элективный курс по математике
методическая разработка по алгебре (11 класс) по теме

элективный курс по математике 11 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_eektivnogo_kursa.docx119.12 КБ

Предварительный просмотр:

        ИТОГОВАЯ РАБОТА

ПО КУРСУ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

«Разработка, корректировка и адаптация учебных программы базовых, профильных и элективных курсов по математике в соответствии с требованиями ФГОС»

(модуль вариативной части повышения квалификации
по именному образовательному чеку)

        

ТЕМА 

« РАЗРАБОТКА ПРОГРАММЫ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА НА ТЕМУ

«ЗА СТРАНИЦАМИ УЧЕБНИКА МАТЕМАТИКИ»

 В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС

        

        

Выполнила:

Егорова Елена Васильевна,

учитель математики МБОУ СОШ №177

г.о. Самара

Самара 2013

        ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

        Элективный курс «Подготовка к ЕГЭ по математике» соответствует целям и задачам обучения в старшей школе. Основная функция данного элективного курса – дополнительная подготовка учащихся 11 классов к государственной итоговой аттестации в форме ЕГЭ, к продолжению образования.

        Содержание рабочей программы элективного курса соответствует основному курсу математики для средней (полной) школы и федеральному компоненту Государственного образовательного стандарта по математике; развивает базовый курс математики на старшей ступени общего образования, реализует принцип дополнения изучаемого материала на уроках алгебры и начал анализа системой упражнений, которые углубляют и расширяют школьный курс, и одновременно обеспечивает преемственность в знаниях и умениях учащихся основного курса математики 11 классов, что способствует расширению и углублению базового общеобразовательного курса алгебры и начал анализа и курса геометрии.

        Данный элективный курс направлен на формирование умений и способов деятельности, связанных с решением задач повышенного и высокого уровня сложности, получение дополнительных знаний по математике, интегрирующих усвоенные знания в систему.

Рабочая программа элективного курса отвечает требованиям обучения на старшей ступени, направлена на реализацию личностно ориентированного обучения, основана на деятельностном подходе к обучению, предусматривает овладение учащимися способами деятельности, методами и приемами решения математических задач. Включение уравнений и неравенств нестандартных типов, комбинированных уравнений и неравенств, текстовых задач разных типов, рассмотрение методов и приемов их решений отвечают назначению элективного курса – расширению и углублению содержания курса математики с целью подготовки учащихся 11 классов к государственной итоговой аттестации в форме ЕГЭ.

Содержание структурировано по блочно-модульному принципу, представлено в законченных самостоятельных модулях по каждому типу задач и методам их решения и соответствует перечню контролируемых вопросов в контрольно-измерительных материалах на ЕГЭ.

На учебных занятиях элективного курса используются активные методы обучения (исследовательская работа в группах, подготовка презентаций на определенную тему с дальнейшим обсуждением и решением самостоятельно подобранных задач, итоговый семинар), предусматривается самостоятельная работа по овладению способами деятельности, методами и приемами решения математических задач. Рабочая программа данного курса направлена на повышение уровня математической культуры старшеклассников.

С целью контроля и проверки усвоения учебного материала проводятся  домашние самостоятельные работы по каждому блоку, семинары с целью обобщения и систематизации. В учебно-тематическом плане определены виды контроля по каждому блоку учебного материала в различных формах (домашние самостоятельные работы, обобщающие семинары).

Рабочая программа элективного курса «За страницами учебника математики» рассчитана на один год обучения, 1 час в неделю, всего в объеме  34 часа в 11-м классе.

Цель курса

Основная цель курса:

Курс призван помочь учащимся с любой степенью подготовленности в овладении способами деятельности, методами и приемами решения математических задач, повысить уровень математической культуры, способствует развитию познавательных интересов, мышления учащихся, умению оценить свой потенциал для дальнейшего обучения.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

11 класс

Тема 1. Методы решения уравнений и неравенств

        Уравнения, содержащие модуль. Приемы решения уравнений с модулем.

        Решение неравенств, содержащих модуль.

        Иррациональные уравнения.

Цель: Обобщить, систематизировать и углубить знания о рациональных, иррациональных, уравнениях и неравенствах, уравнениях с модулем, рациональных неравенствах и системах неравенств. Ознакомить с методами решения задания ЕГЭ типа  С1, С3. 

        Задание для самостоятельной работы: подготовить презентации на тему «Уравнение. Виды уравнений и способы их решения», «Неравенства. Виды неравенств и способы их решения»

        Домашняя самостоятельная работа № 1.

Тема 2. Типы геометрических задач, методы их решения

        Решение планиметрических и стереометрических задач различного вида.

