Элективный курс по математике в 5 классе "Решение уравнений. Задачи на составление уравнений"
методическая разработка по алгебре (5 класс) по теме

Данилова Лидия Андреевна

Курс строится на индуктивной основе с привлечением элементов дедуктивных рассуждений. Теоретический материал курса излагается на наглядно-интуитивном уровне, математические методы и законы формулируются в виде правил.

В ходе изучения курса учащиеся развивают навыки вычислений с натуральными числами, овладевают навыками действий с использованием букв для записи уравнений и свойств арифметических действий, составлении уравнений. Решение текстовых задач.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon elektivnyy_kurs_l.a.doc120.5 КБ

Предварительный просмотр:

государственное бюджетное образовательное учреждение

Самарской области основная общеобразовательная школа

 с. Чёрновка муниципального района Кинель-Черкасский

Самарской области

/ГБОУ ООШ с. Чёрновка/.

Программа элективного курса по математике

для учащихся 5 классов.

«Решение уравнений. Задачи на составление уравнений»

Составитель:

Данилова Лидия Андреевна

 учитель математики ГБОУ ООШ с. Чёрновка

2013 г.


Пояснительная записка

       Школьное математическое образование ставит следующие цели обучения:                                                                                                      

- овладение конкретными математическими знаниями, необходимыми для применения в практической деятельности, для изучения смежных дисциплин, для продолжения образования;

- интеллектуальное развитие учащихся, формирование качеств мышления, характерных для математической деятельности и необходимых для повседневной жизни;

- формирование представлений об идеях и методах математики, о математике как форме описания и методе познания действительности;

- формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, понимания значимости математики для общественного прогресса.

      Данный элективный курс ориентирован на учащихся 5 классов и реализуется на основе следующих документов:

1.      Н.Я. Виленкин. "Математика" 5 кл. Программа. М. Мнемозина, 2013 г.

2.      Стандарт основного общего образования по математике (Стандарт опубликован в издании "Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Часть I. Начальное общее образование. Основное общее образование" (Москва, Министерство образования Российской Федерации, 2004))

Программа соответствует учебнику «Математика» для пятого классов образовательных учреждений /Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбург –М. Мнемозина, 2013 г.

Программа составлена на основе Базисного учебного плана 2013 г., согласно учебного плану ГБОУ ООШ с. Чёрновка из школьного компонента добавлено 17 учебных часа из расчета 1 ч в неделю в I полугодии.

Целью изучения элективного курса математики по теме: «Решение уравнений. Задачи на составление уравнений» в 5 классе является:

Систематическое развитие понятия корня уравнения, выработка умений выполнять устно и письменно правило переноса слагаемого из одной части уравнения в другую, арифметические действия над числами, правила умножения или деления обеих частей уравнения на одно и то же число, отличное от нуля, переводить практические задачи на язык математики, подготовка учащихся к изучению систематических курсов математики.

Курс строится на индуктивной основе с привлечением элементов дедуктивных рассуждений. Теоретический материал курса излагается на наглядно-интуитивном уровне, математические методы и законы формулируются в виде правил.

В ходе изучения курса учащиеся развивают навыки вычислений с натуральными числами, овладевают навыками действий с использованием букв для записи уравнений и свойств арифметических действий, составлении уравнений. Решение текстовых задач.

Требования к математической подготовке.

В результате изучения курса математики учащиеся должны:

- Выполнять арифметические действия с натуральными числами;                              - Проводить анализ алгоритма решения уравнения;                                                     - Правильно составлять и записывать условия задач;                                                    - Логически мыслить при построении алгоритма решения уравнения и задач;               - Уметь вариативно выбирать способ решения уравнений;                                            - Уметь систематизировать уравнения по способам решения;                                        - Владеть навыками вычисления по формулам;                                                                  - Знать основные единицы измерения и уметь перейти от одних единиц измерения    к другим в соответствии с условиями задачи;                                                                - Находить числовые значения буквенных выражений.

Изучение данного элективного курса направлено на достижение следующих целей:

  • овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
  • интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе: ясность и точность мысли, критичность мышления, интуиция, логическое мышление, элементы алгоритмической культуры, пространственных представлений, способность к преодолению трудностей;
  • формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
  • воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для научно-технического прогресса.

 Основные развивающие и воспитательные цели

Развитие:

-      Ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;

-     Математической речи;

-     Сенсорной сферы, двигательной моторики;

-     Внимания, памяти;

-     Навыков само и взаимопроверки.

Формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов.

Воспитание:

-    Культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для научно-технического прогресса;

-   Волевых качеств;

-   Коммуникабельности;

-   Ответственности;

-   Здоровьесбережение.

