Внеклассное мероприятие
занимательные факты (алгебра) на тему

История математики

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 119298_tvorcheskaya_rabota.doc56 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Российской Федерации

САРАТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

имени Н. Г. ЧЕРНЫШЕВСКОГО

Институт дополнительного  профессионального образования

ВИКТОРИНА ПО ИСТОРИИ МАТЕМАТИКИ

Предметная область «математика и информатика»

Творческая квалификационная работа слушателей

Г. Ю. Задохиной  МБОУ «СОШ № 9» г. Энгельс,

В. Р. Коробковой МАОУ «Лицей гуманитарных наук» г. Саратов

Н. С. Наумовой  МБОУ «СОШ № 15» г. Энгельс,

З. Н. Сёминой  МБОУ «СОШ № 5 им. В. Хомяковой» г. Энггельс,

Т. А. Шершаковой  МБОУ «СОШ № 30» г. Энгельс

Саратов 2012

Викторина по истории математике.

Пояснительная записка.

Предмет математики настолько серьёзен,

что полезно не упускать случаев

делать его немного занимательным».

 Б. Паскаль

 

     Математика – наука серьёзная. И если есть возможность внести в её изучение элемент игры, то нужно этой возможностью воспользоваться.

   В данной методической разработке подобран дидактический материал, который можно использовать для внеурочной работы с учащимися по развитию интереса к математике – проведению предметной недели по МАТЕМАТИКЕ.

     Большинство учителей постоянно веду поиски новых эффективных методов обучения, которые активизировали бы мысль учащихся, стимулировали бы их к самостоятельному приобретению знаний. Но, в первую очередь, детей надо заинтересовать предметом.

   Возникновение интереса к математике у значительного большинства учащихся зависит от того, насколько умело будет построена учебная и внеклассная работа.

     В труде, в учении, в игре, во всякой творческой деятельности нужны человеку сообразительность, находчивость, догадка, умение рассуждать.

Одним из методов повышения интереса учащихся к математике является внеклассная работа по предмету.

Цель данного мероприятия:  привитие интереса учащихся к математики, накопление определенного запаса математических фактов и сведений, умений и навыков, дополняющих знания, приобретаемые в основном курсе математики, расширение и углубление представлений учащихся о культурно-исторической ценности математики, о роли ведущих учёных-математиков в развитии мировой науки

Задачи мероприятия:

•        Образовательные: опираясь на знания учащихся по математике, полученные в школе, закрепить в игровой, занимательной форме изученный ранее материал по истории математики.

•        Развивающие: развивать у учащихся логическое мышление, память, речь, смекалку, любознательность, используя умственно-гимнастические упражнения и задачи, а так же для получения новых знаний, формировать умения и навыки работы с учебной и энциклопедической литературой с целью поиска необходимого материала для выпуска стенгазеты, составления кроссворда, написания доклада, реферата; развивать интерес к предмету математика.

•        Воспитательные: воспитывать у учащихся веру в свои силы, стремление к проявлению собственной инициативы; воспитывать умение работать в коллективе и выслушивать товарищей, адекватно реагировать на полученные результаты.

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, компьютерное оснащение

Литература: 
1. Математика в стихах: задачи, сказки, рифмованные правила. 5-11 классы /авт.-сост. О.В. Панищева.
2. Математика. 5-11 классы: уроки учительского мастерства / авт.-сост. Е.В. Алтухова и др.
3. Предметные недели в школе. Математика/ Сост. Л.В. Гончарова.
4. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. - М.: Наука, 1995.
5. История математики под редакцией А. П. Юшкевича в трёх томах. Том 1: С древнейших времен до начала Нового времени. М.: Наука, 1970.
6. Я познаю мир: Детская энциклопедия. Математика. / Сост. А.П. Савин, В.В. Станцо.

Ход мероприятия.

Ведущий:  - Добрый день, дамы и господа! Я рада приветствовать вас на викторине по истории алгебры. [cлайд 1]   Игра пройдет под девизом: [2 слайд]

                                                    «Нет я не забываю

                                                     День вчерашний

                                                      Живу однако

                                                      Не вчерашним днем»!