Цель: Обобщить, систематизировать  и углубить  знания о треугольниках, четырехугольниках, окружности, круге, многоугольниках, координатах и векторах. Познакомить с решением заданий ЕГЭ типа  С4. Обобщить, систематизировать  и углубить знания о прямых,  плоскостях  , многогранниках, телах  вращения. Ознакомить с приемами решения  стереометрических задач повышенной сложности,  с решением заданий ЕГЭ типа С2.

Задание для самостоятельной работы: подготовить презентации на тему «Геометрические задачи единого государственного экзамена группы В»

        Домашняя самостоятельная работа № 2.

Тема 3. Текстовые задачи. Основные типы текстовых задач. Методы решения

        Приемы решения текстовых задач на «работу», «движение», «проценты», «смеси», «концентрацию», «пропорциональное деление». Задачи в контрольно-измерительных материалах ЕГЭ.

Цель: Обобщить, систематизировать и углубить знания о решении текстовых задачах и их применении в различных сферах деятельности человека. Познакомить со способами  построения и исследования простейших математических моделей, с методами решения  задач ЕГЭ типа В12.

Задание для самостоятельной работы: подготовить презентации на тему «Текстовые  задачи единого государственного экзамена группы В»

        Домашняя самостоятельная работа № 3.

Тема 4. Тригонометрия

        Формулы тригонометрии. Преобразование тригонометрических выражений. Тригонометрические уравнения и неравенства.

        Системы тригонометрических уравнений и неравенств.

Тригонометрия в задачах ЕГЭ.

Цель: Обобщить, систематизировать и углубить знания о тригонометрических уравнениях и неравенствах. Ознакомить с методами решения задания ЕГЭ типа  С1. 

Задание для самостоятельной работы: подготовить презентации на тему «Задания по тригонометрии единого государственного экзамена группы В»

        Домашняя самостоятельная работа № 4.

Тема 5. Логарифмические и показательные уравнения и неравенства

        Методы решения логарифмических и показательных уравнений и неравенств. Логарифмическая и показательная функции, их свойства. Применение свойств логарифмической и показательной функции при решении уравнений и неравенств.

        Логарифмические и показательные уравнения, неравенства, системы уравнений и неравенств в задачах ЕГЭ.

Цель: Обобщить, систематизировать и углубить знания о логарифмических и показательных уравнениях и неравенствах. Ознакомить с методами решения задания ЕГЭ типа  С1, С3. 

           Тема для дискуссии «Разные способы решения уравнений. За и против»

Домашняя самостоятельная работа № 5.

 Тема 6. Методы решения задач с параметром

        Линейные уравнения и неравенства с параметром, приемы их решения.

        Дробно-рациональные уравнения и неравенства с параметром, приемы их решения.

        Квадратный трехчлен с параметром. Свойства корней квадратного трехчлена.

        Квадратные уравнения с параметром, приемы их решения.

        Параметры в задачах ЕГЭ.

Цель: Обобщить, систематизировать и углубить знания об уравнениях с параметром, рациональных неравенствах и системах неравенств с параметром. Ознакомить с методами решения задания ЕГЭ типа С5. 

        Задание для самостоятельной работы: подготовить уравнения и неравенства с параметром для работы в группах.

        Домашняя самостоятельная работа № 6.

Тема 7. Обобщающее повторение курса математики

        Тригонометрия.

        Уравнения и неравенства с параметром.

        Логарифмические и показательные уравнения и неравенства.

        Геометрические задачи в заданиях ЕГЭ.

Задание для самостоятельной работы: подготовиться к  семинару «Задания повышенного и высокого уровня сложности в ЕГЭ, поиск идей и методов решения»

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Тема

Коли

чество часов

1

Методы решения уравнений и неравенств

4

2

Типы геометрических задач, методы их решения

5

3

Текстовые задачи. Основные типы текстовых задач. Методы решения

4

4

Тригонометрия

5

5

Логарифмические и показательные уравнения и неравенства

5

6

Методы решения задач с параметром

5

7

Обобщающее повторение курса математики

4

8

Итоговое занятие

2

ИТОГО

34

                                         УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН        

№ п/п

Тема урока.

Тип урока.

Планируемые результаты (предметные)

Планируемые результаты (характеристика деятельности)

Самостоятельная работа

Формы  контроля

Материалы

к уроку, СОТ

Уч-ся научатся

Уч-ся получат

 возможность научиться

Личностные УУД

Познавательные ууд

Коммуникативные ууд

Регулятивные УУД

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

Название темы: Методы решения уравнений и неравенств (4 часа)

Цель: обобщить методы и этапы решения уравнений; формировать практические навыки их решения.

Формы организации учебно-познавательной деятельности:  фронтальная, групповая, индивидуальная.

Внеурочная деятельность:  

1

Уравнения, содержащие модуль. Приемы решения уравнений с модулем. Решение неравенств, содержащих модуль.

