Внеклассное мероприятие по математике для 5-7 классов. Тема:"Занимательная математика"
план-конспект занятия (6 класс) по теме

Бондарева Вера Николаевна

Оптические иллюзии, числовые узоры,  цифровые стихи, магический  квадрат

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sanematmatematika.rar765.7 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие по теме:  «Занимательная математика»

для 5-7 классов

Цель:

- показать значение занимательной математики

- осуществить межпредметные связи математики с историей, литературой, изобразительным искусством, информатикой;

  1. Предмет   математики   настолько серьезен, что нужно не упускать случая делать   его  немного занимательным.

                                                                                      Паскаль

Ещё в древности одним из важнейших достоинств человека считали владение математическими знаниями. В Индии, например, только тот юноша считался подготовленным к жизни, кто овладел искусством решения задач, физических упражнений и стихосложения.

Слово «математика» в переводе с греческого означает знание, наука. Не говорит ли это о её месте среди наук?

Актуальность  темы  «занимательная математика» - увлечь и заинтересовать необычностью ситуации, жизненно- практической ценностью, неочевидностью  ответа на поставленный вопрос. Может быть, после знакомства с ней и появится желание совершить пусть нелёгкий путь поиска решения задачи. Занимательность и строгость вполне совместимы. А задачи по этой теме –для вдумчивых, смелых и настойчивых. Каждая самостоятельно решённая задача - это, возможно, небольшая, но всё же победа. Ну а если вам не удалось решить задачу сразу – не огорчайтесь, а проявите терпение,  выдержку, настойчивость. Это поможет преодолеть трудности, и вас непременно ожидает успех.

Занимательная  математика  принадлежит  к числу наиболее любимых читателями жанров популярной   литературы.   Решая  ее  нестандартные своеобразные   задачи,  люди  испытывают радость  приобщения к  творческому   мышлению,   интуитивно  ощущают   красоту и величие математики, сознают всю нелепость широко распространённого, но тем не менее глубоко ошибочного представления о ней как о чем-то унылом   и застывшем   («Разве  в  математике еще не всё открыто?»),   начинают   понимать,   почему   математики,   говоря о своей науке, нередко прибегают к эстетическим категориям («изящный результат», «красивое доказательство»).  Вместе с тем занимательная математика— это не только действенное средство агитации молодого   поколения   в   пользу   выбора   профессии,   так   или   иначе связанной с точными науками, и не только разумное средство заполнения досуга  взрослых людей. Занимательная  математика — это прежде всего математика, причем  в лучших своих образцах—математика прекрасная.    Недаром    видный    английский    математик  Дж. Литлвуд заметил, что  хорошая  математическая  шутка лучше дюжины  посредственных   работ.  Помогая людям,   далеким   в своей повседневной   жизни   от   математического   мышления,   постичь   дух истинной математики, занимательная математика пробуждает в них наблюдательность, умение логически  мыслить, веру в свои силы и драгоценную способность к восприятию прекрасного. Математика должна быть не только доступной, но и занимательной, и не просто занимательной, но и содержательной. Элемент игры, который делает занимательную математику   занимательной,   может   иметь   форму   головоломки, состязания, фокуса, парадокса, ошибочного рассуждения  или  обычной   математической  задачи  с  «секретом»— каким-либо неожиданным или забавным поворотом мысли. Относятся ли все эти случаи к чистой или прикладной   математике,  решить трудно.

Оптические иллюзии — ошибки в зрительном восприятии, неверная оценка длины отрезков, величины углов или цвета изображенного объекта. Причины таких ошибок кроются и в особенностях физиологии зрения, и в психологии восприятия. Иллюзии часто приводят к совершенно неверным количественным оценкам реальных геометрических величин. Оказывается, что можно ошибиться на 25 % и больше, если глазомерные оценки не проверить линейкой.
Оптических иллюзий существует очень много. Приведу несколько простых примеров, представляющих собой некоторые характерные разновидности таких иллюзий:

- иллюзии, вызванные особым расположением линий и фигур. Отрезок, расположенный вертикально, кажется длиннее, чем такой же отрезок, расположенный горизонтально.

Красные линии равны, хотя кажется что они разного размера.

Квадрат кажется искаженным.

- иллюзии, вызванные контрастами. Круг, расположенный в центре в окружении шести больших кругов, кажется меньше такого же круга, но окруженного шестью маленькими кругами. Вот как обманчиво воздействие контраста окружения .

- иллюзии, вызванные нарушением ритма. Пример с кругами, на которые можно смотреть часами и ни на минуту не утратим иллюзии, что видим спиральные линии – кривые очень далёкие от гармонической формы круга.

- иллюзии, возникшие в результате отвлечения внимания. 

Глядя на рисунок, мы понимаем, что отрезки, помещённые один под другим, параллельны и равны, однако стрелки на концах отрезков отвлекают внимание таким образом, что возникает иллюзия словно нижний отрезок длиннее верхнего.

- иллюзии движения

2. Числовые узоры  - область занимательной математики, объединяющая её с изобразительным искусством

Цифры, соединяясь в числа и участвуя по нашей воле в математических действиях, образуют иной раз весьма причудливые и по-своему красивые числовые комбинации, напоминающие узоры снежинок на стекле окна.

  1. Вот наши снежинки-цифры образовали произведение некоторого числа на сумму чисел, составленных

из его цифр: 37х(3+7). Вдруг первый множитель «растаял», а то, что осталось, обратилось в сумму кубов

38+78, и — представьте — результат не изменился:

А вот сразу три аналогичных «узора»:

Две снежинки-цифры 1 и 6 образовали число 16=42.

Вдруг между цифрами 1 и 6 расположилась «снежинка» 15. Образовалось новое число 1156; оно не перестало быть квадратом:   1156=342 .

