Урок алгебры по теме "Теорема Виета"
методическая разработка по алгебре (8 класс) на тему

Назарова Вера Петровна

Урок алгебры разработан с применением модели проблемно-диалогического урока, содержит элементы технологии критического мышления

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_teme_teorema_vieta.rar737.33 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по теме «Теорема Виета»

(по учебнику Макарычева Ю.Н)

Цели урока:

 «Открыть» зависимость между корнями уравнения и его коэффициентами,

 научить применять теорему Виета и обратную ей теорему в различных ситуациях при решении квадратных уравнений.

Способствовать развитию умений анализировать, сравнивать и делать необходимые выводы.

Создать условия для формирования навыков  самоконтроля.

Способствовать воспитанию познавательной активности, чувства ответственности, культуры общения.

Технические средства обучения: проектор

Ход урока:

  1. Организационный момент. Знакомство с листом самооценки.
  2. Актуализация опорных знаний: (5 мин)

Коллективно составляется кластер: Что знаем о квадратном уравнении.

Занимаясь квадратными уравнениями, вы, вероятно, уже заметили, что информация об их корнях скрыта в коэффициентах.

-От чего зависит наличие или отсутствие корней квадратного уравнения? (от дискриминанта)

- Из чего составляется дискриминант квадратного уравнения? (из коэффициентов а, b и с)

- В зависимости от того, каковы коэффициенты квадратного уравнения, можно определить вид квадратного уравнения и способ его решения. Итак:

Что знаем

Что хотим узнать:

Решение полных квадратных уравнений с помощью формул

Есть ли другие способы решения квадратных уравнений

Зависимость числа  корней от дискриминанта (от коэффициентов уравнения)

Как еще связаны коэффициенты уравнения и его корни

  1. Формулирование темы и целей урока (2 мин)

Сегодня на уроке я хочу: (цели урока формулируют учащиеся с помощью ключевых слов узнать, понять и таблицы «знаем-хотим узнать»)

Узнать __________________ (как связаны коэффициенты квадратного уравнения и его корни)

Понять__________________(в каких ситуациях можно применить связь коэффициентов и корней уравнения).

Заполнить лист самооценки.

3. Открытие нового знания (15 мин)

Исследовательская работа в группах, учитель в роли консультанта.

Решите уравнения и заполните таблицу

Уравнение

х2+рх+q =0

p

q

X1 

X2

X1+Х2

X12

x²-7x+6=0

x²+5x+6=0

x²-x-6=0

x²-8x-33=0

х² + 3х – 3=0

Выводы по таблице:

Все уравнения ______________, так как а=___

Сумма корней x1 + x2 равна  коэффициенту ________

Произведение корней x1x2   равно коэффициенту _______

Проанализируем результаты (Обсуждение результатов работы групп)

  • Назовите вид квадратных уравнений, записанных в таблице. (Все уравнения приведенные.)
  • Ребята, сравните коэффициенты уравнения с суммой и произведением корней. Какие закономерности вы заметили?
  • Какое утверждение можно сформулировать?

Гипотеза: Сумма корней приведенных уравнений равна второму коэффициенту, взятому с   противоположным  знаком. Произведение корней приведенных  квадратных уравнений равно свободному члену.

Доказательство: (работа в группах)

x12=  ______________________ =

x1x2 = ________________________ =

 Найдите и прочитайте в учебнике доказанную нами теорему. Выделите в ней условие и заключение.

Условие”:         х1 + х2 = -р,     х1· х2 =q.

Заключение”: х1 и х2 – корни квадратного уравнения х2 + рх + q = 0.

 Составьте теорему, обратную доказанной.

Формулируется теорема, обратная данной.

Если числа р, q, х1, х2 таковы, что х1 + х2 = -р, х1· х2 = q, то х1 и х2 - корни приведенного квадратного уравнения х2 + рх + q = 0.

Данная теорема справедлива, хотя из курса геометрии нам известно, что не всегда из истинности прямой теоремы следует истинность обратной.

 Можно ли применить теорему Виета к полному квадратному уравнению ах2 + вх + с = 0, если да, то запишите чему будут равны сумма и произведение корней.

х1 + х2 = - ,     х1· х2 = .

Доказанная нами теорема, называется теоремой Виета по имени знаменитого французского математика Франсуа Виета.

Франсуа Виет (1540-1603) —замечательный французский математик (юрист по образованию), положивший начало алгебре как науке о преобразовании выражений, о решении уравнений в общем виде, создатель буквенного исчисления, ввел понятие математической формулы. 

  • Ввел систему алгебраических символов.
  • первый начал решать числовые уравнения приближенным путём, т.е. получал приближенные корни;
  •  работал в области тригонометрии с Кеплером, Коперником;
  •   дал словесное описание теоремы косинусов в XVI в.;
  •  дал первое в Европе аналитическое представление числам.

Заполнить лист самооценки.

  1. Первичное применение нового знания. (10мин)

А сейчас мы определим, какие задачи можно решать с помощью прямой и обратной теоремы.

Ситуация 1:

устно: Даны приведенные квадратные уравнения.

Сформулируйте задание с применением теоремы Виета.

Найти сумму и произведение корней уравнения:

а) х2 +7х+6=0  б) х2 –х-6=0  в) х2 – 8х+12=0

 Ситуация 2

 С помощью обратной теоремы по заданным корням можно составлять квадратные уравнения.

Составьте приведённое квадратное уравнение корнями которого являются числа 4 и 5

1+ х2=9=-р, р=-9, х1∙х2=20=q, следовательно уравнение имеет вид

х2- 9х+20=0) – образец рассуждений показывается на доске.