Комбинированный

Применять приемы раскрытия модуля и свойства модуля в решении уравнений и неравенств

овладеть специальными приёмами решения уравнений и систем уравнений; уверенно применять аппарат уравнений для решения разнообразных задач из математики, смежных предметов, практики;

Мотивация  к обучению и целенаправленная  познавательная деятельность

Готовность к самостоятельному поиску решений

Поиск  альтернативных способов решения при работе в группах

самостоятельно оценивать и принимать решения

групповой

Задания из открытого банка ЕГЭ, тесты МИОО, презентация

2

Иррациональные уравнения.

Комбинированный

При решении иррациональных уравнений применять специфические методы, отбирать корни уравнений

групповой

Задания из открытого банка ЕГЭ, тесты МИОО

3

Домашняя самостоятельная работа № 1

Название темы:  Типы геометрических задач, методы их решения (4 часа)

Цель: обобщить методы и этапы решения геометрических задач; формировать практические навыки их решения.

Формы организации учебно-познавательной деятельности:  фронтальная, групповая, индивидуальная.

Внеурочная деятельность:  

1

Решение планиметрических задач различного вида.

Комбинированный

Решать планиметрические задачи на конфигурации фигур

 умению моделирования реальных ситуаций на языке геометрии, исследования построенной модели с использованием геометрических понятий и теорем, аппарата алгебры, решения геометрических и практических  задач;

Мотивация  к обучению и целенаправленная  познавательная деятельность

Выдвижение гипотез и их обоснование

Поиск  альтернативных способов решения при работе в группах

самостоятельно оценивать и принимать решения

групповой

Задания из открытого банка ЕГЭ, тесты МИОО, презентация

2

Решение стереометрических задач различного вида.

Комбинированный

Решать простейшие стереометрические

задачи различного вида

групповой

Задания из открытого банка ЕГЭ, тесты МИОО, презентация

3

Геометрия в задачах контрольно-измерительных материалов ЕГЭ.

Комбинированный

Решать планиметрические и стереометрические задачи разного уровня сложности КИМов ЕГЭ

комбинированный

Задания из открытого банка ЕГЭ, тесты МИОО

4

Домашняя самостоятельная работа № 2

Название темы:   Текстовые задачи. Основные типы текстовых задач.

Методы решения (5 часов)

Цель: обобщить методы и этапы решения текстовых задач; формировать практические навыки их решения.

Формы организации учебно-познавательной деятельности:  фронтальная, групповая, индивидуальная.

Внеурочная деятельность:  

1

Приемы решения текстовых задач на «работу», «движение».

Комбинированный

Решать текстовые задачи на «работу», «движение» арифметическим и алгебраическим

способами

умению применять полученные знания при решении различных задач;

формирование познавательных действий, к которым относятся основные мыслительные

операции, умения различать обоснованные и необоснованные суждения, обосновывать

этапы решения учебной задачи

Мотивация  к обучению и целенаправленная  познавательная деятельность

формирование  познавательных действий, к которым относятся основные мыслительные

 операции, умения различать обоснованные и необоснованные суждения, обосновывать этапы

решения учебной задачи

Полно и точно выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

Планируют (в сотрудничестве с учителем)  необходимые действия, операции.

комбинированный

Задания из открытого банка ЕГЭ, тесты МИОО, презентация

2

Приемы решения текстовых задач на «проценты», «пропорциональное деление».

 Комбинированный

Решать текстовые задачи на «проценты», «пропорциональное деление» арифметическим и алгебраическим способами

групповой

Задания из открытого банка ЕГЭ, тесты МИОО, презентация

3

Приемы решения текстовых задач на «смеси», «концентрацию»

 Комбинированный

Решать текстовые задачи на «смеси», «концентрацию» арифметическим и алгебраическим способами

групповой

Задания из открытого банка ЕГЭ, тесты МИОО, презентация

4

Текстовые задачи в контрольно-измерительных материалах ЕГЭ.

Комбинированный

Решать текстовые задачи разного уровня сложности КИМов ЕГЭ арифметическим и алгебраическим способами

групповой

Задания из открытого банка ЕГЭ, тесты МИОО

5

Домашняя самостоятельная работа № 3

Название темы: Тригонометрия (5 часов)

Цель: обобщить методы и этапы решения тригонометрических уравнений; формировать практические навыки их решения.

Формы организации учебно-познавательной деятельности:  фронтальная, групповая, индивидуальная.

Внеурочная деятельность:  

1

Формулы тригонометрии. Преобразование тригонометрических выражений

Комбинированный

Использовать формулы тригонометрии в преобразовании тригонометрических выражений

овладеть специальными приёмами решения уравнений и систем уравнений; уверенно применять аппарат уравнений для решения разнообразных задач из математики, смежных предметов, практики;

Мотивация  к обучению и целенаправленная  познавательная деятельность

формирование  познавательных действий, к которым относятся основные мыслительные операции, умения различать обоснованные и необоснованные суждения, обосновывать этапы решения учебной задачи

Адекватно оценивают свои достижения, осознают  возникающие трудности.