Разрешите представить вам участников сегодняшней игры.  В игре участвуют сборные команды 8 – 10 классов. [cлайд 3] (название команды)

Ведущий: - Сегодня мы с вами вспомним некоторые этапы истории развития математики, имена ученых - математиков, их вклад в науку.  Да и вы сегодня, уважаемые зрители, уверен, многие для себя откроете заново.

Ведущий: -  Вначале игры я  ознакомлю зрителей и участников с правилами игры:

  • должен быть порядок в классе, ни какого шума;
  • на обдумывание, выбор ответа и запись его на «листе ответов» дается 30 сек;
  • каждая команда называет свой вариант ответа, написанный на «листе ответов»;
  • за каждый правильный ответ присуждается 1 балл;
  • до последнего вздоха бороться за победу;
  • не подглядывать, не подслушивать и не проникать в чужие мысли. [cлайд 4]

Оценивать выступление команд будет наше компетентное жюри. (Преставление членов жюри)

1 тур. Разминка. [cлайд 5]

  1. Кто из великих ученых впервые применил термин «натуральное число»? [6 слайд]

а) Греческий математик Никомах  (1 в н.э.)

б) Римский математик Боэций (475-524 г. н.э.)

в) Французский математик Даламбер (1717-1783гг.)

  1. Какие числа считались суеверными? [7 слайд]

а) 7    13    40

б) 9   14    45

в) 9    13   40

  1. Что является первым счетным прибором человека? [8 слайд]

а) абаки

б) пальцы

в) счеты

  1. Кто из великих ученых средней Азии написал учебник арифметики, используя индийские числовые знаки? [9 слайд]

а) Мухаммед ал-Хорезми (8в)

б) Мухаммед Насирэддин Туси (13в)

в) Абуль ал- Фергани (9в)

  1. Где впервые возникли приемы сложения? [10 слайд]

а) в Греции

б) в Египте

в) в Индии

  1. Кто впервые попытался выделить простые числа из множества натуральных чисел?

[11 слайд]

а) Пифагор

б) Эратосфен

в) Аристотель

  1. Кто из великих математиков сопроводил свою таблицу умножения стихотворением?

[12 слайд]

а) Шюке

б) Видман

в) Магницкий

  1. Какая из данных мер является мерой веса? [13 слайд]

а) аршин

б) гарнец

в) берковец

  1. Каким календарем мы пользуемся в современное время? [14 слайд]

а) Юлианский

б) Григорианский

в) Омара Хайяма

  1. Как во Франции назывался месяц цветения? [15 слайд]

а) жерминаль

б) флюреаль

в) прериаль

2 тур. Мозговой штурм [16 слайд].

(Каждый ответ оценивается в 3 балла)

1. Каково происхождение слова «алгебра»?

Слово «алгебра» произошло от названия сочинения Мухаммеда Аль-Хорезми «Аль-джебр и аль-мукабала», в котором впервые алгебра излагалась как самостоятельный предмет.

2. Кто ввел в алгебру знак равенства? 

Знак равенства ввел в 1556 г. Английский математик Рекорд, который объяснил свой выбор тем, что ничто не может быть более равным, чем два параллельных отрезка.

3. Кто является создателем современной буквенной символики?

Французский математик Франсуа Виет (1540 – 1603)

4. Почему известная вам формула для возведения двучлена в степень носит название «бином Ньютона» ?

Формула для возведения бинома в целую положительную степень была известна задолго до Ньютона. Заслуга Ньютона заключается в распространении этой формулы на дробные и отрицательные показатели. Ньютон одним из первых начал применять а математике бесконечные ряды, которые в настоящее время являются важным математическим аппаратом.

5. Какой древнегреческий математик внес огромный вклад в область решения уравнений ?

Диофант – единственный известный нам древнегреческий математик, который занимался алгеброй. Он решал различные уравнения, особое внимание уделял неопределенным уравнениям, теория которых называется теперь «диофантовым анализом». Диофант пытался ввести буквенную символику.

6. Кто ввел в математику термин «функция»?

