Групповая работа на уроках математики
методическая разработка по алгебре по теме

Методический материал по применению групповой технологии на уроках математики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon gruprabota4.doc66 КБ

Предварительный просмотр:

  К

аждому учителю, серьезно работающему, приходится искать и находить ответы на вопросы такого характера:

  • Как максимально, с большей отдачей, использовать каждую минуту урока?
  • Как реализовать проблему полной занятости каждого ученика на уроке, исключить иждивенчество?
  • Какую методику избрать из многообразия методик, чтобы достичь наилучшего результата?

Свой личный опыт, опыт коллег и литература частично дают ответы на эти и другие вопросы. В конечном итоге каждому учителю приходится все-таки «создавать» свою методику, основанную на его личном восприятии предлагаемых методик, с учетом его характера, его практики, его личного отношения к той или иной методике и, наконец, с учетом имеющихся возможностей в данной экономической ситуации.

          Я убеждена, что дело не в маленьких классах, не в деньгах, не в техническом оснащении. Дело в таких педагогических системах, которые могут защитить интересы ученика и обеспечить индивидуализацию в условиях  коллективной работы на уроке. Эти педагогические системы должны обеспечивать разноуровневый подход к построению учебного материала, использование разнообразных форм учебной работы, предлагаемых разным детям одновременно, но где бы каждый мог выбирать посильные и интересные средства достижения успеха. Планируя урок, учитель ставит перед собой общую задачу – обучать всех присутствующих на уроке так, чтобы никому не было непреодолимо трудно из-за высокой сложности и темпа, и чтобы никто не успевал заскучать. Ни один ученик не должен провести время на уроке бесполезно! (Тем более, провести его вредно – уйти с двойкой.)    

            Главная цель  педагогической деятельности – дать возможность каждому ученику получать качественное образование с учётом индивидуальных возможностей и запросов, а нормальное развитие индивидуальных задатков осуществляется не в искусственных условиях полного обособления, а в разношёрстной среде сверстников, окружающих каждого ребёнка.

Групповая работа - как одна из форм коллективной деятельности учащихся на уроке.

     Деятельность школьников является коллективной. На уроке учащиеся любят работать парами, советоваться. Это объясняется тем , что школьники испытывают потребность в общении. Работая в составе группы, они на собственном опыте убеждаются в пользе совместного планирования, распределении обязанностей, взаимообщения. Учащиеся сплачиваются между собой, приучаются действовать согласованно и слаженно, испытывая чувство коллективной ответственности за результат совместной деятельности. Групповая форма организации работы требует явных усилий и способностей каждого, а это является естественным стимулом здорового творческого соревнования.
   Принцип работы в группе состоит в передаче учащимся на период такой работы функций, традиционно выполняемых учителем: информационных, организационных, контролирующих и (частично) оценивающих.
          Групповая форма учебной работы предполагает включение группы учащихся в совместное планирование учебной деятельности, воспитание  и уяснение информации, обсуждение, взаимный контроль. Эта форма предполагает работу учащихся над едиными заданиями. Темп работы зависит от состава группы. Ученик индивидуально воспринимает информацию. Но в процессе усвоения знаний ему необходимо высказываться, давать обоснования решениям. С точки  зрения теории поэтапного формирования знаний наиболее эффективно осмысление учебного материала учащимися осуществляется в форме внешней речи для других. Выражение мыслей во внешней речи способствует осознанному обобщению знаний, которыми в будущем ученик будет оперировать.  По сравнению с фронтальной групповая форма обучения представляет ученикам чаще и полнее излагать свои  мысли вслух. Этим процессом взаимного обучения управляет учитель. Он контролирует деятельность учебных групп, вносит коррективы.  В условиях коллективного урока учителю нужно предоставить возможность каждой индивидуальности сравнить себя с другими без чувства самоуничтожения и поучиться как на своих промахах и ошибках, исправляя недочёты тут же на уроке, так и на ошибках других, избегая унизительных и безнравственных выпадов.

