урок в 6 классе "сложение отрицательных чисел"
план-конспект урока по алгебре (6 класс) на тему

Лобанова Елена Михайловна

технологическая карта урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tekhnologicheskaya_karta_uroka_v_6_klasse.docx187.8 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

учитель МБОУ СОШ № 41    Лобанова Е.М.

Предмет

Математика

УМК

Виленкин Н.Я. и др.

Класс

6

Тема урока

Сложение отрицательных чисел

Тип урока

Учебное занятие по изучению и первичному закреплению новых знаний и способов деятельности

Цели

Формирование навыка сложения отрицательных чисел

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

-формирование навыков сложения отрицательных чисел;

-отрабатывать технику применения выведенного алгоритма;

-уметь добывать и перерабатывать новую информацию, представленную в различных формах, наблюдать и делать самостоятельные выводы;

-активно применять теоретические знания в реальных жизненных ситуациях.

-развивать логическое мышление;

-формировать умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие, воспитывать ответственность и аккуратность;

-способствовать эмоциональному восприятию материала;

- осуществлять самоконтроль, проверяя ответ на соответствие условию задачи.

Основные понятия, изучаемые на уроке

Положительные и отрицательные числа, модуль числа, сравнение целых чисел, сложение чисел с помощью координатной прямой.

Организационная структура урока

№ этапа

Этап урока

УУД

Деятельность

ЭОР

Время

учителя

обучающихся

1

 Организационный

Л: умение выделять нравственный аспект поведения

Р:  способность к рефлексии собственной деятельности и деятельности товарищей.

К:  осознанное и произвольное построение речевого высказывания.

Вступительное слово учителя:

Здравствуйте ребята. Я рада снова видеть вас на уроке.

 «О, сколько нам открытий чудных готовит просвещенья дух…»- эти слова А.С. Пушкина об открытиях, которые необходимы людям, для того чтобы человечество двигалось вперед.

А какие открытия были в вашей жизни? А на уроке математики?

Сегодня мы на уроке совершим открытия.

 Проводит инструктаж по работе с листом самооценки: На столах у вас лежат листы самооценки.  Подпишите их. В течение урока вы постарайтесь оценить себя по критериям, которые указаны в листе самооценки.

Приложение 1.

  • Высказывания детей.
  • Учащиеся готовы к началу работы, имеют представление о работе с листом самооценки

Презентация

Слайд 1

2 мин

2

 Мотивационный

Актуализация знаний

Л: развитие мотивов учебной деятельности.

Р: целеполагание.

К: слушать собеседника, строить понятные для собеседника высказывания. 

П:   самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель. Выделять существенную информацию, выдвигать гипотезы и осуществлять актуализацию личного жизненного опыта           

-15; -2; -1,7; -9

     -16; -26; -28

     - 3,2;  -1,9;  -3,9; - 0,7

- что за числа записаны на доске?

- как вы определили, что это отрицательные числа?

- какие задания вы умеете выполнять с отрицательными числами?

- найдите модуль данных чисел

- найдите сумму чисел с помощью координатной прямой:

-4+(-3);  -2,5+(-6,2);  -12+(-34)

- все ли числа вы смогли сложить?

назовите выражение, значение которого вы не смогли найти  

-почему возникло затруднение?

Удобно складывать числа -456 и -287 по координатной прямой?

Как же нам быть в подобных случаях?

Попробуйте сформулировать тему нашего урока.  

Чем мы будем заниматься на уроке? Значит, какую цель вы определите для себя на данном уроке?

Откройте тетради и запишите тему урока «Сложение отрицательных чисел»

Если вы четко понимаете, чем вы должны будете заниматься на уроке, поставьте в лист самооценки 2 балла, если вы в чем - то сомневаетесь, поставьте 1 балл, если не поняли цели и задач урока – 0.

  • Отрицательные,

  дробные, целые.

  • Стоит знак минус
  • Сравнивать, находить модуль, складывать с помощью координатной прямой
  • Отвечают на вопросы.
  • Складывают с помощью координатной прямой, последний пример выполнить не могут.
  •  Нет
  • -12+(-34)
  • так как не хватает координатной прямой

Сделают вывод, что с помощью координатной прямой не все числа удобно складывать

  • Найти правило, которое нам поможет.
  • Формулируют тему: «Сложение отрицательных чисел».
  • Познакомимся с правилом сложения  отрицательных   чисел
  • Записывают тему урока.

  • Оценивают себя.

Слайд 2

Интерактивная доска

5 мин

3

 Планирование действий по достижению цели.

Фронтальная работа.

Л: принятие социальной роли обучающегося, смыслообразование.

Р: составление плана и последовательности действий, прогнозирование результата и уровня усвоения материала.

К: умение слушать собеседника, дополнять и уточнять высказанные мнения.

П: умение осознанно строить речевое высказывание.

Фронтальная работа

Ребята, как легче справиться с какой-то проблемой в одиночку или сообща?  Какими качествами должен обладать ваш товарищ, с которым вам захотелось бы поработать над решением проблемы?  Как достичь цели, что для этого будем делать?

Продолжаем оценивать себя   согласно критериям, указанным в листе самооценки.