Ставят учебную задачу на основе соотнесения, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно.

комбинированный

Задания из открытого банка ЕГЭ, тесты МИОО

2

Тригонометрические уравнения и неравенства

Комбинированный

Использовать общие приемы решения уравнений и частные методы в решении тригонометрических уравнений. Применять методы решения тригонометрических неравенств

групповой

Задания из открытого банка ЕГЭ, тесты МИОО, презентация

3

Системы тригонометрических уравнений и неравенств. Методы решения

Комбинированный

Решать системы тригонометрических уравнений, отбирать корни уравнений

групповой

Задания из открытого банка ЕГЭ, тесты МИОО, презентация

4

Тригонометрия в задачах контрольно-измерительных материалов ЕГЭ

Комбинированный

Классифицировать тригонометрические задачи в контрольно-измерительных материалах по типам

групповой

Задания из открытого банка ЕГЭ, тесты МИОО,

5

Домашняя самостоятельная работа № 4

Название темы:  Логарифмические и показательные уравнения и неравенства (5 часов)

Цель: обобщить методы и этапы решения логарифмических и показательных уравнений; формировать практические навыки их решения.

Формы организации учебно-познавательной деятельности:  фронтальная, групповая, индивидуальная.

Внеурочная деятельность:  

1

Логарифмическая и показательная функции, их свойства

Комбинированный

Анализировать свойства логарифмической и показательной функций

овладеть специальными приёмами решения уравнений и неравенств; уверенно применять аппарат уравнений для решения разнообразных задач из математики, смежных предметов, практики;

Мотивация  к обучению и целенаправленная  познавательная деятельность 

Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы)

Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно

Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно

групповой

Задания из открытого банка ЕГЭ, тесты МИОО, презентация

2

Применение свойств  логарифмической и показательной функций при решении уравнений и неравенств

Комбинированный

Решать логарифмические и показательные уравнения и неравенства на основе свойств функций

групповой

Задания из открытого банка ЕГЭ, тесты МИОО, презентация

3

Логарифмические и показательные уравнения, неравенства, системы уравнений и неравенств в задачах ЕГЭ, методы решения

Комбинированный

Вести поиск методов решения логарифмических и показательных уравнений, неравенств, их систем, включенных в контрольно-измерительные материалы ЕГЭ

групповой

Задания из открытого банка ЕГЭ, тесты МИОО

4

Домашняя самостоятельная работа № 5

                                Название темы:   Методы решения задач с параметром (5 часов)

Цель: научиться применять полученные задания в заданиях ЕГЭ

Формы организации учебно-познавательной деятельности:  фронтальная, групповая, индивидуальная.

Внеурочная деятельность:  

1

Линейные уравнения и неравенства с параметром, приемы их решения

Комбинированный

Решать линейные уравнения и неравенства, содержащие параметр

овладеть специальными приёмами решения уравнений с параметрами; уверенно применять аппарат уравнений для решения разнообразных задач из математики,

Мотивация  к обучению и целенаправленная  познавательная деятельность

Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы)

Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы)

Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно

групповой

Задания из открытого банка ЕГЭ, тесты МИОО

2

Дробно-рациональные уравнения и неравенства с параметром, приемы их решения

Комбинированный

Вести поиск решения дробно-рациональных уравнений и неравенств с параметром

групповой 

Задания из открытого банка ЕГЭ, тесты МИОО, презентация

3

Квадратный трехчлен с параметром. Свойства корней трехчлена

Комбинированный

Исследовать квадратный трехчлен с параметром на наличие корней

овладеть специальными приёмами решения уравнений с параметрами; уверенно применять аппарат уравнений для решения разнообразных задач из математики,

положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся, осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению, осваивать новые виды деятельности

Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы)

Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы)

контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимы коррективы

групповой

Задания из открытого банка ЕГЭ, тесты МИОО, презентация

4

Квадратные уравнения с параметром, приемы их решения.

Комбинированный

Исследовать квадратные уравнения с параметрами.

комбинированный

Задания из открытого банка ЕГЭ, тесты МИОО, презентация

5

Параметры в задачах ЕГЭ

Комбинированный

Решать уравнения с параметрами разного уровня сложности

групповой

Задания из открытого банка ЕГЭ, тесты МИОО

6

Домашняя самостоятельная работа № 6

Название темы:    Обобщающее повторение курса математики (4 часа)

Цель: обобщить и систематизировать полученные знания при работе с заданиями ЕГЭ повышенной сложности (задания группы С)

Формы организации учебно-познавательной деятельности:  фронтальная, групповая, индивидуальная.