           Групповая работа на уроках математики - сложная подготовительная работа, предъявляет высокие требования к учителю.  Педагог, прежде всего, должен хорошо владеть дисциплиной учащихся. Сложность ещё заключается в том, что нужно четко ставить цель работы каждой группы (для себя); формировать группы учащихся (возможны различные подходы);   разработать задания для каждой группы (дидактические материалы).

                                   Формирование учебных групп.          

                        
       Высокую результативность дают не все учебные группы. Чтобы осуществлять эффективное взаимодействие учеников, надо целенаправленно формировать учебные группы, внимательно  подбирать командиров (консультантов) способных планировать работу, налаживать контакты учащихся. Учитель должен всё время осуществлять тщательный контроль над работой школьников, учить их сотрудничать при разборе учебного материала, выполнении упражнений, решении задач. Для  успешной организации совместной учебной работы учащихся важно учитывать наличие или отсутствие контактов между ними.

  • по количеству учащихся в группе

         Оправдывают себя группы из четырёх-трёх человек, работающих на двух друг за другом стоящих партах или  из двух человек за одной партой.

  • по учебным возможностям

         Наиболее производительно работают группы, сформированные из учеников с высокими учебными возможностями. Эти учащиеся владеют навыками самостоятельной работы.

      Положительных результатов добиваются группы, состоящие из средних учеников, имеющих равные учебные возможности. Эти учащиеся при совместной работе более успешно, чем при работе в одиночку, усваивают материал. Они дополняют друг друга. Эти учащиеся продвигаются одним темпом, но им нужна оперативная помощь учителя. Без направляющей

деятельности учителя эти группы эффективно работать не могут.

      Не могут успешно работать группы, состоящие только из учеников с низкими учебными возможностями. У них некому руководить, подавать пример в познавательной деятельности. Они не могут оказать помощь друг другу.

        Чтобы учебные группы успешно работали, целесообразно формировать группы учеников с разными учебными возможностями. В этих группах ученики, обладая разной обучаемостью, интересами и работоспособностью, дополняют друг друга. Ученики с высшими и высокими учебными возможностями при самостоятельной работе, как правило, успевают выполнить задание за более короткий срок, благодаря чему у них находится время для оказания помощи товарищам. Совместно анализируя материал, решая задачи, они все достигают более высоких результатов. Сильный ученик, успешно справляясь с заданием, попутно помогает менее способному уяснить непонятное, наблюдая его за работой, предупреждает появление ошибок, в результате он сам усваивает материал глубже, основательнее.

  • Группы могут быть постоянного и временного состава.

 С целью лучшей организации учебной деятельности целесообразно самому определить рабочие места каждому ученику. При этом следует соблюдать ряд требований.     Необходимо учитывать психологическую совместимость, желания учеников, потенциальные возможности для их успешной совместной деятельности, санитарно-гигиенические и медицинские условия. При формировании учебной группы надо учитывать не только учебные возможности ученика, но и какими качествами он обладает. Это необходимо для создания соответствующего комфорта в учебной деятельности. В ходе работы в группах ученики лучше узнают друг друга. Иногда возникают трения между ними. Появляются желающие перейти из одной группы в другую. Оптимальный состав учебных групп формируется постепенно.

        Командира группы (консультанта) с согласия товарищей можно назначать самому учителю. Ими становятся учащиеся, хорошо усваивающие материал по предмету, отличающиеся собранностью, требовательностью к себе. С их помощью получаю достоверную информацию об усвоении каждым учеником изучаемого. Учащиеся привыкают друг к другу, чувствуют локоть товарища в совместной работе. Это доставляет им удовольствие.

       Необходимо методично направлять деятельность учащихся. В ходе этой работы надо тщательно следить за ходом сотрудничества учеников в разных группах за их поведением в разных ситуациях учебного процесса.  Учитель должен выступать в роле арбитра во всех спорах, направляя учебную деятельность в поступательном развитии. Учителю необходимо  следить за тем, какое положение занимают в группе учащиеся с низкими учебными возможностями. Необходимо включать их в активную деятельность при изучении материала.

         Учителю целесообразно побуждать учеников к взаимной проверке сделанного. Взаимная проверка, собеседования всегда вызывают столкновение разных точек зрения. Это способствует основательному разбору содержания учебного материала.