  • Сообща.
  • Дети перечисляют: умный, добрый, находчивый…
  • Можно найти в учебнике, в интернете,…
  • Оценивают себя.

1 мин

4

 Реализация намеченного (изучение нового материала).

Работа в группах.

Л: независимость и критичность мышления;   развитие навыков сотрудничества.

Р: Контроль правильности ответов информации по учебнику, выработка собственного отношения к изученному материалу обучающихся. Коррекция.

П: Поиск и выделение необходимой информации. К:Слушать собеседника, строить понятные для собеседника высказывания. Смысловое чтение

Молодцы.  Сейчас вы будете исследователями и самостоятельно сделаете открытие, выведя правило сложения отрицательных чисел.

Выполните лабораторно - практическую работу в парах, сделайте вывод, ответив на поставленные вопросы, попробуйте сформулировать правило сложения отрицательных чисел.

 Проверьте себя по учебнику на стр.176.

Приложение 2.

  • Выполняют лабораторно – практическую работу в парах, делают выводы.
  • Проверяют себя по учебнику.

7 мин

5

Первичное осмысление и закрепление знаний.

Л: смыслообразование.

К: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие, воспитывать ответственность и аккуратность.

П: способность к использованию выведенного алгоритма;

Давайте вернемся к примеру     -456 + (-287)

Ребята, один учащийся решал примеры и попросил меня проверить, все ли верно он сделал? Вы поможете мне это сделать?  Поработайте в четверках по четыре примера для каждой группы. Выберите, кто будет выступать от группы.

 

-12+(-5)=7                        -34 - 49= -83                                                                                   -47+(-35)=-82                   -53+(-19)= -35                

Не забывайте про самооценку.

Приложение 3.

  • Проговаривают правило, решают пример.

 

  • Ищут ошибки в примерах, объясняют их, выдвигают выступающего от группы, которые выступает у доски.

Выставляют баллы.

Интерактивная доска

3 мин

6

Закрепление изученного.

Физкультминутка и гимнастика для глаз

Л: уважительное отношение к ошибкам одноклассников, независимость и критичность мышления.

Р: осуществляют самоконтроль процесса выполнения задания, оценивают предложенные варианты решений. Коррекция.

Работа по учебнику: выполнить

№ 1045(а,б,д,е,и,к)  у доски и в тетрадях.

Физкультминутка и гимнастика для глаз

Обучающая самостоятельная работа, с последующей самопроверкой  (индивидуальная работа)

 

  1.  Выполните сложение

       

  • Учащиеся по двое выходят к доске, решают примеры, проговаривая правило.
  • Физкультминутка и гимнастика для глаз
  • Выполняют самостоятельную работу, оценивают себя, сравнивая с решением на слайде, проводят самооценку.

Слайд 3

6 мин

2 мин

8 мин

7

Творческое применение знаний

П:сравнивать и анализировать результаты предложенного задания, обосновывать свое мнение

К: слушать собеседника, согласовывать усилия по решению учебной задачи, договариваться и приходить к общему мнению в совместной деятельности, строить понятные для собеседника высказывания.

Работа в группах.

Заполните пустые квадратики в следующем задании

 Н          + (-11)  = -27

Д    -74 +            = -105

И            + (-1000) = -1053

Я    -240 +          = -300

И    -5  +            = - 17

Расположите найденные числа с соответствующими им буквами в порядке убывания и прочитайте слово. Какое слово у вас получилось?

В Индии великим математиком и астрономом были впервые сформулированы правила сложения отрицательных чисел и поскольку отрицательные числа тогда называли долг, а положительные имущество, то звучали они следующим образом:

Сумма двух имуществ – имущество,

Сумма двух долгов – долг.

Приложение 4.

  • Выполняют задание в группах.
  • Проводят самооценку.

      Индия

Интерактивная доска

5 мин

8

Домашнее задание.

Л.принятие социальной роли обучающегося

Р. Адекватно осуществляют самооценку.

П. Осуществляют актуализацию полученных знаний в соответствии с уровнем усвоения

Вы можете записать домашнее задание на выбор не менее двух номеров:

П.32 выучить правило.

  №1056(а-е), 1057, задача 1059 и, по желанию, найти в интернете когда и кем были придуманы отрицательные числа.

Оцените выбор домашней работы: 4 балла –выбрали все; 3 балла- выбрали 3 задания из 4, 2 балла – выбрали 2 номера.

  • Выбирают и записывают домашнюю работу.
  • Оценивают свой выбор домашней работы.

Слайд 4

2 мин

9

Рефлексия

Л: независимость и критичность мышления;

Р: принимать и сохранять учебную цель и задачу, осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату, планировать будущую деятельность

П: анализировать степень усвоения нового материала К:выслушивают одноклассников, озвучивают своё мнение.

Организует обсуждение достижений, ставя заранее подготовленные вопросы.

В течении всего урока вы заполняли лист самооценки, посчитайте количество баллов и выставьте себе оценку за урок. Постарайтесь объяснить свое оценивание.

  • Участвуют в беседе по обсуждению достижений, отвечая на заранее подготовленные вопросы.

