урок математики в 6 классе
план-конспект урока по алгебре (6 класс) по теме

Сулина Валентина Тимофеевна

интегрированный урок математики и опк в 6 классе по теме "Старинный русские меры (длины и площади).Материал урока знакомит детей со старинными русскими мерами, учит переводить старинные меры в современные.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_matematiki_v_6_klasse.rar824 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по математике в 6а  классе по теме:

«Старинные русские меры (длина и площадь)»

Учитель математики Сулина Валентина Тимофеевна

Цели урока:

Образовательные:

  • познакомиться с русскими мерами длины и площади;
  • дать детям представление о связи развития науки с крещением  Руси;
  • научить переводить старинные русские меры в современные единицы измерения;

Развивающие:

  • развивать вычислительные навыки, концентрацию внимания, функции самоконтроля;

Воспитательные:  

  • способствовать воспитанию чувства патриотизма.

Ход урока

  1. Организационный момент

Сообщить тему урока, сформулировать цели урока.

2. Вступительное слово учителя:  Всякое государство имеет свою историю. Эта история складывается из жизни людей, в том числе  и правителей.

988 год (слайд 2).Чем он знаменателен для государства Российского? (слайд 3)

 Владимир  Святославович, великий князь киевский, в 987 году принял крещение, а  в 988 году положил  начало распространению христианства по всей Руси.

Принятие христианства способствовало распространению грамотности, книжности,  распространению искусств. Во времена княжения Владимира Киевская Русь находилась в расцвете могущества. (слайд 4) В  1035 году его сын Ярослав, прозванный в народе Мудрым, стал правителем Киевской державы. Он укрепил внутреннее положение государства. Ярослав имел страсть к постройкам. Им были построены многие храмы и монастыри. Монастырь сделался школой для народа; монахи были его наставниками .Отрывок из книги «Герои русской истории» - читает ученик.

« Несколько дней ездил Ярослав с многочисленной свитой вокруг Киева. Он остановился на поле за городом, где задумал построить церковь - самую большую и красивую в мире. Хочу, чтобы Киев стал соперником Константинополя,- сказал он боярам.- А для этого пусть все будет как в византийской столице: церковь Софии, Золотые ворота, монастыри, храмы, игрища, палаты… Придет время, и храм Святой Софии станет символом самостоятельной русской церкви!

   

Слайд 5

 (Первоначальный вид Софийского собора)

Учитель:  Для строительства Ярослав

пригласил лучших византийский мастеров.

 В Киев согнали тысячи людей. Князь торопил

строителей.

Храм посвящен Софии — «Премудрости Божьей». Он относится к произведениям византийско-киевского зодчества. Святая София — главное культовое сооружение Киевской Руси времен Ярослава Мудрого (1019—1054).

Учитель Храм Святой Софии до сих пор может служить образцом византийского зодчества того времени не только на Руси, но и во всей Европе. У нас это единственное здание 11 века, сохранившееся сравнительно в большей целостности.

Читаем задачу:

У детей на партах:

В первоначальном своем виде это было продолговатое каменное здание, сложенное из огромных кирпичных плит и отчасти дикого камня; оно длиною в пятьдесят один аршин с половиною, шириною около семидесяти аршин, вышина его была от шестидесяти до семидесяти аршин. (из книги Н.И. Костомарова «Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей».)

 -Скажите, знакомы ли нам эти единицы измерения? Можем ли мы иметь представление о размерах Храма?

Наши предки пользовались несколько другими мерами длины.  Но слово «аршин» вам, наверное, знакомо.  Может быть вы еще знаете какие-нибудь старинные меры?

(перечисляют)

Давайте познакомимся с мерами длины длины и площади Древней Руси.

Прочитать определение линии в словаре. (слайд 6)

  1.  Линия равна 10 точкам или 2,54 мм.

Эта мера использовалась для измерения диаметра горловины в стеклянной части лампы. Этой единицей обозначают и калибр огнестрельного оружия. Отсюда название «трехлинейная винтовка

Эта винтовка с конца 19 века была на вооружении русской армии. После модернизации она использовалась и в Советской армии во время Великой Отечественной войны.

  1. «Перст». Учащиеся читают в словаре. (слайд 7) Перст – старинная мера длины, равная 2 см.

- Именно от этого слова происходит  анатомический термин «двенадцатиперстная кишка»,  длина этого органа 24-25 см.

3. (Слайд 8)  «Вершок», работа со словарем. Вершок – русская мера длины около 4,4 см.

  1. (Слайд 9) «Пядь», работа со словарем. Пядь – старинная мера длины, равная расстоянию между растянутых большого и указательного пальцев. И второе значение – незначительная, самая малая часть площади.

Комментарий учителя: Отсюда выражение «Не уступить ни пяди»- не отдать даже самой малости. О каком человеке говорят: «Семь пядей во лбу»? (Об очень умном человеке).

  1. (Слайд 10) «Локоть», работа со словарем. Локоть – старинная линейная мера разной длины,около 0,5 метра.
  2. (слайд11) Прочитать «Аршин». Аршин – старинная русская мера длины в 71 см.

Комментарий учителя: В разных губерниях России были свои единицы измерения длины, поэтому купцы, продавая свой товар, как правило, мерили его своим аршином, обманывая при этом покупателей. Чтобы исключить эту путаницу, был введен казенный аршин, то есть эталон аршина, представляющий собой деревянную линейку, на концах которой клепались металлические наконечники с государственным клеймом.

