Конференция "Листая страницы истории"
презентация к уроку по алгебре (9 класс) по теме

Тимофеева Светлана Александровна

Обзор исторического материала о великих ученых-математиках.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon listaya_stranitsy_istorii.doc156.5 КБ
Office presentation icon listaya_stranitsy_istorii.ppt1.68 МБ

Предварительный просмотр:

 

  «Листая страницы истории»

                   (математическая конференция)

                           8-9 класс

                                            Учитель: Тимофеева С.А.     

                                                                   

                                        п. Горноправдинск                                                              

                                                      2011г.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ: 1.Активизация познавательной деятельности учащихся.

                                  2.Мотивация к самостоятельной  индивидуальной  

                                     творческой работе.

                                   3.Углубление и расширения предметных знаний.

                                   4.Стремление разнообразить формы познавательной

                                      деятельности по предмету.

 

                                   План конференции:

  •   Вступительное слово учителя
  • Страница первая « Из истории Древнего мира»
  • Страница вторая «Галерея великих математиков»
  • Страница третья «Восток. Средние века»
  • Страница четвёртая «Отрицательные числа»
  • Страница пятая» Создание языка алгебры»

 

Сегодня мы совершим путешествие  к истокам старейших  наук - алгебры и геометрии. Мы прочитаем пять исторических  страниц.

Страница первая. « Из истории Древнего мира.»

  Сообщение о зарождении алгебры

  Алгебра зарождалась и развивалась постепенно в недрах арифметики в связи с задачей решения уравнений. Ещё в глубокой древности египтяне, вавилоняне и индийцы владели первоначальными элементами алгебры; они умели по условиям задачи составлять уравнения и решать некоторые из них.

  На вавилонских клинописных пластинках и египетских папирусах содержится ряд задач, которые можно решить составлением уравнений. Вавилонские математики решали их с помощью специальных таблиц и правил, которыми  предписывалась последовательность действий, однако они ещё не знали буквенных обозначений величин, и общих приемов решения алгебраических задач у них не было. В Древнем Египте при решении таких задач для обозначения неизвестного числа был установлен особый значок, называли его хау, что в переводе на русский значит «куча»

В  Древнем  Египте  математические  правила, нужные  для  земледелия, астрономии  и  строительных  работ  записывались  на  стенах  храмов  или  папирусах. Еще  4 тыс. лет  назад   они  решали  практические  задачи  по  арифметике, алгебре  и геометрии, причем  в  арифметике  пользовались  не  только  целыми  числами, но  и  дробями. Высшим  достижением  египетской  математики  является  точное  вычисление  объема  усеченной  пирамиды   с   квадратным  основанием.

Ну  а  записывалось  все  это  на  папирусе  писцами.

 Самый  большой, сохранившийся  до  наших  дней, папирус  писца  Ахмеса. Папирус  имеет  размер  5,25 м х 33 см  и  содержит  84 задачи.  Он  хранится  в  Британском  музее  Англии, находится  в  Лондоне.

Другой  папирус (его   размеры 5,44 м  х 8 см ) включает  25  задач. Он  был  приобретен  русским  востоковедом  В.С. Голенищевым   в  1893 году  и  в  настоящее  время  принадлежит  Московскому  музею  изобразительных  искусств  им. А.С.Пушкина.   Московский  папирус  исследовали  ученые  - академики  Б.А. Тураев  и  В.В. Струве.

 

Задачи  из  папируса  Ахмеса:

•1)      У  семи  лиц  по  семь  кошек, каждая  кошка  съедает  по  семи  мышей, каждая  мышь  съедает  по  семи  колосьев, из  каждого  колоса  может  вырасти  по  семь  мер  ячменя. Как  велики  числа  этого  ряда  и  их  сумма?

Ответ: 7;  49; 343; 2401; 16807; 16907; сумма  - 39214.

Эта  задача - путешественница  из  древнего  египетского  папируса  трансформировалась  на  Руси  в  старинную  народную  задачу  и  встречалась  в  различных  формулировках:

                             Шли  7  старцев,

                             У  каждого  старца  по  семь  костылей,

                                   На  каждом  костыле  по  7  сучков,

                                   На  каждом  сучке  по  7  кошелей,

                                   В  каждом  кошеле  по  7  пирогов,

                                   В  каждом  пироге  по  7  воробьев.

                                   Сколько  всего?                                 [137256]

                                               (Старинная  народная  задача).

            Сообщение о правиле ложного  положения.

Приведём пример решения задачи в древности. В папирусе Ахмеса среди других задач есть такая: 2Куча, её седьмая часть, её целое. Что составляет 19».

Эту задачу легко решить, составляя уравнение:Х+1/7Х=19

При решении подобных задач математики пользовались правилом ложного положения, или фальшивым правилом. Они сначала  предполагали, что куча-

это 7. Тогда 1/7 кучи составляет 1, а вместе – 8, но по условию должна составлять 19. Допущенное значение кучи 7 надо увеличить в 19 раз и уменьшить в 8 раз, то есть куча равна 7* 19/8=16 5/8.

Правило ложного положения было известно и в Древнем Китае ещё около 2000г. до н.э. Дальнейшее развитие начала алгебры получили в Древней Греции Средней Азии. Этому содействовали учёные Пифагор, Диофант и другие, хотя о существовании алгебры они ещё  и не подозревали.

