Математический КВН 9 класс
учебно-методический материал по алгебре (9 класс) по теме

Комина Галина Николаевна

 

              Программа

- Приветствие команд

- Разминка

- Математический калейдоскоп

- Конкурс капитанов

- Конкурс «Кто больше?»

- Домашнее задание

- Подведение итогов игр, конкурсов КВН

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon matematicheskiy_kvn.doc100.5 КБ

Предварительный просмотр:

Математический КВН

9 класс

МЫ ПОКА НЕ АРХИМЕДЫ

Дорогу осилит идущий,
а математику - мыслящий

   

 Программа

- Приветствие команд

- Разминка

- Математический калейдоскоп

- Конкурс капитанов

- Конкурс «Кто больше?»

- Домашнее задание

- Подведение итогов игр, конкурсов КВН

  Между конкурсами – музыкальной паузы и конкурсы с болельщиками.

  Всю игру оценивает жюри, в состав которого входят учителя математике и учащиеся старших классов.

Ход мероприятия

I.Вступительное слово учителя.

     Звучит музыка - вступление к телевизионной игре КВН.

Учитель. Дорогие гости и участники игры! Все вы, конечно, хорошо знаете это музыкальное вступление к телевизионной игре КВН: «Мы начинаем КВН - для кого, для чего?..».

      Для кого же мы сегодня начинаем КВН? Конечно, для вас, мои ученики. Чтобы вы сегодня немножко отвлеклись и повеселились, лучше узнали таланты и способности друг друга (а их у вас очень много), подумали над вопросами и ответами, проявили солидарность с командами, повысили свой интеллект, заразились чувством здорового азарта и соревнования, в общем - провели время с пользой.

       А для чего мы начинаем КВН? Для того, чтобы никто из вас не задавал такой знакомый всем учителям математики вопрос: «А зачем мне математика? Мне она в жизни не пригодится». Слово «математика» пришло к нам из древнего языка: произошло от древнегреческих слов «математикэ» и «матема» - «познание, наука». Математика - наука о количественных отношениях и пространственных формах действительного мира. И если есть упражнения для развития тела, то математика призвана развивать логическое мышление, внимание, тренировать мозг. Недаром ее называют «гимнастикой ума».

      Я хочу, чтобы вы убедились, что математика - чудесная, не сухая наука и что заниматься ею так же увлекательно, как и играть в КВН.

      Итак, мы начинаем КВН

Проведение конкурсов и игр

1. Приветствие команд.

1-й ведущий.

 Чтоб нам КВН не нарушить порядок,

Приветствия ваши мы выслушать рады.

Команды приветствуют друг друга, зрителей.

2. Разминка.

2-й ведущий.

    Чтобы всё в КВНе прошло без заминки,

     Его мы начнем...

     Ну, конечно, с разминки!

Каждой команде предлагают выбрать конверт, в котором находятся вопросы. Учитель читает вопросы из выбранного конверта.

Вопросы одной команде:

  1. 1 процент от 1 тыс. рублей? (10руб.)
  2. Единица скорости на море. (Узел.)
  3. Можно ли при умножении чисел получить ноль? (Да.)
  4. Чему равен 1 пуд? (16 кг.)
  1. Математик, именем которого названа теорема,  выражающая связь между   коэффициентами квадратного уравнения? (Ф.Виет.)
  1. Наименьшее натуральное число. (1.)
  2. Периметр квадрата - 20 см. Чему равна его площадь? (25 см2.)
  3. Как найти неизвестное делимое?
  4. Как называется вторая координата точки? (Ордината.)

10) Что больше:  или 2? (Равны.)

  1. Найти третью часть от 60. (20.)
  2. Найти корень уравнения: \х\ = -4. (0.)

13) Как называется функция вида: у = кх + в? (Линейная.)

14)Являются ли диагонали прямоугольника взаимно перпендикулярными? (Нет.)

  1. Параллелограмм, у которого все углы прямые? (Прямоугольник.)

16)Отрезок, соединяющий противоположные вершины четырехугольника? (Диагональ)

17)Отрезок, соединяющий 2 любые точки окружности? (Хорда.)

Вопросы другой команде:

1)     Как называется сотая часть числа? (Процент.)

