Программа математического кружка «За страницами учебника «Математика»
рабочая программа по алгебре (8 класс) по теме
Данная программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по математике. Новизна программы кружка состоит в том, что она содержит тему «Элементы логики» из блока «Элементы логики, комбинаторики, статистики и теории и вероятностей». Актуальность данной программы – создание условий для оптимального развития одаренных детей, включая детей, чья одаренность на настоящий момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их способностей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_matematicheskogo_kruzhka.doc | 66 КБ |
Предварительный просмотр:
«Канашская средняя общеобразовательная школа»
Программа математического кружка
«За страницами учебника «Математика»
Автор программы:
Веретнова Людмила Ивановна.
Учитель математики высшей квалификационной категории
МОУ «Канашская средняя общеобразовательная школа»
Пояснительная записка
Данная программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по математике. Новизна программы кружка состоит в том, что она содержит тему «Элементы логики» из блока «Элементы логики, комбинаторики, статистики и теории и вероятностей». Актуальность данной программы – создание условий для оптимального развития одаренных детей, включая детей, чья одаренность на настоящий момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их способностей. Математическая подготовка на занятиях кружка призвана решить следующие задачи: – пробуждение и развитие устойчивого интереса учащихся к математике и её приложениям;
– расширение и углубление знаний учащихся по программному материалу;
– развитие математических способностей и мышления у учащихся;
– развития у них умения самостоятельно и творчески работать с учебной и научно-популярной литературой;
– создание актива, способного оказать учителю математики помощь в организации эффективного обучения математике всего коллектива данного класса;
– расширение и углубление представлений учащихся о культурно-исторической ценности математики, о роли ведущих учёных-математиков в развитии мировой науки;
– осуществление индивидуализации и дифференциации;
– разностороннее развитие личности. В ходе проведения занятий кружка следует обратить внимание на то, чтобы учащиеся овладели умениями общеучебного характера, разнообразными способами деятельности, приобрели опыт:
- решения разнообразных задач из различных разделов курса, в том числе задач, требующих поиска пути и способов решения
- исследовательской деятельности, проведения экспериментов, обобщения
- ясного, точного, грамотного изложения своих мыслей в устной и письменной речи, использования различных языков математики (словесного, символического, графического), свободного перехода с одного языка на другой для иллюстрации, аргументации
- поиска, систематизации, анализа, классификации информации, использования разнообразных информационных источников, включая учебную и справочную литературу, современные информационные технологии.
Контроль знаний, умений и навыков включает практические работы, игры-состязания, олимпиады.
Требования к уровню подготовки обучающихся
В результате изучения математики на занятиях кружка ученик должен знать/понимать:
- как используются математические формулы, уравнения для решения математических и практических задач;
- как потребности практики привели математическую науку к необходимости рассмотрения понятия числа, названия больших чисел;
- математические методы и законы формулируются в виде правил;
- системы счисления, принцип Дирихле, неопределенные (Диофантовы) уравнения.
Уметь:
- выполнять устно арифметические действия: сложение и вычитание двухзначных чисел и десятичных дробей с двумя знаками, умножение однозначных чисел, арифметические операции с обыкновенными дробями с однозначным знаменателем и числителем;
- переходить от одной формы записи к другой, представлять десятичную дробь в виде обыкновенной и в простейших случаях обыкновенную в виде десятичной, проценты – в виде дроби и дробь – в виде процентов; записывать большие и малые числа с использованием целых степеней десятки;
- выполнять арифметические действия с рациональными числами, сравнивать рациональные и действительные числа; находить в несложных случаях значение степеней с целыми показателями; находить значения числовых выражений;
- выполнять действия в недесятичных системах счисления;
- округлять целые числа и десятичные дроби, находить приближения чисел с недостатком и с избытком, выполнять оценку числовых выражений,
- пользоваться основными единицами длины, массы, времени, скорости, площади, объёма; выражать более крупные единицы через более мелкие и наоборот;
- решать текстовые задачи, включая задачи, связанные с отношением и с пропорциональностью величин, дробями и процентами, с помощью кругов Эйлера, принципа Дирихле; решать логические, нестандартные, старинные задачи; решать задачи с лабиринтом, с конца и путем проб, на запись чисел, на расстановку знаков действий; решать олимпиадные задачи;
- решать неопределенные уравнения и уравнения, содержащие переменную под знаком модуля;
- распознавать геометрические фигуры;
- изображать геометрические фигуры;
- вычислять значения геометрических величин (длин, углов, площадей, объёмов).
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- решения несложных практических расчётных задач, в том числе с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера;
- устной прикидки и оценки результата вычислений с использованием различных приёмов;
- интерпретации результатов решения задач с учётом ограничений, связанных с реальными свойствами рассматриваемых процессов и явлений.
Учебно-тематический план (1ч в неделю, всего 34 ч.)
Сентябрь
1) Знакомство с программой работы кружка.
Математическая викторина.
2) Некоторые старинные задачи.
3) В мире чисел (Системы счисления).
4) Переливания.
Октябрь
5) Много ли это (Большие числа).
6) Лабиринты (решение задач).
7) Геометрические упражнения со спичками.
8) Решение задач конкурса «Кенгуру».
Ноябрь
9) Числовые головоломки. 10) Учимся рассуждать логически. 11) Учимся рассуждать логически.
Декабрь
12) Решение задач конкурса «Кенгуру».
13) Школьная олимпиада.
14) Игра. Путешествие по стране «Математика». 15) Игра. Поле математических чудес.
Январь
16) Проблема четырех красок.
17) Проблема четырех красок. Решение олимпиадных задач.
