Конспект открытого урока по математике на тему "Решение задач на составление уравнений".
план-конспект урока по математике (6 класс) на тему

Галеева Аниса Хайбрахмановна

Тема урока:

 

Базовый учебник

 

 

 

 

Аннотация


Решение задач на составление уравнений

 

Учебно-методический комплект (УМК) «Математика» (авторы: Зубарева И.И., Мордкович А.Г. и др.) Учебник для общеобразовательных учреждений. - М.: Мнемозина, 2014.

 

Конспект урока математики по теме: «Решение задач на составление уравнений». Урок открытия новых знаний при реализации системно - деятельностного подхода. Содержит самостоятельную работу с эталоном для самопроверки.

Тип урока: урок изучения нового материала

 

Формы работы учащихся: фронтальная, групповая, парная, индивидуальная.

 

Цель урока: создание условий для получения и осмысления учениками новых знаний о способах решения задач на составление уравнений, систематизация теоретического материала по указанной теме, отработка навыка решения задач на составление уравнений различными методами.

 

Задачи:

Образовательные (формирование познавательных УУД):

повторить решение уравнений на нахождение неизвестного множителя, закрепить примеры равносильных преобразований уравнений, алгоритм решения уравнения, используя перенос слагаемых из одной части уравнения в другую; извлекать необходимую информацию из прослушанного материала; структурировать информацию в виде записи выводов и определений.

 

Воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД): умение слушать и вступать в диалог; формировать внимательность и аккуратность в вычислениях; воспитывать чувство взаимопомощи, уважительное отношение к чужому мнению, культуру учебного труда, требовательное отношение к себе и своей работе; развивать у учащихся умение работать индивидуально и в группах.

 

Развивающие (формирование регулятивных УУД): самостоятельно ставить новые учебные задачи путем задавания вопросов о неизвестном; планировать собственную деятельность, определять средства для ее осуществления; способствовать развитию творческой активности учащихся.

 

Планируемые результаты обучения.

Предметные: уметь в процессе реальной ситуации использовать понятия «уравнение», «равенство», «корень уравнения»; познакомиться со свойствами уравнений; способом решения задач на составление  уравнений; отрабатывать умение решать задачи.

 

Регулятивные: самостоятельно ставить новые учебные задачи путем задавания вопросов о неизвестном; планировать собственную деятельность, определять средства для ее осуществления.

 

Познавательные: извлекать необходимую информацию из прослушанного материала; структурировать информацию в виде записи выводов и определений.

 

Коммуникативные: умение работать в парах, слушать собеседника и вести диалог, аргументировать свою точку зрения; эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации.

 

Личностные: умение правильно излагать свои мысли, понимать смысл поставленной задачи.

 

Структура урока:

1) Организационный этап.

2) Мотивация учебной деятельности учащихся.

3) Постановка цели и задач урока. Актуализация знаний.

4) Первичное усвоение новых знаний.

5) Первичное осмысление и закрепление знаний.

6) Физкультминутка.

7) Самостоятельная работа с самопроверкой по .

8) Включение в систему знаний и повторение.

9) Информация о домашнем задании.

10) Рефлексия.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока математики в 6 классе.

ФИО:

Должность:

Место работы:

Предмет:

Класс:

Тема урока:

Базовый учебник

Аннотация:

Галеева Аниса Хайбрахмановна

учитель математики

МБОУ « Исергаповская СОШ» Бавлинского района РТ

математика

6

Решение задач на составление уравнений

Учебно-методический комплект (УМК) «Математика» (авторы: Зубарева И.И., Мордкович А.Г. и др.) Учебник для общеобразовательных учреждений. - М.: Мнемозина, 2014.

Конспект урока математики по теме: «Решение задач на составление уравнений». Урок открытия новых знаний при реализации системно - деятельностного подхода. Содержит самостоятельную работу с эталоном для самопроверки.

Тип урока: урок изучения нового материала

Формы работы учащихся: фронтальная, групповая, парная, индивидуальная.

Цель урока: создание условий для получения и осмысления учениками новых знаний о способах решения задач на составление уравнений, систематизация теоретического материала по указанной теме, отработка навыка решения задач на составление уравнений различными методами.

Задачи:

Образовательные (формирование познавательных УУД):

повторить решение уравнений на нахождение неизвестного множителя, закрепить примеры равносильных преобразований уравнений, алгоритм решения уравнения, используя перенос слагаемых из одной части уравнения в другую; извлекать необходимую информацию из прослушанного материала; структурировать информацию в виде записи выводов и определений.

Воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД): умение слушать и вступать в диалог; формировать внимательность и аккуратность в вычислениях; воспитывать чувство взаимопомощи, уважительное отношение к чужому мнению, культуру учебного труда, требовательное отношение к себе и своей работе; развивать у учащихся умение работать индивидуально и в группах.

Развивающие (формирование регулятивных УУД): самостоятельно ставить новые учебные задачи путем задавания вопросов о неизвестном; планировать собственную деятельность, определять средства для ее осуществления; способствовать развитию творческой активности учащихся. 

Планируемые результаты обучения.

Предметные: уметь в процессе реальной ситуации использовать понятия «уравнение», «равенство», «корень уравнения»; познакомиться со свойствами уравнений; способом решения задач на составление  уравнений; отрабатывать умение решать задачи.

Регулятивные: самостоятельно ставить новые учебные задачи путем задавания вопросов о неизвестном; планировать собственную деятельность, определять средства для ее осуществления.

Познавательные: извлекать необходимую информацию из прослушанного материала; структурировать информацию в виде записи выводов и определений.

Коммуникативные: умение работать в парах, слушать собеседника и вести диалог, аргументировать свою точку зрения; эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации.

Личностные: умение правильно излагать свои мысли, понимать смысл поставленной задачи.

Структура урока:

1) Организационный этап.

2) Мотивация учебной деятельности учащихся.

3) Постановка цели и задач урока. Актуализация знаний.

4) Первичное усвоение новых знаний.

5) Первичное осмысление и закрепление знаний.

6) Физкультминутка.

7) Самостоятельная работа с самопроверкой по .

8) Включение в систему знаний и повторение.

9) Информация о домашнем задании.

10) Рефлексия.

Ход урока:

1.Самоопределение к учебной деятельности (организационный момент).

Задача: Создать благоприятный психологический настрой на работу.

Организация учебного процесса на 1 этапе:

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

Учитель приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку. Организует внимание детей.

Здравствуйте, дорогие ребята! Садитесь!

Я рада приветствовать Вас на уроке математики, сегодня этот урок буду вести я Аниса Хайбрахмановна  Галеева, учитель математики.

Урок наш я хотела бы начать с высказывания

Джорджа Пойа: «…если хотите научиться плавать, то смело входите в воду, если хотите научиться решать задачи, то решайте их…»

Как вы думаете почему я озвучила именно это высказывание?

Согласны ли вы с ним?

Абсолютно верно!

Значит тема нашего сегодняшнего урока ?...Решение задач на составление уравнений.

- Раньше вы умели решать задачи по действиям, а сегодня научитесь решать задачи на составление уравнения. Очень важно научиться решать такие задачи, т..к. в старших классах в основном все задачи решаются именно таким способом. Всем нам в жизни приходится решать различные задачи. Задачи бывают финансовые, политические, бытовые, математические.

А что такое уравнение?

Решить уравнение –это?

 

Корень уравнения –это?

Учащиеся готовы к началу работы. Включаются в деловой ритм урока.

Читают высказывание и предлагают варианты ответов.

Сигнальные

Линейки!

Решение задач

Примерный ответ ученика: На уроке не место скуке и унынию. Надо сильно стараться. Мы будем активно и весело работать: мыслить, рассуждать, исследовать и только так получать знания по математике!

Уравнение – 

равенство, в котором есть хотя бы одна переменная

Решить уравнение – 

найти неизвестную переменную (корень уравнения)

Корень уравнения – 

такое число, которое превращает уравнение в верное равенство

Личностные: самоопределение к учебной деятельности.

Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи.

 

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

2. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Задачи:

вызвать эмоциональный настрой и познавательный интерес к теме;

повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания» и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.

Организация учебного процесса на 2 этапе:

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

Учитель: -

Что нам надо для того, чтобы хорошо знать математику?

 Новые знания нам будет очень трудно осваивать без умения быстро и верно считать, поэтому, как всегда, начнем урок с устного счета.

И теперь  «Разминка»

  1. Найди все решения данных уравнений, выбрав верные ответы «построишь свою красивую школу»

2. Откройте тетради, запишите дату, тему урока.

желание учиться, внимание, смекалка, труд, сообразительность, прилежание…

1.Решают в уме, ученики по очереди проговаривают ответы,

с последующей проверкой с помощью сигнальной линейки.

2. Делают записи в тетради.

Коммуникативные ууд: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с заданиями.

