Групповая работа на уроке математики
статья по теме

Васильева Ольга Александровна

Обучаясь в одном классе, по одной программе и учебнику, дети могут усваивать материал на различных уровнях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gruppovaya_rabota.docx40.53 КБ

Предварительный просмотр:

Из опыта работы

Математика - одна из сложных школьных дисциплин и вызывает трудности у многих учащихся.  В пятом  классе, который я взяла  в 2002 году, было  35%  слабых учеников. Двое из них в дальнейшем переведены на индивидуальное обучение. Разрыв в возможностях восприятия курса учащимися  был очень велик.  В результате  после объяснения нового материала одни готовы к самостоятельной  работе, а другие еще не усвоили новый материал, и им необходима дополнительная работа на  этапе отработки основных, опорных знаний и умений. В то же время  необоснованно задерживать учеников, усвоивших новую тему, иначе у них пропадет интерес к учебе. Возникли вопросы:  

  • Как максимально, с большей отдачей, использовать каждую минуту урока?
  • Как реализовать проблему полной занятости каждого ученика на уроке, исключить иждивенчество?

Я пришла к выводу, что, обучаясь в одном классе, по одной программе и учебнику, дети могут усваивать материал на различных уровнях. При этом увеличиваются возможности для работы с сильными учениками, поскольку отпадает необходимость постоянно снижать общий уровень требований, оглядываясь на слабых школьников, которые продуктивнее работают в группе одного уровня развития. Работа протекает в обстановке психологического комфорта, обсуждая материал на равных,  они успевают осмыслить материал и принять участие в обсуждении.

Деление на группы учащихся в зависимости от достижения ими уровня обязательной подготовки носит объективный характер  и не дает  ученикам поводов для обид. Также ученикам предоставляю возможность выбора той или иной группы на каждом уроке. При формировании групп, прежде всего я обращаю внимание на быстроту усвоения и активность мышления.

 Быстрота усвоения характеризуется следующими категориями:

  • дословное повторение текста;
  • частичное повторение;
  • воспроизведение   50%   текста;
  • самостоятельное воспроизведение текста ранее изученного;
  • воспроизведение материала с помощью учителя;
  • воспроизведение с ошибками (но основная нить удерживается);
  • замедленное, невнятное воспроизведение текста;

—умственная отсталость (затухание развития).
Активность мышления характеризуется такими  категориями:

  • плодотворная работа на протяжении всего урока;
  • работа со «вспышками»;
  • неполная работоспособность;
  • быстрая утомляемость;
  • игнорирование заданий.

Итак, класс делю на 3 группы:

 группа А - сильные учащиеся, обладающие глубокими, прочными знаниями, умеющие аргументировать, доказывать, обобщать, знающие основные методы решения задач;

группа В - средние учащиеся, обладающие хорошими знаниями основных фактов, однако не всегда умеющие обосновать ответ, обобщить, знающие основные методы решения задач, но затрудняющиеся при решении творческих задач, они не всегда рационально решают задачи;

 группа С - слабые учащиеся, обладающие минимумом знаний, умений и навыков, достаточных для их применения по образцу, умеют отвечать на вопросы, не требующие особых рассуждений и доказательств, умеют решать стандартные задачи.

 В группе С встречаются и более слабые ученики, которые с трудом усваивают факты, понятия, правила, способы решения, затрудняются при приведении примеров - им нужна особая помощь. Такое деление условно, т. к. при достижении определенного уровня знаний возможны перемещения из группы в группу.

На уроках по изучению нового материала использую дифференцированный подход к обучению. На первом этапе урока объясняется новый материал, даётся подробный образец ответа при решении упражнений и задач новой темы, затем, по желанию, к доске вызываются сильные ученики для того, чтобы ещё несколько раз продемонстрировать образцы ответов всему классу. На следующем этапе урока начинаю применять дифференцированный подход, который выражается в следующем: в тот момент, когда одним учащимся объяснения по ходу решения задач становятся уже необязательными, а другим - они еще нужны, начинается одновременно самостоятельная и коллективная работы. Класс делится на две группы. В первую объединяются те учащиеся, которые считают, что уже поняли новый материал и могут работать самостоятельно. Такая самостоятельная работа предлагается по желанию, причём некоторым учащимся рекомендую, но не настаиваю, воздержаться от самостоятельной работы и продолжить работу с классом. При этом ставится условие: все, кто работает самостоятельно, с вопросами пока не должны обращаться, но им разрешается советоваться друг с другом, сверять своё решение с ответами. С вопросами эти ученики могут обратиться после самостоятельной работы, которая длится 10-15 минут. В эти 10-15 минут всё внимание уделяю второй группе, т. е. тем ученикам, которые ещё не усвоили новую тему достаточно хорошо. Эти ученики продолжают коллективную работу: поочерёдно выходят к доске, решают задачи и объясняют их. Причём к доске выходят одновременно 2-3 ученика: один решает вместе с классом и комментирует вслух, другие работают молча. Когда первый заканчивает решение, ему ставится оценка за решение и за объяснение. После этого все вместе проверяют, верно ли

выполнили упражнения два других вызванных ученика. Им также ставятся оценки за записанные решения, но, как правило, без устных объяснений. Далее к доске выходят следующие 2-3 ученика и т. д. Всё это делается для того, чтобы к доске вызвать как можно больше учеников и оценить их работу на уроке.

