программа работы с одаренными 16.09.2013
рабочая программа по алгебре (11 класс) по теме

Шенцева Татьяна Александровна

программа разработана для 10-11 классов, содержит пояснительную записку, тематичское планирование, метододические рекомендации, список литература для учителя и учащихся

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл odarennye_2013.docx22.7 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

 Цель:  повышение математической культуры учащихся в рамках школьной программы по математике; формирование и развитие у учащихся логического мышления, интеллектуальных и практических умений в области решения уравнений, неравенств, содержащих параметр; интереса к изучению математики; умения самостоятельно приобретать и применять знания в различных ситуациях; творческих способностей; коммуникативных навыков, которые способствуют развитию умений работать в группе; поможет учащимся оценить свои способности к математике на повышенном уровне и сделать осознанный выбор профиля дальнейшего обучения.

Прогнозируемый результат: овладение  учащимися  навыками решения уравнений и  неравенств, содержащих параметр; интерпретации результатов своей деятельности; умением делать выводы и обсуждать результаты.

Курс рассчитан на один  год (35 ч), 10-11 класс.

Тематический план

 

№ П.П

Раздел программы

Количество часов

1

Параметр: понятие, общие методы решения

1

2

Методы решения задач с параметром

2

3

Квадратные уравнения и неравенства

2

4

Дробно-рациональные уравнения и неравенства

2

5

Тригонометрия

4

6

Показательные уравнения и неравенства

3

7

Зачет

1

8

Логарифмические уравнения и неравенства

3

9

Иррациональные уравнения и неравенства

3

10

Системы уравнений и неравенств

3

11

Задачи математического анализа

3

12

Параметр в заданиях ЕГЭ

6

13

Обобщающее занятие. Зачет

2

Содержание программы:

Тема 1. Параметр: понятие, общие методы решения

Основная цель-определение уравнения и неравенства  с параметром, области определения уравнения с парамертом; общие приемы решения заданий с параметром. Учащимся раскрывается содержание понятия параметр, его интерпретация, основные теоремы.

Тема 2. Методы решения задач с параметром.

Основная цель- введение различных методов решения задач с параметром. Учащимся дается характеристика каждого метода решения задач с параметром; обоснование   выбора  метода решения. в зависимости от условия, вопроса задачи. Графический метод, координатно-параметрический методы решения задач.

Тема 3. Квадратные уравнения и неравенства.

 Основная цель- формирование навыка решения квадратных уравнений и неравенств с параметром, исследовать квадратный трехчлен, знаки корней в зависимости от параметра. определение квадратного трехчлена и квадратного уравнения, решения уравнений выделением полного квадрата,  уравнений по формуле, методы решения неполных квадратных уравнений.  Методы решения квадратных неравенств. . В ходе практических занятий  рассматриваются задания различной степени сложности,

Тема 4. Дробно-рациональные уравнения и неравенства.

Основная цель- формирование навыка решения  дробных уравнений, содержащих  параметр, различных типов и различными методами.

Тема 5.  Тригонометрия.

Основная цель-введение методов решения  тригонометрических задач с параметром: преобразование выражений, решение уравнений и неравенств.  В ходе практических занятий  рассматриваются задания различной степени сложности,

Тема 6. Показательные уравнения и неравенства.

Основная цель-формирование навыка оценки основания степени, решения показательных уравнений  и неравенств различного вида.

Тема 7. Зачет.

Основная цель- подведение итогов изучения элективного курса «Параметр» в 10 классе.

Тема 8. Логарифмические уравнения и неравенства.

Основная цель- ознакомить учащихся с основными приемами решения логарифмических задач, содержащих  параметр, их свойствами; привлечь внимание к поиску рациональных способов решения..

Тема 9. Иррациональные уравнения и неравенства.

Основная цель-закрепление  навыков решения иррациональных уравнений и неравенств, применения теорем о равносильности; формирование навыков применения общих методов к решению задач с параметром.

Тема 10. Системы уравнений и неравенств.

Основная цель-закрепление навыка применения различных методов решения заданий с параметром, их применения для систем уравнений и неравенств.

Тема 11. Задачи математического анализа .

Основная цель-формирование навыков решения задач на наибольшее и наименьшее значение, нахождения минимумов и максимумов функции в задачах содержащих параметр.