3. Актуализация знаний. Постановка цели и задач урока.

Задачи: организовать самостоятельное формулирование вопросов и постановку цели и задач урока; организовать самостоятельное планирование и выбор методов поиска информации.

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

Учитель: Обратите внимание на записи.

Повторим способ (алгоритм) решения уравнений, или какие действия возможны?

Зх+5=х+10

Учащиеся внимательно смотрят на записи, отвечая на вопросы:

  1. На уравнения и выражения
  2. Уравнения, выражения

  1. Нет

4)Да, потому что уравнения можно решить.

Ребята объявляют тему урока и записывают в тетради: « Решение уравнений».

Формулируют цель: познакомиться с разными видами уравнений; научиться их решать.

Формулируют задачи:

  1. вспомнить основные понятия, свойства, которые можно отнести к уравнениям;
  2. изучить материал учебника по этой теме;
  3. внимательно слушать учителя;
  4. делать необходимые записи в тетрадях

Называют источники информации: учебник, учитель

Личностные УУД:

проявлять интерес к новому содержанию, осознавая неполноту своих знаний

Познавательные УУД:

формулировать информационный запрос

Регулятивные УУД:

определять цели учебной деятельности;

планировать, т.е. составлять план действий с учетом конечного результата.

Регулятивные УУД:

- целеполагание как постановка учебной задачи ;
-планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
прогнозирование - предвосхищение результата и уровня усвоения.

4. Первичное усвоение новых знаний.

Задача: организовать осмысленное восприятие новой информации.

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

1.Подготовительный этап.

– А теперь приступим к

Исследованию одной задачи..

– А что такое исследование?

Из своих наблюдений доказать, сделать выводы, “идти по следу”.

– Итак, мы, как настоящие учёные-математики должны заняться научной деятельностью и в конце урока сделать выводы, открытия по нашей теме.

Рассм. 1 задачу.

(исследование).

  1. Снова вернемся к началу урока и теперь рассмотрим

Корни уравнения не изменяются, если какое – нибудь слагаемое перенести из одной части уравнения в другую, изменив при этом его знак. .[1]

1. Отвечают на вопросы:

 Чаша с гирями …

Х+2=5

Х=…

Х+2кг=5кг

Х+2кг-2кг=5кг-2кг

Х=3кг

Записывают уравнение в тетрадях, предлагают варианты решения.

6)Вспоминают распределительное свойство умножения и решают уравнение в тетрадях, комментируя вместе с учителем ход решения.

11) Записывают в тетрадях вывод.

2. 1)Записывают уравнение в тетрадях, предлагают возможные варианты, решая уравнение

Познавательные УУД:

извлекать необходимую информацию из прослушанных текстов;

структурировать знания;

Коммуникативные УУД:

вступать в диалог, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Предметные УУД:

давать определения новым понятиям темы;

называть способы решения уравнения.

5. Первичное осмысление и закрепление знаний.

Задачи: обеспечить осмысленное усвоение и закрепление знаний; выявление пробелов первичного осмысления изученного материала, коррекция выявленных пробелов, обеспечение закрепления в памяти детей знаний и способов действий, которые им необходимы для самостоятельной работы по новому материалу.

Организация учебного процесса на 5 этапе:

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

1. Учитель: Принято при решении уравнений переносить слагаемые так, чтобы в левой части уравнения были неизвестные числа, а в правой - известные числа.

Задача по рисунку.

Турист несколько  км прошел  пешком. На лодке они проплыл на 7 км больше, чем прошел пешком и проехал на машине на 14 км больше, чем на лодке.

Турист преодолел 46 км?

( длина всего маршрута туриста)

Сколько км пешком?

                     На лодке?

                    На машине?

- Решают в тетрадях, один из учеников комментирует решение с места

Х+Х+7+Х+7+14=46

3Х=46-28

3Х=18

Х=6- прошел пешком

6+7=13- проплыл на лодке

6+21=27- проехал на машине

Ответ: 6км, 13км, 27км.

Предметные УУД:

Различать способы решения уравнений, правильно формулировать ход решения уравнений, находить неизвестные компоненты, применять на практике полученные выводы

Познавательные УУД:

анализировать и сравнивать объекты, подводить под понятие;

6. Физкультминутка.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Задачи: организовать выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание;

- организовать самопроверку по эталону;

- организовать выявление места и причины затруднений, работу над ошибками.

Организация учебного процесса на 7 этапе:

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

Организует выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание.

Работа в паре:

Придумать  задачу на составление уравнения и решить ее

Организует самопроверку по эталону.

