Занимательная математика
методическая разработка по алгебре (6 класс) по теме

Соколова Инна Викторовна

Основным видом внеклассной работы по математике в школе являются кружки по математике. Вызывая интерес учащихся к предмету, кружки способствуют развитию математического кругозора, творческих способностей учащихся, привитию навыков самостоятельной работы и тем самым повышению качества математической подготовки учащихся. Их дополняют разовые мероприятия, проводимые как в школе (математические вечера, викторины, олимпиады, КВН, соревнования команд и др.), так и вне школы (математические конкурсы, проводимые отдельными газетами, журналами, конкурсы по решению задач, проводимые радио, телевидением и др.).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan_raboty_tvorcheskogo_obedineniya.doc78.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №2 р.п.Лысые Горы Саратовской области»

Согласовано                                       Утверждаю

                                                                                                                                                                                                                                                                                                  Зам.директора по ВР                                           Директор МОУ СОШ №2

_________ Ерастова С.А.                                   ___________ Демченко М.П.

Дополнительная общеобразовательная                                                                                            программа

«Занимательная математика»

                  для учащихся 5-6 классов

                            сроком реализации 2 года

Автор дополнительной                      общеобразовательной программы учитель математики Соколова И.В.

р.п.  Лысые Горы

2011-2013 учебный годы

                                                                           «Дорогу осилит идущий, а

                                                   математику мыслящий»

               

                          ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Основным видом внеклассной работы по математике в школе являются кружки по математике. Вызывая интерес учащихся к предмету, кружки способствуют развитию математического кругозора, творческих способностей учащихся, привитию навыков самостоятельной работы и тем самым повышению качества математической подготовки учащихся. Их дополняют разовые мероприятия, проводимые как в школе (математические вечера, викторины, олимпиады, КВН, соревнования команд и др.), так и вне школы (математические конкурсы, проводимые отдельными газетами, журналами, конкурсы по решению задач, проводимые радио, телевидением и др.).

Следую современным требованиям по развитию всесторонне развитой личности, кружок ставит следующую цель :

-  Привить  интерес к математике, как к предмету.

Задачи дополнительной образовательной программы:

-  развивать творческие способности учащихся;

- развивать любознательность, смекалку;

- воспитывать стремление к саморазвитию;

- воспитание коллективизма и духа соревнования.

Занятие математического кружка может быть построено по следующему плану:

1.Доклад одного из участников кружка на 5-10 мин. По истории математики; сообщение руководителя или участника кружка по теме занятия.

2.Решение задач, в том числе повышенной трудности.

3.Решение задач занимательного характера и задач на смекалку.

4.Ответы на разные вопросы учащихся.

Порядок изучения тем на кружковых занятиях примерный. Учитель вправе изменить его по своему усмотрению, исключить некоторые темы, заменить другими.

Результаты работы оформляются в виде выпуска газет, докладов, сообщений, проведении математических праздников.

Занятие кружка проводиться 1 раз в неделю с сентября по май включительно. Продолжительность каждого занятия не более 1 часа.

Программа рассчитана на 2года

Возраст детей 11-12 лет.

Численность группы до 15 человек.

                                       

\

№ п/п

Тема

Кол-во часов

Дата

Теория

Практика

1

Первые шаги в геометрии. Простейшие геометрические фигуры.

1

3

2

Куб и его свойства. Фигурки из кубиков и их частей.

0,5

3,5

3

Параллельность и перпендикулярность.

0,5

1,5

4

Правильные многогранники. Параллелограммы.

0,5

3,5

5

Координаты, координаты,…

0,5

3,5

6

Оригами.

3

7

Задачи на разрезание и складывание.

4

8

Замечательные кривые.

0,5

2,5

9

Лабиринты.

3

10

Геометрия клеточной бумаги.

0,5

2,5

11

Зеркальное отражение.

0,5

3,5

12

Симметрия.

3

13

Бордюры.

0,5

2,5

14

Орнаменты.

0,5

2,5

15

Симметрия в задачах.

3

16

Задачи со спичками.

4

17

Измерение длины, площади, объема.

0,5

3,5

18

Окружность и круг.

0,5

2,5

19

Зашифрованная переписка.

0,5

2,5

20

Задачи, головоломки, игры.

4

21

Итоговое занятие

2

Учебно-тематический план дополнительной общеобразовательной

программы «Занимательная математика» , 5- 6 класс.