После 10-15 минут этой коллективной работы учащиеся этой группы получают кратковременную (на 4-5 минут) самостоятельную работу, а самостоятельная работа первой группы проверяется. Причём, целесообразно на обратной стороне доски заготовить фрагменты решения, содержащие 1-2 ошибки - контрпримеры для того, чтобы усилить внимание, активизировать мыслительную деятельность учащихся. Ребята особенно тщательно и с интересом стараются сверить своё решение и обнаружить ошибки на доске. Начинается обсуждение результатов работы, разрешаются возникшие вопросы.

На уроках закрепления изученного материала учащиеся работают по уровням. Учащиеся группы А получают нестандартные или более сложные и объемные задания, группы В - задания необязательного уровня, группы С - обязательного уровня. Работу организую так, чтобы не обделить вниманием ребят из разных групп: в определенные моменты урока консультирую, проверяю работу конкретной группы, остальные в это время работают самостоятельно. Естественно, больше внимания получают самые слабые и средние ученики, сильным достаточно тонко намекнуть по поводу возникающих вопросов. Соответственно домашние задания на таких уроках дифференцируются.

Приведу пример карточки для 8 класса, которая предлагается слабым учащимся. Карточка имеет краткую теоретическую часть, образец решения и задания для самостоятельной работы. Такие карточки выполняют корректирующую функцию. Их целесообразно применять как на этапе непосредственного изучения темы, так и при организации повторения материала.

ПРАВИЛО

ОБРАЗЕЦ

ЗАДАНИЯ

При доказательстве числовых неравенств надо:

•  Составить разность    левой и правой частей          и сравнить ее с нулем.

•  Сделать    вывод.

Доказать неравенство:

(2х + 3)(2х + 1) > 4х(х + 2). Доказательство.

1. Раскроем скобки:

2 + 2х + 6х + 3 > 4х2 + 8х;

4x2 + 8x + 3 > 2 + 8х.

левая часть   правая часть

2. Составим разность левой и правой частей:

2 + 8х. + 3 - (4х2 + 8х) =

= 4х2 + 8х + 3 - 4х2 -.8х =

= 3 > 0

3. Вывод: т.к. разность есть число положительное, то выражение, стоящее в левой части неравенства, больше выражения, стоящего в правой части, ч. т. д.

Доказать неравенство:

а) 2(а + 1) + а < 3(а + 3);

б) (х - 3)(х - 5) < (х - 4)2;

в) (у + 5)2 - у(у + 10) > 0;

г) (6х - 1)(6х + 1) < 362;

д) (у - 2)(у - 3) > у(у - 5);

е) (х - 1)(х - 3) > х(х - 4);

ж) у2 + 1 > 2(3у - 4);

з) х2 + 5>10(х - 2).

Активность ученика на уроке заметно возрастает, когда он становится носителем функции учителя. Естественно ученик не подменяет учителя на уроке, организующее и мобилизующее начало на уроке остаётся за учителем. Но, по заданию учителя, на определённом этапе обучения учащиеся сами могут сделать многое: определить и выделить главное, предусмотреть варианты проверки их знаний и умений, предвидеть очередной вопрос, обосновать связь новой темы с предыдущей, предвидеть ход мыслей учителя в изложении новой информации по изображённым на доске схемам, моделям и другим опорным сигналам, т.е. как бы взять на себя роль учителя при объяснении нового материала. Очень важно организовать работу так, чтобы каждый ученик в результате такой работы почувствовал собственный рост («додумался», «как же я раньше до этого не дошёл», «да это же совсем просто» и т.п.). Непременно очень важным в такой деятельности является психологический фактор: надо, чтобы дети видели в учителе надёжного помощника, доверяли ему, шли навстречу требованиям и установкам учителя и, естественно, верили в свои силы, в возможность достижения лучших результатов.

Приведу примеры карточек, которые использую на этапе устной самостоятельной работы, которая выполняется в паре под условным названием «Ученик - учитель». Каждый играет то роль учителя, то роль ученика в определенный момент времени. На работу отводится до 10 минут урока.