   

                                        Сообщение

        о решении уравнений в Древней Греции

  Среди математиков Древней Греции было принято выражать алгебраические утверждения в геометрической форме. Вместо сложения чисел говорили о сложении отрезков, произведение истолковывали как площадь прямоугольника, а произведение трех чисел – как объем прямоугольного параллелепипеда.

   Например, говорили, что площадь квадрата, построенного на сумме двух отрезков, равна сумме площадей квадратов, построенных на этих отрезках, увеличенной на удвоенную площадь прямоугольника, построенного на этих отрезках. Возможно, вы догадались, что здесь идет речь о хорошо известной вам формуле (а+в)2 = а2 + 2ав + в2. С того времени идут термины «квадрат числа», «куб числа». Квадратные уравнения греки также решали геометрически. Они искали стороны прямоугольника по заданным периметру и площади.

   Приемы решения уравнений без обращения к геометрии дает Диофант Александрийский (не ранее 3-го в. н.э.). Особое внимание уделял неопределенным уравнениям, теория которых называется теперь «диофантовым анализом». У Диофанта была попытка ввести буквенную символику. В «Греческой антологии» помещена эпитафия (надгробная надпись), в которой сказано:

      Здесь погребен Диофант, и камень могильный

     При счете искусном расскажут нам,

     Сколь долг был его век.

     Велением Бога но мальчиком был шестую часть своей жизни;

     В двенадцатой части затем прошла его юность,

     Седьмую часть жизни прибавим – пред нами очаг Гименея.

     Пять лет протекло, и прислал Гименей ему сына.

     Но горе ребенку! Едва половину он прожил

     Тех лет, что отец, как скончался несчастный.

     Четыре года страдал Диофант от утраты той тяжкой

     И умер, прожив для науки. Скажи мне,

     Сколько лет достигнув, смерть воспринял Диофант?

Интересно, что эта надпись на могиле Диофанта приводит нас к уравнению первой степени:

             1/6х+1/12х+ 1/7х+5+1/2х+4=х

Математика  Древней  Греции.

 

Математика  на  Востоке  развивалась  очень  медленно. Новые  открытия  были  редким  явлением. Одни  и  те  же  знания  передавались  из  поколения  в  поколение  в  течение  многих  столетий. В  математике  Дальнего  Востока  не  встречаются  попытки  доказать  какие-либо  утверждения. Тексты  содержат  лишь  условие  задачи  и  правила  решения: «делай то-то».

Этот  процесс  застоя  был  прерван  благодаря  появлению  новой  цивилизации: в  VI  в.  до  н.э.  в  Древней  Греции  родилась  математика  как  точная  наука, которая  была  основана  на  строгих  доказательствах.

            Если  от  математики  Древнего  Востока  до  нас  дошли  отдельные  задачи  с  решениями  и  таблицы, то  в  Древней  Греции  рождается  наука  математика, основанная  на  строгих  доказательствах.

            Этот  важнейший  скачок  в  истории  развития  математики  относится  к  VI - V в.в.  до  н.э.  Афины - центр  культурной  и  научной  жизни. Сюда   стекались  со  всех  сторон  античного  мира  ученые  и  люди, желающие  пополнить  свои  знания. Они  собирались  вокруг  знаменитых  ученых. Преподавание  велось  устно, известно, что  бумага  была  изобретена  несколько  позднее - во  II веке  до  н.э. И  когда  появились  книги,  то  они  были  большой  редкостью  и  очень  очень  дорогими.

     Страница вторая «Галерея великих математиков»

            В  Афинах  жил  Сократ, была  создана  Академия  Платона, позже  лицей  Аристотеля. Согласно  легенде, Платон  принимал  в  свою  школу  только  тех, кто  знал математику. Учеников  встречала  надпись: «Пусть  не  входит  сюда  не  знающий  геометрии». И так, геометрия как теоретическая наука стала складываться в Древней Греции в период с VII по III век до нашей эры. В Древней Греции основную роль в развитии геометрии сыграли  так называемые философские школы. Самыми известными были школы Фалеса, Пифагора, Платона, Александрийская  и др. Ученые и философы Древней Греции восприняли и переработали достижения культуры и науки Древнего Востока. Фалес, Пифагор, Демокрит, Евдокс и др. ездили в Египет и Вавилон для изучения музыки, математики и астрономии. Не случайно зачатки греческой геометрической науки связаны с именем Фалеса Милетского, основателя ионийской школы.  Ученые ионийской школы впервые подвергли логической обработке и систематизировали математические сведения, позаимствованные у древневосточных народов, в особенности у вавилонян. Фалес считается «отцом  геометрии». Итак, Фалес Милетский.

  Фалес Милетский (635- 548 гг. до н.э.) - математик, философ, астроном, купец, жил в г.  Милете, отсюда и название Милетский. Как купец, прокладывая пути в Египет, Индию, Вавилон, знакомился с восточной математикой, перенимал ее, нес в Грецию. Первоосновой всего сущего Фалес считал воду. «Вода есть начало всего; все из нее происходит и в нее превращается», - считал Фалес. Также ему принадлежит изречение «Познай самого себя!». Ему приписывают доказательство некоторых геометрических теорем. Он доказал, что диаметр делит круг пополам, теорему л равенстве углов при основании равнобедренного треугольника, теорему о пропорциональных отрезках. Фалес научился определять высоту предмета по его тени. Он измерил высоту пирамиды, наблюдая тень пирамиды в тот момент, когда наша тень имеет такую же длину, как и мы сами, считая что отношение длины вертикально поставленной палки к длине ее тени, равно отношению высоты пирамиды к длине ее тени.

