«Знакомые незнакомцы» Заимствованные слова на уроках математики.
план-конспект урока по алгебре (6 класс) на тему

Интегрированный урок по математике, русскому, немецкому и французскому языках. На уроке закрепляются навыки решения задач на нахождение процентов, ребята знакомятся со словами, пришедшими в  русский язык из иностранных языков, со словарём иностранных слов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon znakomye_neznakomtsy.doc45.5 КБ
Microsoft Office document icon prilozhenie2.doc28.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Знакомые незнакомцы»  

Заимствованные слова на уроках математики.

Цели урока: закрепление навыков решения задач на нахождение процентов, знакомство со словами, пришедшими в  русский язык из иностранных языков, знакомство со словарём иностранных слов; развитие интереса к происхождению слов; воспитание желания пополнять свой словарный запас, интереса к изучаемым предметам, чуткого отношения к слову.

Оборудование:  проектор, экран, раздаточный материал, словари иностранных слов, карточки, фигурки мальчика и девочки, настенное панно – цветочная поляна, бабочки двух цветов, цитата на доске, листы успеха. Плакат с высказыванием В. Г. Белинского: «Все народы меняются словами и занимают их друг у друга».

 

Ход урока.

Организационный момент.

              Начинает урок учитель математики. Приветствует детей.

                Посмотрите, все ль в порядке:

                Книжки, ручки и тетрадки.

                Прозвенел сейчас звонок,

                Начинается урок.  

               Входит учитель русского языка , тоже приветствует детей и тоже

               говорит, что у него урок……

               Входит учитель немецкого языка и сообщает, что и у него тоже урок немекого языка.......

               Учитель РЯ: Ребята, а может, нам уйти?  

                 Хорошо. Мы попробуем провести урок втроём.

                                                                                   Основная часть урок.

               Учитель М: Ребята!  Сегодня мы будем работать в группах. Перед вами «Лист успеха».

                     Объясняет, как работать с листами успеха. Приложение1. 

                     Раздаёт карточки с задачами на проценты. Приложение2.

                     Ученики решают задачи и называют ответ и переворачивают  карточку с этим числом,  

                     прикреплённую на доске. В  результате появляются слова: килограмм, сантиметр,

                     процент, пенал, тонна, тетрадь, портфель, школа, штрих, класс, парта, центнер,

                     математика, ранец,  табель, диаметр, секунда, градус,дециметр,миллиметр,

                     миллион, плюс.

               Учитель М: А с чем связаны эти слова?

               Ученики      Высказывают предположения со школой, уроком,  школьными принадлежностями.

               Учитель РЯ: И ещё эти слова связаны своим происхождением. Они пришли к нам из других языков.

                                    А как они называются?

               Ученики высказывают предположения.

               Учитель РЯ: А  правильный ответ вы узнаете, если расшифруете цифровое послание на доске.  

                                    Приложение3.

               Ученики  расшифровывают и получают - заимствованные слова.

                                 (На экране появляются признаки заимствованных слов.) Приложение4 (слайд 2)

               Учитель РЯ:  объясняет , что такое заимствованные слова и знакомит с признаками заимствованных

                                      слов.

                Учитель М: «Угадайте слово». Читает загадки. Приложение5.

                             

 Ученики   отгадывают и записывают отгаданные слова в лист успеха во вторую колонку.  

               Учитель РЯ: Попробуйте, опираясь на признаки  на экране, доказать, что эти слова являются

                                     заимствованными. И проверьте правильность написания слов.

                Ученики   проверяют правильность записанных слов используя признаки, доказывают.

                               (На экране появляются слова.) Приложение4 (слайд 3)

               Учитель ИЯ: Послушайте маленькие тексты и  запишите в 3- ей колонке слова, которые вам

                                      покажутся знакомыми. Первый текст на французском языке для тех, кто изучает

                                      немецкий язык.

               Hört bitte den Text zu und schreibt die Wörter, die ihr bekannt sind.

               Ma maison est moderne. Elle est quatre  étages. A partir de la deuxième étage il y a des balkons.

               Dans notre maison il y a aussi tout confort: électricité, gaz, téléphone.

               А теперь текст на немецком языке  для ребят, изучающих французский язык. Задание  то же  самое.

               Ecoutez le texte et écrivez les mots, qui vous connaissez. Peter wohnt Gartenstraβe 4. Peters Haus ist groβ.

