем, что корень данного уравнения является числом рациональным, т.е.http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/634590/Image1418.gif Тогда выполняется равенство http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/634590/Image1419.gif или http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/634590/Image1420.gif Но http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/634590/Image1421.gif в любой натуральной степени будет числом четным, а http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/634590/Image1422.gif в любой натуральной степени – число нечетное. Получаем противоречие, которое и доказывает, что корень уравнения – число иррациональное. Обдумывая, ситуацию с показательным уравнением http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/634590/Image1423.gif математики ввели в рассмотрение новый символ – логарифм. С помощью этого символа корень уравнения http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/634590/Image1423.gif записали так: http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/634590/Image1424.gif- иррациональное число. Мы дали определение логарифма на обычном языке, а теперь приведем то же определение на языке символов. Alogab=b. Какое число находится в показатели степени, в которую надо возвести число a, чтобы получить число b? Ответ следует из данного выше определения: этим показателем является logab.

Десятичный логарифм

Сообщение ученика о десятичном логарифме

В математике для упрощения вычислений много лет используют различные вычислительные приборы. Я вам предлагаю рассмотреть интересное приспособление и ответить на некоторые вопросы (показываю логарифмическую линейку, вывожу на экран картинку с линейкой)

Беседа: знаете ли вы что это такое? Где вы ее видели? Как вы думаете, как называется эта линейка? Для чего она предназначена?

Сообщение ученика о логарифмической линейке


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок "Логарифмы и их свойства"

Урок разработан в рамках мероприятий, посвященных к юбилею ГБОУ СПО "Саровский политехнический техникум". Студенты смогут не только обобщить и систематизировать знания по данной теме, но и познакомить...

Урок "Логарифм и его свойства.Логарифмическая функция" 10 класс

Открытый урок по алгебре и началам анализа в 10 классе...

Урок " Логарифмы и его свойства"

Конспект урока "Логарифмы и его свойства" содержит дифференцированные задания для учащихся ....

Тематический урок - Логарифмы и их свойства

Цель урока: повторить определение логарифма числа, основное логарифмическое тождество;закрепить основные свойства логарифмов;усилить практическую направленность данной темы для качественной подго...

Конспект урока "Логарифм. Свойства логарифма"

Урок проводится в 10 классе с целью повторения  определения и свойств логарифма; применения этих знаний при решении задач....

Конспект урока «Логарифмы. Свойства логарифмов»

В данном конспекте предоставлена технологическая карта и ход урока...