Педагогический проект "Развитие познавательных способностей в условиях уровневой дифференциации"
проект по алгебре по теме

Кожухина Ирина Васильевна

Эффективная организация образовательного процесса в современной школе невозможна без использования индивидуально-дифференцированного подхода к учащимся. Ведь основная цель школы – создать условия для самореализации личности, удовлетворения образовательных потребностей каждого ученика в соответствии с его наклонностями, интересами и возможностями, подготовить его к творческому интеллектуальному труду.

В обучении математики дифференциация имеет особое значение. Это обусловлено спецификой предмета: у одних учащихся усвоение математики сопряжено со значительными трудностями, а у других проявляются явно выраженные способности к изучению предмета. В данной ситуации учителю важно учитывать как познавательные интересы учащихся, так и индивидуальный темп их развития.

На протяжении нескольких лет проблему прочности знаний я решаю через технологию уровневой дифференциации

Скачать:


Подписи к слайдам:

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙВ УСЛОВИЯХ УРОВНЕВОЙДИФФЕРЕНЦИАЦИИ Актуальность Эффективная организация образовательного процесса в современной школе невозможна без использования индивидуально-дифференцированного подхода к учащимся. Ведь основная цель школы- создать условия для самореализации личности, удовлетворения образовательных потребностей каждого ученика в соответствии с его наклонностями, интересами и возможностями, подготовить его к творческому интеллектуальному труду. В обучении математики дифференциация имеет особое значение. Это обусловлено спецификой предмета: у одних учащихся усвоение математики сопряжено со значительными трудностями, а у других проявляются явно выраженные способности к изучению предмета. В данной ситуации важно учитывать как познавательные интересы учащихся, так и индивидуальный темп их развития. Противоречия между необходимостью развития творческого мышления учащихся, их интеллекта и содержанием упражнений и задач в ныне действующих учебниках;между необходимостью воспитания обучающего, способного не только выполнять учебные задания, но одновременно выдвигать свои собственные идеи;практически достигнутым результатом выполнения учебного задания и отсутствием у учащихся знаний для его теоретического обоснования. Цель исследования Показать необходимость и возможность реализации уровневой дифференциации при обучении математики, как одного из путей учета индивидуальных особенностей учащихся. Задачи исследования Изучить теоретический материал по данной проблеме.Определить условия эффективности индивидуализации и уровневой дифференциации процесса обучения школьников.Разработать систему дидактических заданий, ориентированных на реализацию в условиях уровневой дифференциации.Проанализировать успех обучения при использовании методик уровневой дифференциации. Объект и предмет исследования Объект исследования – процесс обучения математике.Предмет исследования – методические основы обучения школьников в условиях уровневой дифференциации. Новизна состоит в - отборе разноуровневых задач по математике;- широком использовании методов работы с любыми источниками информации;- оригинальной компоновке учебного материала и его оформлении. ГИПОТЕЗА ИССЛЕДОВАНИЯ Если формирование математических понятий строить через учебную деятельность учащихся в условиях уровневой дифференциации, то это позволит достичь учащимся не только уровня обязательной математической подготовки, но будет способствовать усвоению учебного материала на более высоком уровне. Планируемыерезультаты повышение учебной мотивации и развитие познавательных интересов учащихся;формирование личностных качеств учащихся: самостоятельности, ответственности за свои действия, трудолюбия, творчества, адекватной самооценки;выработка особого способа мышления, ведущего к прочному усвоению знаний и творческому их применению в практической деятельностиразвитие индивидуальных особенностей учащихся;поиск недостающих знаний для повышения познавательного интереса. Диагностика и определение групп учащихся  этап – выявление уровня сформированности общих учебных умений; логичность мышления; скорость мыслительной оперативности; самостоятельность мышления. этап –выявление уровня знаний по предмету. этап – результаты первичной дифференциации. Методы и средства при дифференциациипо уровням усвоения материала Игровой методМетод проектовИндивидуальная и групповая работаИсследовательский метод Основные этапы урока Изучение нового материалаЗакрепление нового материалаДомашнее заданиеПовторение изученного материалаПроверка знаний Методы обучения 1. Наглядные: демонстрации: а) предметов и процессов б) изобразительных средств наглядностиорганизация наблюдений вне школыработа учащихся с раздаточным материалом2. Словесные:Лекции, беседы, рассказыРабота с книгойРабота в группах Типы учебного процесса продуктивныйличностныйсущностно – репродуктивныйформально-репродуктивный Результативность Уровень отношения учащихся к предмету Качество знаний по предметуСформированность познавательного интереса Выводы: Дифференцированный подход в обучении – это важнейший принцип воспитания и обучения. Он означает действенное внимание к каждому ученику, предполагает сочетание фронтальных групповых и индивидуальных заданий для повышения качества обучения и развития каждого ученика. Успешно развивается познавательная активность, интеллектуальная деятельность каждого ученика с учетом его возможностей и способностей. Но успех обучения возможен тогда, когда изучены потребности, интересы, уровень подготовки, познавательные особенности ученика и созданы оптимальные условия для овладения ЗУН, развития способностей. Таким образом, применение уровневой дифференциации приводит к повышению учебной мотивации и развитию познавательных интересов учащихся;приводит к формированию личностных качеств учащихся: самостоятельности, ответственности за свои действия, адекватной самооценке;является обучением всех учащихся на уровне их возможностей и способностей. На уроке Литература: Гусев В.А. Индивидуализация учебной деятельности учащихся как основа дифференцированного обучения математике в средней школе// Журнал «Математика в школе» 1990г. №4Мухина С.А. Нетрадиционные педагогические технологии в обучении. Ростов -на –Дону:»Феникс», 2004г.Рыжкова В.Н. Дифференциация обучения как важный фактор развития познавательных интересов школьников. –Научно-практический журнал «Завуч»-2003г.№8СкрипченкоТ.И. Использование внутриклассной дифференциации как средства диагностики учебного процесса. –Научно-практический журнал «Завуч»-2005г.№8Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М.:»Народное образование» 1998г.Фирсов В.В. Дифференциация обучения на основе обязательных результатов обучения. М., Просвещение, 1994г.Чередов И.М. О дифференцированном обучении на уроках. –М.:ПросвещениеЩукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. М.: Просвещение,1979г.revolution.allbest.ruwww.bankreferatov.ru/refbank.nsf/M/000176F6 festival.1september.ru/articles/515684/www.mirrabot.com/work/work_63026.html  pedsovet.org/mtree/task,viewlink/link_id,5432/Itemid,118/www.mirdisov.ru/index.php?w=sm&id=82520  


Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ  ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ  СПОСОБНОСТЕЙ
В  УСЛОВИЯХ  УРОВНЕВОЙ
ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ

Актуальность. (Слайд №2)

Эффективная организация образовательного процесса в современной школе невозможна без использования индивидуально-дифференцированного подхода к учащимся. Ведь основная цель школы – создать условия для самореализации личности, удовлетворения образовательных потребностей каждого ученика в соответствии с его наклонностями, интересами и возможностями, подготовить его к творческому интеллектуальному труду.

В обучении математики дифференциация имеет особое значение. Это обусловлено спецификой предмета: у одних учащихся усвоение математики сопряжено со значительными трудностями, а у других проявляются явно выраженные способности к изучению предмета. В данной ситуации учителю важно учитывать как познавательные интересы учащихся, так и индивидуальный темп их развития.

На протяжении нескольких лет проблему прочности знаний я решаю через технологию уровневой дифференциации.

(Слайд №3)   Актуальность  ведущей  идеи  моего  исследования  направлена  на  развитие  познавательных  интересов  учащихся  и  обусловлена  противоречиями 

  • между  необходимостью  развития  творческого  мышления  учащихся,  их  интеллекта  и  содержанием  упражнений  и  задач  в  ныне  действующих  учебниках;
  • между  необходимостью  воспитания  обучающего,  способного  не  только   выполнять  учебные  задания,  но  одновременно  выдвигать  свои  собственные  идеи;
  • практически  достигнутым  результатом  выполнения  учебного  задания  и  отсутствием  у  учащихся  знаний  для  его  теоретического  обоснования.