 

   Пифагор

Величайший математик Древней Греции - Пифагор. Родился около 570 гг. до н. эры на богатом греческом острове Самос. В молодости много путешествовал по Египту и Вавилону, изучая мудрость жрецов. Учился у многих ученых. К моменту возвращения домой на острове Самос правили римляне. Поэтому Пифагор переезжает в Кротон (Южная Италия). Там он основал Пифагорейский союз. Они занимались наукой и политикой. Деятельность союза была тайной. Доступ в него был открыт не для всех. Своими открытиями нельзя было делиться с теми, кто в союз не входил. Пифагорейцы называли свою систему знаний «математика», т.е. наука, учение. Число для них - главный объект изучения. Пифагор утверждал : «Все есть число».

Единицы, из которых состоят целые положительные числа, считались неотделимыми и изображались в виде точек.  Пифагорейцы рассматривали треугольные числа:

1; 1 + 2 = 3;   1 + 2+ 3 = 6;   1 + 2 + 3 + 4 = 10.

Одним из основных достижением пифагорейской школы было построение теории делимости: разбили все натуральные числа на четные и нечетные, простые и составные, рассматривали совершенные числа.  Совершенные числа - числа, которые равны сумме своих делителей:

6 = 1 + 2 + 3;     28 = 1 + 2 + 4 +7 +14;

Пифагорейцы связывали с числом мистические утверждения. У них существовала «клятва числом 36». Числу 36 приписывались особые свойства в связи с выполнением соотношений:

36 = 1         36 = (2 + 4 + 6 + 8) + (1 + 3 + 5 + 7) ;

Также в школе Пифагора верили в чудесные свойства числа 10,  10 = 1 + 2 + 3 + 4;

«1» - считали матерью всех чисел;

«2» - выражало линию;

«3» - треугольник;

«4» - пирамида.

Пифагор учил, что «число есть сущность всех вещей». Даже на вопрос, что такое дружба? -  Пифагор ответил: это то же, что и отношение между числами 220 и 284. Эти числа пифагорейцы называли дружественными, так как у них одинаковая сумма натуральных делителей. В школе очень много занимались геометрией. Доказана теорема Пифагора: (сумма квадратов катета равна квадрату гипотенузы).

Пифагорейцы  занимались арифметикой (теорией чисел), гармонией (теорией музыки), геометрией, астрономией.  Именно в школе Пифагора представление о шарообразности Земли.

Задачи 1) Титан острова Самос Поликрат однажды на пиру спросил у Пифагора, сколько у того учеников. «Охотно скажу тебе, о Поликрат, -  ответил Пифагор. - Половина моих учеников изучает прекрасную математику, четверть исследует тайны вечной природы, седьмая часть молча упражняет силу духа. Добавь еще к ним трех юношей, из которых Теон превосходит прочих своими способностями. Столько учеников веду я к рождению вечной истины. Сколько учеников было у Пифагора?

[Ответ: в школе Пифагора было 28 учеников].

Когда же в греческих колониях Южной Италии пришли к власти сторонники демократии, школа Пифагора была разгромлена. Пифагорейцы бежали из Кротона. Это обстоятельство во многом способствовало распространению математики по всей Греции и даже за ее пределами. 

 Евклид  (ок. 365 - 300 г. до н.э.) - древнегреческий математик, автор первых дошедших до нас теоретических трактатов по математике. К сожалению, сведения о жизни Евклида до нас не дошли. Известно только, что он жил около 300 года до нашей эры, что расцвет его творчества приходится на александрийский период развития культуры и науки, когда после смерти Александра Македонского и распада его огромной империи на первое место по своему экономическому, политическому и культурному  значению выдвинулся город Александрия.  Царь Птолемей I, правивший Египтом в то время, чтобы возвеличить сове государство, привлек в страну ученых и поэтов, создав для них храм муз - Мусейон. Здесь были залы для занятий, ботанические и зоологические сады, астрономический кабинет, астрономическая башня, комнаты для уединенной работы и, главное, великолепная библиотека. В числе приглашенных ученых оказался и Евклид, который основал в Александрии математическую школу и написал для ее учеников свой фундаментальный труд по геометрии «Начала» - главный труд  жизни. Полагают, что он был написан около 325 года до нашей эры.

 

                                          Начала.

Там, где с морем

Сливается Нил,

В древнем жарком краю

Пирамид

Математик греческий жил -

Многознающий,

Мудрый Евклид.

Геометрию он изучал,

Геометрии он обучал.

Написал он великий труд.

Эту книгу

«Начала» зовут.

 

Предшественники   Евклида - Фалес, Пифагор, Аристотель и другие много сделали для развития геометрии. Но все их труды - это отдельные фрагменты, а не единая логическая схема.  Как современников, так и последователей Евклида в его работе привлекала систематичность и логичность изложенных сведений. «Начала»  состоят из тринадцати книг, построенных по единой логической схеме. Каждая из книг начинается определением понятий (точка, линия, плоскость, фигура и т.д.), которые в ней используются, а затем на основе небольшого числа положений - пяти аксиом и пяти постулатов, принимаемых без доказательства,  - строится вся система геометрии.