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ СОДЕРЖАНИЯ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • решения несложных практических задач с уравнением, в том числе c использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера;
  • устной прикидки и оценки результата вычислений; проверки результата вычисления с использованием различных приемов;
  • интерпретации результатов решения задач с учетом ограничений, связанных с реальными свойствами рассматриваемых процессов и явлений;

В программе элективного курса кроме содержания математического образования, требований к обязательному и возможному уровню подготовки обучающегося, виды контроля по теме «Решение уравнений. Задачи на составление уравнений» представлено также компьютерное обеспечение урока.

          Компьютер нашел свое место в каждой школе. Материально-техническая сторона компьютерной базы школ непрерывно улучшается. Все большее число обучающихся осваивают первоначальные навыки пользователя компьютером. Однако в настоящее время недостаточное внимание уделяется разработке методик применения современных информационных технологий, компьютерных и мультимедийных продуктов в учебный процесс и вооружению частными приемами этой методики преподавателей каждого предметного профиля для каждодневной работы с учащимися.  Цель создания данного элективного курса – внедрение компьютерных технологий в учебный процесс преподавания математики в 5 классе.

  Формы организации учебных занятий

    Элективный курс составлен на основе обязательного минимума содержательной области образования «Математика», а также на основе федерального компонента государственного Стандарта основного общего образования по математике. Система уроков условна, но все же выделяются следующие виды:

Урок-лекция. Предполагаются  совместные усилия учителя и учеников для решения общей проблемной познавательной задачи. На таком уроке используется демонстрационный материал на компьютере, разработанный учителем или учениками, мультимедийные продукты.

Урок-практикум. На уроке учащиеся работают над различными заданиями в зависимости от своей подготовленности. Виды работ могут быть самыми разными: письменные исследования,  решение различных задач, практическое применение различных методов решения задач. Компьютер на таких уроках используется как электронный калькулятор, тренажер устного счета, виртуальная лаборатория, источник справочной информации.

Комбинированный урок предполагает выполнение работ и заданий разного вида.                                                                                                                                 Урок–игра. На основе игровой деятельности учащиеся познают новое, закрепляют изученное, отрабатывают различные учебные навыки.

Урок решения задач. Вырабатываются у учащихся умения и навыки решения задач на уровне обязательной и возможной подготовке. Любой учащийся может использовать компьютерную информационную базу по методам решения различных задач, по свойствам элементарных функций и т.д.

Урок-тест. Тестирование проводится с целью диагностики пробелов знаний, контроля уровня обученности учащихся, тренировки технике тестирования. Тесты предлагаются как в печатном так и в компьютерном варианте,  причем в компьютерном варианте всегда с ограничением времени.

Урок - самостоятельная работа.  Предлагаются разные виды самостоятельных работ.

Урок - контрольная работа. Контроль знаний по пройденной теме.

   Каждая тема курса начинается с постановки задачи. Теоретический материал излагается в форме мини -  лекции. После изучения теоретического материала выполняются задания для активного обучения, практические задания для  закрепления, выполняются практические работы в рабочей тетради, проводится работа с тестами.
  Занятия строятся с учётом индивидуальных особенностей обучающихся, их темпа восприятия и уровня усвоения материала.
  Систематическое повторение способствует более целостному осмыслению изученного материала, поскольку целенаправленное обращение к изученным ранее темам позволяет учащимся встраивать новые понятия в систему уже освоенных знаний.

Компьютерное обеспечение уроков

       В разделе элективного курса «Компьютерное обеспечение» спланировано применение имеющихся компьютерных продуктов: демонстрационный материал, задания для устного опроса учащихся, тренировочные упражнения, а также различные электронные учебники.

Демонстрационный материал (слайды).

Создается с целью обеспечения наглядности при изучении нового материала, использования при ответах учащихся. Применение анимации при создании такого компьютерного продукта позволяет рассматривать вопросы математической теории в движении, обеспечивает другой подход к изучению нового материала, вызывает повышенное внимание и интерес у учащихся.            

   При решении любых задач использование графической интерпретации условия задачи, ее решения позволяет учащимся понять математическую идею решения, более глубоко осмыслить теоретический материал по данной теме.

 Задания для устного счета.

Эти задания дают возможность в устном варианте отрабатывать различные вопросы теории и практики, применяя принципы наглядности, доступности. Их можно использовать на любом уроке в режиме учитель – ученик, взаимопроверки, а также в виде тренировочных занятий.

Тренировочные упражнения.

    Включают в себя задания с вопросами и наглядными ответами, составленными с помощью анимации. Они позволяют ученику самостоятельно отрабатывать различные вопросы математической теории и практики.

 Электронные учебники.

   Они используются в качестве виртуальных лабораторий при проведении практических занятий, уроков введения новых знаний. В них заключен большой теоретический материал, много тренажеров, практических и исследовательских заданий, справочного материала. На любом из уроков возможно использование компьютерных устных упражнений, применение тренажера устного счета, что активизирует мыслительную деятельность учащихся, развивает вычислительные навыки, так как позволяет осуществить иной подход к изучаемой теме.

