«Учимся решать неравенства методом обобщенных интервалов»
проект (алгебра, 9 класс) на тему

Андреева Надежда Владимировна

При подготовке учащихся к итоговой аттестации в форме  ЕГЭ необходимо вырабатывать навыки решения неравенств. Существует много методов их решения. Ученики не всегда могут правильно определить,  каким именно способом наиболее рационально решать конкретное неравенство.

Обобщенный метод интервалов наиболее универсален при решении неравенств,  практически любого типа. Поэтому именно ему  отдают предпочтение, вместе с тем рассматривают  и другие методы и, не ограничивая своих учеников в их выборе.

Поскольку при тестировании немалую роль играет время, затрачиваемое учащимися на выполнение заданий, то неплохо было бы найти приемы, которые позволяли бы это время сократить. При решении неравенств методом интервалов как раз и появляется возможность значительно сократить время за счет того, что вместо нахождения знаков функции на каждом интервале мы сможем расставлять их почти автоматически. Имеет смысл один раз как следует разобраться в этом вопросе, создать алгоритм решения и впредь действовать по нему.

Первое знакомство с обобщенным методом интервалов можно начать уже в 9 классе. На этом этапе можно решать неравенства, содержащие модули, иррациональные выражения. В 10 классе – показательные и логарифмические неравенства, в 11 – смешанные неравенства. В этом проекте рассматриваются неравенства  для 9 класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_omi.docx31.48 КБ

Предварительный просмотр:

Актуальность

При подготовке учащихся к итоговой аттестации в форме  ЕГЭ необходимо вырабатывать навыки решения неравенств. Существует много методов их решения. Ученики не всегда могут правильно определить,  каким именно способом наиболее рационально решать конкретное неравенство.

Обобщенный метод интервалов наиболее универсален при решении неравенств,  практически любого типа. Поэтому именно ему  отдают предпочтение, вместе с тем рассматривают  и другие методы и, не ограничивая своих учеников в их выборе.

Поскольку при тестировании немалую роль играет время, затрачиваемое учащимися на выполнение заданий, то неплохо было бы найти приемы, которые позволяли бы это время сократить. При решении неравенств методом интервалов как раз и появляется возможность значительно сократить время за счет того, что вместо нахождения знаков функции на каждом интервале мы сможем расставлять их почти автоматически. Имеет смысл один раз как следует разобраться в этом вопросе, создать алгоритм решения и впредь действовать по нему.

Первое знакомство с обобщенным методом интервалов можно начать уже в 9 классе. На этом этапе можно решать неравенства, содержащие модули, иррациональные выражения. В 10 классе – показательные и логарифмические неравенства, в 11 – смешанные неравенства. В этом проекте рассматриваются неравенства  для 9класса.

Цель проекта:  «Учимся решать неравенства методом обобщенных  интервалов»

Задачи:

  Образовательные:

  • Повторить нахождение ОДЗ;
  • повторить все виды уравнений;
  • повторить  решение  уравнений и неравенств  всех типов;
  • разобрать решение  неравенств обобщенным  методом интервалов
  • обобщить и систематизировать материал по ведущим методам математики, основным понятиям, формулам;

Воспитательные:

  • Воспитывать познавательную активность и интерес учащихся  проделанной работе и культуру общения;
  • Воспитывать терпимости к долгой кропотливой  работе;
  • Воспитывать стремление к новым открытиям;

Развивающие:

  • Воспитывать познавательную активность и интерес учащихся  проделанной работе и культуру общения;
  • Воспитывать терпимости к долгой кропотливой  работе;
  • Воспитывать стремление к новым открытиям;

Оборудование:

  • интерактивная доска;
  • рабочая тетрадь;
  • презентации;
  • видео -  уроки;

Девиз:  «Краткость! Быстрота! Надежность!»