 О «Началах» говорят, что после Библии это самый популярный рукописный памятник древности. Книга имеет свою весьма примечательную историю. В течение двух тысяч лет она являлась настольной книгой школьников, использовалась как начальный курс геометрии. «Начала» пользовались исключительной популярностью, с них было снято множество копий трудолюбивыми писцами в разных городах и странах; с папируса они перешли на пергамент, а затем на бумагу. На протяжении четырех столетий «Начала» публиковались 2500 раз: в среднем выходило ежегодно 6-7 изданий. До XX века книга считалась основным учебником по геометрии не только для школ, но и для университетов.

«Начала» Евклида были основательно изучены арабами, а позднее европейскими учеными, переведены на множество языков. На русском языке «Начала» были изданы три раза в XVIII в. и четыре раза в XIX в. Последний и самый совершенный перевод с греческого был осуществлен в 1948 - 1950 г.

Основные понятия в геометрии Евклида: 

1. Точка есть то, что не имеет частей.

2. Линия есть длина без ширины.

3. Границы линии суть точки.

Одна из легенд рассказывает, что царь Птолемей решил изучить геометрию. Но оказалось, что сделать это не так-то просто. Тогда он призвал Евклида и попросил его указать ему легкий путь к математике. «К геометрии нет царской дороги», - ответил ему ученый. Так в виде легенды дошло до нас это ставшее крылатым выражение.

Царский путь в геометрию.

  Инсценировка стихотворения

(Автор, царь, Евклид, поэт.)

 

Евклид отдал на царский суд

«Начала» - свой великий труд.

Пытался царь читать «Начала»

То с середины, то с начала,

Но лишь запутался вконец.

И тщетность осознав попыток,

Папируса швырнул он свисток:

- Позвать Евклида во дворец!

В душе царя кипит обида,

Владыку труд ученый злит:

«Миру славит мудреца Евклида!

Царь геометрии - Евклид!

А мне наука неподвластна?!!»

-Евклид! Письмо твое не ясно.

Не понял я: о чем тут речь?

Ты снова должен приналечь.

Труд переделать свой...

Иначе...

- Нет, я не выполню задачи, - Евклид сказал,

- Ни я, ни боги!

В науке царской нет дороги!

И поклонился...

Так, для вида.

Царь побледнел от слов Евклида.

Придворный задрожал народ...

Но вышел тут

Поэт вперед.

Спасти задумал он Евклида

И поклонился

(не для вида)

- О мудрый царь!

Уйми свой гнев...-

Царю он молвил нараспев. -

- Есть путь в науку для царя.

Искусство с логикой миря,

Сложил я о науке стих

Для царских для ушей твоих.

Читал поэт:

- Быстрей, чем в небе птица,

Летела вдаль царева колесница,

В пыли дороги оставляя след.

Двум параллельным

Никогда не слиться!

И это просто,

Словно тьма и свет...

Царя мы ставим

Во главе угла.

Когда он с нами,

Отступает мгла.

Шар головы его

Как солнца лик.

Познаний царских

Радиус велик.

Царь головой кивал:

- мне все тут ясно.

Поэта все хвалили

Громогласно.

И тихо из дворца

Ушел Евклид.

Его поступок

Был царем забыт.

На протяжении веков были даны многочисленные доказательства теоремы Пифагора. Одно из древнейших дано Евклидом и изложено им в «Началах». Как формулировка, так и доказательство теоремы Пифагора имеют у Евклида чисто геометрический характер. На гипотенузе и катетах прямоугольного треугольника ВАС он  строит соответствующие квадраты и доказывает, что квадрат, построенный на гипотенузе, равновелик сумме квадратов, построенных на катетах.

Притча о трех учениках.

                                 (Автор, Евклид, Архелай, Архилох, Архимед.)

 

Чтоб попасть к нему

В ученики

И постигнуть мудрость

Старика,

Морем плыли,

Шли издалека...

А вопросы были нелегки.

- Что есть точка?-

Вопрошал Евклид,

Взглядом обводя своих гостей.

- Точка - это то,

В чем нет частей, -

Архелай кудрявый говорил.

- Правильно ответил,

Молодец! -

Улыбнулся ласково мудрец.

- Ну, а в чем же линии секрет?

- Есть длина,

А ширины в ней нет!

Снова в точку.

Я б хотел узнать:

Для чего ученым хочешь стать?

Ведь дороги к знаньям

Непросты?!

Я богатым стать хочу,

Как ты!

Я слыхал: Наука - это клад!

Я уверен:

Ты, Евклид, богат!

Две монеты

Достает мудрец.

Их берет

Растерянный юнец.

Все. Ступай! -

Ученый говорит.

Ты теперь богаче,

Чем Евклид.

Теплый ветер

вдруг подул сильней,

Пальмы закачал на берегу.

- Кто поделит круг

На пять частей?

Архилох поднялся:

- Я смогу!

Осветило солнце смуглый лик.

Циркуль сжав уверенно в руке,

Круг он делит ловко на песке.

Головой кивнул ему старик:

Хорошо! -

Потом спросил Евклид: ,

- А тебя к науке что манит?

Юношу погладил по плечу.

- Знаменитым стать,

Как ты, хочу.

Слышу всюду:

«Как умен Евклид!».

Значит, славу.

Знание сулит!

Взял Евклид заточенный тростник

Пишет на папирусе старик:

«Люди! Он умней, чем я.

Евклид».

- На, иди!

Теперь ты знаменит!

Ну, а третий

Думает о чем?

Что-то чертит,

Чем-то увлечен.

-  Что ты чертишь?

- Линии черчу.