Тема 12. Параметр в заданиях ЕГЭ.

Основная цель-систематизация и обобщение знаний учащихся о методах решения задач с параметром, их применения  к  решению  заданий ЕГЭ.

Тема 13. Обобщающее занятие.

Основная цель  - подведение итогов изучения курса «Параметр», защита проекта.

Тема занятия

Часы учебного времени

дата

Форма проведения

1

Параметр: понятие, общие методы решения

1

Лекция

2

Методы решения задач с параметром

1

лекция

3

Методы решения задач с параметром

1

Лекционно-практическое

4

Квадратные уравнения и неравенства

1

Практикум

5

Квадратные уравнения и неравенства

1

Практикум

6

Дробно-рациональные уравнения и неравенства

1

Лекция

7

Дробно-рациональные уравнения и неравенства

1

Практикум

8

Тригонометрия

1

Лекция

9

Тригонометрия

1

Лекция

10

Тригонометрия

1

Практикум

11

Тригонометрия

1

Практикум

12

Показательные уравнения и неравенства

1

Лекция

13

Показательные уравнения и неравенства

1

Практикум

14

Показательные уравнения и неравенства

1

Практикум

15

Зачет

1

16

Логарифмические уравнения и неравенства

1

Лекция

17

Логарифмические уравнения и неравенства

1

Практикум

18

Логарифмические уравнения и неравенства

1

Лекция

19

Иррациональные уравнения и неравенства

1

Лекция

20

Иррациональные уравнения и неравенства

1

Практикум

21

Иррациональные уравнения и неравенства

1

Практикум

22

Системы уравнений и неравенств

1

Лекция

23

Системы уравнений и неравенств

1

Практикум

24

Системы уравнений и неравенств

1

Практикум

25

Задачи математического анализа

1

Лекция

26

Задачи математического анализа

1

Практикум

27

Задачи математического анализа

1

Практикум

28

Параметр в заданиях ЕГЭ

1

Практикум

29

Параметр в заданиях ЕГЭ

1

Практикум

30

Параметр в заданиях ЕГЭ

1

Практикум

31

Параметр в заданиях ЕГЭ

1

Практикум

32

Параметр в заданиях ЕГЭ

1

Практикум

33

Параметр в заданиях ЕГЭ

1

Практикум

34

Обобщающее занятие

1

Зачет

35

Обобщающее занятие

1

Зачет

Методические рекомендации:

Тема 1. Лекция носит установочный характер и готовит учащихся к практической деятельности, а именно к решению упражнений, связанных с решением заданий с параметром. Во время практических занятий учащиеся коллективно, а затем по группам работают над примерами различной степени сложности, содержащими параметр.

Тема 2. Из содержания лекции учащиеся знакомятся с методами решения задач с параметрами: графический, аналитический, координатно- параметрический. Практические занятия рекомендуется проводить в форме фронтальной работы, отрабатывая применение различных  методов  решения задач с параметром. Завершающим этапом  проводится практическая работа.

Тема 3. Краткая лекция на основе  базовых знаний о квадратных  уравнениях и неравенствах, способах их решения. На практических занятиях отрабатываются навыки решения различных типов квадратных  уравнений и неравенств  с параметром, графическим и аналитическим  способом, решения уравнений выделением полного квадрата, решения уравнений по формуле, методы решения неполных квадратных уравнений. Рассмотреть  примеры применения теоремы Виета, обратной теореме Виета, определение знаков корней квадратного уравнения в зависимости от значений параметра, теоремы о расположении корней относительно заданной точки или заданного промежутка, алгоритм нахождения наибольшего и наименьшего значений квадратичной функции. Итоговое занятие по теме- проверочная работа.

Тема 4. Практические занятия проводить  используя как коллективную форму обучения, так и индивидуальную. На практических занятиях рассматривать решения уравнений, неравенств начиная с простых и заканчивая содержащими несколько параметром, используя метод интервалов.

Тема 5. На первых занятиях  целесообразно повторить теоретический материал по решению тригонометрических уравнений и неравенств, формул преобразования тригонометрических выражений. На практических занятиях следует обратить внимание на аналитические и графические приемы решения задач. При решении простейших неравенств необходимо  опираться на геометрическую интерпретацию. Самостоятельная работа- итог работы по теме. В завершении- практикум по решению неравенств.

