Главные вкладки

    Элективный курс по алгебре (10 класс) по теме:
    Тематическое планирование элективного курса по математике по теме: «Избранные вопросы по математики. Нестандартные задачи» 10-11 классы, Петрашова Валентина Николаевна - учитель математики высшей категории

    МОУ "СШИ №2" г. Магнитогорска

    Тематическое планирование элективного курса по математике по теме: «Избранные вопросы по математики. Нестандартные задачи» 10-11 классы, Петрашова Валентина Николаевна - учитель математики высшей категории 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл elektivnyy_kurs_izbrannye_voprosy_matematiki_10-11_klass.docx38.69 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное оздоровительное образовательное учреждение санаторного типа

    для детей, нуждающихся в длительном лечении,

    «Санаторная школа-интернат №2»

    Согласовано.                                                                                 Утверждаю.                                                                                                                              

    научно-методический совет                                                        директор ___      Шакина И.И.

    протокол  № 1 от 29.08.2013                                                           30.08.2013

                                                                                                                                                     

    Тематическое планирование

    элективного курса по математике по теме:

    «Избранные вопросы по математики. Нестандартные задачи»

    10-11 классы

    На 2013-2014 учебный год.

                                                                                  Составлена  Петрашовой В.Н.,

    учителем математики высшей категории

                                                       

    Магнитогорск, 2013

    Пояснительная записка к элективному курсу по математике «Избранные вопросы по математики. Нестандартные задачи».

             Элективный курс рассчитан на изучение в 10-11 классах.

    Объём аудиторских часов –136 часов.

     В 10 классе 34часа (по 1 часу в неделю)

     В 11 классе 102 часа (по 3 часа в неделю).

    Тематическое планирование составлено на основании следующего пособия: Элективные курсы. Математика, Н.А. Нилова, г. Магнитогорск, МОУ «Многопрофильный лицей №1» (утвержден экспертным советом г. Магнитогорска).

    Элективный курс предназначен для учащихся 10-11 классов общеобразовательного профиля. Курс опирается на знания и умения, полученные учащимися при изучении алгебры основной школы.

    Элективный курс направлен на систематизацию и обобщение полученные на уроках знания учащихся, необходимых для овладения методами обоснований (методов решения задач), способствует лучшему освоению базового курса математики, ознакомлению с некоторыми идеями современной математики, одновременно расширяя и углубляя их, а так же расширяет некоторые вопросы, изучение которых не предусмотрено школьной программой.

    Данный курс рассчитан на традиционные формы организации знаний, как лекция и семинары, но будут применятся выступления с докладами (в частности, с отчётными рефератами); индивидуальными исследовательскими и поисковыми работами; деятельность по страницам книг и журналов, с использованием сайтов в Интернет и т.п.

    Тематика курса способствует развитию логического мышления учащихся, намечает межпредметные связи, способствует развитию самостоятельной и исследовательской деятельности.

    Упражнения и задачи подобраны таким образом, чтобы от простейших переходить к более сложным, встречающимся в вариантах ЕГЭ, как в части В, так и в части С, где необходимо показать владение не только методами решения всех математических задач, но и показать умение математически грамотно и обоснованно записывать своё решение.

    Особенности курса: приоритет развивающей функции обучения над информационной, усиление практической значимости изучаемого материала, широкие возможности для реализации уровневой дифференциации в обучении.

    Значительное место в учебном процессе отведено самостоятельной математической деятельности учащихся, учитывающей мыслительные особенности данного возраста.

    Программа данного курса предусматривает:

    1. формирование у учащихся устойчивого интереса к предмету;
    2. развитие математических способностей;
    3. повышение уровня обученности учащихся;
    4. подготовку учащихся к сдаче ЕГЭ.

    Тематика программы обеспечивает:

    1. интеллектуальное развитие учащихся;
    2. формирование математического мышления;
    3. формирование представлений об идеях и методах математики;
    4.  развитие познавательной активности учащихся и творческого подхода к решению математических задач;
    5. формирование потребности к самообразованию и способности к адаптации в изменившемся обществе

    Цель курса:

    • -обеспечение сознательного овладения учащимися системой математических знаний и умений, достаточных для изучения смежных дисциплин и продолжения образования;
    • -систематизация и обобщение опорных знаний учащихся по математике;
    • -подготовка учащихся к ЕГЭ по математике;
    • -развитие логического и творческого мышления.