Организует выявление места и причины затруднений, работу над ошибками.

- У кого всё правильно?

- У кого есть ошибки?

- В каком месте ошибки?

- В чём причина?

- Исправьте ошибки.

Выполняют задание самостоятельно, выбирая, сколько уравнений решать.

Выполняют самопроверку по эталону. Фиксируют «!», «?». Оценивают свою работу (по 1 баллу за каждое уравнение).

4 балла - оценка «5»;

3 балла - оценка «4»;

2 балла - оценка «3»;

1-0 баллов - надо еще поработать.

Эталон для самопроверки:

Называют с помощью учителя место своего затруднения, причину, исправляют ошибки.

Регулятивные УУД: Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей ;

Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

8. Включение в систему знаний и повторение.

Задачи: закреплять умение решать уравнения, применяя свойства уравнений.

Организация учебного процесса на 8 этапе:

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

№599

1)Осмысливают и приступают применять новый способ решения на практике.

2)Делают записи в тетрадь. После выполнения задания сверяют с доской. Один из учеников решает у доски с комментарием.

3)Работают в парах.Решают самостоятельно, сверяют друг с другом, затем с доской. Один из учеников решает у доски.

Предметные УУД:

Различать способы решения уравнений, правильно формулировать ход решения уравнений, находить неизвестные компоненты, применять на практике полученные выводы

Познавательные УУД:

анализировать и сравнивать объекты, подводить под понятие;

9. Информация о домашнем задании.

Задачи: Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.

Организация учебного процесса на 9 этапе:

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

- На доске: Домашнее задание: п. 20, , выучить правила;

№600,605

- Ваши вопросы по домашнему заданию.

1) Ребята записывают домашнее задание в дневниках.

2) Просматривают домашнее задание, задают вопросы

Регулятивные УУД:

констатировать необходимость продолжения действий

Познавательные УУД:

решать различные виды уравнений

10. Рефлексия деятельности на уроке.

Задачи: зафиксировать новое содержание; осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

Организация учебного процесса на 10 этапе:

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

- А теперь подведем итоги: Что мы хотели узнать? Что мы узнали? На все ли вопросы мы получили ответы?

-Что было самым сложным на уроке, а самым интересным?

-Кому не понадобится помощь при выполнении домашнего задания по этой теме?

Оценить отдельных учащихся

Дерево настроения.

Проводят самоанализ, отвечают на вопросы; вспоминают правила; определение уравнения, корня уравнения.

Познавательные ууд:

-рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
-самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

Регулятивные УУД:

- оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Список литературы и Интернет-ресурсов:

  1. Математика. 6 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ И.И. Зубарева, А.Г. Мордкович.- М.: Мнемозина, 2009г www.zavuch.info/uploads/methodlib/2012/11/6/hod-uroka.docx
  2. http://nsportal.ru/shkola/algebra/library/tehnologicheskaya-karta-uroka-po-fgos-po-matematike-6-klass


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный курс по математике в 5 классе "Решение уравнений. Задачи на составление уравнений"

Курс строится на индуктивной основе с привлечением элементов дедуктивных рассуждений. Теоретический материал курса излагается на наглядно-интуитивном уровне, математические методы и законы формулируют...

7 класс, алгебра, обучающая самостоятельная работа по алгебре по теме: "Решение уравнений и задач на составление уравнений"

В самостоятельной работе даётся образец  типичного уравнения с пошаговым его решением. Далее предлагается решить четыре уравнения, постепенно, усложняя их.Так же разобран пример решения типичной ...

5 класс. Математика.Проект урока и презентация к уроку по теме: решение уравнений и несложных задач на составление уравнений, урок в коррекционном классе 7-го вида

Урок может быть использован как для класса коррекции, так и для общеобразовательного класса.Урок проходит в виде соревнования по рядам, при этом дети сидят на своих местах, как они привыкли. Формы раб...

5 класс. Математика.Проект урока и презентация к уроку по теме: решение уравнений и несложных задач на составление уравнений, урок в коррекционном классе 7-го вида

Урок проходит в игровой форме, в виде соревнования по рядам. Урок состоит из 10 этапов. В процессе урока учащиеся участвуют в 7 конкурсах....

Конспект открытого урока по математике на тему "Решение задач на составление уравнений".

Презентация к уроку математики по теме: «Решение задач на составление уравнений»....

Решение задач на составление уравнений (конспекты уроков)

конспекты уроков к учебнику Математика 6 Мордкович...