Теорему доказать хочу,

Но другим путем,

Не как Евклид. -

Юноша упрямо

говорит.

Слезы на глазах

У старика:

Он нашел себе, ученика.

- Кто же ты?

И слышит он  ответ:   

- Я из Сиракуз.

Я - Архимед.

 Кроме Евклида, крупным ученым эпохи эллинизма был Архимед. Архимед родился в 287 году до нашей эры  в греческом городе Сиракузы, где и прожил почти всю свою жизнь. Отцом его был Фидий, придворный астроном правителя города Гиерона. Учился Архимед, как и многие другие древнегреческие ученые, в Александрии, где правители Египта  Птолемеи собрали лучших греческих ученых и мыслителей, а также основали знаменитую, самую большую в мире библиотеку. После учебы в Александрии Архимед вернулся в Сиракузы и унаследовал, должность отца.     

Труд этого великого ученого был ослепляюще многогранным. Основные работы Архимеда касались различных практических приложений математики (геометрии), физики, гидростатики, и механики.

  «Об измерении круга» впервые вычислил число «пи» - отношение длины окружности к диаметру - и доказал, что одинаково для любого круга:

                                          

                                          3 10/71 < π <  3 1/7

   Выведенное  Архимедом для π  приближенное значение 22/7 ≈ 3,14 казалось вполне удовлетворительным для практики.

   Известно, что отношение длины окружности к диаметру не может быть точно выражено ни целым числом, ни обыкновенной дробью, ни конечной десятичной дробью. Созданный Архимедом метод вычисления длины окружности посредством периметров вписанных и описанных многоугольников применялся многими видными математиками на протяжении почти двух тысяч лет. Мы до сих пор пользуемся придуманной Архимедом системой наименования целых чисел. 

    Но Архимед знал также, что предметы имеют не только форму и измерение: они движутся, или могут двигаться, или остаются неподвижными под воздействием определенных сил, которые двигают предметы вперед или приводят в равновесие. Великий  сиракузец научал эти силы, дав начало новой отрасли математики. Эта геометрия  веся и есть рациональная механика, это статика, а также гидростатика, первый закон которой открыл Архимед (закон, носящий его имя), согласие которому на тело, погруженное в жидкость, действует сила, равная весу вытесненной им жидкости. Ванна, в которой купался Архимед, была, вероятно, заполнена до краев. При погружении (постепенном!) вода выливалась. Чем глубже погружался Архимед, тем больше выливалось воды и тем больше становилась выталкивающая сила. Рассказывают, что однажды к Архимеду обратился Гиерон, правитель Сиракуз. Он приказал проверить, соответствует ли вес золотой короны весу отпущенного на ее изготовление вол ста. Для этого Архимед сделал два слитка: один из золота, другой из серебра, каждый такого же веса, что и корона. Затем поочередно положил их в сосуд с водой, отметил, на сколько поднялся ее уровень в обоих случаях. Опустив в воду корону, Архимед установил, что ее объем превышает объем слитка. Так и была доказана недобросовестность мастера.

Закон Архимеда.

 

Инсценировка стихотворения

 

(Автор, ювелир, Гиерон, Архимед, слуги.)

 

Автор.                        Жил в Сиракузах мудрец Архимед.

Был другом царя Гиерона,

Какой для царя самый важный предмет?

Вы все догадались - корона!

Захотелось Гиерону

Сделать новую корону.

Золота отмерил строго.

Взял не мало и не много -

Сколько нужно - в самый раз.

Ювелиру дал заказ.

Через месяц Гиерону

Ювелир принес корону.

Взял корону Гиерон,

 Оглядел со всех сторон.

 Чистым золотом сверкает...

Но ведь всякое бывает.

 И добавить серебро

 Можно к золоту хитро,

 А того и хуже - медь

(Если совесть не иметь)...

И царю узнать охота:

 Честно ль сделана работа?

 Не желал терпеть урон,

И позвал он Архимеда...

 Началась у них беседа

 

                            Гиерон.                    Вот корона, Архимед:

  Золотая или нет?        

                           Архимед.                 Чистым золотом, сверкает.

                           Гиерон.                    Но ты знаешь - все бывает!

И добавить серебро 

Можно к золоту хитро,

А того и хуже: медь,

 Если совесть не иметь.

Сомневаться стал я что-то:

Честно ль сделана, работа?   

Можно ль это, ты скажи,

определить?

Но корону не царапать,

не пилить...

                            Автор:                   И задумался ученый.

Что известно?

Вес короны.

Ну, а как найти объем?

 Думал ночью, думал днем.

И однажды, в ванне моясь.

Погрузился он по пояс

-На пол вылилась вода.

 Догадался он тогда,

 Как найти объем короны.

И помчался к Гиерону

Не обут и не одет...

А народ кричал вослед:

- Что случилось, Архимед?   

 Может быть, землетрясенье?

 Или в городе пожар?

Всполошился весь базар! ,

Закрывали лавки даже.

Шум, и крики, и смятенье!

Он промчался мима стражи:

- Эврика! Нашел решенье!:

 - Во дворец примчался он:

-  Я придумал, Гиерон!

 

(Во дворце.)

Эврика! Раскрыл секрет!

 Гиерон.                       Ты оденься, Архимед!

Вот, сандалии, хитон.

А расскажешь все потом.

 Архимед.                              Пусть весы сюда несут

И с водой большой сосуд...

Все доставить Гиерону!..

(Слуги все приносят.)