Тема 6. Из содержания лекции учащиеся на базовом уровне повторяют основные свойства показательной функции, методы оценки основания степени. Практические занятия рекомендуется проводить в группах, по карточкам-заданиям, с последующим обсуждением решения, его рациональности. Завершающим этапом  проводится проверочная работа.

Тема 7. Завершающим этапом изучения элективного курса в 10 классе является зачет, который проводится в виде проверочной  работы.

Тема 8. Из содержания лекции учащиеся повторяют определения, свойства логарифмов,  методы решения уравнений и неравенств. Практические занятия посвящаются отработке навыков решения задач с параметром как в основании логарифма, так и в подлогарифмируемом выражении; целесообразна как работа фронтальная, так и групповая.

Тема 9.  Краткая лекция на основе  базовых знаний о системах  уравнений и неравенств, типах и способах их решения, готовит учащихся к выработке навыков решения систем  с параметром. Практические занятия необходимо посвятить решению систем как с одним, так и с несколькими параметрами. Итогом- проверочная работа по теме.

Тема 10. При решении задач математического анализа с параметром следует рассмотреть задачи на наибольшее и наименьшее значение, максимум и минимум.

Тема 11. Решение заданий ЕГЭ с параметром проводится в форме практикумов, где рассматриваются задачи с параметром из текстов КИМов за прошлые годы и  демонстрационных вариантов. Самостоятельная работа – форма контроля навыка решения заданий с параметром из текстов ЕГЭ.

 Тема 12. На заключительном занятии подводятся итоги изучения элективного курса «Параметр», проверочная работа. Проводится защита собственного проекта по курсу «Параметр»

Литература для учащихся:

  1. К.П.Сикорский Дополнительные главы по курсу математики. М., «Просвещение», 1996.
  2. М.Л.Галицкий Сборник задач по алгебре 8-9 кл. М. «Просвещение», 2000.
  3. В.С.Крамор. Примеры с параметрами и их  решения.М.Аркти.2001.
  4. В.В.Локоть. Задачи с параметрами и их    решения.Тригонометрия.М.Аркти.2002.
  5. И.Ф.Шарыгин. Факультативный курс по математике. Решение задач. Учебное пособие для 10, 11 класса средней школы.М.1989.

Литература для учителя:

1.М.Я.Выгодский Справочник по элементарной математике. М. «Астель Аст», 2003

2. И.С. Петряков Математические кружки. М. « Просвещение», 1987

3. Л.Я.Фальке Изучение сложных тем курса алгебры в средней школе. М. «Илекса», 2002

4. А.П.Карп Сборник задач по алгебре и началам анализа 10-11 кл. М., «Просвещение», 1999

5. В.В.Амелькин, В.Рабцевич. Задачи с параметром. Минск. 1996.

6. П.И.Горнштейн, В.Б.Полонский, М.С.Якир Задачи с параметрами. М. «Илекса».2003.

7. Г.А.Ястребинецкий. Уравнения и неравенства, содержащие параметры.М.1989.

8. А.Х.Шахмейстер. Задачи с параметрами в ЕГЭ.С.-Петербург.М. 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа работы с одаренными детьми в МОУ Ильичевская ООШ на 2010-2013 гг.

Создание системы работы с одаренными и талантливыми детьми является одним из направлений национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», поэтому обеспечение условий для выявления и развити...

программа работы с одаренными детьми

программа. одаренные дети...

примерная программа работы с классом на 2012-2013 учебный год

Данная программа является моим предложением по организации работы с классом....

Программа работы с одаренными детьми

Таланты надо воспитать,Их надо развивать, в них надо верить!...

программа работы с одаренными детьми

программа разработана  с 2011 по2014 год...

Программа работы с одаренными учащимися на 2013-2014 учебный год

Программа  работы с одаренными  учащимися на 2013-2014 учебный  год и карта иучастия в конкурсах различного уровня...

Программа работы с одаренными детьми «Работа с одаренными детьми в общеобразовательной школе на уроке музыки»

Программа работы с одарёнными детьми разработана с учетом особенностей современной системы образования, в соответствии с программой развития МБОУ «СШ №25» и является основой для работы с о...