Урок-сказка математика 5 класс.
методическая разработка по алгебре (5 класс) по теме

Боброва Татьяна Евгеньевна
Презентация для урока математики в 5 классе. Тема урока "  Решение уравнений и задач на составление уравнений " .

Скачать:


Предварительный просмотр:

  Урок-сказка в 5 классе.

Тема урока : « Решение уравнений и задач на составление уравнений . »

Цель урока :

1.Обучающая : учащиеся

а) называют компоненты действий сложения и вычитания, умножения и деления; находят один из компонентов при неизвестных двух других; переводят информацию на математический язык.

б)решают уравнения различного вида сложности ; оформляют запись решения согласно алгоритму решения уравнений.

в)решают задачи на составление уравнений.

2.Развивающая : учащиеся

а ) правильно строят предложения;

б) проговаривают правила нахождения неизвестной компоненты в уравнении.

3.Воспитывающая : учащиеся

а)адекватно оценивают ответы друг друга и самих себя;

б) учатся работать самостоятельно;

в) проявляют работоспособность в течение всего урока.

                                         Ход урока:

Вступительное слово учителя.

Ребята, сегодня у нас с вами  необычный урок повторения по теме : « Решение уравнений и задач на составление уравнений».Необычность  урока состоит в том , что это будет урок- сказка.

В мире много сказок

Грустных и смешных

И прожить на свете

Нам нельзя без них!

Пусть герои сказок

Дарят нам тепло,

Пусть добро навеки

Побеждает зло!

Давайте посмотрим на экран. Как вы думаете  какой сказке будет посвящен наш урок?

Слайд № 4.

Ответ : ( Гуси – лебеди. )

Но сегодня на уроке мы познакомимся с математической версией этой сказки.

Кто из вас помнит как начиналась эта сказка ?

(Ответы детей .)

Похитили гуси-лебеди братца и унесли к злой бабе – яге, но девочка была  очень смелой, поэтому не теряя ни минуты отправилась  искать братца. Она побежала в ту сторону куда полетели гуси- лебеди. На пути ей повстречалась печка.

Слайд №5.,№6

1 задание .

Реши мои цепочки примеров и я тебе помогу.

Дети устно выполняют задание.

Побежала девочка дальше. Повстречалась ей на пути яблоня.

Слайд №7.,№ 8.

2 задание .

  • 1. Назовите компоненты уравнения:

     а) 43х-215=473;

     б) (х+59):42 = 86;

     в) 89а + 68 = 957.

  • 2. Угадайте корни уравнения :

     а) 5 * х = х * 4 ;     в) у * у  = 16.

  • 2. Найдите значение выражения :

     а ) 69 * 27  +  31 * 27  ;

     в ) 202 * 87 – 102 * 87 .

Побежала девочка дальше .Повстречалась ей на пути речка.

Слайд №9.,№10.

3 задание .

Решите уравнения:

  • а) 25 z+49 = 149 ;
  • б ) 124 : ( у – 5 ) = 31.

Учащиеся решают уравнения в тетрадях, а двое учащихся решают у доски , проговаривая правила.

Далее самостоятельная работа на два варианта.

  • 1 вариант                                      

Решите уравнения:                      

а) (у- 35) + 12=32;

б) 528: к – 24 =64.

  • 2 вариант

Решите уравнения:

а) 56 – ( х +12) =24;

б) (а +38) * 12=840.

Для учащихся 1 группы ( успевающих на «3»  или имеющих пробелы в знаниях ) самостоятельная работа по карточкам.

Образец карточки:

Решите уравнения.

Правило

Образцы

Задания

Найди похожий образец и выполни задание.

  1. Х +15 =20

Х=20 – 15

Х= 5.

  1. 60 : х = 12

Х = 60 : 12

Х= 5.

  1. Х + 37= 85;
  2. 156 + У = 218;
  3. 168 : Х = 4.

Проверка самостоятельной работы непосредственно на уроке.

И вот наконец-то девочка оказалась у избушки бабы- яги. Но наша баба-яга современная, поэтому её избушка хоть и на курьих ножках , но обнесена высоким забором. Чтобы его преодолеть  надо найти ошибки в следующих уравнениях:

Слайд № 14.

  •  8х + 16 = 32                     2у – 13 = 15

     8х = 32 + 16                           2у = 15 - 13

     8х  = 48                                   2у = 2

     х = 6                                        у = 2: 2

                                                      у = 1

Молодцы,ребята. Вы преодолели высокий забор и оказались у бабы- яги на крыльце. Постучали в дверь. Вышла баба-яга.

Баба –яга спрашивает :  « Что вам надобно ?»

«Мы пришли за братцем.»- отвечают дети.

« Хорошо »- сказала Баба – Яга  , но только вы должны отгадать три загадки.

Загадка 1.