         Использование компьютерных технологий  в преподавании математики позволяет непрерывно менять формы работы на уроке, постоянно чередовать устные и письменные упражнения, осуществлять разные подходы к решению математических задач, а это постоянно создает и поддерживает интеллектуальное напряжение учащихся, формирует у них устойчивый интерес  к изучению данного предмета.

Структура  курса

 Включенный в программу материал предполагает изучение и углубление следующих разделов математики:

  • Уравнения и неравенства.
  • Формулы тригонометрии.
  • Тригонометрические функции и их графики.
  • Тригонометрические  уравнения и неравенства.
  • Уравнения и неравенства с параметрами.

Контроль и система оценивания

   Текущий контроль уровня усвоения материала осуществляется на каждом занятии по результатам выполнения учащимися самостоятельных, практических и тестовых  работ. В конце каждой темы учащиеся сдают зачет.

Требования к уровню подготовки учащихся:

ОСНОВНАЯ  ЧАСТЬ

Тематическое планирование.

№ п/п

Тема

Количество

часов

Форма занятия

Формы контроля

1

Решение уравнений

1

Урок - лекция

Тест

2

Решение уравнений

1

Урок - практикум

Участие в практикуме

3

Двухступенчатые уравнения

1

Урок - игра

Зачет

4

Двухступенчатые уравнения на основе зависимости между компонентами действий

1

Урок - лекция

Экспресс-контроль (IT-тест или КИМ)

5

Нахождение неизвестных компонентов в уравнении при сложении и вычитании действий

1

Комбинированный урок

Тест

6

Применение компонентов сложения и вычитания при решении «сложных» уравнений

1

Урок - лекция

Экспресс-контроль (IT-тест или КИМ)

7

Применение компонентов сложения и вычитания при решении «сложных» уравнений

1

Урок - практикум

Участие в практикуме

8

Составление текстовых задач

1

 Урок - семинар

Зачет

9

Составление уравнения по условию задачи

1

Урок - игра

Тест

10

Решение текстовых задач на составление уравнения

1

Урок - лекция

Экспресс-контроль (IT-тест или КИМ)

11

Решение текстовых задач на составление уравнения

1

Урок - практикум

Участие в практикуме

12

Решение текстовых задач на составление уравнения

1

Комбинирован ный урок

Экспресс-контроль (IT-тест или КИМ)

13

Выбор алгоритма решения текстовых задач

1

Комбинирован ный урок

Тест

14

Зависимость между скоростью, временем и расстоянием;

ценой, количеством и стоимостью

1

Урок - лекция

Зачет

15

Решение текстовых задач на известные зависимости между величинами

1

Комбинирован ное

Зачет

16

Решение текстовых задач на известные зависимости между величинами

1

Урок - практикум

Участие в практикуме

17

Итоговое занятие

1

Участие в практикуме

Всего:

34

Компетенции при изучении курса. 

Познавательные.

- Умение самостоятельно и мотивированно организовывать  свою познавательную деятельность  (от постановки цели до получения и оценки результата).

- Участие в организации и проведении учебно-исследовательской работы. Самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера.

- Создание собственных текстов с использованием разнообразных средств.

Информационные.

- Поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа.

- Извлечение необходимой информации из текстов, таблиц, графиков.

- Отделение основной информации от второстепенной.

- Передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно).

- Развернутое обоснование суждения, приведение обоснования (доказательства), примеров.

Коммуникативные.

- Владение навыками организации и участия в коллективной деятельности; восприятие иных мнений, объективное определение своего вклада в общий результат.

- Оценивание своего поведения в группе, выполнение требований в совместной практической деятельности.

- Умение отстаивать свою точку зрения.

- Развитие готовности к сотрудничеству.

Учебно-методическое обеспечение:

Математика 5  (авторы Виленкин Н.Я. и др.)

  • Математика 5. Виленкин Н.Я., Жохов В.И., Чесноков А.С., Шварцбурд С.И. - Мнемозина, 2013.
  • Дидактические материалы по математике для 5 кл. Чесноков А.С. и др. - Просвещение, 1994 и последующие года изданий.

Математика 5-6. Тематические зачеты. Варианты 1-4. Минаева С.С. и др. (Уровневая дифференциация обучения). - Образование для всех, 1995 и последующие года изданий.

  • Фридман Л.М. Изучаем математику. 5-6 кл. - Просвещение, 1995.

