Календарно-тематическое планирование элективного курса по математике « Решение нестандартных задач по математике » в 10 классе.
элективный курс по алгебре (10 класс) по теме
Календарно-тематическое планирование элективного курса по математике
« Решение нестандартных задач по математике » в 10 классе
Скачать:
Предварительный просмотр:
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ лицей №1 п. Нахабино
________ Котова О..А.
«___»________ 2013 года
Календарно-тематическое планирование элективного курса по математике
« Решение нестандартных задач по математике »
в 10 классе
на 2013-2014 учебный год.
Класс 10-А,Б(1час в неделю, всего 34 ч.)
Учитель : Гореликова В.Л.
Автор-составитель программы: Елисеева Татьяна Евгеньевна
Пояснительная записка
Программа элективного курса предназначена для учащихся 10 класса, рассчитана на 34 часов .
Цель курса - создание условий для формирования и развития у обучающихся самоанализа и систематизации полученных знаний, подготовка к итоговой аттестации в форме ЕГЭ.
Задачи курса:
- формирование и развитие у старшеклассников аналитического и логического мышления при проектировании решения задачи;
- расширение и углубление курса математики;
- формирование опыта творческой деятельности учащихся через исследовательскую деятельность при решении нестандартных задач;
- формирование навыка работы с научной литературой, использования различных интернет-ресурсов;
- развитие коммуникативных и общеучебных навыков работы в группе, самостоятельной работы, умений вести дискуссию, аргументировать ответы и т.д.
Виды деятельности на занятиях: лекция учителя, беседа, практикум, консультация, работа с компьютером.
Предполагаемые результаты.
Изучение данного курса дает учащимся возможность:
- повторить и систематизировать ранее изученный материал школьного курса математики;
- освоить основные приемы решения задач;
- овладеть навыками построения и анализа предполагаемого решения поставленной задачи;
- познакомиться и использовать на практике нестандартные методы решения задач;
- повысить уровень своей математической культуры, творческого развития, познавательной активности;
- познакомиться с возможностями использования электронных средств обучения, в том числе интернет-ресурсов, в ходе подготовки к итоговой аттестации в форме ЕГЭ.
1. Начальные сведения для решения уравнений и неравенств ( 8 часов)
2. Решение рациональных уравнений и неравенств ( 18 часов)
3. Основные задачи тригонометрии(8 часов)
Учебно-тематический план
№п/п | Наименование разделов | Всего часов | В том числе | Форма контроля | |
Теорет | Практ. | ||||
10 класс | |||||
1. Начальные сведения для решения уравнений и неравенств ( 8 часов) | |||||
1.1. | Действительные числа | 2 | 1 | 1 | Практикум |
1.2. | Множества | 2 | 1 | 1 | |
1.3. | Алгебраические многочлены | 3 | 1 | 2 | |
1.4. | Практикум | 1 |
| 1 | |
2. Решение рациональных уравнений и неравенств ( 18 часов) | |||||
2.1 | Рациональные уравнения | 2 | 1 | 1 | Тестирование |
2.2. | Системы рациональных уравнений | 2 | 1 | 1 | |
2.3. | Рациональные неравенства | 2 | 1 | 1 | |
2.4. | Уравнения и неравенства, содержащие абсолютную величину | 3 | 1 | 2 | |
2.5. | Рациональные алгебраические уравнения с параметрами | 3 | 1 | 2 | |
2.6. | Рациональные алгебраические неравенства с параметрами | 3 | 1 | 2 | |
2.7. | Уравнения и неравенства на ограниченном множестве | 2 | 1 | 1 | |
2.8. | Итоговое занятие | 1 |
| 1 | |
3. Основные задачи тригонометрии( 8 часов) | |||||
3.1. | Основные тригонометрические формулы | 1 | 0,5 | 0,5 | Тестирование |
3.2. | Тригонометрические функции и их свойства | 1 | 0,5 | 0,5 | |
3.3. | Свойства обратных тригонометрических функций | 1 | 0,5 | 0,5 | |
3.4. | Тригонометрические уравнения | 2 | 0,5 | 1,5 | |
3.5. | Тригонометрические неравенства | 2 | 1 | 1 | |
3.6. | Итоговое занятие | 1 | 1 | ||
| Итого: | 34 | 13 | 21 |
|
Содержание курса и методические рекомендации
Начальные сведения для решений уравнений и неравенств (8 часов)
Аксиомы действительных чисел. Различные формы записи действительных чисел. Признаки делимости. Делимость по модулю. Треугольник Паскаля. Множества. Комбинаторика. Метод математической индукции. Бином Ньютона. Теорема Безу. Схема Горнера. Теорема Виета.
Основная цель – сформировать у учащихся навык разложения многочлена степени выше второй на множители, нахождение корней многочлена, применять теорему Безу и ее следствия для нахождения корней уравнений выше второй, а также упрощения рациональных выражений многочлена.
Методические рекомендации. Теоретический материал дается в виде лекции, основное внимание уделяется отработке практических навыков. Обращается внимание на то, что использование этого материала значительно экономит время при решении подобных заданий на экзамене.
Решение рациональных уравнений и неравенств (18 часов)
Дробно-рациональные уравнения. Подбор корней. Метод неопределённых коэффициентов. Разложение на множители. Замена переменной. Выделение полных квадратов. Однородные уравнения. Симметрические и возвратные уравнения. Параметризация задач.
Преобразование одного из уравнений системы. Получение дополнительного уравнения. Симметричные системы. Обобщённая теорема Виета. Однородные системы. Разные приёмы решения систем. Доказательства важных неравенств. Доказательство неравенств с помощью метода математической индукции. Решение рациональных неравенств. Решение систем рациональных неравенств.