На весы кладем корону

И теперь такой же ровно.

Ищем слиток золотой...

 (Находит кусок золота, по весу равный короне.)

  Гиерон.                      Все понятно!                   

Архимед.                     Нет, постой!       

 Мы теперь корону нашу

 Опускаем в эту чашу.

Гиерон, смотри сюда:

В чаше поднялась вода!

Ставлю черточку по краю,

Гиерон.                        А, корону?                                   

Архимед.                   Вынимаю.   

В воду золото опустим,

 В воду золото?

Допустим...

Архимед.                   Поднялась опять вода.

 Метку ставлю

Я.

                        Гиерон.                         Куда?                                                  

Архимед.                      Ну,  конечно же, по краю.

 

 Гиерон.                      Ничего не понимаю.                                                                                                

Лишь две черточки я вижу:

Эта - выше, эта - ниже.

Но какой же вывод главный?

                            

Архимед.                    Равный вес.                                             

Объем - не равный!

Понимаешь, Гиерон,

Я сейчас открыл закон.

Тот закон совсем простой:

Тело вытеснит...

 

 Гиерон.                      Постой.                                            

Говоришь: объем неравный?

Мастер мой мошенник: явный!

За фальшивую корону

Он ответит по закону!

А ты за разгадку -

Получишь дары!

 

 Автор.                   На этом прервалась беседа...

 

Немало  воды  утекло  с  той  поры,

Но  помнят  закон  Архимеда!                                           

Еще более убедительное доказательство необходимости подобных изобретений Архимед дал в 212 году до нашей эры. При обороне Сиракуз от римлян вовремя второй Пунической войны он сконструировал несколько боевых машин, которые позволили горожанам отражать атаки превосходящих в силе римлян в течение почти трех лет. Одной из них стала система зеркал, с помощью которой египтяне смогли сжечь флот неприятеля.

 

Один в поле воин, если он Архимед.

 

 

Сиракузы. 214 год до нашей эры.

 

Пришла а Сицилию воина,

 Пришли неотвратимо.

До Сиракуз дошла она

С жестоким поиском Рима,

 Суровый консул Марк Марцелл

Галер идет армаду:

Марцелл брать крепости умел,

Умел вести осаду.

 - Веет пять дней!

-  Сказал Марцелл,

-  Мне нужно для победы.

Как видно, раньше не имел

Он дела, с Архимедом...

В расчет не брался Архимед.

(Ученый? Что он может!)

Машин, каких не видел свет,

Марцелл не видел тоже,

Ждал римлян настоящий ад

На море и на суше,

Машины топят, бьют, крушат,

Стреляют, валят, рушат!

Идут пентеры - римский флот,

 Но Архимед пускает в ход

Железный клюв и крючья -

Пентеру в воздухе трясет,

 С размаху бьет о кручи,

Мелькают бревна-рычаги,

Как великанов руки.

-  Здесь Архимед! - кричат враги.

Нет, здесь! Юпитер, помоги!

Бросают в страхе луки.

Законы равновесья тел,

Законы рычага -

Все то, что знал он, что умел,

Сегодня бьет врага...

Строи квадратур,

Парабол, сфер.

Пи эр квадрат, и два пи эр,

И теорем железный строй -

Все вывел Архимед на бой!

Машины мечут тучи стрел,

Швыряют в цель каменья.

-  Всем отступать, - кричит Марцелл,

Всем отступать, кто уцелел!

Проиграно сраженье.

Заметим, что идея поиска музыкальных отношений, в геометрических образах сильно увлекала античных исследователей. Не случайно из множества первоклассных открытий Архимед больше всего ценил свое открытие отношения объемов и площадей поверхностей цилиндра и вписанного в него шара, равного 3:2, то ость квинте. Эту теорему Архимед считал своим высшим достижением. По завещанию чертеж этих фигур был выполнен на его могильном камне. (По этому чертежу и была найдена могила Архимеда.) А погиб Архимед во время осады Сиракуз: его убил римский воин в тот момент, когда ученый был поглощен поисками решения поставленной перед собой проблемы.

СМЕРТЬ АРХИМЕДА

К. Анкундинов

Он был задумчив и спокоен,
Загадкой круга увлечен…
Над ним невежественный воин
Взмахнул разбойничьим мечом.
Чертил мыслитель с вдохновеньем,
Сдавил лишь сердце тяжкий груз.
“Ужель гореть моим твореньям
Среди развалин Сиракуз?”
И думал Архимед: “Поникну ль
Я головой на смех врагу?”
Рукою твердой взял он циркуль-
Провел последнюю дугу.
Уж пыль клубилась над дорогой,
То в рабство путь, в ярмо цепей.
“Убей меня, но лишь не трогай,
О, варвар, этих чертежей!”
Прошли столетий вереницы.
Научный подвиг не забыт.
Никто не знает, кто убийца.
Но знают все, кто был убит!

Страница третья «Восток. Средние века.»

Арабские завоевания привели к распространению языка арабов и их религии – ислама. 9-12 вв.н.э. – это расцвет науки в арабоязычных странах: начала складываться научная традиция, основанная на античном наследии, арабский язык становится языком науки.

                                           Сообщение

                        о Мухаммеде аль-Хорезми

  Выдающийся арабский математик и астроном Абу Абдалах Мухаммед бен Мусса аль-Хорезми, то есть отец Абдалаха, Мухаммед, сын Муссы, жил и работал в Багдаде. «Аль Хорезми» буквально означает «из Хорезма», то есть родился в городе Хорезме (сейчас входит в состав Узбекистана).