Вновь падает такая же «снежинка» 15 и попадает в самую середину записи числа 1156. Образовалось теперь число 111 556, которое по-прежнему остается точным квадратом:

111 556=3342 .

Снежинка за снежинкой падают числа 15 и каждое метко попадает в центральную часть записи числа. Число от этого «удлиняется», но неизменно остается квадратом, сколько бы ни продолжался «цифропад»:

Цифровые стихи – та область занимательной математики, которая роднит её с поэзией. Ведь одним из примет нынешнего века является необходимость оцифровывать любую информацию. Звуки и картинки почти полностью перебрались «в цифру», но это как-то до поры до времени обходило стороной поэзию, а зря. Цифровые стихи обладают особым обаянием, ритмом и своеобразной энергетикой. Их обязательно надо читать с выражением и вслух, иначе ничего не поймете — цифровые стихи ближе к музыке, ведь ни там, ни там нет слов и готовых образов. Цифровые стихи зародились в 2000 году и их называли «дигитальными стихами», «авральным стихотворчеством» и экспериментировали со звучаниями. 

Примеры  цифровых  стихов::

Пушкин                    17  30  48
140  10  01
126  138
140  3  501

 

Маяковский

2  46  38  1
116  14  20!
15  14  21
14  0  17

Есенин

14  126  14
132  17  43.
16  42... 511
704  83.
170!  16  39
514  700  142
612  349
17  114  02

Частушки

117  117
19  9  5!
117  11

  48  35!


Магический  квадрат.

Магическим квадратом (МК) порядка n называется числовая таблица размером  клеток, заполненная натуральными числами от 1 до n2 , которые размещены таким образом, что суммы чисел любого столбца, строки или главных диагоналей (см. ниже) имеют одно и то же значение. Это значение называется константой квадрата и равно S = n(n2 + 1)/2. Две диагонали, проходящие через центр квадрата, называются главными диагоналями.

Пример 1. МК 3-го порядка из 9-ти первых натуральных чисел (известный в Китае как талисман ло-шу) представляется следующей таблицей 3x3:

4

9

2

3

5

7

8

1

6

 

Константа этого квадрата равна 15.

Этот квадрат можно встретить на палубах больших пассажирских судов - площадка для игры в палубный шаффлборд размечена в виде магического квадрата третьего порядка.

Пример 2. МК 4-го порядка, известный еще в Древней Индии, представляется следующей таблицей 4x4:

1

14

15

4

12

7

6

9

8

11

10

5

13

2

3

16

Константа "индийского" квадрата равна 34

Мы не знаем страну, в которой были придуманы магические квадраты, не знаем век (и даже тысячелетие!), в котором они были впервые составлены. Известно только, что они появились задолго до эры вульгарис, и их родиной был Древний Восток. Существует китайская легенда, в которой говорится, что во времена правления императора Юй (около 2200 г. до н.э.) из вод Хуанхэ всплыла черепаха, у которой на панцире были начертаны таинственные иероглифы, эти знаки известны под названием ло-шу и равносильны магическому квадрату.  

Выдающийся американский масон, ученый, общественный деятель и дипломат Бенджамин Франклин составил квадрат 16×16 ,  в котором сумма во  всех строках, столбцах и диагоналях  равна 2056 Этот квадрат  является самым магически-магическим из всех МК, составленных когда-либо каким-либо магом.

Традиционной сферой применения МК являются талисманы.

К примеру, талисман Луны обладает определенными свойствами: предохраняет от кораблекрушения и болезней, делает человека любезным, способствует предотвращению дурного намерения, а так же укрепляет здоровье. Его гравируют на серебре в день и час Луны, когда Солнце или Луна находится в первых десяти градусах Рака. Магический квадрат 9-ого порядка вписывается в девятиугольник (9 - число Луны, см. ниже) и окружается специальными символами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по географии в 7-м классе. Тема "Африка". Форма проведения — КВН

Цель проведения: систематизировать, углубить теоретические знания учащихся по данной теме, способствовать развитию мышления школьников путем обобщения ранее полученных знаний и умений по материку Афри...

Разработка внеклассного мероприятия по английскому языку в 6 классе Тема: «Опасность агрессивности между людьми»

Цель.Выявить уровень агрессивности учащихся, понимание ими опасности конфликтных ситуаций, умение находить выход из конфликтных ситуаций, понимание юридических последствий агрессивности. Сообщить учащ...

Внеклассное мероприятие по английскому языку для 3 класса. Тема: «Jungle Call».

Внеклассное мероприятие по английскому языку для 3 класса. Тема: «Jungle Call»....

Внеклассное мероприятие на английском языке в младших классах. Тема «Animals»

Сценарий внеклассного мероприятия «Animals» предназначен для учащихся младших классов.  Данный сценарий можно использовать во время кружковых занятий, недели английского языка. Эта работа прекрас...

Методическая разработка внеклассного мероприятия по противопожарной тематике 5-7 класс Тема: «Водой пожар тушат, а умом предотвращают»

Существует древнегреческая легенда. В давние времена, когда всем миром правил Зевс, люди, только-только расселившиеся на земле, были слабыми, бессильными, пугливыми. Они не умели ни думать, ни понимат...

Внеклассное мероприятие по английскому языку в 4 классе Тема: «My home»

Для проведения игры предлагается форма соревнований. Вся группа делится на 2 команды. Каждое задание выдается на всех участников, но отвечает 1 человек от команды. Во время подготовки игроки помогают ...

Внеклассное мероприятие по русскому языку в 5 классе "Час занимательного русского языка" ( в рамках предметной недели)

Внеклассное мероприятие по русскому языку в 5 классе  "Час занимательного русского языка" ( в рамках предметной недели)...