Ситуация 3: Как проверить, являются ли числа  -8 и 7 корнями уравнения: х2 +х -56 =0

  1. способ:

(-8)2 +8 -56 = 0

72 +7 -56 = 0

  1. способ: х12=-8+7= -1 = -р

х1х2 =(-8) 7= 56

 Какой способ удобнее?

Ситуация  4

Найти корни подбором.

х2 -9х +20=0

 х12= 9

х120        

20=124

Ответ: х1=4, х2=5

Закрепление изученного материала.(10 мин)

Самостоятельная работа в парах. Проверка решения по образцу.

Задание1.Уравнение имеет два корня: х1  и х2, не находя их, найдите значения выражений х1  + х2  и х1 х2

2 + 8х – 19 = 0;   х12= - 4; х1х2= -9,5

      3х2 - 7х – 12 = 0;    х12= 2; х1х2= -4

    2х2 - 5х + 2 = 0;     х12= 2,5; х1х2= 1

 2х2 - 7х + 6 = 0;   ;   х12= 3,5; х1х2= 3

Задание2. Заполните таблицу.

X1

X2

X1•X2

X1+X2

Уравнение

2

5

 

 

 

2

 

0,8

 

 

 

 

8

6

 

Проверка решения

X1

X2

X1•X2

X1+X2

Уравнение

2

5

 10

 7

 х2- 7х+10 =0

2

 0,4

0,8

 2,4

   х2- 2,4х+0,8 =0

 2

 4

8

6

   х2- 6х+8 =0

Задание 3. №581(а) Найти корни уравнения и сделать проверку:

Х2 -2х – 9=0

Проверка решения

Х2 -2х – 9=0

Д = 4 +4

х1= ,    х2 = 1-

Проверка: х12 =  =2= -р

х1

Уравнение решено верно.

Задание 4. №583(б) Найти корни уравнения подбором:

х2 +11х -12 =0

 х12= -11

х1-12        

-12=1

Ответ: х1=1, х2=-12

Заполнить лист самооценки

Рефлексия (3 мин)

Какие цели поставлены в начале урока?

Насколько сумели их достичь?

Что знаем

Что хотим узнать:

Что узнали

Зависимость числа  корней от дискриминанта (от коэффициентов уравнения)

Как еще связаны коэффициенты уравнения и его корни

х12 =

х1х2 = q

Решение полных квадратных уравнений с помощью формул

Есть ли другие способы решения квадратных уравнений

 Решение квадратного уравнения подбором с помощью теоремы Виета, проверка корней уравнения.

 Закончите предложение:

Мне сегодня на уроке удалось:  

Самооценка деятельности:

Этап урока

Задания

Баллы

Актуализация опорных знаний

Составление кластера

1

Определение целей урока

1

Открытие нового знания

Правильное решение квадратных уравнений

1

Формулировка гипотезы о сумме и произведении корней

1

Доказательство теоремы Виета

1

Формулировка обратной теоремы

1

Применение теоремы для полного квадратного уравнения

1

Закрепление

Нахождение суммы и произведения корней квадратного уравнения

1

Составление приведенного квадратного уравнения

1

Проверка корней квадратного уравнения

1

Нахождение корней квадратного уравнения подбором

1

11

Домашнее задание:

  1. Придумать 4 квадратных уравнения по данным корням.
  2. №581(а,в) №583(а,в)
  3. Необязательное задание №671(а)

Методическая литература:

  1. Э.Г.Гельфман «Квадратные уравнения» Издательство Томского университета, Томск, 2001

Интернет –ресурсы:

  1. ru.wikipedia.org
  2. nsportal.ru›shkola…urok-po-teme-teorema-vieta

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект к уроку алгебры в 8 классе по учебнику Алимов Ш.А. ТЕМА УРОКА «Решение квадратных уравнений. Теорема Виета»

 Информационные технологии на уроках математики.Урок в системе деятельностного подхода обучения. Включает в себя слайдовую презентацию, с помощью которой можно активизировать познавательный интерес уч...

Урок алгебры в 8 классе по теме "Теорема Виета".

Один из путей повышения эффективности учебного процесса в МКШ – использование на уроках элементов новых педагогических технологий, активных методов и  форм обучения....

Урок алгебры в 8 классе. Тема урока: «Теорема Виета».

Урок алгебры в 8 классе. Тема урока: «Теорема Виета». Урок формирования новых знаний. На уроке были созданы ситуации для самоконтроля и самоанализа своей деятельности. Для мотивации дальнейшей учебной...

Урок алгебры в 8 классе по теме "Теорема Виета"

Урок изучения нового материала по теме "Теорема Виета" - это проблемный урок, когда в ходе выполнения практической работы учащиеся получают ответ на вопрос "Есть ли связь между корнями уравнения и его...

Презентация к уроку алгебры "Теорема Виета". 8 класс

Презентация содержит разноуровневый материал для проведения итогового урока по теме "Теорема Виета"...

Урок алгебры в 8 классе по теме "Теорема Виета"

Цель урока: повторить и закрепить изученный материал по теме: "Решение квадратных уравнений. Теорема Виета"....

Конспект и презентация урока алгебры в 8 классе по теме "Теорема Виета" с использованием ЭОР"

Урок изучения нового материала. Цель урока формирование практико-ориентированной компетенции при выводе и доказательстве теоремы Виета. Проблемная ситуация создает мотивацию к учебной деятельнос...