Литература для учителя

  1. Абдрашитов Б.М. Учитесь мыслить нестандартно»: книга для учащихся.М.Просвещение: АО «Учебная литература» 1996.
  2. Виленкин Н.Я. Математика. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений.  Изд. «Мнемозина»  М.,  2013
  3. Дорофеев Г. В. и др.  Оценка качества подготовки выпускников основной школы по математике.  М., «Дрофа», 2001.
  4. Жохов В.И., Преподавание математики в 5 и 6 классах.- М. Мнемозина, 2004-2007.
  5. Жохов В.И.,. "Математика" 5-6 кл. Программа.М. Мнемозина, 2013
  6. Концепция математического образования (проект)//Математика в школе.-  2000. – № 2. – с.13-18.
  7. Концепция модернизации российского образования на период до 2010// «Вестник образования» -2002- № 6 - с.11-40.
  8. Кривоногов В.В. Нестандартные задания по математике: 5-11 классы.- М. Издательство «Первое сентября» 2003.
  9. Кузнецова Г.М., Миндюк Н.Г.  Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. Математика 5 – 11 классы. М., «Дрофа», 2002.
  10. Миндюк М.Б., Рудницкая В.Н. Математика; Рабочая тетрадь для 5 класса. М.4Генжер, 2004-2008
  11. Стандарт основного общего образования по математике//«Вестник образования» -2004 - № 12 - с.107-119.
  12. Чесноков А.С., Нешков К.И. Дидактические материалы по математике для 5 класса.-М.Просвещение, 1990-2000.
  13. Шарыгин И.Ф., Шевкин К.И. Математика. Задачи на смекалку. Учебное пособие для 5-6 классов общеобразовательных учреждений. – М.Просвещение, 1995-1996.

Электронные учебные пособия – Интернет-ресурсы

  1. Интерактивная математика. 5-9 класс. Электронное учебное пособие для основной школы. М., ООО «Дрофа», ООО «ДОС»,, 2002.
  2. Математика. Практикум. 5-11 классы. Электронное учебное издание. М., ООО «Дрофа», ООО «ДОС», 2003.

Медиа-продукты автора Программы – тесты и презентации в программах PowerPoint, Excel

Литература для ученика: 

  1. Абдрашитов Б.М. Учитесь мыслить нестандартно»: книга для учащихся.М.Просвещение: АО «Учебная литература» 1996.
  2. Виленкин Н. Я., В. И. Жохов, А. С. Чесноков, С. И. Шварцбурд Математика. 5 класс, Издательство: Мнемозина, 2013 г. Твердый переплет, 280 стр.
  3. Кривоногов В.В. Нестандартные задания по математике: 5-11 классы.-М.Издательство «Первое сентября» 2003.
  4. Маслова Т.Н. Суходский А.М., Справочник школьника по математике: 5-11 классы Мир и Образование Оникс 21 , 2008
  5. Миндюк М.Б., Рудницкая В.Н. Математика; Рабочая тетрадь для 5 класса.-М4 Генжер, 2004-2008
  6. Чесноков А.С., Нешков К.И. Дидактические материалы по математике для 5 класса.-М.Просвещение, 1990-2000.
  7. Шарыгин И.Ф., Шевкин К.И. Математика. Задачи на смекалку. Учебное пособие для 5-6 классов общеобразовательных учреждений. – М.Просвещение, 1995-1996.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса по математике в 10 классе "Способы решения нестандартных уравнений"

Разработка  программы элективного курса по математике в 10 классе "Способы решения нестандартных уравнений". Программа расчитана на 34 часа, состоит из 6 блоков....

Программа элективного курса по математике "Методы решений уравнений"

Курс рассчитан на учащихся 9 классов общеобразовательных школ, проявляющих интерес к математике. Курс позволит школьникам систематизировать,  расширить и укрепить знания, связанные с уравнениями,...

Элективный курс по математике 9 класс «Решение задач основных тем курса математики»

Курс предназначен для повторения знаний, умений  и   подготовки кГИА   по математике. При изучении курса угроза перегрузок учащихся отсутствует, соотношение между объемо...

Урок математики на тему: "Решение задач путем составления уравнений"

Предлагаю план - конспект открытого урока, а также презентацию к нему. Презентация содержит иллюстративный материал к уроку математики в 5 классе по теме: "Решение задач путем составления уравнений". ...

рабочая программа и календарно-тематическое планирование элективного курса по математике "Функции помогают уравнениям".

Данный материал содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование по элективному курсу "Функции помогают уравнениям". Этот курс окажет помощь учителям преподающим в 10-11 классах....

Конспект открытого урока по математике на тему "Решение задач на составление уравнений".

Тема урока: Базовый учебник    АннотацияРешение задач на составление уравнений Учебно-методический комплект (УМК) «Математика» (авторы: Зубарева И.И., Мордкович А.Г. и др...

Конспект открытого урока по математике на тему "Решение задач на составление уравнений".

Презентация к уроку математики по теме: «Решение задач на составление уравнений»....