  В то время в Багдаде правил халиф аль-Мамун, который уважал ученых и покровительствовал наукам. По его повелению в Багдаде был построен Дом мудрости с библиотекой и обсерваторией. Здесь работали почти все крупные арабские ученые, в том числе и аль-Хорезми. Его перу принадлежит много книг, написанных на арабском языке, по математике и астрономии. Сведения о жизни и деятельности Мухаммеда аль-Хорезми, к сожалению, почти не сохранились, а из математических работ до нас дошло всего две – по алгебре и по арифметике. Алгебраическая работа называется «Китаб аль-джебр аль-мукабала», что означает «Книга о восстановлении и противопоставлении». Здесь решение уравнений рассматривается не в связи с арифметикой, а как самостоятельный раздел математики.

   Автор одним из первых стал обращаться с уравнениями, как торговец обращается с рычажными весами. Пусть, например, имеется уравнение 5х-16=20-4х. Считая, что оно задает равновесие некоторых грузов на чашках весов, торговец вправе заключить, что равенство не изменится, если он на обе чаши добавит одно и то же количество.

         Было: 5х – 16=20 – 4х.

         Добавил: 5х -16+16=20 – 4х+16.

          Стало: 5х=20 – 4х+16, или 5х=36 – 4х.

  После этой законной операции (прибавление одинакового количества) число 16 исчезло из левой части и восстановилось в правой со знаком плюс. Точно так же на обе чаши весов можно прибавить 4х,

         Было: 5х=36-4х.

         Добавил: 5х+4х=36 – 4х+4х.

          Стало: 5х+4х=36, или 9х=36. следовательно, х=4.

 В правой части выражение 4х пропало, а влевой части оно восстановилось со знаком плюс.

  Главный принцип – если над равными количествами произвести одинаковые действия, то в результате получаются равные количества – стал своеобразной «волшебной палочкой» для решения уравнений.

  Чтобы решить уравнение, Мухаммед аль-Хорезми переносил члены уравнения из одной части в другую с противоположным знаком (эта процедура и называется «аль-джебр», затем приводил подобные слагаемые («аль-мукабала») и лишь затем решал уравнение. Однако автор заведомо не принимал во внимание уравнения, у которых нет положительных решений.

Слово «аль-джебр» со временем превратилось в хорошо знакомое всем слово

алгебра.

                                       

  Так как в те времена отрицательные числа считались ненастоящими, то действие аль-джебр, как бы превращающее число из небытия в бытие, казалось чудом. Эту науку в Европе долго считали «великим искусством», рядом с «малым искусством» - арифметикой.

  Алгебраический трактат Мухаммеда аль-Хорезми послужил началом создания алгебры. В этом трактате изложены правила умножения одночленов и двучленов, приведены задачи и способы их решения. Затем он рассматривает шесть различных видов уравнений и приемы их решения:

  1. квадраты равны корням, то есть ах2=вх;
  2. квадраты равны числу, то есть ах2=с;
  3. корни равны числу, то есть ах=с;
  4. квадраты и числа равны корням, то есть ах2+с=вх;
  5. квадраты и корни равны числу, то есть ах2+вх=с
  6. корни и числа равны квадратам, то есть вх+с=ах2.

  Решение уравнений, чисто алгебраическое, подкреплялось для убедительности геометрическим. Доказательств не было (в те времена доказательства были только в геометрии), способ решения  задачи излагался в виде рецептов.

  Книга по арифметике, долгое время считавшачся потерянной, была найдена в 1857 г. в библиотеке Кембриджского университета (Великобритания). Точнее, был найден ее перевод на латинский язык. В этой книге даны четыре правила арифметических действий, практически те же самые, что используются сейчас. Первые строки были переведены так: «Сказал Алгоритми. Воздадим хвалу Богу, нашему вождю и защитнику». Так имя Мухаммеда аль-Хорезми перешло в Алгоритми, откуда и появилось слово алгоритм.

    Мухаммед аль-Хорезми был не только математиком. Среди его сочинений есть труд по географии, он организовал несколько научных экспедиций в Византию, Хазарию, в Афганистан и другие страны. Но его успехи в математике затмевают все прочие достижения: ведь он – один из немногих величайших умов мира, создавший новую науку!.

  Учитель: Долгое время развитие алгебры тормозило нежелание математиков признавать отрицательные числа. Поэтому даже уравнение первой степени (с точки зрения древних) не всегда имело решение. При рассмотрении уравнений второй степени приходилось различать много частных случаев.

    Страница четвёртая «Отрицательные числа»

                                             Сообщение

                    о возникновении отрицательных чисел

  Первые  понятия об отрицательных  величинах сложились примерно к 1 в. до н.э. в процессе   решения уравнений. Этому особенно способствовали коммерческие вычисления, в которых отрицательные числа имели наглядный смысл убытка, расхода, недостатка и т. д. Впервые употребили отрицательные числа математики Индии Ариабхата (5 в.) и Брахмагупта (7 в.), они истолковали понятие положительных и отрицательных величин как об имуществе и долге.

   Например, сумма двух имуществ есть имущество, двух долгов – долг, сумма имущества и долга – их разность или, если они равны, нуль. Сумма нуля и долга есть долг и так далее.