Методические рекомендации. В ходе изучения этой темы учащиеся должны усвоить основные способы решения рациональных уравнений и неравенств высших степеней. Решение каждой задачи, разобранной на занятиях, представляет собой метод решения большого класса задач. Эти методы повторяются и углубляются при решении последующих задач. В каждой лекции разбираются задачи разного уровня сложности. От простых, повторяющих школьную программу задач (таких немного), до сложных задач, решение которых обеспечивает хорошую и отличную оценку на экзаменах.
Основные задачи тригонометрии (8 часов)
Тригонометрические функции и их свойства. Преобразование тригонометрических выражений. Обратные тригонометрические функции и их свойства. Решение тригонометрических уравнений. Решение систем тригонометрических уравнений. Комбинированные задачи.
Методические рекомендации. Изучение этой темы предполагает систематизацию полученных знаний по теме и углубление школьного курса. Систематизируются способы решения тригонометрических уравнений и систем тригонометрических уравнений. Особое внимание уделяется преобразованиям выражений, решению уравнений, систем уравнений и комбинированным заданиям, которые предлагаются на итоговой аттестации.
Материал излагается в форме беседы с учащимися при повторении, в форме лекции при рассмотрении сложных тригонометрических уравнений. При решении уравнений используются коллективная, групповая и индивидуальная формы работы с учащимися. Качество усвоения темы проверяется выполнением самостоятельной работы в тестовой форме на последнем занятии.
Литература для учителя:
- Алгебра и начала математического анализа: 10-11 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений: базовый уровень / Ш.А.Алимов, Ю.М.Колягин, М.В.Ткачёва и др. – 16-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 464 с.
- Геометрия, 10-11 : учеб. для общеобразоват. учреждений: базовый и профил. Уровни / Л.С.Атанасян, В.Ф.Бутузов, С.Б.Кадомцев и др. – М.: Просвещение, 2008. – 255с.
- ЕГЭ 2012. Математика. ЕГЭ. 3000 задач с ответами по математике. Все задания группы В. Под ред. Семенова А.Л., Ященко И.В. М.: Экзамен, 2012 - 544 с.
- ЕГЭ 2012. Математика. Задачи с параметрами при подготовке к ЕГЭ. Высоцкий В.С. М.: Экзамен, 2011 - 316 с.
- ЕГЭ 2012. Математика. 1000 задач с ответами и решениями по математике. Все задания группы С. Сергеев И.Н., Панферов В.С. М.: Экзамен, 2012 - 304 с.
- ЕГЭ 2012. Математика. Отличник ЕГЭ. Решение сложных задач. Панферов B.C., Сергеев И.Н. М.: Интеллект-Центр, 2012. — 92 с.
- ЕГЭ 2012. Репетитор. Математика. Эффективная методика. Лаппо Л.Д., Попов М.А. М.: Экзамен, 2012 - 384 с.
- ЕГЭ 2012. Самое полное издание типовых вариантов заданий ЕГЭ: 2012. Математика. Высоцкий И.Р, Гущин Д.Д, Захаров П.И. и др. М.: АСТ, Астрель, 2011 - 96 с.
- ЕГЭ 2012. Математика. Учимся решать задачи с параметром. Подготовка к ЕГЭ: задание С5. Иванов С.О. и др. Под ред. Лысенко Ф.Ф., Кулабухова С.Ю. Ростов н/Д: Легион-М, 2011 - 48 с.
- ЕГЭ 2012. Математика. Решение заданий типа С1. Корянов А.Г., Прокофьев А.А. Тригонометрические уравнения: методы решений и отбор корней.
http://down.ctege.info/ege/2012/book/matem/matem2012reshenieC1koryanov.zip
- ЕГЭ 2012. Математика. Решение типа С4. Планиметрические задачи с неоднозначностью в условии. Корянов А.Г., Прокофьев А.А.
http://down.ctege.info/ege/2012/book/matem/matem2012-C4prokofev-koryanov.zip
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое планирование элективного курса по математике в 11 классе "Обоснования в математике (от Евклида до компьютера)"
Календарно-тематическое планирование элективного курса «Обоснования в математике (от Евклида до компьютера)».Учитель Запивахина Светлана Владимировна...
Рабочая программа элективного курса по математике «Решение нестандартных задач» в 11 классе
Рабочая программа...
Календарно-тематическое планирование элективного курса по математике « Решение нестандартных задач по математике » в 11 классе.
Календарно-тематическое планирование элективного курса по математике « Решение нестандартных задач по математике » в 11 классе....
Рабочая программа элективного курса "Решение нестандартных и олимпиадных задач по математике",7 класс
Программа состоит из ряда независимых разделов и включает вопросы, углубляющие знания учащихся по основным, наиболее значимым темам школьного курса и расширяющие их математический к...
Рабочая программа элективного курса "Решение нестандартных и олимпиадных задач по математике",5 класс
Депман И.Я., Виленкин Н.Я. За страницами учебника математики: Пособие для учащихся 5-6 кл. сред. шк...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА: элективный курс по математике «Решение нестандартных задач», 11 класс
Программа элективного курса «Решение нестандартных задач» для обучающихся 11 класса общеобразовательных учреждений разработана на основе: авторской адаптационной программе факультативного ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА: элективный курс по математике "Решение нестандартных задач", 9 класс
Курс рассчитан на учащихся 9 классов школы и предполагает совершенствование подготовки школьников по освоению основных разделов математики, дополнение углубленного курса математики основной...