1ч. в неделю, всего 70ч.

Содержание курса дополнительной                                                                                                                                     общеобразовательной программы

                           Тема занятия

                        Краткое содержание

 1. Первые шаги в геометрию. Простейшие геометрические фигуры.

Геометрические термины. Примеры простейших геометрических фигур.

2.Куб и его свойства. Фигурки из кубиков и их частей.

Метод трех проекций. Задачи, способствующие развитию пространственного воображения.

3. Параллельность и перпендикулярность.

Основные геометрические фигуры. Проведение параллельных и перпендикулярных прямых.

4.Правильные многоугольники.  Параллелограммы.

Понятие параллелограмма, ромба, прямоугольника и их свойства .Опыты с листом бумаги.

5. Координаты, координаты,…

Географическая карта. Широта и долгота. Меридианы. Игра «Морской бой».

6. Оригами.

Японское искусство оригами- складывание фигур из бумаги.

7. Задачи на разрезание и складывание фигур.

Подбор задач на разрезание и складывание фигур из бумаги.

8. Замечательные кривые.

Эллипс. Гипербола. Парабола.                              

Конус.          Синусоиды. Циклоиды.                

9. Лабиринты.

Лабиринты различной формы и устройства. Три простых метода решения лабиринтов.                                                          

10. Геометрия клеточной бумаги.

Использование клеточной бумаги для построения фигур, рассмотрения их свойств. Решение задач.

11. Зеркальное отражение.

Опыты с зеркалами.

12. Симметрия.

Симметричные фигуры, ось симметрии, центр симметрии. Построение симметричных фигур.

13.Бордюры.

Как вырезать бумажные снежинки. Параллельный перенос. Трафарет. Построение бордюров.

14. Орнаменты.

Создание орнаментов.

15. Симметрия в задачах.

Подбор задач на использование свойств симметрии.

16. Задачи со спичками.

Решение задач со спичками.

17. Зашифрованная переписка.

Способы шифровки текста. Способ решетки.

18. Задачи, головоломки, игры.

Решение различных задач, головоломок и игр.

19. Зашифрованная переписка.

Способы шифровки. Способ решетки.

20. Задачи , головоломки, игры.

Подбор решенных задач. Головоломок и игр.

21. Итоговое занятие.

Отчет о проделанной работе кружка в форме математического праздника.

                   

  Список используемой литературы:

  1. И.С. Петраков «Математические кружки»;
  2. Л.Ф. Пичурин «За страницами учебника математики».
  3. К.М. Галицкий «Углубленное изучение математики».
  4. Журнал «Математика в школе».
  5. Приложение к газете «1 сентября», «Математика»

6.         Н.П.Шарыгин «Наглядная геометрия».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку математики."Повторение. Занимательная математика". 6 класс

Цель урока закрепить познавательный интерес к изучению математики и развить познавательные возможности учащихся....

Вечер занимательной математики как одна из форм внеклассной работы по математике

Проектная работа по психолого-педагогическому обоснованию внеклассной работы по математике и разработка сценария математического вечера...

"Занимательная математика" 5 класс для подготовки к олимпиаде по Математике в рамках внеклассной работы

Урок-презентация "Занимательная математика" 5 класс для подготовки к олимпиаде по Математике в рамках внеклассной работыСлайды "решение" только для педагогов. Рекомендую их скрывать перед уроком...

Урок по математике в 6 классе - (ТНР-V вид). "Урок занимательной математики"

Урок  занимательной математики. (6класс)                      ( для учащихся с тяжел...

Рабочая программа внеурочной деятельности по математике "Занимательная математика"

В последние годы современная школа ставит перед педагогическим сообществом цель — воспитать человека, которому жить, работать и добиваться успехов в современном обществе. Я прошу обратить внимание — ж...

Внеклассное мероприятие по математике для 5-7 классов. Тема:"Занимательная математика"

Оптические иллюзии, числовые узоры,  цифровые стихи, магический  квадрат...

Сценарий урока занимательной математики «В мире цифр» для учащихся 1 класса, проводимый учителем математики совместно с учениками 5 класса

Этот урок проводился в рамках недели математики учащимися 5 класса вместе с учителем математики после изучения первоклассниками цифр.Цель  урока: повысить интерес у учащихся к изучению математики...