  1. Как найти неизвестное делимое?
  2. Назовите единицу массы драгоценных камней. (Карат.)
  3. Первая женщина-математик. (Софья Ковалевская.)
  4. Назовите наибольшее отрицательное число. (-1.)
  5. Площадь квадрата 49 м2. Чему равен его периметр? (28 м.)
  6. Как найти неизвестное вычитаемое?
  7. Как называется наука, изучающая свойства фигур на плоскости? (Планиметрия.)

9) Как называется утверждение, требующее доказательства? (Теорема.)

        10) Как называется первая координата точки?      (Абсцисса.)

11) Что больше: 5 или  ? ().

12) Разделите 100 на половину. (200.)

13) Найдите корень уравнения: х2 = -9. (0.)

14) Как называется функция вида: у = ах2 + вх + с? (Квадратичная.)

15) В каком четырехугольнике диагонали взаимно перпендикулярны? (Ромб, квадрат.)

16) Четырехугольник, у которого только две противолежащие стороны параллельны? (Трапеция.)

17) Сумма длин всех сторон многоугольника

Учитель: «А пока жюри совещается, оценивает выступление команд, послушаем шутку:

ШУТКА

     Я докажу, что в течении целого года вам почти некогда учиться в школе. В году 365 дней. Из них 52 воскресенья, 10 других дней отдыха, поэтому отпадает 62 дня. Летние и зимние каникулы продолжаются не менее ста дней. Следовательно, уже 162 дня. Ночью в школу не ходят, а ночи составляют половину года, следовательно, еще 184 дня отпадает. Остается 20 дней, но ведь не вез день продолжаются занятия в школе, а не более четверти дня, поэтому еще 15 дней отпадает. Остается всего – на всего 5 дней. Многому ли тут можно выучиться?»

     Жюри объявляет каждой команде баллы.

3. Математический калейдоскоп

1-й ведущий. Ну а теперь, команды, стоп –

                       Математический калейдоскоп!

                       Кто в терминах не знает затрудненья,

                       Напишет все сейчас без промедленья.

Учитель: «На бумаге, скрученной в рулон, написаны формулы. Необходимо указать, что за формулы»

    Учитель. «Жюри оценивает этот конкурс, а мы предлагаем послушать частушки».

    Жюри объявляет результаты калейдоскопа и общее количество баллов.

4. Конкурс капитанов

2 – ведущий.

              Как песня не может прожить без баяна,

              Команда не может без капитана!

Капитанам необходимо выбрать конверт с заданием.

Задания для капитана одной команды:

  1. Разгадать кроссворд (5 баллов).

               

/. Зависимость одной величины от другой. (Функция.)

  1.  Параллелограмм с равными сторонами. (Ромб.)
  2.  Тригонометрическая функция. (Косинус.)
  3.  Прямоугольный параллелепипед с равными измерениями. (Куб.)
  4.  ... абсцисс. (Ось.)

 2) Отгадать загадку (5 баллов).

Я приношу с собою боль,

В лице - большое искаженье.

А «ф» на «п» заменишь коль,

То превращусь я в знак сложения.

(Флюс - плюс.)

 3) Математическая шарада (5 баллов).

                         

                         Привычное слово кудлатой наседки

Поставьте на первое место.

На месте втором, посмотрите-ка, - нота,

Важна для любого оркестра.

                         На третьем одна одинокая буква,

Пятнадцатая в алфавите.

                         Один из волос на мордашке котенка

На месте четвертом. Прочтите.

(Косинус.)

4)         Написать математические термины на букву «с» (за каждое
слово - 1 балл).

Задания для капитана второй команды:

1) Разгадать кроссворд (5 баллов).

1.  Абсолютная величина числа. (Модуль.)

  1.  График квадратичной функции. (Парабола.)
  2.  Теорема, не требующая доказательства. (Аксиома.)
  3.  ... определения функции. (Область.)
  4.  Бином ... (Ньютона).

2) и 3) - аналогично.

4) Написать математические термины на букву «д» (за каждое слово -1 балл).

Учитель: Пока капитаны выполняют задания, команды тоже заняты делом.

Задания для команд (в конвертах):      
1) Разгадайте кроссворд.        

По горизонтали:

/. Деление числителя и знаменателя на одно и то же число. (Сокращение.)

  1.  Частное двух чисел. (Отношение.)
  2.  Дробь, у которой числитель и знаменателя взаимно простые числа. (Несократимая.)
  3.  НОД (24 и 36) = ? (Двенадцать.)
  4.  Сотая часть числа. (Процент.)