Ожидаемые результаты:

Ожидаемые результаты

Методы  измерения

1

Выступление на школьной и районной конференции научно-практической конференции

Обобщение передового педагогического  опыта

2

Участие на фестивале «Открытые уроки»

Выход в печати

3

Участие на фестивале исследовательских и творческих работ учащихся «Портфолио»

Выход в печати

4

Участие республиканском научно-практической конференции «Феномен»

Выход статьи в книге «Поиск»

5

Проведение открытого урока с использованием ИКТ

Участие в конкурсе «Урок с использованием ИКТ»

6

Повышение активности учащихся в работе при создании таких проектов

Создание презентации

7

Разработка и защита проектов обучающимися по данной теме

Выступление перед  на семинаре РМО учителей математики

Риски и стратегия их устранения

Риски

Стратегия их устранения

1

Непонимание учащимися понятие проекта и о ее создании

Объяснение

2

 Трата времени по поиску  материала к проекту

Посещение в библиотеку,

 Поиск материала в справочнике и в Интернете

3

Непонимание использование метода обобщенных интервалов в смешанных типах неравенств

Объяснение

4

Неумение набирать примеров при создании презентации

Объяснение, показ

5

Этапы и сроки реализации:

Первый этап – Подготовительно – проектировочный 1 месяц

Второй этап – Практический -2месяца

Третий этап – Аналитический (подведение итогов) - 3месяца

Мероприятия

Сроки

Ответственный

Подготовительно- проектировочный - 1 месяц

1.

Определение круга изучаемых вопросов.

Учитель -предметник

2.

Определение темы и актуальности, миссии проекта

Учитель -предметник

3.

Определение ресурсного потенциала

Учитель -предметник

4.

Работа с учащимися над составлением плана по реализации проекта

Учитель -предметник

5.

Создание творческих групп и распределение в них ролей.

Учитель -предметник

6.

Определение источников информации и выбор критериев оценки результатов

Учитель -предметник

2 этап- практический – 1 месяц

Сроки

Теоретический

Практический

Коллективный

1 занятие

Значимость изучения материала «Обобщенный метод интервалов»

- лекция

-

2 занятие

Нахождение ОДЗ

Сбор материала по нахождению ОДЗ:

а) для7-9 классов

Просмотр и выбор материала

3– 5 занятий

Нахождение корней уравнений

1) Сбор материалов:

1) Линейные уравнения;

2) Квадратные уравнения;

3) Дробно-рациональных уравнений;

4*) Линейные уравнения с параметрами;

5*) Квадратные уравнения с параметрами;

Просмотр и выбор материала

6 занятие

Нахождение точек и определение   знаков на координатной прямой

  1. Определение точек на координатной прямой
  2. Нахождение знаков на каждом интервале

Просмотр и выбор материала

7 занятие

Выбор ответа с учетом ОДЗ

  1. Определение ОДЗ на координатной прямой
  2. Нахождение ответа, учитывая знак неравенства

Просмотр и выбор материала

8 занятие

Создание видео-уроков

  1. Сбор видео уроков по теме «Обобщенный метод интервалов»
  2. Создание самим видео уроков на определенном этапе создание проектов

Сбор материала

9 занятие

Сбор презентаций по теме «Обобщенный метод интервалов»

1)Использование  интернет ресурсов для сбора презентаций  по теме «Обобщенный метод интервалов»

3 этап: аналитический  1 месяц

1.

Анализ выполнения проекта, обсуждение достигнутых результатов и выводов

1 занятие

Учитель - предметник

2.

Фиксирование основных проблем в развитии выявленных критериев успешности

2 занятие

Учитель - предметник

3.

Выступление на занятии методобъединения учителей математики школы и района

3 занятие

Учитель – предметник, участники проекта

4.

