Сложение и вычитание десятичных дробей (конспект урока математики в 5 классе)
презентация к уроку по алгебре (5 класс) по теме

Урок предназначен для учащихся 5 класса. Тема урока: «Сложение и вычитание десятичных дробей». На уроке учащиеся закрепляют навыки сложения и вычитания десятичных дробей, развивают познавательные способности, знакомятся с историей возникновения десятичных дробей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon slozhenie_i_vychitanie_desyatichnykh_drobey.zip1004.09 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ  Алексейковская СОШ

Лесного района Тверской области

Тема урока:

Сложение и вычитание  десятичных

дробей.

Математика

5 класс

                                                  учитель математики

Ромашевская  Марина Михайловна.

Тема урока:

Сложение и вычитание десятичных дробей.

Цель урока:

Закрепление навыков сложения и вычитания десятичных дробей. Развитие познавательных способностей. Знакомство с историей возникновения десятичных дробей.

План урока:

  1. Организационный момент.
  2. Устная работа.
  3. Исторический материал.
  4. Сравнение дробей.
  5. Исторический материал.
  6. Разложение чисел по разрядам.
  7. Свойства сложения и вычитания дробей.
  8. Решение уравнений.
  9. Исторический материал.

10)Итог урока.  Домашнее задание.


Тема урока:

Сложение и вычитание десятичны х дробей.  

  Организационный момент.

Посмотрите все ль в порядке,

Книжки, ручки и тетрадка.

Прозвенел сейчас звонок

Начинается урок.

1 слайд  

Устно:

Отгадайте слово:                                                         

 2,7 - 0,6 = 2,1                        7,1 – 0 =7,1                

3,5 + 2,3 = 5,8                        0,74 – 0,2 = 0,54

5,9  - 1   = 4,9                        0,77 + 0,3 = 1,07

3,6 + 0,8 = 4,4                        2,45 – 1,3 = 1,15

 0,54

1,07

1,15

2,1

4,4

4,9

5,8

7,1

    Е

   К

   А

   У

   Г

  У

   Л

    Б

    Ответ: Улугбека.

Что произошло в обсерватории Улугбека?

                 

 2слайд

Аль – Каши  Джемши  Ибн  Масуд

Знаменитый учёный средневековья, работавший в 1420 -30 годах в Самаркандской  обсерватории Улугбека, описал правила вычислений с десятичными дробями.

 Записывал  аль – Каши десятичные дроби так же, как принято сейчас, но он не пользовался запятой: дробную часть он записывал красными чернилами или отделял вертикальной чертой

Задание: прочитайте числа

           23874;                        786 |24;

           108712;              0 | 998;

           0125;                  404|55

3 слайд

                                   №1

Поставьте знак  > , < или = так, чтобы получилась  верная запись.

 1)                                2)

   3,573        3.579                    7,56      7,65                        

   8,405        8,59                    83,2      8,321

   7,85          7.850                     2,51      2,5  

  Какой знак больше использовали в первом столбике, во втором столбике?

4 слайд

Через 150 лет, после  аль – Каши, десятичные  дроби были  заново изобретены голландским инженером и учёным Симоном Стевином

 (1548 – 1620гж)

Он записывал десятичные дроби довольно сложно.

 Например, число 24,56 выглядело так:

   24        5       6  

 или 2456 – вместо запятой нуль в кружке

( или 0 над целой частью), цифрами 1,2,3,… помечалось положение остальных знаков

 Запятая для отделения целой части  стала использоваться  в 17 веке.  

Прочитайте числа:

       

   0 1 2         012       012

87345       1096       088

5 слайд

                               №2

            Разложите по разрядам числа:

35,276 =

1,234 =

8,209 =

(Записывают в тетрадях и на доске)

6 слайд

                           

               №3

 Запишите десятичную дробь:

1)12 целых, 5 десятых, 9 сотых,6 тысячных.

2)0 целых, 3 десятых, 0 сотых, 5 тысячных.                          