По вертикали:

  1.  Название дроби, у которой числитель больше или равен знаменателю. (Неправильная.)
  2.  Для нахождения общего знаменателя надо находить НОД или НОК? (НОК.)
  3.  Действие, при помощи которого находится дробь от числа. (Умножение.)        

9. Для, сокращения дроби нужно находить НОД или НОК? (НОД).

2) Продолжите фразу.

1. В равнобедренном треугольнике углы ... (при основании равны).

2. Сумма углов треугольника равна... (180°).

3. Арифметической прогрессией называется последовательность... (каждый член которой, начиная со второго, равен предыдущему, сложенному с одним и тем же числом).

4. Квадратичным уравнением называется уравнение вида...
(ах2 + вх + с= 0, где а, в и с - некоторые числа, причем а = О,

а х – переменная).        

  1.  Синусом острого угла прямоугольного треугольника называется отношение... (противолежащего катета к гипотенузе).
  2.  Медиана, проведенная из вершины равнобедренного треугольника к его основанию, является... (высотой и биссектрисой).
  3.  Геометрической прогрессией называется последовательность... (каждый член которой, начиная со второго, равен предыдущему члену, умноженному на одно и то же число).
  4.  Тангенсом острого угла прямоугольного треугольника называется отношение... (противолежащего катета к прилежащему).
  5.  Средняя линия треугольника - это... (отрезок, соединяющий середины двух сторон).
  1.  Косинусом острого угла прямоугольного треугольника называется отношение... (прилежащего катета к гипотенузе).
  2.  Сумма корней приведенного квадратного уравнения равна... (второму коэффициенту, взятому с противоположным знаком), а их произведение равно… (свободному члену).

3)         Ребус.

              Л         ОН

              К          Я

             (Наклонная.)

      Капитаны команд и команды сдают выполненные задания. Жюри проверяет правильность ответов и оценивает команды.

     Учитель: «А, пока жюри работает, мы предлагаем посмотреть сценку «Средняя арифметическая»:

Стоит Олег задумавшись. Лена (входя). Олег, о чем ты задумался?

Олег. Знаешь, о чем я задумался? Среднее арифметическое - гениальное изобретение математиков. Смотри, мы с тобой неразлучные друзья, все делим пополам, хорошее и плохое. Возьмем, например, оценки, которые получили сегодня. Ты получила "5", а я "1". Складываем, делим пополам, по тройке получили оба. Видишь, как хорошо. И отец меня не накажет. Даздравствует среднее арифметическое.

- Л е н а. Но ты даже не спросил, устраивает ли это меня?

- Олег. Подожди, это еще не все. Ты пришла в школу на 15 минут раньше, а я на  15  минут позже.  Складываем, делим пополам      среднее арифметическое!

- Лена. Ты же гений! (в сторону). Ну я тебя проучу. (Олегу) Слышишь,

- Олег, ты меня просил купить тебе кеды в нашем магазине. Тебе мама дала денег?

-Олег. Да:

- Лена. Давай я сбегаю в магазин, а ты решишь несколько примеров со своим арифметическим. (Уходит.)

- Олег. Вот здорово! Наконец-то и у меня будут кеды, и Роман Борисович не будет меня ругать. (Делает несколько гимнастических упражнений.)

- Лена (входит с пакетом). Видишь, как я быстро вернулась. Я тебе кеды купила, не что-нибудь!

- Олег (с нетерпением). Давай быстрее, покажем их. (Раскрывает пакет, с удивлением разглядывает: один большой кед, другой маленький). Что это?

- Л е н а. Ты еще спрашиваешь? Это твои кеды. Один 26 размера, другой 44. Складываем, делим пополам, получаем твой размер 35. Да здравствует среднее арифметическое.

- Олег с ужасом хватается за голову и убегает.

    Жюри объявляет результаты конкурса капитанов.

5. Конкурс «Кто больше»

2 – й ведущий. Нелегкий вопрос-то,

                          Но верь одному:

                          Все сложно и просто,  

                          Считай по вкусу!

Команды выбирают конверты с заданием. Учитель читает вопросы из выбранного конверта. За каждый правильный ответ – 1 балл.                    

Вопросы для одной команды:

      1) В каком треугольнике все высоты пересекаются в вершине?

(Прямоугольном.)