  • Самооценка.  

2 мин

Приложение 1                                                                  Лист самооценки.

№ п/п

Деятельность учащегося

Критерии самооценки

Самооценка

1

Формулировка темы урока, цели  и задач урока

Я сам смог определить тему, цель и задачи урока-2 балла.

Я смог определить только тему урока 1 балл.

Я не смог определить тему, цель и задачи урока - 0 баллов.

2

Что я буду делать для достижения цели.

Я сам определил, как достичь цели урока 1балл.

Я не смог определить, как достичь цели урока – 0 баллов.

3

Выполнение лабораторно - практической работы в паре.

 Участвовал в работе группы – 1 балл.

Не участвовал в работе группы – 0 балл.

4

Работа в группе по закреплению правила.

Проверка правильности решения примеров

 Участвовал в работе группы – 1 балл.

Не участвовал в работе группы – 0 балл.

5

Выполнение № 1045

Сделал все примеры сам 2 балла.

Сделал больше половины сам – 1 балл

Сделал меньше половины сам- 0 баллов.

6

Выполнение самостоятельной работы

За каждый правильно решенный пример -1 балл

7

Выполнение творческого задания (работа в группе)

Верно решил все примеры и угадал слово - 1 балл.

Не нашел слова - 0 баллов.

8

Выбор домашнего задания

4 балла –выбрали все задания; 3 балла- выбрали 3 задания из 4, 2 балла – выбрали только  2 номера.

Поставьте себе оценку: если вы набрали 9-11 баллов  -  «5»; 6 – 8 баллов – «4»; 3 – 5 баллов – «»

Приложение 2.

Лабораторно-практическая работа в парах

Тема: «Сложение отрицательных чисел»

Задача: Вывести правило сложения отрицательных чисел.

Ход работы: начертите координатную прямую.

 С помощью координатной прямой выполните сложение чисел:                                                                                                                                         Заполните таблицу:  

Пример

Сравнить

Знак суммы

Ответ

-5 + 3=

|-5|       |3|

7 + ( -3 )=

|7|         |-3|

-4 + 6 =

|-4|        |6|

-9 +1 =

|-9|        |1 |

-8 + 3=

|-8|        |3|

 Обратите внимание на знак суммы. Сделайте вывод: при сложении отрицательных чисел какой знак может получиться?  

________________________________

Обратите внимание на модуль суммы. Как он связан с модулями слагаемых? ________________________________________________

 Сделайте вывод: при сложении отрицательных чисел модуль суммы равен __________________________________________________.

 Основываясь на полученных выводах, не используя координатную прямую, сложите числа:

 -36 +(-33)=

 -92 +(- 12)=

 -15 + (-18)=

 -44 +(-56)=

Попробуйте сформулировать правило сложения отрицательных чисел: Чтобы сложить два отрицательных числа надо:

 1) сложить их ___________________________;

 2) поставить перед полученным числом ________.

 Проверьте себя по учебнику на стр.176. (обрати внимание на вопросы авторов учебника , записанные после правила сложения отрицательных чисел).

Приложение 3.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ  РАБОТА  «Найди ошибку».

В а р и а н т  1.                                            

Найдите  значение  суммы:

В а р и а н т  2.                                      

Найдите  значение  суммы:

В а р и а н т  3.                                            

Найдите  значение  суммы:

В а р и а н т  4.                                        

Найдите  значение  суммы:

Приложение 4.

«Угадай слово»

Заполните пустые квадратики в следующем задании

 Н          + (-11)  = -27

Д    -74 +            = -105

И            + (-1000) = -1053

Я    -240 +          = -300

И    -5  +            = - 17

Расположите найденные числа с соответствующими им буквами в порядке убывания и прочитайте слово. Какое слово у вас получилось?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщающий урок по теме сложения, умножения, деления отрицательных чисел и чисел с разными знаками.

Урок - лабиринт по теме: "Сложение, умножение, деление отрицательных чисел и чисел с разными знаками". Формы подачи задач в виде таблиц, схем, блок - схем, лабиринтов. Содержатся вопросы, направленные...

Зачем нужны отрицательные числа? Примеры применения отрицательных чисел.

Презентация на тему: Зачем нужны отрицательные числа? Примеры применения отрицательных чисел....

Сложение отрицательных чисел и чисел с разными знаками

Урок-обобщение по теме "Сложение  отрицательных чисел и чисел с разными знаками" разработан в форме дидактической игры...

Конспект урока по математике в 6 классе "Умножение отрицательных чисел и чисел с разными знаками"

Технологическая карта урока и презентация по математике в 6 классе по ФГОС к УМК под редакцией Виленкина Н.Я....

План-конспект урока математики в 6 классе по теме "Сложение отрицательных чисел и чисел с разными знаками"

Урок изучения нового материала.Содержательная основа учебного занятия: 1)опорные знания: понятие координатной прямой, понятие отрицательных иположительных чисел, понятие модуля числа; 2) опорные ...

Умножение отрицательных чисел и чисел с разными знаками

Урок математики в 6 классе по УМК Н.Я.Виленкина. Презентация к уроку "Умножение отрицательных чисел и чисел с разными знаками"...