          Применяя дифференциацию внутри класса, предлагаю условно  делить  класс на 3 группы:      группа А - сильные учащиеся, обладающие глубокими, прочными знаниями, умеющие аргументировать, доказывать, обобщать, знающие основные методы решения задач;     группа В - средние учащиеся, обладающие хорошими знаниями основных фактов, однако не всегда умеющие обосновать ответ, обобщить, знающие основные методы решения задач, но затрудняющиеся при решении творческих задач, они не всегда рационально решают задачи;       группа С - слабые учащиеся, обладающие минимумом знаний, умений и навыков, достаточных для их применения по образцу, умеют отвечать на вопросы, не требующие особых рассуждений и доказательств, умеют решать стандартные задачи. В группе С встречаются и более слабые ученики, которые с трудом усваивают факты, понятия, правила, способы решения, затрудняются при приведении примеров - им нужна особая помощь. Деление это условно, т. к. при достижении определенного уровня знаний возможны перемещения из группы в группу. Такой подход к формированию групп для меня более удобен.

Организация на разных этапах обучения.

Организация учебного труда школьников в группах на разных этапах  процесса обучения имеет свои особенности.

       При формировании знаний учащихся целесообразно провести с ними сначала фронтальный разбор учебного материала, а затем повторный разбор изучаемого материала в группах. Для этого на доске учитель заранее должен записать вопросы, которые разбираются в группах. При такой организации обучения каждый ученик в 8 - 10 раз чаще, чем при фронтальной, выражает свои мысли вслух. Он подвергается пооперационному взаимному контролю, что особенно важно, так как способствует полному осмыслению, глубокому усвоению знаний, сознательному оперированию ими. Затем учитель с помощью фронтального опроса подводит итог, четко формулируя основные выводы по рассматриваемой проблеме.

    После доказательства теоремы у доски можно предложить учащимся разобрать её непосредственно за партами. Ученики в группах начинают воспроизводить доказательство. Затрудняется один - приходят на помощь другие, возникают условия для активного осмысления учебного материала. Проходя по классу, учитель следит за работой учащихся, затем, в ходе фронтальной беседы, разбирают все трудности затруднения и кратко формулируют выводы.  Такой метод можно применить и выводя математическую формулу. Учащиеся, советуясь друг с другом, воспроизводят процесс выведения формулы. Общаясь между собой, ученики включаются в активную мыслительную деятельность.  В ходе фронтальной беседы устанавливаются причины затруднений и разбираются возникшие вопросы. 

       Возможна организация изучения учащимися  программного материала в группах по учебникам. Ученики сначала читают текст учебника, затем совместно разбирают его содержание, отвечают на вопросы, заранее подготовленные учителем. В процессе сотрудничества учащиеся усваивают материал учебника лучше, чем при индивидуальной работе. Однако, в данном случае групповая форма работы менее эффективна, чем фронтальная, так как требует больших затрат времени.  

       Наиболее продуктивна групповая работа при закреплении, совершенствовании знаний. После объяснения материала учитель предлагает ученикам несколько примеров решить совместно. В ходе решения выясняют все непонятные вопросы. После такой работы нужно дать ученикам задание для самостоятельного выполнения, которое помогает им воспроизводить усвоенные знания. Разбирая вопрос, учащиеся слушают соображения каждого. В первую очередь высказываются ученики с низкими учебными возможностями. Развертывается процесс обсуждения, в ходе  которого закрепляется изученный материал.

           Особенно часто групповая форма учебной работы практикуется при формировании умений и навыков. После фронтального закрепления учебного материала предлагаю ученикам совместно делать упражнения, решать примеры, задачи. В процессе выполнения работы они совещаются друг с другом, осуществляется оптимальный выбор способов решений.

