Урок "Логарифм и его свойства.Логарифмическая функция" 10 класс
методическая разработка по алгебре (10 класс) на тему

Салина Наталья Петровна

Открытый урок по алгебре и началам анализа в 10 классе 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon logarifm_i_egosvoystva._logarifmicheskaya_funukciya.doc60 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2»

Г.БАЛАКОВО САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Открытый урок по алгебре и началам анализа

в 10а классе по теме

«Логарифм и его свойства.

Логарифмическая функция»

                                                     Учитель  Салина Наталья Петровна

                                                         высшая категория

                 

                               

2011г.

Тема: «Логарифм и его свойства. Логарифмическая функция»

     Цели урока:

  • повторить и систематизировать ранее полученные знания по теме «Логарифм числа. Логарифмическая функция»;
  • закрепить и усовершенствовать умения и навыки работы с логарифмами при вычислениях, решение уравнений, нахождении области определения логарифмических функций и логарифмических выражений;
  • подготовить учащихся к восприятию новой темы «Решение логарифмических уравнений и неравенств;
  • развивать математически грамотную речь;
  • развивать графическую культуру;
  • воспитывать культуру труда;
  • вырабатывать навыки самоорганизации учебной деятельности.

Оборудование урока:

  • задания для программированного контроля;
  • задания для работы «На выбор»;
  • индивидуальные карточки с заданиями;
  • портрет Джона Непера;
  • плакат: Логарифмическая комедия «2>3».

     Тип урока: урок обобщающего повторения.

                                              Ход урока.

Ι.Организационный момент.

ΙΙ.Мотивация учебной деятельности учащихся и сообщение темы, целей и задач урока.

Сообщаются цели урока.

ΙΙΙ.Обобщение и систематизация учебного материала.

  1. Умственная разминка по теории логарифма числа.

а) Дать определение логарифма  числа.

б) Найти х , если : log 3 х = -1; log 0,5 х = 0; log х 81 = 4; log х  ¼  = -2.

в) Запишите основное логарифмическое тождество.

г) Вычислить: 7 log 7 2; (½)2 log ½5.

д) Дать определение десятичного логарифма.

е) Вычислить: lg 100;  lg 0,001; lg tg π/4.

ж) Основные свойства логарифмов. Формулировки и формулы.

з)  Найдите верные равенства: log 2 8 = 3; log 2 4 = -2; log -2 4 = 2; log 2 (-16) = 2.

и)  Найдите выражения, имеющие смысл: log 3 5; log 5 0; log 2 (-4); log 5 1; log 5 5.

к) Решите уравнение: lg x = lg 3 + 2lg 5 – lg 15.

2. Работа у доски по заданиям, подобным заданным на дом.

  • Упростить: ( 81 ¼ - ½  log 94 + 25 log 1258) 49 log 7 2.

Использовать свойство: log а в = log а  в, с≠0, а>0, а≠1,в>0.

                                                                                              Ответ: 19.

  • Решить уравнение: log 2 x = 3 – x.

                                                                  Ответ: х =2.

               Вопросы:

  1. В какой точке логарифмическая функция пересекает ось абсцисс? Почему?
  2. Какой знак имеет функция на промежутке ( 0; 1)?
  3. При каком значение х функция принимает положительные значения? log

3. Историческая справка.

      Немного об изобретателе логарифмов и создателе логарифмических таблиц (о Джоне Непере).

       4. Графический диктант «Логарифмическая функция ».

    1. Логарифмическая функция у = log ах определена при любом х .

     2. Функция у = log а х  логарифмическая при а>0, а≠ 1, х >0 .

     3.Областью определения логарифмической функции является множество действительных чисел.

     4.Областью значений логарифмической функции является множество действительных чисел.

     5.Логарифмическая функция – четная.

    6. Логарифмическая функция – нечетная.

    7.Функция у =  log ах – возрастающая.

    8.Функция у = log ах при положительном, но меньшем единицы основании, - возрастающая.

    9.Логарифмическая функция имеет экстремум в точке (1;о).

    10.График логарифмической функции находится в верхней полуплоскости.  

    11.График функции у = logах пересекается с осью ох.

    12.График логарифмической функции симметричен относительно ох.

    13.График логарифмической функции всегда находится в Ι и ΙΙ четвертях.

    14.График логарифмической функции всегда пересекает ох в точке (1;0).

    15.Существует логарифм отрицательного числа.

    16.Существует логарифм дробного положительного числа.

     17.График логарифмической функции проходит через точку (0;0).

                                       

                                                Ответ: (-  + - + - - + - - + - - + + - + -), «-»-нет, «+»-да.

5.К доске приглашаются три ученика, которые работают по индивидуальным карточкам.

  • Найти область определения функции: у = 7х + lg(6 – 3х).
  • Найти значения х, при котором выражение имеет смысл:    х2 – х – 6
  • Постройте график функции: у = log     (8 – х)

                                                                         

  1. Логарифмическая комедия «2>3».

Доказательство: ¼ >    ; (½)2 > (½)3; 2lg (½) > 3lg (½); 2>3.

Найти ошибку в доказательстве

                                                                                                           

.

  1. . К доске приглашается учащийся решить следующую систему уравнений:

3у + 2х = -10,

у – 2 = log3(2х).

Решается традиционным способом подстановки.

Вопрос: Можно ли дать ответ, не решая систему уравнений?

Ответ: Возможно. 2х>0 и 3у>0, тогда 3у + 2х >0, а в рассматриваемой системе эта сумма равна отрицательному числу. Поэтому система не имеет решений.

8. Программированный контроль.

                          При  каких  значениях  x  существует  данный  логарифм  ?

         Определение и разъяснение домашнего задания.

Задание

Варианты ответа

Вариант 1

Вариант 2

           1

          2

            3

           4

          5

Log5(7-х)

Log5(х-7)

        x>7

  0

        x<7

      x≥7

     x ≤7

Log2(9-х2)

Log32-16)

   x<-3, x>3

 x<-4, x>4

     -3

   -4

  -4≤x≤4

Log4

Log6

    x<-2, x>5

 x>-5, x<-2

     -1

   -2

  x<-2, x>6

Log32-4х+4)

Log72-6х+9)

      -2

  x  R , x≠2

         x>3

  x   R, x≠3

     x   R

Пп. 35-39. «Алгебра и начала анализа, 10-11». Под. ред. А. Н. Колмогорова.

Стр. 273, №66 и №68.

     

   Итоги урока.

Выставление оценок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторские произведения учащихся литературного кружка "Вдохновение" (Виктория Баева (6-8 класс), Софья Орлова (8-9 класс), Яна Масная (10-11 класс), Надежда Медведева (10-11 класс)

Авторские произведения учащихся литературного кружка "Вдохновение" (Я. Масная (10-11 класс), Н. Медведева (10-11 класс), В. Баева (6-8 класс), С. Орлова (8-9 класс)...

Рабочая программа по географии на основе авторской программы Т.П. Герасимовой 6 класс), И.В. Душиной (7 класс), И.И. Бариновой (8-9 классы) при нагрузке 2 часа в каждом классе основной общеобразовательной школы

Программа содержит пояснительную записку, перечень мультимедийного обеспечения для использования на уроках географии, также содержит обязательный региональный компонент по географии Ростовской области...

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Рабочая программа по направлению: "Швейное дело" 6 класс 2018-2019г., 7 класс 2019-2020г., 8 класс 2020-2021г., 9 класс 2021-2022г.

Рабочая программа по направлению: "Швейное дело" 6 класс 2018-2019г., 7 класс 2019-2020г., 8 класс 2020-2021г., 9 класс 2021-2022г....