    Задачи курса:

    • -формирование умений навыков комплексного осмысления знаний;
    • -подготовка к успешной сдаче ЕГЭ по математике.

    Достижению целей служат специально подобранные задачи. На занятиях рассматриваются такие задачи, решение которых не требует дополнительных знаний, но эти знания используются в новых нетривиальных ситуациях.

    Знания построены по схеме «Ключевая задача + упражнения». Разбор ключевых задач, в ходе совместной деятельности учителя с учащимися, позволяет обеспечить «ориентировку» в материале. Для отработки практических навыков используются долгосрочные домашние задания. В качестве контроля – релейные контрольные задания.

    Структура материала курса такова, что учащиеся имеют возможность решать задачи теми способами и средствами, которыми к этому времени располагают в результате изучения материала основного курса. Многие задания допускают несколько способов решений, которые рассматриваются и разбираются на занятиях. Предпочтение отдаётся наиболее доступным, рациональным способам, которые помогут учащимся «набить руку» в практике решения разнообразных задач.

    Ведущими методами преподавания являются метод проблемных задач, самостоятельная работа учащихся с различными источниками информации.

    Формы учебных занятий:

    -уроки решения ключевых задач;

    -практикумы;

    -консультации;

    -зачётные занятия.

    В работе с учащимися на занятиях применяются:

    -блочно модульный подход в преподавании материала;

    -принцип дифференциации и индивидуализации;

    -разно уровневый  дидактический материал.

    В качестве контроля – релейные контрольные работы, самостоятельные работы, пробные ЕГЭ.

    Ожидаемый результат:

    при реализации данного курса результативность будет определяться количеством и качеством самостоятельно решенных учебных задач обязательного уровня обучения, то есть задач ЕГЭ части В и решение некоторых задач из части С (С1 и С2).

    Поурочное планирование элективного курса по математике по теме: «Избранные вопросы   математики. Нестандартные задачи».

    10 класс

    № п/п

    Дата

    Содержание материала

    Количество часов

    Формы контроля

    Примечание

    1.

    Уравнения высших степеней.

    12ч.

    Долгосрочное д.з.

    Многочлены. Деление многочлена.

    2

    Теорема Безу. Схема Горнера.

    2

    Введение новой переменной.

    2

    Дробно – рациональные уравнения.

    2

    Неравенства. Метод интервалов.

    2

    Уравнения и неравенства с двумя переменными.

    2

    2.

    Уравнения и неравенства с модулем.

    12ч.

    зачет

    Уравнения вида |у(х)|= f(х).

    2

    Уравнения вида |у(х)|=| f(х)|.

    2

    Неравенства вида  |у(х)| f(х); |у(х)|f(х); |у(х)||f(х)|.

    2

    Уравнения и неравенства, решаемые заменой переменных.

    2

    Построение графиков функций, содержащих модуль (метод симметрии).

    2

    Метод областей.

    2

    3.

    Системы уравнений.

    10ч.

    зачёт

    Системы, решаемые подстановкой.

    2

    Системы, решаемые алгебраическим сложением.

    2

    Системы, решаемые умножением и делением.

    2

    Системы, решаемые введением новой переменной.

    2

    Симметрические системы.

    1

    Зачёт.

    1

     

    Всего 34 часа.

    11класс

    4.

    Иррациональные уравнения и неравенства.

    18ч.

    зачет

    Уравнения вида f(x)=y(x).

    2

    Уравнения вида f(x)=y(x);g(x)f(x)=0;

    2

    Уравнения вида f(x)y(x)=g(x); f(x)y(x)=g(x)

    2

    Неравенства вида f(x)y(x);

    2

    Неравенства вида f(x)y(x);

    2

    Неравенства вида f(x)()y(х)

    2

    Уравнения, решаемые введением новой переменной.

    2

    Неравенства, решаемые введением новой переменной

    3

    Зачет по теме: «Иррациональные уравнения и неравенства»

    1

    5.

    Задания с параметрами.

    18ч.