18) Круги Эйлера. Знакомство с биографией Л.Эйлера.
Февраль
19) Круги Эйлера. Решение задач.
20) Знаете ли вы проценты?
21) Решение задач на проценты.
22) Состязание эрудитов. Звездный час.
Март 23) Модуль числа. Решение линейных уравнений, содержащих модуль.
24) Решение уравнений, содержащих модули.
25) Игра. Что? Где? Когда?
Апрель
26) Принцип Дирихле.
27) Принцип Дирихле. Решение задач.
28) Разрежьте правильно на части.
29) Геометрические головоломки.
Май
30) Неопределенные (Диофантовы) уравнения.
31) Диофантовы уравнения.
32) Олимпиада для кружковцев.
33) Игра. Математический марафон.
34) Решение нестандартных задач.
Содержание
1. Знакомство с программой работы кружка. Математическая викторина: « Угадай задуманное число», «Любимая цифра», «Угадайте возраст и дату рождения», «Сравнение прямой и кривой» и т. д.
2. Некоторые старинные задачи – из старинной книги Л.Ф.Магницкого «Арифметика», начало 18 века; математических рукописей 17 века. 3. В мире чисел (системы счисления). История возникновения десятич- ной и двоичной систем счисления.
Практическая работа №1 « Выполнение действий в недесятичных системах счисления». 4. Переливания. Решение задач с конца и путем проб. Практическая работа №2 «Решение задач». 5. Много ли это? (Большие числа). Особые названия для достаточно больших чисел. Большие числа на Руси. 6. Лабиринты. Два правила решения задач с лабиринтом. Практическая работа №3 «Решение задач». 7. Геометрические упражнения со спичками. Практическая работа №4 «Геометрические головоломки». 8. Практическая работа №5 «Решение задач конкурса «Кенгуру». 9. Числовые головоломки. Решение задач на запись чисел, на расстановку знаков действий и т. д. 10-11. Учимся рассуждать логически. Закон противоречия, закон исключения третьего, рассуждения от противного, классификация. 12. Практическая работа №6 «Решение задач конкурса «Кенгуру». 13. Школьная олимпиада. 14. Игра. Путешествие по стране «Математика». 15. Игра. Поле математических чудес. 16-17. Проблема четырех красок. Решение олимпиадных задач. 18-19. Круги Эйлера. Знакомство с биографией Л.Эйлера. Практическая работа №7 «Решение задач». 20-21. Знаете ли вы проценты? Практическая работа №8 «Решение задач». 22. Состязание эрудитов. Звездный час. 24-25. Модуль числа. Решение линейных уравнений, содержащих модули. Практическая работа №9 «Решение уравнений, содержащих модули. 25. Игра. Что? Где? Когда? 26-27. Принцип Дирихле. Следствие из принципа Дирихле. Практическая работа №10 «Решение задач». 28. Практическая работа №11 «Разрежьте правильно на части». 29. Геометрические головоломки. Геометрическая викторина. 30-31. Неопределенные (Диофантовы) уравнения. Великая теорема Ферма. 32. Олимпиада для кружковцев. 33. Игра. Математический марафон. 34. Решение нестандартных задач.
Литература
1. Барр Ст. Россыпи головоломок. – М.: Мир, 1987.
2. Дышинский Е.А. Игротека математического кружка. – М.: Просвещение, 1972.
3. Нагибин Ф.Ф., Канин Е.С. Математическая шкатулка. – М.: Просвещение, 1984. 4. Перельман Я.И. Занимательная алгебра; Занимательная геометрия. – М.: АСТ, 1999. 5. Руденко В.Н., Бахурин Г.А., Захарова Г.А. Занятия математического кружка в 5 классе. – М.: Искатель, 1999. 6. Смыкалова Е.В. Дополнительные главы по математике для учащихся 6 класса. – СПб.: СМИО Пресс, 2001. 7. Спивак А.В. Математический кружок. 6–7 классы. – М.: Посев, 2003. 8. Фарков А.В. Математические кружки в школе. 5–8 классы. – М.: Айрис-пресс, 2005. 9. Шейнина О.С., Соловьёва Г.М. Математика. Занятия школьного кружка. 5–6 классы. – М.: ИНЦ ЭНАС, 2003.
10. В. Волина., Праздник числа ( занимательная математика для детей.):_М.: Знание, 1993.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учебного курса "За страницами учебника математики"
Рабочая программа учебного курса по математике для 5 класса включает тематическое планирование и материал для контроля знаний по каждой теме....
программа факультативного курса "За страницами учебника математики"
рабочая программа, тематическое планирование факультативного курса по математике 6 класса...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по курсу «За страницами учебника математики»
Программа курса «За страницами учебника математики» по общеинтеллектуальному направлению составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общ...
Рабочая программа математического кружка "За страницами учебника"для учащихся 6,7-х классов"
Внеклассная работа - одна из эффективных форм математического развития учащихся. Учитель математики не может ограничиться рамками своей работы только обучению детей на уроке. Успех учителя в работе оп...
Программа математического кружка "За страницами учебника" для учащихся 8,9 классов
Внеклассная работа - одна из эффективных форм математического развития учащихся. Учитель математики не может ограничиться рамками своей работы только обучению детей на уроке. Успех учителя в работе оп...
Устный математический журнал "За страницами учебника математики"
Материал предназначен для прведения предметной недели математики...
Авторская рабочая программа кружка «За страницами учебника математики» 7 класс
Для жизни в современном обществе важным является формирование математического мышления, проявляющегося в определенных умственных навыках. В процессе математической деятельности в арсенал приемов и мет...