      2) Число десятков в тысяче. (100)

      3) Математическое предложение, не требующее доказательства. (Аксиома.)

      4) Сумма длин сторон многоугольника. (Периметр.)

      5) В каком числе столько же цифр, сколько букв в его написании? (Сто.)

      6) Дробь, меньшая единицы? (Правильная.)

      7) НОД взаимно простых чисел? (1.)

      8) Сумма противоположных чисел? (0.)

         9) Какой угол опишет минутная стрелка за 5 минут? (30°.)  

         10) Как называется равенство, верное при любых допустимых значениях переменной? (Уравнение.)

          11) Модуль нуля? (0.)

  1. Сколько углов останется у ромба, если один отрезать? (5.)
  2. Какую часть числа составляют 25 %? (1/4.)
  3. Число, которое делится на все числа без остатка? (0.)
  4. Цифры третьего разряда? (Сотни.)
  5. Луч, делящий угол пополам? (Биссектриса.)
  6. Сколько граней у шестигранного карандаша? (8.)
  7. Непересекающиеся прямые на плоскости? (Параллельные.)
  8. Наименьшее семизначное число? (1 ООО ООО.)
  9. Сколько вершин у куба? (8.)
  10. Бревно распилили на 8 частей. Сколько сделали распилов? (7)
  1. Сколько биссектрис можно провести в треугольнике? (3.)
  2. Число, из которого вычитают? (Уменьшаемое.)

24)Цифра, которая никогда не может быть первой в записи натурального числа? (0.)

25)Прибор для измерения углов на местности? (Астролябия.)

26)Треугольник, у которого две стороны равны? (Равнобедренный.)

  1. Треугольник со сторонами 3,4 и 5? (Египетский.)
  2. Направленный отрезок? (Вектор)

29)Угол, на который поворачивается солдат по команде «кругом»? (180°)

30)Наименьшее значение функции = |х|? (0.)

Вопросы для другой команды:

  1. Сколько кг в половине тонны? (500 кг.)
  2. Кратчайшее расстояние от точки до прямой? (Перпендикуляр.)

3)Отрезок, соединяющий 2 точки окружности и проходящий
через ее центр?
(Диаметр.)

  1. Количество делителей простого числа? (2.)
  2. Значение переменной при решении уравнения? (Корень.)
  1. Деление числителя и знаменателя на одно и то же число, отличное от нуля? (Сокращение.)
  2. Два числа, произведение которых равно 1? (Взаимно обратные.)
  1. Самое простое маленькое число? (2.)
  2. Географическая координата на земной поверхности? (Долгота.)
  1. Треугольник с прямым углом? (Прямоугольный.)
  2. Число, на которое делят? (Делитель.)
  3. Результат сложения чисел? (Сумма.)
  4. В обыкновенной дроби число, записанное над чертой? (Числитель.)
  5. Сколько двузначных чисел, у которых первая цифра 1? (10.)
  6. Трое играли в шахматы. Всего было сыграно три партии. Сколько партий сыграл каждый? (2.)
  7. Угол в 1° рассматривают в лупу, дающую трехкратное увеличение. Какой величины окажется угол? (1°.)
  8. Часть прямой, ограниченная двумя точками? (Отрезок.)
  9. Результат деления одного числа на другое? (Частное.)
  10. Модуль числа - 5? (5.)
  11. Какая цифра в переводе с латинского языка означает «ничего»? (0)
  12. Инструмент для измерения углов на плоскости? (Транспортир.)
  13. Произведение трех измерений прямоугольного параллелепипеда? (Объем.)
  14. Два числа, отличающиеся друг от друга только знаками? (Противоположные.)
  15. Геометрическая фигура, состоящая из двух лучей, имеющих общее начало? (Угол.)
  16. Сколько градусов содержит угол, если он составляет половину развернутого угла? (90°.)

26) Угол в 180°? (Развернутый)

  1. Вид графика х2 + у2=r2? (Окружность.)
  2. Равенство двух отношений? (Пропорция.)
  3. Тысячная доля килограмма? (Грамм.)

30)Основное свойство пропорции? (В верной пропорции произведение крайних членов равно произведению средних членов пропорции.)

Учитель: «Пока жюри подсчитывает баллы, у нас несколько интересных сообщений с подсказками».

2-й ведущий.

              Кто ничего не замечает

              Тот ничего не изучает.

              Кто ничего не изучает-

              Тот вечно хнычет и скучает.  