Внеурочная деятельность:  

1

Тригонометрия

Комбинированный

Решать тригонометрические задачи из контрольно-измерительных материалов ЕГЭ

Применять полученные знания при решении задач повышенного уровня сложности на

 государственной итоговой аттестации

положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания,

умения, совершенствовать имеющиеся, осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению

Формировать основные мыслительные операции в ходе поиска решения заданий, применения формул

осуществлять совместную деятельность в парах и рабочих группах с учётом конкретных

 учебно-познавательных задач.

принимать и сохранять учебную задачу; планировать (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками

 или самостоятельно) необходимые действия, операции, действовать по плану;

 контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы

групповой

Задания из открытого банка ЕГЭ, тесты МИОО

2

Уравнения и неравенства с параметрами

Комбинированный

Обобщать и систематизировать приемы решения равнений и неравенств с параметрами

групповой

Задания из открытого банка ЕГЭ, тесты МИОО

3

Логарифмические, показательные, иррациональные уравнения и неравенства. Методы их решения

Комбинированный

Анализировать методы решения  логарифмических,  показательных, иррациональных уравнений

групповой

Задания из открытого банка ЕГЭ, тесты МИОО

4

Геометрические задачи в заданиях ЕГЭ

Комбинированный

Анализировать КИМы ЕГЭ и выделить геометрические задачи по типам

комбинированный

Задания из открытого банка ЕГЭ, тесты МИОО

Название темы:     Итоговое занятие (2 часа)

Цель: обобщить и систематизировать полученные знания при работе с заданиями ЕГЭ повышенной сложности (задания группы С)

Формы организации учебно-познавательной деятельности: групповая.

Внеурочная деятельность:  

1

Семинар «Задания повышенного и высокого уровня сложности в ЕГЭ, поиск идей и методов решения»

        

Проводить исследовательскую работу по поиску идей и методов решения заданий повышенного и высокого уровня сложности в ЕГЭ

Проводить исследовательскую работу по поиску идей и методов решения заданий повышенного и высокого уровня сложности в ЕГЭ

положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся, осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению

Формировать основные мыслительные операции в ходе поиска решения заданий, применения формул

Формировать основные мыслительные операции в ходе поиска решения заданий, применения формул

Формировать основные мыслительные операции в ходе поиска решения заданий, применения формул

комбинированный

Задания из открытого банка ЕГЭ, тесты МИОО, презентация

Требования к уровню подготовки учеников

«Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия» (базовый уровень) – требования к предметным результатам освоения базового курса математики должны отражать:

1) сформированность представлений о математике как части мировой культуры и о месте математики в современной цивилизации, о способах описания на математическом языке явлений реального мира;

2) сформированность представлений о математических понятиях как о важнейших математических моделях, позволяющих описывать и изучать разные процессы и явления; понимание возможности аксиоматического построения математических теорий;

3) владение методами доказательств и алгоритмов решения геометрических задач; умение их применять, проводить доказательные рассуждения в ходе решения задач;

4) владение стандартными приёмами решения рациональных и иррациональных, показательных, степенных, тригонометрических уравнений и неравенств, их систем; использование готовых компьютерных программ, в том числе для поиска пути решения и иллюстрации решения уравнений и неравенств;

5)  владеть методами решения рациональные, показательные и логарифмические уравнения и неравенства, иррациональных и тригонометрических уравнений, их системах. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для построения и исследования простейших математических моделей.

6) владение основными понятиями о плоских и пространственных геометрических фигурах, их основных свойствах; сформированность умения распознавать на чертежах, моделях и в реальном мире геометрические фигуры; применение изученных свойств геометрических фигур и формул для решения геометрических задач и задач с практическим содержанием;

7) владение навыками использования готовых компьютерных программ при решении задач.

                                                             

        

          Формы контроля

 

Смысл курса заключается в предоставлении каждому ученику «индивидуальной зоны потенциального развития», поэтому – нельзя требовать от каждого ученика твердого усвоения каждого «нестандартного приема». Специальный зачет или экзамен по курсу не предусмотрен, но предлагаются некоторые варианты выполнения учениками зачетных заданий:

1.       Решение учеником в качестве индивидуального домашнего задания предложенных учителем задач из того списка, что завершает каждый модуль и называется «Упражнения для самостоятельной работы», т.к. осознание и присвоение учащимися достигаемых результатов происходит с помощью рефлексивных заданий. Подбор индивидуальных заданий осуществляется с учетом уровневой дифференциации, причем выбор делают сами ученики, оценивая свои возможности и планируя перспективу развития.

2.       Решение группой учащихся в качестве домашнего задания предложенных учителем задач из того же раздела. Работа в группе способствует проявлению интереса к учению как деятельности.