            7.( Слайд 12)  «Сажень», работа со словарем. Сажень – старинная русская мера длины, равная 3 аршинам (2,134 м).

  1. Прочитать «Верста». Верста – старая русская мера длины, равная 1,06 км.

У версты существовало еще одно название «Поприще».

- Давайте вернемся к описанию Софийского собора.

Мы знаем, что в аршине 16 вершков, а в вершке 44 мм. Найдите длину аршина в см,

 мм

Длину  аршина считают равной 71 см

Решение примера

1. (см), т.е. ширина собора м;

2. (см), т.е.длина собора м;

Найдем высоту собора:

1. (см),

2. (см)

Высота собора, таким образом, была равна приблизительно от 43 м до 50 м

- Какую площадь занимал Софийский собор? Вычислите площади собора в м2.

(м2)

-Посмотрите,  какие единицы площади существовали в Древней Руси.

Слайд 13

Меры площади

Значение в  или  

Десятина

10925 .

Квадратная сажень

4,552

Квадратный аршин

0,5058

Квадратный вершок

19,76

-Скажите, пожалуйста, в сколько это будет в квадратных аршинах ?  

51,5*70=3605 кв. аршин

Учитель: В 1037 году собор был заложен, а когда строительство закончилось, Ярослав первым переступил порог Софийского храма. Прямо на него из полумрака смотрела Богоматерь в ярко-голубых одеждах, в мягком золотом мерцании, с воздетыми руками-

«Богоматерь Нерушимая стена», защитница киевлян.

Слайд 14

Огромное пространство церкви произвело на князя

 неизгладимое впечатление

 С того дня Софийский собор стал главным религиозным, общественно-политическим и культурным центром Русского государства. (Слайд 15): «Современный вид  собора»                

- Давайте решим несколько задач,  где

использовались старинные меры длины:

Практические задачи: (слайд 16)

  1. Вы вошли в старинный терем, высота

которого равна трем косым саженям. Какова его высота в сантиметрах и метрах?

2,48*3=7,44м = 7м 44см

  1. Барину необходимо сшить наряд из  отрезка полотна длиной равной 15 локтям. Сколько метров ткани потребуется, чтобы сшить этот наряд?  

46*15=690 см =6м 90см  

  1. Два земледельца решили установить ограду, длина которой равна двум маховым саженям и трем локтям. Какова ее длина будет в сантиметрах и метрах?

                            2,36*2=4,72м

                            46*3=138см=1,38м

                            4,72+1,38=6,1м

  1. 3 сажени 3 аршина – это сколько аршин? Сколько сантиметров?

3*3+3=12 аршин

71*12=852см

  1. Герой стихотворения Н.А.Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы» вспоминает о том, как в половодье зайцев спасал:

Вижу один островок небольшой-

Зайцы на нём собралися гурьбой.

С каждой минутой вода подбиралась

К бедным зверькам; уж под ними осталось

Меньше аршина земли в ширину,

Меньше сажени в длину.

Насколько мал был тот островок? Каковы его максимальные размеры в современных единицах длины и площади?

Ширина – 71см=0,71м

Длина – 2,16м

Площадь ==- 0,71*2,16=1,5336 кв.м

Ответ: 0,71 м, 2,16 м, 1,53 кв. м

Дополнительные задачи.

  1. Раньше, говоря о росте человека, указывали лишь число вершков, на которое он превышал два аршина. Что сказали бы наши предки о росте Петра Великого, равном 2 м 4см?

71*2=142 см (два аршина)

204-142=62 см (приходится на вершки)

62:4,4=14 (вершков)

Ответ: 14 вершков.

  1. «Из числа всей её челяди самым замечательным лицом был дворник Герасим, мужчина 12 вершков роста, сложенный богатырём и глухонемой от рожденья» (И.С.Тургенев, «Муму»)

71*2=142 см (два аршина)

4,4*12=52,8 см (12 вершков)

142+52,8=194,8 см

Ответ: 194,8 см

Подведение итогов урока и выставление отметок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики 5 класс по теме Решение задач на движение Карта урока по ФГОС

1. ФИО Пивовар Елена Васильевна 2. Место работы МБОУ СОШ №4 СУИОП им.Г.К.Жукова 3. Должность Учитель математики высшей категории 4. Предмет Математика 5. Класс 5 6. Тема и номер урока в те...

ФГОС ООО: второе поколение, презентация для учащихся, презентация конструкта урока, технологическая карта урока математики 6 класс.

Технологическая карта урока по теме " Решение уравнений" 6 кл. содержит: цели, задачи, планируемые результаты УУД, дидактическую структуру урока. Данная карта позволяет определить деятельность учителя...

Урок математики 5 класс.Технологическая карта к уроку

технологическая карта урока математики 5 класс. Тема: Делимостьь чисел.Свойства делимости.(в соответствии с ФГОС)...

Урок математики 6 класс VIII вид Тема урока: Скорость, время, расстояние (путь).

Разработка урока коррекции и систематизации знаний по изученной теме с элементами краеведения по теме «Скорость, время, расстояние (путь)»; карта учета умений учащихся 7  класса; интеллект-карта...

урок математики 6 класс "Решение задач с помощью пропорций" конспект урока и призентация

решение задач на прямую и обратную пропорциональность с последующим построением диаграмм....

урок математики 6 класс Бунимович тема урока "Решение задач с помощью уравнений"

урок составлен полностью в соответствии с требованием ФГОС, разработка содержит технологическую карту, презентацию...