Вопрос. Эту теорему изучают в средней школе и называют «теоремой невесты». Сформулируйте ее. Подсказки:

  1. Теорему доказывают в курсе геометрии и считают одной из
    важнейших теорем курса.
  2. Теорема используется на каждом шагу при изучении геометрических вопросов.
  3. Ученый, сформулировавший данную теорему, родился на
    острове Самосе. В молодости он путешествовал по Египту, жил в
    Вавилоне, где имел возможность в течение 12 лет изучать астрономию и астрологию у халдейских жрецов.
  4. Этому ученому, кроме данной теоремы, приписывается еще
    ряд замечательных открытий, в том числе теорема о сумме
    внутренних углов треугольника.
  5. Частные случаи этой теоремы были известны некоторым
    другим народам еще до ее открытия.

В строительной практике египтяне использовали так называемый «египетский треугольник» - треугольник со сторонами 3,

(Египтяне знали, что указанный треугольник является прямоугольным и для него выполняется соотношение З2 + 42 = 5 , т. е. как раз то, что утверждает теорема Пифагора.)

У математиков арабского Востока эта теорема получила название «теорема невесты», за сходство чертежа с пчелкой, бабочкой, что по-гречески называлось нимфой. При переводе с греческого арабский переводчик, не обратив внимания на чертеж, перевел слово «нимфа» как «невеста», а не «бабочка».

Жюри объявляет результаты конкурса.

6.Домашнее задание  (музыкальный конкурс)

7.Подведение итогов игр, конкурсов КВН.

Заключительное слово учителя.

Учитель. Математика - это орудие, с помощью которого человек познает и покоряет себе окружающий мир. Чтобы сделать в математике открытие, надо любить ее так, как любил ее каждый из великих математиков, как любили и любят ее десятки и сотни других людей. Сделайте хотя бы малую часть того, что сделал каждый из них, и мир навсегда останется благодарным вам. Полюбите математику!

Приветствия командам от учащихся в зале. Выходят четыре ученика.

1. Мы сегодня в этом зале

Встречались с шутками, друзья. Посмеялись с вами, помечтали, Многое узнали для себя.

2. Мы подумали и вместе решали , находили верный мы ответ.

И от всех, сидящих в этом зале Я передаю вам всем привет.

3. Здесь смекалку вашу всю познали,
И мы поклоняемся все ей.

Я приветствую от всех сидящих в зале Клуб веселых и находчивых друзей.

4. Вы еще не раз скрестите шпаги,
И не раз победа к вам придет.
КВНа поднимите флаги,
Бросьте клич:

 «К познанию! В путь! Вперед!»

Жюри объявляет результаты КВН. Награждаются команды за победу и участие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Математическая игра "Путешествие по математическим станциям" для учащихся 5 классов

Математическая игра "Путешествие по математическим станциям" содержит увлекательные задания на каждом этапе игры. Вы остановитесь на станциях: "Разминочная", "Вычислительная", "Кроссвордная", "Историч...

Математическое соревнование для 7 класса "Математическая регата"

Внеклассное мероприятие по математике для учащихся 7-х классов. Форма проведения - соревнование команд, "гонки". Кроме сценария представлены материалы, готовые к распечатке, которые необходимы для орг...

Задачи по теме "Математический язык.Математическая модель" 7 класс.

Задачи для 7 класса по теме "Математичекая модель. Математический язык" 7 класс Мордкович А.Г....

Рабочая программа учебного предмета Алгебра и начала математического анализа в 10 и 11 классах физико-математического профиля, 2014-2015уч.год

Данный материал содержит рабочую программу учебного предмета Алгебра и начала математического анализа в 10-11 классах физико-математического профиля. Авторы учебника:Ю.М.Колягин, М.В. Ткачёва, Н.Е. Фё...

Математическое соревнование между 8-ми классами Игра "Что? Где? Когда?" (математический брейн-ринг)

Внеклассное мероприятие в рамках школьной недели математики. Математическое соревнование между 8-ми классами  Игра "Что? Где? Когда?" (математический брейн-ринг)...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету «АЛГЕБРА И НАЧАЛА МАТЕМАТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА» КЛАСС 11

Рабочая программа разработана на основе следующих нормативных документов:1.Закона «Об образовании» от 10 июля1992 года № 3266-1 (в последующих редакциях).2. Федерального компонента государ...