Видео-урок

3, 4 занятия

Оператор

 Проект «Обобщенный метод интервалов» реализуется  по следующим направлениям-блокам:

  1. Теоретический:   «Учись определять и выбирать алгоритм решения»
  2. Практический: «Создаем презентации» ( на основе сбора материала)
  3. Коллективный:  «Просмотри и выбери»

Содержание проекта:

Значимость изучения материала «Обобщенный метод интервалов»

- лекция

Нахождение ОДЗ

Сбор материала по нахождению ОДЗ:

а) для7-9 классов

Нахождение корней уравнений

1) Сбор материалов:

1) Линейные уравнения;

2) Квадратные уравнения;

3) Дробно-рациональных уравнений;

4*) Линейные уравнения с параметрами;

5*) Квадратные уравнения с параметрами;

Нахождение точек и определение   знаков на координатной прямой

  1. Определение точек на координатной прямой
  2. Нахождение знаков на каждом интервале

Выбор ответа с учетом ОДЗ

  1. Определение ОДЗ на координатной прямой
  2. Нахождение ответа, учитывая знак неравенства

Создание видео-уроков

  1. Сбор видео уроков по теме «Обобщенный метод интервалов»
  2. Создание самим видео уроков на определенном этапе создание проектов

Сбор презентаций по теме «Обобщенный метод интервалов»

1)Использование  интернет ресурсов для сбора презентаций  по теме «Обобщенный метод интервалов»

Формы представления результатов:

  1. Сборник научно-методических материалов по теме проекта (описание опыта, практические рекомендации)
  2. Публикации в педагогических журналах, на сайтах школы, учителя и класса
  3. Участие на школьных и районных  педагогических семинарах и научно - практических конференциях. 
  4. Участие на фестивале «Открытые уроки».
  5.  Участие на фестивале исследовательских и творческих работ учащихся «Портфолио».
  6.  Проведение открытого урока с использованием ИКТ.

Критерии оценки достижения цели:

  • Завершенное дело по сбору материала  (по намеченным направлением темы);
  • Создание презентаций по всем направлением темы;
  • Высокий уровень познании симметрии во многих областях науки и техники;
  • Понимание учащимися  о проекте, как исследовательская и творческая работа;
  • Стремление учащихся в создании самостоятельных  проектов по предмету;
  • Увеличение количества детей, стремящихся создать проекты;

Список использованной литературы:

  1. Обобщение метода интервалов / Г. В. Дорофеев. Математика в школе, 1969, №3.
  2. Алгебра 9. Часть 2. Задачник / А. Г. Мордкович. – М.: Мнемозина, 2008.
  3. Алгебра 10-11. Часть 2. Задачник / А. Г. Мордкович и др.– М.: Мнемозина, 2008.
  4. Сборник задач по алгебре для 8-9 классов: Учебное пособие для учащихся школ и классов с углубленным изучением математики / М. Л. Галицкий, А. М. Гольдман, Л. И. Звавич. – М.: Просвещение, 1999.
  5. Сборник заданий для подготовки к выпускному экзамену по алгебре и началам анализа / Е. А. Семенко и др. – Краснодар, 1996.
  6. ЕГЭ. Математика. Тематическая тетрадь. 11 класс / И. В. Ященко, С. А. Шестаков, П. И. Захаров. – М.: МЦНМО, Издательство «Экзамен», 2010.
  7. Обобщенный метод интервалов /В.В. Сильвестров-Чебоксары 2007г.ЧГУ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок алгебы в 10 классе по теме "Решение тригонометрических неравенств методом интервалов"

Метод интервалов особенно  эффетивен при  решении  неравенств, содержащих  тригонометрические функции. На   данном уроке   дается алгоритм  решения тр...

Решение неравенств методом интервалов

Материал содержит конспект урока и презентацию, преподавание ведется по учебнику Ю.Н.Макарычев и др."Алгебра - 9"...

Решение неравенств методом интервалов 9 класс алгебра

Конспект урока  в 9 классе по алгебре "Решение неравенств методом интервалов"...

Презентация:"Учимся решать тригонометрические неравенства"

Презентация к уроку:"Решение тригонометрических неравенств"...

Открытый урок по алгебре в 9 классе по теме «Решение неравенств. Решение неравенств методом интервалов. Подготовка к ГИА»

Обобщить и систематизировать теоретические знания учащихся и практические навыки по теме «Неравенства. Решение неравенств методом интервалов.»; Совершенствование навыков решения лине...