Понятие «функция» было введено французским философом и математиком Рене Декартом (1596-1650) в его книге «Геометрия» (1637). Термин «функция» впервые встречается у немецкого математика Лейбница (1646-1716) в 1694 г. В употребление он был введен в начале ХУ111 века Иоганном Бернулли (1667-1748)

7. Назовите гениального французского математика и революционера, заложившего основы общей теории уравнений.

Эварист Галуа (1811-1832). Этот гениальный математик погиб на дуэли, подстроенной его врагами-контрреволюционерами. В ночь перед дуэлью он написал письмо, в котором изложил свои результаты, давшие начало целой науке – «теории Галуа».

8. Каких вы знаете советских алгебраистов?(назовите не менее трех)

О.Ю.Шмидт, Н.Г. Чеботарев, А.Г. Курош, Л.С. Понтрягин, Б.Н.Делоне, А.И.Мальцев и др.

9. С чем связаны названия «иррациональные» (неразумные) и «мнимые»               ( нереальные) числа?

Эти названия показывают, что математики не сразу выяснили конкретный смысл иррациональных и мнимых чисел и поэтому не считали их равноправными с обычными числами.

10. Кто ввел термины «абсцисса», «ордината», «координаты»?

Эти термины введены Лейбницем: «абсцисса»- в 1965 г., «ордината»- в 1684 г., «координата» - в 1692 г.

3 тур. «Великие  математики» [17 слайд]

(Каждый вопрос оценивается в 1 балл)

А. С. Пушкин, Л. Н. Толстой, М. В. Ломоносов.

  1. Кто из них является автором учебника для детей под названием «Арифметика»?  Л. Н. Толстой  [18 слайд].
  2. С кем из них произошёл следующий случай:

«… На камзоле продрались локти. Повстречавший его придворный щёголь ехидно заметил по этому поводу: – Учёность выглядывает оттуда …

— Нисколько, сударь, – немедленно ответил он, – глупость заглядывает туда!»  М. В. Ломоносов. [19 слайд].

  1. Кому принадлежат слова: «Вдохновение нужно в геометрии, как и в поэзии»? А. С. Пушкин  [20 слайд].
  2. Кому из этих людей принадлежат следующие слова: «Математику уже затем учить следует, что она ум в порядок приводит»? М. В. Ломоносов [21 слайд].

Ведущий: - Поздравляю вас! Вы достойно прошли все испытания! И пока жюри подводит итоги, я предлагаю всем вспомнить  самое известное высказывание    М.В. Ломоносова и озвучить его?

А МАТЕМАТИКУ УЖЕ ЗАТЕМ УЧИТЬ НАДО, ЧТО ОНА УМ В ПОРЯДОК ПРИВОДИТ

Вручение призов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"

Цель данного мероприятия в занимательной форме  показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"

Цель данного мероприятия в занимательной форме  показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...

Методическая разработка уроков и внеклассного мероприятия «Проектная деятельность учащихся на уроках развития речи и внеклассном мероприятии по теме «Русские народные промыслы»

Проектная деятельность – один из лучших способов для совмещения современных информационных технологий, личностно-ориентированного обучения и самостоятельной работы учащихся. Главное – продумать ...

Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту. Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту.

Аннотацияк учебно-методическим  разработкам внеклассных мероприятий  по физической культуре с использованием нестандартного оборудования. 1....

Методическая разработка внеклассного мероприятия по математике «Что такое коррупция». (8-9 классы) Внеклассное мероприятие по математике «Что такое коррупция»

Данная методическая разработка внеклассного мероприятия   «Что такое коррупция?»  составлена и применялась как внеклассное мероприятие по дисциплине “Математика»   для обучающ...

Внеклассное мероприятие, посвященное 23 февраля (военно-спортивный праздник). Внеклассное мероприятие, посвященное 23 февраля (военно-спортивный праздник). Внеклассное мероприятие, посвященное 23 февраля (военно-спортивный праздник).

-соединить спортивно-оздоровительную работу с патриотическим воспитанием   школьников   -развивать у детей мотивацию к занятию спортом   - формирование спортивных к...