В это время я осуществляю включённый контроль, т.е. слушаю ответы то одного, то другого ученика в различных парных группах и соответственно оцениваю их, помогаю ученику, выполняющему в данный момент функцию учителя, корректировать ошибки в момент их возникновения, оцениваю не только отвечающего, но и качественную работу «учителя». Положительным моментом такой работы является несомненно то, что половина учащихся класса одновременно учатся говорить, учатся видеть, слышать, исправлять ошибки других, тем самым обогащая, закрепляя и свои знания. Ведь, каждому надо дать такую возможность: высказать своё мнение и быть услышанным.

После завершения этой работы ещё раз, но уже перед всем классом одна из групп даёт ответы по карточкам. Таким образом, за небольшой промежуток времени можно оценить работу 10-12 учащихся, что при традиционной фронтальной работе невозможно. Кроме того, объём задания для устного счёта при фронтальной работе был бы меньшим.

Итак, карточка для работы в паре «Ученик - учитель»  (8 кл., тема: «Арифметический квадратный корень»).

ВАРИАНТ №1

ВАРИАНТ №2

1. Вычислите:;    

2. Решите уравнение:.

3. Объясните, почему неверно равенство:.

4. Вычислите: .

5. Упростите выражение: .

1. Решите уравнение: 2х2 = 3.

2. Вычислите: ; .

3. Вычислите:

4. Упростите выражение:

5. Объясните, почему неверно равенство:.

Иногда организую работу в паре «Ученик-учитель», в которую включены сильный и слабый или сильный и средний учащиеся. Целью такой работы является организация помощи сильными учащимися более слабым товарищам по классу. Причём такая работа является очень эффективной не только на начальном этапе изучения новой темы, но и в процессе повторения изученного. При этом работу организую комбинированно: те, кто отлично усвоил материал, на определённую часть урока выполняют роль учителя, помогая ликвидировать пробелы в знаниях тех, кто по какой-либо причине имеет их, остальные работают индивидуально и коллективно, после чего организуется проверка выполнения работы пары «Ученик-учитель». Стараюсь привлекать для этой работы исключительно хорошо подготовленных учащихся, чтобы быть твёрдо уверенной в хорошем качестве такой помощи. Такая работа чрезвычайно полезна обоим ученикам: «учителю» важно уметь объяснять качественно, понятно, владеть алгоритмами решения тех или иных задач, основами теории, необходимой для достижения цели и, в конечном итоге, научить. Тот же, кого обучают в данный момент, получает уникальную возможность понять непонятное, подняться в своём уровне развития, а, может быть, и узнать новое. Работа в паре «Ученик-учитель» способствует развитию речи обоих учеников, закреплению знаний и умений, утверждению в знаниях обучающего, оказывает благоприятное воздействие на формирование коллективизма и товарищества.

Кроме описанной выше формы работы в паре, я использую также работу в группах, когда учащиеся, сидящие за двумя соседними партами решают поставленную перед ними задачу.  «Сильный» ученик исполняет роль учителя. Работа протекает в обстановке психологического комфорта, «слабый» ученик не стесняется высказывать свое мнение, принимает участие в решении задач. После решения задач группа  защищает решение, причем, любой ученик группы может быть вызван к доске.

Поэтому перед группой стоит задача не только решить, но и добить того, чтобы задача была понятна всем, и каждый мог аргументировать решение задачи.

В результате такой работы у учащихся появляется интерес к предмету, вера в свои способности, формируются обязательные результаты обучения, а также развитие творческих способностей учащихся. Ученики  моего  класса  закончили  9  классов с результатами: УО- 100%, КО - 64%.  Трое учащихся продолжили обучение в средней школе, остальные  в средних профессиональных учреждениях и  колледжах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Групповая работа на уроках математики

Статья посвящена организации групповой работы на уроках математики для  5-7 классов....

Организация групповой работы на уроках математики как средсво повышения качества урока.

Работа содержит теоретическое обоснование и разработку урока для 8 класса по теме  "Квадратные уравнения"....

Групповая работа на уроках математики

Доклад на заседании городского методического объединения с презентацией, в которой даны занимательные задания для работы в группах педагогам (разгадать ребусы)...

Групповая работа на уроках математики

Методический материал по применению групповой технологии на уроках математики....

Групповая работа на уроках математики(выступление на педсовете и РМО)

Материал включает в себя вопросы о разных видах групповых работ на уроках математики, исследование предпочтений учащихся различным видам работ на уроке, правильности самооценки и взаимооценки работы ....

Организация групповой работы на уроках математики

Организация групповой работы на уроках математики...

Открытый урок по теме «Задачи на составление уравнений. Применение технологии проблемного обучения в ходе организации групповой работы на уроке», математика 6 класс

применение новых технологий в образовательном процессе  Открытый урок по теме  «Задачи на составление уравнений.Применение технологии проблемного обучения в ходе организации  групп...