 На мой взгляд, групповая работа наиболее результативна в плане формирования у школьников обязательных  результатов обучения, а также развитие творческих способностей каждого ученика. Учащиеся группы А получают нестандартные или более сложные и объемные задания, группы В - задания необязательного уровня, группы С - обязательного уровня. Работу организую так, чтобы не обделить вниманием ребят из разных групп: в определенные моменты урока консультирую, проверяю работу конкретной группы, остальные в это время работают самостоятельно. Естественно больше внимания получают самые слабые и средние ученики, сильным достаточно тонко намекнуть по поводу возникающих вопросов. Соответственно домашние задания на таких уроках дифференцируются.

         Групповая форма учебной работы используется и при выявлении знаний и умений учащихся. Для проведения взаимного контроля знаний в учебных группах в структуре урока выделяется 5-7 минут. На доске заранее записаны вопросы, отвечая на которые, учащиеся отчитываются перед собой и группой в том, как усвоили материал. Слушая ответы товарища, они поправляют его, уточняют отдельные положения. Учитель в это время наблюдает за их работой ,  выясняя неточности в знаниях. Разнообразные виды взаимной проверки знаний в группах позволяют  эффективней развивать у учащихся  навыки  самоконтроля в учебной деятельности. Взаимный контроль содействует улучшению оперативного контроля со стороны учителя за качеством усвоения школьниками знаний, умений и навыков, позволяет учителю получать вполне достоверную предварительную информацию об уровне их  обученности, организовать ритмичную работу всех учеников значительно повышать их успеваемость.      Групповая работа успешно применяется при проведении зачётов. Для групповой работы подходит далеко не каждый урок, а чаще всего такой, к которому необходимо длительно готовиться всему классу. Таким уроком может быть семинар. 

 

                             Групповая работа имеет свои плюсы и минусы.

         Практика показывает, что групповая форма обучения должна быть включена в структуру урока на непродолжительное время. Отимальная продолжительность работы учащихся в группе в младших классах 5-7 минут, в средних 10-15 минут, в старших 15-20 минут урока. На учебно-практических и практических занятиях она может занимать больше времени.

       В ходе групповой работы ученики младших и средних классов, общаясь между собой, создают излишний шум, усиливающийся, если не переключить их на другой вид деятельности. Шум во время урока может стать помехой для усвоения детьми учебного материала. Этого не происходит, если ученики  работают 5-7 минут.

       Преимущества групповой формы учебной работы особенно ярко выступают при активизации слабых учеников, которые получают больше возможностей, чем при фронтальной форме учебной работы, для продуктивного обсуждения рассматриваемых проблем. Практика показывает, что ученики с низкими учебными возможностями в группах высказываются чаще, чем обычно в 10 -15 раз. Это говорит о повышении активности, позволяющей успешнее формировать знания, умения и навыки.

                Групповая форма учебной деятельности наиболее эффективна при выполнении учащимися различных упражнений, решении примеров, задач, но при длительной работе  в группах появляется неудовлетворённость у учеников с высокими учебными  возможностями. Эти школьники нуждаются в более трудных, оригинальных типах задач, упражнений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Групповая работа на уроке математики

Обучаясь в одном классе, по одной программе и учебнику, дети могут усваивать материал на различных уровнях....

Групповая работа на уроках математики

Статья посвящена организации групповой работы на уроках математики для  5-7 классов....

Организация групповой работы на уроках математики как средсво повышения качества урока.

Работа содержит теоретическое обоснование и разработку урока для 8 класса по теме  "Квадратные уравнения"....

Групповая работа на уроках математики

Доклад на заседании городского методического объединения с презентацией, в которой даны занимательные задания для работы в группах педагогам (разгадать ребусы)...

Групповая работа на уроках математики(выступление на педсовете и РМО)

Материал включает в себя вопросы о разных видах групповых работ на уроках математики, исследование предпочтений учащихся различным видам работ на уроке, правильности самооценки и взаимооценки работы ....

Организация групповой работы на уроках математики

Организация групповой работы на уроках математики...

Открытый урок по теме «Задачи на составление уравнений. Применение технологии проблемного обучения в ходе организации групповой работы на уроке», математика 6 класс

применение новых технологий в образовательном процессе  Открытый урок по теме  «Задачи на составление уравнений.Применение технологии проблемного обучения в ходе организации  групп...