Требует от меня налоговая инспекция налог за землю платить , а я не знаю площадь своего земельного участка. В прошлом году прилетал Кощей  и землемером  померил мой участок  вокруг всего забора. И сказал ,что всего у него получилось  500 метров. А я мерила  свой участок шагами. И у меня получилось вот так  110 шагов , а вот так  140 шагов, при этом я старалась делать шаги одинаковой длины. Помогите мне найти площадь участка.

По условию задачи составляем чертёж , составляем уравнение и решаем задачу.

Пусть х( м) длина шага бабы – яги.

110 х (м)- длина участка, 140 х ( м) – ширина участка. Так как периметр участка равен 500 (м) , то составим уравнение:

2 ( 110 х + 140 х) = 500.

2*250х=500

500х=500

Х=1

1 м – длина шага бабы – яги.

110м- длина участка

140м-ширина участка.

S=110*140=15400 (м2)

Ответ : 15400 ( м2)

Загадка 2.

Живу я в лесу вокруг меня очень  много разных растений, но есть среди них и полезные. А вы знаете как они называются?  

Ответ ( лекарственные растения)

Слайд № 17

Загадка 3.

Я бабушка старенькая . Исполнилось мне недавно 275 лет . Здоровье моё шалит. Мне от моей бабушки осталась старая книга с рецептами. И вот один из них меня привлёк. Но поскольку с лекарственными травами нужно быть очень осторожными. Помогите мне рассчитать количество входящих в него компонентов. А называется он эликсир молодости.

  Слайд №18

Эликсир молодости и долголетия.

  • Взять по три части сушёной моркови , плодов шиповника , листа крапивы и 1 часть ягод чёрной смородины. Смешать и залить 5 частями воды. Сколько граммов каждого вещества надо взять , чтобы получить 450 г ( по массе ) эликсира молодости.

Решение :

Пусть х(г) масса одной части.

Морковь- 3х(г);

Шиповник – 3х(г);

Крапива – 3х(г);

Смородина – х (г);

Вода -5х (г).

 Так как по массе должно получиться 450 г , то составим уравнение:

3х+3х+3х+х+5х = 450

15х=450

Х=30

90г моркови, шиповника,крапивы.

30г смородины.

150 г воды.

Молодцы, ребятки, вы справились со всеми заданиями. Мне так Вас отпускать не хочется, но я всегда своё слово привыкла держать. Поэтому забирайте своего братца и ступайте  домой .

Слайд № 19.

Задание на дом .Слайд № 20.

Выставление оценок за работу на уроке.Слайд № 21.

Домашнее задание дифференцировано по уровню сложности.

№1( для учащихся 1 ,2 группы)

Узнайте, что за растение закодировано.

Е

Й

Р

О

Б

В

З

О

1

17

52

63

112

49

102

48

47

2

60

16

25

58

11

59

37

35

3

172

203

104

173

406

189

182

170

4

145

271

144

282

184

156

163

147

5

1206

603

2

600

1200

1

16

0

6

299

198

336

300

298

341

302

150

7

183

48

19

182

214

52

79

181

8

201

56

79

57

202

178

60

44

Решите уравнения:

  1. Х + 37=85
  2. У – 42 = 17
  3. 117 + х = 289
  4. 213 – х = 69
  5. 603 + х = 603
  6. 317 – у = 19
  7. Х – 115 = 67
  8. 73 + х = 129

№2 ( для учащихся 2 группы)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторские произведения учащихся литературного кружка "Вдохновение" (Виктория Баева (6-8 класс), Софья Орлова (8-9 класс), Яна Масная (10-11 класс), Надежда Медведева (10-11 класс)

Авторские произведения учащихся литературного кружка "Вдохновение" (Я. Масная (10-11 класс), Н. Медведева (10-11 класс), В. Баева (6-8 класс), С. Орлова (8-9 класс)...

Рабочая программа по географии на основе авторской программы Т.П. Герасимовой 6 класс), И.В. Душиной (7 класс), И.И. Бариновой (8-9 классы) при нагрузке 2 часа в каждом классе основной общеобразовательной школы

Программа содержит пояснительную записку, перечень мультимедийного обеспечения для использования на уроках географии, также содержит обязательный региональный компонент по географии Ростовской области...

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Рабочая программа по направлению: "Швейное дело" 6 класс 2018-2019г., 7 класс 2019-2020г., 8 класс 2020-2021г., 9 класс 2021-2022г.

Рабочая программа по направлению: "Швейное дело" 6 класс 2018-2019г., 7 класс 2019-2020г., 8 класс 2020-2021г., 9 класс 2021-2022г....

КТП 5 класс ФГОС 2019-2020,РП 5 класс ФГОС 2020-2021, РП 5 класс ФГОС 2021-2022 , РП 6 класс ФГОС 2022-2023

Учебник алгебра 5 класс. Авторы : Г.В. Дорофеев , С.В. Суворова, Е.А. Бунимович , Л.В. Кузнецова , С.С. Минаева, Л.О. Рослова....