    Творческая  домашняя работа

    Линейное уравнение с параметром.

    2

    Дробно рациональное уравнение с параметром.

    2

    Уравнения с заданными условиями.

    2

    Квадратные уравнения с параметром.

    2

    Квадратные уравнения с заданными условиями.

    2

    Линейные неравенства с параметром.

    2

    Самостоятельная работа по теме: «Задания с параметрами»

    1

    Графический метод при решении линейных уравнений с параметрами.

    1

    Графический метод при решении линейных  неравенств с параметром.

    2

    6.

    Применение свойств функций к решению уравнений и неравенств.

    6

    Творческая  домашняя работа

    Применение чётности.

    2

    Симметричность функций.

    2

    Применение монотонности.

    1

    Домашняя творческая работа по теме: «Применение свойств функций к решению уравнений и неравенств.

    1

    7.

    Решение текстовых задач.

    8ч.

    Групповая с. р.

    Задачи на движение

    1

    Задачи на совместную работу

    1

    Задачи на проценты

    2

    Задачи на концентрацию смеси и сплава

    2

    Другие задачи.

    1

    Групповая самостоятельная работа

    1

    8.

    Выражения и преобразования.

    8.

    Тесты.

    Степени и корни.

    Тест.

    1

    1

    Логарифмы.

     Тест.

    1

    1

    Тригонометрические выражения.

    Тест.

    1

    1

    Последовательности. Арифметическая и геометрическая прогрессии.

    Тест.

    1

    1                

    9.

    Геометрические фигуры и их свойства.

    6ч.

    Контрольная работа

    Задачи  планиметрические.

    2

    Задачи стереометрические.

    3

    Контрольная работа по геометрическим задачам из ЕГЭ.

    1

    8.

    Итоговое повторение.

    38ч.

     Тестирование в форме  ЕГЭ

    Выражения  и тождественные преобразования.

    2

    Производная и её применение.

    2

    Уравнения высших степеней.

    2

    Системы уравнений, неравенств высших степеней.

    2

    Уравнения и неравенства с модулем.

    2

    Системы уравнений и неравенств с модулем.

    2

     Пробный  ЕГЭ

    2

    Иррациональные уравнения.

    2

    Системы уравнений.

    2

    Иррациональные неравенства.

    2

    Системы иррациональных неравенств.

    2

    Тригонометрические уравнения.

    1

    Тригонометрические неравенства..

    1

    Тригонометрические системы уравнений

    2

    Показательные уравнения.

    1

    Показательные неравенства.

    1

    Системы показательных уравнений.

    2

    Логарифмические уравнения.

    2

    Системы логарифмических уравнений.

    2

    Логарифмические неравенства.

    2

    Пробный  ЕГЭ

    2

    Всего 102 часа.

                  Всего в 10-11 классах 136 часов.

       

                     

    Тексты проверочных работ прилагаются.

    Список литературы.

    1. Экзаменационные материалы для подготовки ЕГЭ. ЕГЭ 2007. Математика. А.Г.Клово. М. ООО. «РУСТЕСТ».2006.
    2. ЕГЭ. Математика. 1 часть. Справочные материалы. Контрольно-тренировочные упражнения. Задания с развёрнутым ответом. А.К. Дьячков. Челябинск. «Взгляд».2006.
    3. ЕГЭ. Математика. 2 часть. Справочные материалы. Контрольно-тренировочные упражнения. Задания с развёрнутым ответом. А.К. Дьячков. Челябинск. «Взгляд».2006.
    4. Задачи по алгебре и началам анализа. Пособие для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений. С.М. Саакян, А.М. Гольдман, Д.В. Денисов. М. Просвещение.2003.
    5. Т.Е. Романова, П.Ю. Романов. Задания с параметром. Методическое пособие.МГПИ.1997.
    6. Т.Е. Романова. Решение уравнений и неравенств первой степени с параметрами. Уравнения и неравенства, содержащие переменную под знаком модуля. Учебно- методическое пособие. Магнитогорск. МаГУ.2004.
    7.  А.В. Белошистая. ЕГЭ. Математика. Поурочное планирование. Тематическое    

                            планирование уроков подготовки к экзамену. Анализ тем и заданий. М.            