Учащимся, ориентированным на выполнение заданий более высокого уровня сложности, предлагается:

      Самостоятельное изучение некоторых вопросов курса (решение геометрических задач, решение задач практической направленности, тригонометрия на ЕГЭ группы В) с последующей презентацией (программные продукты Microsoft Power Point).

    Самостоятельное решение предложенных задач с последующим разбором вариантов решений.

    Самостоятельное построение метода, позволяющего решить предложенную задачу.

              Самостоятельный подбор задач на изучаемую тему курса «Уравнения и неравенства с параметрами» из дополнительной математической литературы.

В ходе решения этих заданий учащиеся должны показать понимание теоретических основ способов решения уравнений и уметь решать задания из «Упражнений для самостоятельной работы» (подбор индивидуальных заданий осуществляется с учетом уровневой дифференциации).

ЛИТЕРАТУРА  ДЛЯ УЧИТЕЛЯ.

1. Мордкович, А. Г. Алгебра и начала математического анализа. 10–11 классы : в 2 ч. Ч. 1 : учеб. для учащихся общеобразоват. учреждений (базовый уровень) / А. Г. Мордкович. – М. : Мнемозина, 2010.

2. Мордкович, А. Г. Алгебра и начала математического анализа. 10–11 классы: в 2 ч. Ч. 2 : задачник для учащихся общеобразоват. учреждений (базовый уровень) / А. Г. Мордкович [и др.] ; под ред. А. Г. Мордковича. – М. : Мнемозина, 2010.

3. Мордкович, А. Г. Алгебра и начала математического анализа. 10–11 классы: методическое пособие для учителя / А. Г. Мордкович, В. П. Семенов. – М.: Мнемозина, 2010.

4. Александрова, Л. А. Алгебра и начала математического анализа. 10 класс: самостоятельные работы / Л. А. Александрова ; под ред. А. Г. Мордковича. – М.: Мнемозина, 2010.

5. Александрова, Л. А. Алгебра и начала математического анализа. 11 класс: самостоятельные работы / Л. А. Александрова ; под ред. А. Г. Мордковича. – М.: Мнемозина, 2010.

6. Глизбург, В. И. Алгебра и начала математического анализа. 10 класс: контрольные работы (базовый уровень) / В. И. Глизбург. – М. : Мнемозина, 2010.

7. Глизбург, В. И. Алгебра и начала математического анализа. 11 класс: контрольные работы (базовый уровень) / В. И. Глизбург. – М. : Мнемозина, 2010.

8. Тренировочные и диагностические тесты мо математике МИОО 2012-2013 г.

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ

Для изучения методов решения заданий с модулем и типичных заданий с параметром воспользуемся книгой
 Алгебра. Нестандартные задачи. Экспресс-репетитор для подготовки к ГИА. 9-й кл. / Г.В. Сычёва, Н.Б. Гусева, В.А. Гусев. – М.: Астрель, 2010.

Соответствующий материал найдем в главах «Уравнения и неравенства с переменной под знаком модуля» (с. 5-37) и «Уравнения, неравенства и системы с параметром» (с. 38-89).

Вот некоторые из книг, по которым можно самостоятельно изучать методы решения задания С6:

● ЕГЭ. Математика. Задание С6 / А.В. Шевкин, Ю.О. Пукас. – М.: Издательство «Экзамен», 2011.

● Панферов В.С., Сергеев И.Н. Отличник ЕГЭ. Математика. Решение сложных задач; ФИПИ – М.: Интеллект-Центр, 2010.

● Математика: учебное пособие (Сдаем ЕГЭ) / М.А. Ляшко, С.А. Ляшко, О.В. Муравина. – М.: Дрофа, 2011.

 Алгебра. Углубленный курс с решениями и указаниями (ЕГЭ, олимпиады, экзамены в вуз) / Золотарева Н.Д., Попов Ю.А. и др. – М.: Изд-во Московского Университета, 2011.

Много дополнительных упражнений для всестороннего закрепления методов решения заданий с модулем и параметром можно найти в книге
 Сборник задач по алгебре: учебное пособие для 8-9 классов с углубленным изучением математики / М. Л. Галицкий, А. М. Гольдман, Л. И. Звавич.

Другие книги, по которым можно познакомиться с методами решения заданий с модулем и параметром:

● Алгебра. 8 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Ю.Н. Макарычев. Н.Г. Миндюк, К.И. Нешков, И.Е. Феоктистов. – 11-е изд., испр. – М.: Мнемозина, 2011.

Также аналогичный учебник для 9 класса.

● Готовимся к экзамену по математике: учебное пособие / В.С. Крамор. М.: ООО «Издательство Оникс», ООО «Издательство  «Мир и Образование», 2006. – 544 с.

● Математика. ЕГЭ: сборник заданий: методическое пособие для подготовки к экзамену / Ю.А. Глазков, Т.А. Корешкова, В.В. Мирошин, Н.В. Шевелева. – 3-е изд., испр. – М.: Издательство «Экзамен», 2010.