               Es hat 8 Etagen. Die Wohnung ist groβ. Es gibt viele Zimmers, Küche, Toilette, Balkon. Wir haben auch

               Komfort: Gaz, Telefon.

               Учитель ИЯ: ( К учащимся, изучающим немецкий язык). Ребята, вы можете сказать о чём

                                       говориться в тексте, который я вам прочитала? Почему  вы так решили?

               Ученики:  Там есть слова :этаж, балкон, электричество, газ, телефон,  комфорт.  

              Учитель ИЯ:  А вот английский язык вы не изучаете, но, когда вы прослушаете текст на английском

                                     языке, я думаю. вы сможете ответить на вопрос:» Какова тема и этого текста?»

                                     Задание то же самое, но уже для всех, записать слова, показавшиеся вам знакомыми.

                       My name is Jim. I go to school. I have friends. We play football, volley-ball, tennis.

                                     И о чём же говорится в этом тексте?  

 Ученики:  О спорте.

 Учитель ИЯ: Почему  о спорте?  

 Ученики: Там есть слова футбол, волейбол, теннис.

 Учитель ИЯ: А как называются эти слова?

 Ученики:  Интернациональными или международными словами.

 Учитель ИЯ: Мы учили такое правило: слова, которые встречаются во многих языках, называются                                    

                        интернациональными. То есть получается, что такие слова заимствовали многие

                        языки. Это тоже заимствования. С такими словами вы встречаетесь не только на

                        уроках французского  и немецкого языков. Вы вошли в кабинет(фр.), сели, открыли                  

                        портфели(фр.), ранцы или рюкзаки(нем.), достали книги, тетради,  слова эти  тоже            

                        иностранного происхождения. На уроках математики вы  тоже встречаетесь со

                        словами – иностранцами. ( квадрат). И на уроках русского языка пользуетесь ими.

                           А чтобы узнать ,откуда пришло слово, нужно взять словарь иностранных слов и  

                        посмотреть.

                           У вас на столах лежат школьные словари иностранных слов.  Найдите в словарях

                        слова (Раздать карточки со словами  жетон, ракета, сервиз, тест). И скажите из каких    

                       языков они  пришли в русский язык. Обратите внимание на то, что написано в скобках.

 Ученики: Ищут слова в словарях. И зачитывают, из какого языка  они пришли- жетон-фр.,  

                  ракета-нем., сервиз-фр., тест-англ.                    

Учитель ИЯ:  Сегодня мы  увидели слова- иностранцы, в которых есть  явные признаки того , что

                        они к нам пришли из других языков. А как вы думаете, есть ли слова, которые

                        пришли из других языков, но не имеют признаков?

 Ученики: Наверное, да.            

 Учитель ИЯ: Вот и проверим ваше чутьё, можете ли вы определить слова — иностранцы? (Раздать

                  карточки со словами: шпроты, паштет,жабо, джем, шаль, соус, брюки, кофе, шорты,

                  кекс, блузка,шарф, сабо, шницель, эскимо, мюсли, пиджак, консервы, бутерброд, рафинад,

                  апельсин, безе, десерт, карамель, абрикос, пуловер, свитер, гарнир, жилет, крем, пижама,

                   морс, пальто, шляпа, каска, джемпер, фрак, рейтузы, бриджи, шапка. Попробуйте одеть

                   и накормить детей, выбрав только слова иностранного происхождения.

 Ученики: Выходят к доске и прикрепляют карточки со словами на фигурки мальчика и девочки.

 Учитель ИЯ: А теперь зачитайте слова на карточках, которые у вас остались.

 Ученики: Зачитывают слова.

 Учитель РЯ: А весь секрет в том, что это всё слова иностранного происхождения. У вас не должно

                       было остаться карточек со словами.

 Учитель ИЯ: А из русского языка вошли слова в другие языки?

 Ученики: Думаем, что да.

 Учитель РЯ: Зачитывает высказывание В. Г. Белинского: «Все народы меняются словами и

                       занимают их друг у друга».

Заключительная часть урока.

               Учитель М: Что нового вы узнали на уроке?

 Ученики: Про заимствованные слова.

               Учитель М: Почему они так называются?

 Ученики:  Они пришли к нам из других языков.

 Учитель М: Пришло время оценить свою работу на уроке. Посчитайте в листах успеха количество

                      плюсов... На экране показана шкала оценивания, в соответствии с ней вы ставите

                      себе оценки. Вот на стене цветочная поляна. На столах у вас лежат бабочки белого и

                      других цветов. При выходе из кабинета прикрепите бабочку на цветок. Белого цвета,

                      если урок вам не понравился. А если вы остались довольны уроком — цветную.