Страница пятая «Создание языка алгебры»

                                         Сообщение

                                    о Франсуа Виете

  Становление буквенной символики происходило весьма медленно. Только в конце 16 в. в трудах французского математики Франсуа Виета буквенные обозначения легли в основу алгебры.

   Франсуа Виет родился во Франции. Сын прокурора, Виет получил юридическое образование и начал адвокатскую практику в родном городе. В 1571 г. переехал в Париж, где со временем занял видную придворную должность – тайного советника при короле. Математикой он занимался в часы отдыха. Ознакомившись с учением Кеплера, Виет заинтересовался астрономией. Он решил написать обширный астрономический трактат, но для этого необходимы глубокие математические знания. Занявшись изучением математики, он выполнил ряд алгебраических исследований, а трактата по астрономии так и не написал.

   В то время Франция вела войну с Испанией, Виет оказал большую услугу родине, расшифровав весьма важные письма испанского двора. Испанские шпионы использовали чрезвычайно сложный шифр, состоящий из 300 знаков, менявшихся время от времени. Они даже не допускали мысли, что такой сложный шифр может быть раскрыт, и не беспокоились, когда отдельные секретные донесения попадали к французам. Два года французы перехватывали и читали шифровки, что помогло им нанести ряд поражений испанского армии. Инквизиция же обвиняла математика в том, что он прибегнул к помощи дьявола, и приговорила к сожжению на костре. Математик не был выдан инквизиции, однако от должности его отстранили. Четыре года опалы оказались необычайно плодотворными для Виета. Математика стала его единственной страстью, он работал самозабвенно. По рассказам современников, он мог просиживать за письменным столом по трое суток, только иногда забываясь сном на несколько минут.

   В работе «Введение в аналитическое искусства» Виет изложил усовершенствованную им теорию уравнений с применением изобретенных символов.

                                         Теорема Виета

                     для корней квадратного уравнения

        По праву достойна в стихах быть воспета

        О свойствах корней теорема Виета.

        Что лучше, скажи, постоянства такого;

        Умножишь ты корни – и дробь уж готова:

        В числителе с, в знаменателе а.

        А сумма корней тоже дроби равна.

        Хоть с минусом дробь эта, что за беда –

        В числителе в, а в знаменателе а.

ах2+вх+с=0

      х1х2=с/а, х1х2=-в/а

Заключительное слово учителя:

     Наука прошла большой и сложный путь развития - от египетских и вавилонских памятников до атомных электростанций, лазеров и космических полетов.  Человечество прошло длительный путь от незнания к знанию, непрерывно заменяя на этом пути неполное и несовершенное знание все более полным и совершенным. Обычно принято говорить о преемственности в науке. Без Евклида и Архимеда не было бы Ньютона, без Ньютона не было бы Эйнштейна и Бора... Но такое утверждение верно в общем, из каждого правила есть исключен        Нас, живущих в начале XXI века, влечет старина. В своих предках мы замечаем прежде всего то, чего им не хватает с современной точки зрения, и обычно не замечаем того, что нам самим не хватает по сравнению с ними. Математика владеет не только истиной, но и высшей красотой - красотой отточенной и строгой, возвышенно чистой и стремящейся к подлинному совершенству.

      И мы должны быть благодарны Истории человечества, которая не только подарила миру таких людей как Пифагор, Евклид, Архимед, но и сохранила память о них.

      Не будем и мы забывать о них...

Литература:

1.Маслова Т. История математики. Ж. Математика. 2008. №8.

2.Колосов А.А. Книга для внеклассного чтения по математике в старших классах. Учпедгиз. 1963.

3.Акимова С. Занимательная математика. Тригон. 1997

4.Школьный веб-сайт http: //mou58. togliatty. rosshkola. ru

           


Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект внеклассного мероприятия по истории в 7 классе. Игра «Поле чудес» «По страницам истории России»

Конспект внеклассного мероприятия по истории в 7 классе СКОУ 8 вида в форме игры "Поле чудес" на тему "Постраницам истории России"...

Внеклассное мероприятие по истории "Героические страницы истории Воздушно-десантных войск"

Данное мероприятие рассчитано на учащихся 8-10 классов Цели: 1. Образовательные: познакомить учащихся с историей воздушно-десантных войск, о вкладе в развитие ВДВ Маргелова В.Ф., показать героизм...

урок по истории родного края 10 класс. "По страницам истории родного края"

В уроке использован материал истории 18 века, время правления Петра Великого, его "Каспийский поход" и влияние, оказанное на развитие Астраханской области....

Урок истории в 5 классе по теме:"По страницам истории Древнего мира"

Повторительно- обобщающий урок с использованием ЭОР на различных этапах урока...

Нетрадиционный повторительно-обобщающий урок по истории России в форме интеллектуально-познавательной игры с опережающим творческим заданием «Живые страницы истории».

Необычная игровая форма преподнесения сложного и неоднозначного учебного материала по истории России начала ХХ века способствует приобретению учащимися 9 – 11 классов опыта ведения диалога и дискуссии...

Рабочая программа ружка по истории « Страницы истории» в 5-6 классах, общеобразовательный уровень

Программа  кружка  «Страницы истории»  направлена расширить знания детей о родном крае, увидеть его в общем ходе истории, ощутить свою связь с прошлым и настоящим страны, воспитать чувс...

Внеурочная работа по истории. "Славные страницы истории"

На уроках истории предлагается тема «Отечественная война 1812 года и Сталинградская битва 1943 года - героические страницы истории». ...