● Сначала немного подумайте. Пособие по математике для абитуриентов / Е.В. Шикин, А.А Григорян, Г.Е. Шикина. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005. (главы 6 и 7).

                

                

Сайты при подготовке к ЕГЭ:

Приложение 1

Домашняя самостоятельная работа №1

по теме «Уравнения и неравенства, содержащие радикалы»

Вариант 1.

  1. Решите уравнение:

           .

Вариант 2.

  1. Решите уравнение:

;

;

.

Вариант 3*.

  1. Решите уравнение:

;

;

.

Вариант 4*.

  1. Решите уравнение:

 ;

            ;

            .

Домашняя самостоятельная работа № 2

по теме «Типы геометрических задач, методы их решения»

Вариант 1.

  1. Основанием прямой треугольной призмы АВСА1В1С1 является равнобедренный треугольник АВС, в котором АВ = ВС = 20, АС = 32. Боковое ребро призмы равно 24. Точка Р принадлежит ребру ВВ1, причем ВР : РВ1 = 1 : 3. Найдите тангенс угла между плоскостями А1В1С1 и АСР.
  2. Основание прямой треугольной призмы АВСА1В1С1 – треугольник, в котором АВ = АС = 8, а один из углов равен 60о. На ребре АА1 отмечена точка Р так, что  АР : РА1 = 2 : 1. Найдите тангенс угла между плоскостями АВС и СВР, если расстояние между прямыми АВ и С1В1 равно
  3. Дан куб A...D1, все ребра равны 1, нужно найти расстояние(угол) между точкой С и прямой BD1.

Вариант  2.

  1. В правильной шестиугольной призме A...F1, все ребра которой равны 1, точка G - середина ребра А1В1. Найдите синус угла между прямой AG и плоскостью ВСС1.
  2. В шестиугольной призме A..F1 все ребра которой равны 1,надите косинус угла между прямыми AB1 и BD1.
  3. В правильной шестиугольной призме ABCDEFA1B1C1D1E1F1, все ребра которой равны 1, найдите расстояние от точки А до прямой СЕ1.

        

Домашняя самостоятельная работа № 3

по теме «Текстовые задачи, методы их решения»

Вариант 1.

  1. Моторная лодка прошла против течения реки 120 км и вернулась в пункт отправления, затратив на обратный путь на 2 часа меньше. Найдите скорость лодки в неподвижной воде, если скорость течения равна 1 км/ч. Ответ дайте в км/ч.
  2. На изготовление 99 деталей первый рабочий тратит на 2 часа меньше, чем второй рабочий на изготовление 110 таких же деталей. Известно, что первый рабочий за час делает на 1 деталь больше, чем второй. Сколько деталей за час делает второй рабочий?
  3. Баржа в 10:00 вышла из пункта А в пункт В, расположенный в 15 км от А. Пробыв в пункте В 1 час 20 минут, баржа отправилась назад и вернулась в пункт А в 16:00 того же дня. Определите (в км/ч) скорость течения реки, если известно, что собственная скорость баржи равна 7 км/ч.
  4. В сосуд, содержащий 5 литров 12-процентного водного раствора некоторого вещества, добавили 7 литров воды. Сколько процентов составляет концентрация получившегося раствора?

Вариант 2.

  1. Теплоход проходит по течению реки до пункта назначения 315 км и после стоянки возвращается в пункт отправления. Найдите скорость течения, если скорость теплохода в неподвижной воде равна 18 км/ч, стоянка длится 6 часов, а в пункт отправления теплоход возвращается через 42 часа после отплытия из него. Ответ дайте в км/ч.
  2. В 2008 году в городском квартале проживало 40000 человек. В 2009 году, в результате строительства новых домов, число жителей выросло на 8%, а в 2010 году  — на 9% по сравнению с 2009 годом. Сколько человек стало проживать в квартале в 2010 году?
  3. Первая труба пропускает на 1 литр воды в минуту меньше, чем вторая. Сколько литров воды в минуту пропускает первая труба, если резервуар объемом 110 литров она заполняет на 1 минуту дольше, чем вторая труба?
  4. Смешали некоторое количество 15-процентного раствора некоторого вещества с таким же количеством 19-процентного раствора этого вещества. Сколько процентов составляет концентрация получившегося раствора?

Домашняя самостоятельная работа № 4

по теме «Методы решения тригонометрических уравнений и неравенств»

Вариант 1.

1. Решите данное уравнение тремя способами (с помощью формул двойного угла, метода вспомогательного угла и универсальной подстановки) и докажите, что полученные ответы совпадают:

2sin x – 3 cos x = 2.

2.  Используя умножение на тригонометрическую функцию, решите уравнения:

а) cos x cos 2x cos 4x = 1/8;

б) sin 2x+ sin 4x+ sin 6x =0,5ctgx.