Предварительный просмотр:

Приложение2

ЗАДАЧИ НА ПРОЦЕНТЫ

  1. Рабочий по плану должен изготовить 250 деталей,  он выполнил план на 12%.Сколько деталей он сделал?  (30д.)
  2. Рыбак поймал 50 лещей. 28% всего улова он отдал другу. Сколько лещей рыбак отдал? (14)
  3. Масса медвежонка составляет 15% массы белого медведя. Найдите массу медвежонка, если белый медведь весит 120 кг?  (18кг)
  4. В парке 150 деревьев. Липы составляют 8 % от числа всех деревьев. Сколько лип в парке? (8д)
  5. Банк обещает годовой рост  вклада 13%. Какую сумму может получить вкладчик, вложивший 500 рублей на  один  год?  (65 руб)
  6. Выясните, что выгоднее? Положить в банк на год 30 000 руб под 8% годовых. Положить в банк на год 40 000 руб под 7% годовых.  (2800 руб)
  7. В классе 20 учеников. За контрольную работу по математике отметку «5» получили 30%.. Сколько учеников получили отметку «5»?  (6 уч)
  8. Папа вложил 500 р. в акции своего предприятия и получил 20 % дохода. Сколько рублей дохода получил папа? (100 р.)
  9. Папа получил премию 20000 р. На подарки жене и детям он потратил 37 % этой суммы. Сколько рублей папа потратил на подароки?  (7400)
  10. В магазин привезли 2500 кг помидоров. В первый день продали 30 % всех помидоров. Сколько килограммов помидоров продали? (750)
  11. В школе 400 учащихся, 52 % этого числа составляют девочки. Сколько мальчиков в школе? (208 уч.)
  12. Масса сушеных груш составляет 20 % массы свежих. Сколько сушеных груш получится из: 300 кг?  (60 кг)
  13. Из винограда получается 30% изюма. Сколько килограммов изюма (сушеного винограда) получится из 240 кг свежего винограда? (72 кг)
  14. Из  80т риса получается 40% крупы. Сколько тонн крупы  получили?  (32т)
  15. В театре 800 мест, 45% из них – в партере. Сколько мест в партере? (360)
  16. В альбоме 180 фотографий, 60% из них – цветные. Сколько цветных фотографий в альбоме?  (108)
  17. В цирке 600 зрителей, из них 57% - дети. Сколько детей в цирке?  (342)
  18. В магазин привезли 220 т картофеля, в первый день продали 35% картофеля. Сколько тонн картофеля продали?   (77 т)
  19. В книге 140 страниц. Максим прочитал 80% этой книги. Сколько страниц прочитал Максим?   (112)
  20. В кассе кинотеатра было 500 билетов, 68% билетов продано. Сколько билетов продано? (340 б)
  21. В школе 750 учащихся, 80% учащихся  поставили прививки. Сколько учащихся получили прививки? (600)
  22. В коллекции 120 марок, среди них 80% марок с изображениями животных. Сколько марок

            с изображениями животных?  (96 )


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеллектуальная игра по английскому языку Знакомые незнакомцы

Интеллектуальная игра "В поиске лексических приключений" для 7-8 классов. В прцессе игры ученики расшифруют; лексическое значение профессиональных слов, пришедших к нам из английского языка, рассекрет...

Урок "Птицы – знакомые незнакомцы"

Бинарный урок географии и биологии в 7 классе...

Урок "Знакомые незнакомцы"

Викторина по теме "Знакомые незнакомцы"...

Урок экономики 10 класс "Деньги: знакомые незнакомцы"

Тема урока: Деньги: знакомые незнакомцы. Цели и задачи урока:- Создать условия для усвоения каждым учеником понятий "деньги", "денежное обращение", а также функций денег.- Развивать экономическую...

открытый урок "Эти знакомые незнакомцы"

Конспект  окрытого  урока музыки тема "Эти знакомые незнакомцы"...

Презентация к уроку музыки "Эти знакомые незнакомцы"

Презентация к уроку музки 5 класс "Эти знакомые незнакомцы"...

Урок по зарубежной литературе "Знакомые незнакомцы"

Данный урок дает возможность учащимся познакомиться с жизнью и творчеством зарубежных писателей....