I. Актуализация знаний и создание проблемной ситуации. | 1. Организационный момент. 2. Одно из важнейших умений, которые нужно приобрести для успешного занятия алгеброй, - это умение раскладывать многочлен на множители. Вы уже научились решать определенное количество таких задач. Сегодня мы вспомним уже известные вам способы разложения многочлена на множители и рассмотрим новые. Проверка домашнего задания: Сегодня на уроке вы сами ведете учет, выполненных вами заданий в карточках учёта своей работы и в конце урока, учитывая набранные баллы, поставите себе оценку. Откройте тетради и проверьте домашнее задание. Исправьте ошибки и поставьте в карточку учета количество правильно выполненных заданий. (слайд1) №8(а, д) стр.100 а) 27у3-1=(3у)3-13=(3у-1)(9у2+3у+1); д) х3у3-8=(ху-2)(х2у2 + 2ху + 4).
Устный счет: 1. Выбрать верное утверждение: (слайд2) Разложить многочлен на множители – это значит а) записать его в виде произведения двух или более одночленов; б) записать его в виде произведения двух или более многочленов; в) записать его в виде произведения нескольких одночленов и многочленов? (слайд 2») 2.Сколько способов разложения на множители вы знаете? (три) (слайд3) 3.Как называются эти способы? (вынесение общего множителя за скобки; способ группировки; с помощью формул сокращенного умножения). 4.Закончить утверждение: Представление многочлена в виде произведения одночлена и многочлена называется……..(вынесение общего множителя за скобки) (слайд4) 5. Вынесите за скобки общий множитель: а) х2+х= б) с6-с7= в) 14х-21у= г) х(m+n)+y(m+n)= д) 2х+4х-6х= 6. Распределите многочлены по способам разложения на множители: (Слайд5) х2+ 6х+9; 4х3+2х2; 2х+ху +6+3у; 3х2-12 ax+ay-х-у; х2-9; 2ах+3а+5ау. Вынесение общего множителя за скобки | Способ группировки | С помощью формул сокращенного умножения |
|
|
|
|
|
|
Работа с классом. ПРОБЛЕМА Многочлен 3х2-12 нельзя отнести ни к первой, ни ко второй, ни к третьей группам. Если мы данный многочлен мы не смогли отнести ни к одной группе, значит ли это, что его нельзя разложить на множители? (Можно). Как? Какой ещё способ разложения многочлена на множители существует? Давайте попробуем разложить этот многочлен на множители: 3х2-12=3(х2-4)=3(х-2)(х+2). Какие методы мы использовали при разложении данного многочлена на множители? (Разложение многочлена на множители с помощью использования нескольких методов: вынесение множителя за скобки и с помощью формулы сокращенного умножения).
| Познавательные УУД Развиваем умения: 1 ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи 2. - отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников. 3 - добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.). 4 - перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать математические факты и объекты. 5 - делать выводы на основе обобщения умозаключений. 6 - преобразовывать информацию из одной формы в другую: - представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы. 7. – переходить от условно-схематических моделей к тексту.
|
II. Формулирование темы и целей урока. | (слайд6) - Сформулируем тему сегодняшнего урока: Разложение многочлена на множители с помощью использования нескольких методов. - Какие цели мы поставим на этот урок? 1) Открыть новые способы разложения многочлена на множители? 2) Научиться применять эти способы при решении задач? | Регулятивные УУД: Развиваем умения: 1 – самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения; 2 – совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему; 3 – составлять план решения отдельной учебной задачи совместно с классом; 4 – работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью класса;
|
Открытие новых знаний. | - (слайд 7) Рассмотрим ещё примеры разложения многочлена на множители:
№ 9 страница 111. а) x2+y+x-y2=(х2-у2)+(х+у)=(х+у)(х-у)+(х+у)=(х+у)(х-у+1); б) а+а2-в-в2=(а-в)+(а2-в2)==(а-в)+(а-в)(а+в)=(а-в)(1+а+в); в)m3-n3+2m-2n=(m-n)(m2+mn+n2)+2(m-n)=(m-n)(m2+mn+n2+2) г) 8s3-d3+14s-7d=(2s)3-d3+7(2s-d)=(2s-d)(4s2+2sd+d2)+7(2s-d)= = (2s-d)(4s2+2sd+d2+7).
|
ТОУУ
5 – в диалоге с учителем и другими учащимися учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев. Коммуникативные УУД Развиваем умения: 1.- доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи (выражение решения учебной задачи в общепринятых формах) с учётом своих учебных речевых ситуаций; 2 – доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;
ТОУУ
3 – слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения; 4 – читать тексты учебников и при этом: ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя; отделять новое от известного; выделять главное; составлять план;
|
IV. Развиваем умения. | 1) (слайд 8) Вычислите с помощью разложения на множители: 72∙68 =(70+2)∙(70-2)=702-22=4900-4=4896; - (слайд 9) Докажите, что 531-529 делится на 100.
1 учащийся к доске (слайд9) Доказательство: Вынесем 529 за скобки, получим: 529(52-1)=529(25-1)=529∙24=527∙52∙24=527∙25∙4∙6=527∙6∙100, так как в полученном выражении есть множитель 100, значит и выражение делится на 100.
| 5 – договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
|
| (слайд11) ПРОВЕРКА Вариант 1. | Вариант 2. | Разложить на множители многочлены |
| 1) а3+у3=(а+у)(а2-ау+у2); | 1) а3 - у3=(а-у)(а2+ау+у2); | 2) х2+10х+25=(х+5)2; | 2) х2 - 6х+9=(х+3)2; | 3) 9а2-4=(3а-2)(3а+2); | 3) 25а2-16=(5а-4)(5а+4); | 4) а2+ав-7а-7в=(а+в)(а-7); | 4) х2+ху-7х-7у=(х+у)(х-7); | 5) m3-n3+m-n= =(m-n)(m2+mn+n2+1). | 5) s3-d3+s-d= =(s-d)(s2+sd+d2+1). |
| Личностные результаты: 1 – придерживаться этических норм общения и сотрудничества при совместной работе над учебной задачей; 2. – в созданных совместно с педагогом на уроке ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, как себя вести.
|