3. Решите  уравнение:

а) | sin x| = sin x+2 cos x;

б) | cos x|(2х-4) = |х-2|;

в) .

Задание С1: Решите уравнение 5sin 2x – 11(sin x + cos x) + 7 = 0. В ответ запишите то множество решений, которое принадлежит отрезку [0; п].

Вариант 2.

  1. Решите данное уравнение тремя способами (с помощью формул двойного угла, метода вспомогательного угла и универсальной подстановки) и докажите, что полученные ответы совпадают:

      3 cos x  -4sin x = 5.

  1. Используя умножение на тригонометрическую функцию, решите уравнения:

а) 4 cos x cos 2x cos 3x = cos 6x;

б) cos 2x+ cos 4x+ cos 6x =-0,5.

  1. Решите  уравнение:

а) | cos x|= cos x-2 sin x;

б) |tgx|(х+3) = |х+3|;

в) .

Задание С1: Решите уравнение 5sin 2x – 11(sin x + cos x) + 7 = 0. В ответ запишите то множество решений, которое принадлежит отрезку [0; п].

Домашняя самостоятельная работа № 5

по теме «Уравнения и неравенства, содержащие степени и логарифмы»

Вариант 1.

  1. Решите уравнения:

а) ;

б) ;

в)  (введение новой переменной);

Вариант 2.

  1. Решите уравнения:

а) ;

б) ;

в)  (введение новой переменной);

Домашняя самостоятельная работа № 6        

         по теме «Задания с параметром»

Вариант  1.

  1. Найдите все значения  параметра, а при которых уравнение имеет только одно решение.
  1. Найдите все значения параметра а, при которых уравнение  не имеет решений.
  2. Найдите все значения параметра а, при которых уравнение                    имеет только один корень.

Вариант 2.

  1. Найдите все значения параметра а, при которых уравнение  имеет только два решение.
  2. При каких значениях параметра a уравнение не имеет решений?
  3. Найдите все целые  значения параметра  a, при  каждом из которых  уравнение  имеет решения. Найдите эти решения?
  4. Найдите все значения параметра а, при которых уравнение  имеет единственный корень.

Зачетная  работа

Вариант 1

  1. Решить уравнение:

а);

б);

в) .

  1. Решите неравенство:

  1. Найдите все значения параметра а, при каждом из которых уравнение  имеет единственное решение.

Вариант 2

  1. Решить уравнение:

а);

б);

в) .

  1. Решите неравенство:

  1. Найдите все значения параметра а, при каждом из которых уравнение   не имеет действительных корней.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПО МАТЕМАТИКЕ «МАТЕМАТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ» 6 класс, 2 курс

Данная программа элективного курса объемом 35 часов адресована учащимся 6 класса.Развитие у учащихся правильных представлений о природе математики и отражении математической наукой явлений и про...

Элективный курс по математике 9 класс «Решение задач основных тем курса математики»

Курс предназначен для повторения знаний, умений  и   подготовки кГИА   по математике. При изучении курса угроза перегрузок учащихся отсутствует, соотношение между объемо...

Программа элективного курса по математике для учащихся 2-3 курсов НПО «Подготовка к ЕГЭ: решение дополнительных задач по алгебре и геометрии »

Цель курса - создание условий для формирования и развития у обучающихся самоанализа и систематизации полученных знаний, подготовка к итоговой аттестации в форме ЕГЭ.Рассчитанная на 40 часов, программа...

Авторская программа элективного курса по математике Практикум по математике: математика в задачах

Элективный курс "Математика в задачах" рассчитан на учащихся 11 классов общеобразовательных классов, имеющих слабую математическую подготовку при решении задач. ...

ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПО МАТЕМАТИКЕ «МАТЕМАТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ» 7 класс, 3 курс

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ«КАЗАНСКОЕ СУВОРОВСКОЕ ВОЕННОЕ УЧИЛИЩЕМИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»  УТВЕРЖДАЮНачальник Казанского суворо...

Элективный курс по математике по теме: «Алгебра плюс: элементарная алгебра с точки зрения высшей математики» 10-11 классы для группы естественно-математической направленности, Петрашова Валентина Николаевна - учитель математики высшей категории

Элективный курс по математике по теме: «Алгебра плюс: элементарная  алгебра с точки зрения высшей математики» 10-11 классы для группы естественно-математической направленности, Петрашова Валентин...

Тематическое планирование элективного курса по математике по теме: «Избранные вопросы по математики. Нестандартные задачи» 10-11 классы, Петрашова Валентина Николаевна - учитель математики высшей категории

Тематическое планирование элективного курса по математике по теме: «Избранные вопросы по математики. Нестандартные задачи» 10-11 классы, Петрашова Валентина Николаевна - учитель математики высшей кате...