                           Издательство «Экзамен», 2005.

    1. Библиотека учителя математики. Материалы для подготовки к ЕГЭ по математике.

               Материалы по теме «Параметры». Челябинск. Академия новых технологий.2002.

    10.     Библиотека учителя математики. Материалы для подготовки к ЕГЭ по математике.

                                    Задания с развернутым ответом.. Челябинск. Академия новых технологий.2003.

    11.     Библиотека учителя математики. Материалы для подготовки к ЕГЭ по  

              математике. Материалы по теме «Числовые функции и их свойства». Челябинск.               Академия новых технологий.2002.

    12.    Библиотека учителя математики. Материалы для подготовки к ЕГЭ по  

                 математике. Материалы по теме «Уравнения и неравенства». Челябинск.

                 Академия новых технологий.2002.

    13.    Библиотека учителя математики. Материалы для подготовки к ЕГЭ по  

                 математике. Материалы по теме «Производная и первообразная функции».  

                 Челябинск. Академия новых технологий.2002.

                    15.     Математика. ЕГЭ 2013. Книга1.все задания части «В» + тематический контроль.               Более 2000 задач. Мальцев Д.А., Мальцев А.А., Мальцева Л.И.АНО ИД «Народное образование», М., 2013.

                     16.     Математика. ЕГЭ 2013. Книга2.все задания части «С» + тематический контроль.  Мальцев Д.А., Мальцев А.А., Мальцева Л.И.АНО ИД «Народное образование», М., 20113

                     17.     ЕГЭ 2013. Математика. 30 вариантов типовых тестовых заданий и 800 заданий части2(С). И.Р.Высоцкий. П.И.Захаров под ред. А.Л.Семенова, И.В.Ященко – М.: издательство «Экзамен» 2013г.

                     18.     Математика. ЕГЭ – учебник. А.П.Власова, Н.И.Латанолва, Н.В.Евсеева –М.: Астрель, 2013г.

                     19.       Математика: 50 типовых вариантов экзаменационных работ. А.П.Власова, Н.И.Латанолва, Н.В.Евсеева –М.: Астрель, 2010г.

    20.       Замечательные неравенства: способы получения и примеры применения.10-11 кл.: учебное пособие /С.А. Гомонов. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2006г. (элективные курсы).

    21.  .    Замечательные неравенства: методические рекомендации к элективному курсу С.А. Гомонова «Замечательные неравенства: способы получения и примеры применения» / С.А. Гомонов. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2006г. (элективные курсы).  


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Календарно-тематическое планирование элективного курса по математике в 11 классе "Обоснования в математике (от Евклида до компьютера)"

    Календарно-тематическое планирование элективного курса «Обоснования в математике (от Евклида до компьютера)».Учитель Запивахина Светлана Владимировна...

    Календарно-тематическое планирование элективного курса по математике « Решение нестандартных задач по математике » в 10 классе.

    Календарно-тематическое планирование элективного курса по математике « Решение нестандартных задач по математике » в 10 классе...

    Календарно-тематическое планирование элективного курса по математике « Решение нестандартных задач по математике » в 11 классе.

    Календарно-тематическое планирование элективного курса по математике     « Решение нестандартных задач по математике »      в 11 классе....

    Элективный курс по математике по теме: «Алгебра плюс: элементарная алгебра с точки зрения высшей математики» 10-11 классы для группы естественно-математической направленности, Петрашова Валентина Николаевна - учитель математики высшей категории

    Элективный курс по математике по теме: «Алгебра плюс: элементарная  алгебра с точки зрения высшей математики» 10-11 классы для группы естественно-математической направленности, Петрашова Валентин...

    Программа элективного курса по математике для учащихся 10-11 классов "Решение нестандартных задач"

    Программа разработана в рамках профильного обучения 10-11 классов (социально-экономический профиль)....

    Тематическое планирование элективного курса по математике 5 класса по теме "Учимся решать задачи"

    Тематическое планирование элективного курса по математике 5 класса по теме "Учимся решать задачи"....

    Рабочая программа элективного курса по математике, 11 класс «Избранные вопросы математики.»

                                  В результате прохождения данного элективного курса по математике   учитель со...