7 слайд

                               №4

Используя свойства сложения и вычитания,

      вычислите удобным способом:

  1.  3,21 + (6,58 + 2,79) =
  2.  (3,256 + 2,6) + (1,744 + 3, 4) =
  3.  (23,624 + 24,33) – 20,33 =

8 слайд

                          №5

   Решите уравнение: 

  1. 16,5 – а  = 1,9

а = 16,5 – 1,9             2)    (х – 4,6 ) + 3,7 = 4,3

                 а = 14,6

                                          х – 4,6 = 4,3 – 3,7

                                          х – 4,6 = 0,6

                                          х = 4,6 + 0,6

                                          х = 5,2

(Решают в тетрадях, один учащийся комментирует с места.)

9 слайд

   №6

Собственная скорость катера (скорость в

стоячей воде) равна 22,7 км/ч, а скорость

течения реки 3,6 км/ч. Найдите скорость катера

по течению и против течения реки.

(Решают в тетрадях, затем один ученик записывает на доске.)

10 слайд

                                 №7

Одна сторона треугольника 83,6см, вторая на

14,6см длиннее первой, а третья на 8,6см

короче второй. Найдите периметр треугольника.

  1. 83,6 + 14,6 = 98,2 (см),
  2. 98,2 – 8,6 = 89,6 (см),
  3. 3) 83,6 + 98,2 + 89,6 = 271,4 (см).

(Решают в тетрадях, затем сверяем решения.)

 

11 слайд

В России учение о десятичных дробях изложил Леонтий Филиппович Магницкий.

Он родился в 1669 г в  Осташковской  слободе

 (г Осташков Тверской  области).

  В 1703 г он напечатал книгу

« Арифметика, сиречь наука числительная».

Это был первый учебник математике в России.

По нему учился писатель М.В. Ломоносов, назвавший этот учебник « вратами учёности».

12 слайд

Рефлексия. 

Сегодня на уроке я узнал……..

Было интересно……….

Теперь я могу……………

Полученные знания мне пригодятся ………

Как я усвоил материал:

Зеленый – сделал для себя открытие.

Красный - активно работал на уроке.

Желтый – урок подарил хорошее настроение.

Итог урока.

Домашнее задание: §32, № 1256, 1263(а, б), 1261.

Дополнительная литература:

1.Учебник: математика, 5 класс, автор. Н.Я. Виленкин и др. – 8 изд. – М:Мнемозина, 2000,стр.279.

2.Энциклопедия для детей, том11, математика -М: «Аванта +», 1998


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Сложение и вычитание десятичных дробей" обощающий урок по математике в 5 классе

Урок игра "Сложение и вычитание десятичных дробей" оформлен в виде презентации для учащихся 5 класса...

Конспект урока математики в 5 классе по теме: «Сложение и вычитание десятичных дробей» (интегрированный урок: математика – окружающий мир)

Данный урок математики предназначен для учащихся 5 классов, при изучении темы "Сложение и вычитание десятичных дробей". Вид урока -интегрированный. Урок ориентирован на развитие интереса к математике,...

Конспект урока, технологическая карта урока и презентация урока математики по теме "Сложение и вычитание десятичных дробей" в 5 классе по учебнику Виленкина Математика -5

В рамках школьного фестиваля уроков по системно-деятельностному подходу я провела урок с презентацией по теме "Сложение и вычитание десятичных дробей". На уроке были использованы базовые листы контрол...

Учимся работать с дробями. (Конспект урока математики. 5 класс.)

Урок "Учимся работать с дробями" обобщает и систематизирует знания, умения и навыки обучающихся по данной теме....

"Сложение и вычитание десятичных дробей" Открытый урок с технологической картой и презентацией

Открытый урок с технологической картой для обучающихся с НОДа и УО (интеллектуальными нарушениями...

Урок математики по теме "Сложение и вычитание десятичных дробей с разными знаменателями", 7 класс адаптивной школы

Конспект урока математики по теме "Сложение и вычитание десятичных дробей с разными знаменателями", 7 класс адаптивной школы....

6 кл. Сложение и вычитание десятичных дробей. Конспект.

Данный конспект разработан с ориентиром на применение технологий критического мышления и уровневой дифференциации. (УМК - Дорофеев Г.В.)...