(Слайд №4) Целью  данного  исследования  считаю «Показать  необходимость  и  возможность  реализации  уровневой  дифференциации  при  обучении  математики,  как  одного  из  путей  учета  индивидуальных  особенностей  учащихся»

(Слайд №5)В  соответствии  с  целью  ставятся  следующие  задачи:

  • Изучить  теоретический  материал  по  данной  проблеме.
  • Определить  условия  эффективности  индивидуализации  и  уровневой  дифференциации  процесса  обучения  школьников.
  • Разработать систему  дидактических  заданий,  ориентированных  на  реализацию  в  условиях  уровневой  дифференциации.
  • Проанализировать  успех  обучения  при  использовании  методик  уровневой  дифференциации.

(Слайд №6)  Объект  исследования – процесс  обучения  математике.

Предмет  исследования – методические  основы  обучения  школьников  в  условиях  уровневой  дифференциации

(Слайд №7)  Новизна  данного  исследования  заключается

-   отборе  разноуровневых  задач  по  математике;

-   широком  использовании  методов  работы  с  любыми  источниками  информации;

-  оригинальной  компоновке  учебного  материала  и  его  оформлении.

(Слайд №8)  Гипотеза  исследования:  Если  формирование  математических  понятий  строить  через  учебную   деятельность  учащихся  в  условиях  уровневой  дифференциации,  то  это  позволит  достичь  учащимся  не  только  уровня  обязательной  математической  подготовки,  но  будет  способствовать  усвоению  учебного  материала  на  более  высоком  уровне.

(Слайд №9)В  результате  исследования  происходит

  • повышение  учебной  мотивации  и  развитие  познавательных интересов  учащихся;
  • формирование  личностных  качеств  учащихся:  самостоятельности,  ответственности  за  свои  действия,  трудолюбия,  творчества,  адекватной  самооценки;
  • выработка  особого  способа  мышления,  ведущего  к  прочному  усвоению  знаний  и  творческому  их  применению  в  практической  деятельности
  • развитие  индивидуальных  особенностей  учащихся;
  • поиск  недостающих  знаний  для  разрешения  познавательного  интереса.

(Слайд №9) В основу организации учебно-воспитательного процесса заложен личностно-ориентированный характер обучения. Он направлен на реализацию принципа развивающего обучения с учётом зоны ближайшего развития школьников и основополагающих идей гуманизации,  гуманитаризации, демократизации.

(Слайд №10)Диагностика и определение групп учащихся 

Данную технологию дифференцированного обучения осуществляю внутри обычных классов. Поэтому первым этапом считаю этап диагностики распределение (предварительное) по уровням. Диагностика проводится в три этапа.

На первом этапе выявляется

  • уровень сформированности общих учебных умений;
  • логичность мышления;
  •  скорость мыслительной оперативности;
  • самостоятельность мышления .

Скорость мыслительных операций выявляю путём ограничения времени на выполнение заданий теста.

                                                                                                                   

На втором этапе выявляю уровень знаний по предмету. Контрольное выявление уровня знаний учащихся по предмету необходимо для последующего отслеживания роста знаний по предмету.

По результатам тестирования выделяю три группы учащихся:

  • Первая группа (уровень) – низкий уровень умений и навыков. Осуществляется только воспроизведение и запоминание. Этот уровень связан с непосредственным воспроизведением содержания изученного материала различной сложности.
  • Вторая группа (уровень) - средний уровень знаний и умений. Осуществляется применение знаний в знакомой ситуации по образцу. Происходит выполнение действий с чётко обозначенными правилами. Применение знаний на основе обобщаемого алгоритма (схемы).
  • Третья группа (уровень) – высокий  уровень знаний и умений. Осуществляется применение знаний в незнакомой ситуации, т. е. творчески. Предполагается применение в качестве ориентира какой-либо обобщённой идеи, методологических знаний.

Каждому уровню соответствуют определённые требования,  

       предъявляемые к действиям учащихся:

  • I уровень – показывать (опознавать), называть, распознавать, узнавать, давать определение, пересказывать и т. д.
  • II уровень – измерять, объяснять, составлять что-то по готовой схеме, соотносить, характеризовать, сравнивать, соблюдать правила и т. д.
  • III уровень – составлять устный или письменный ответ на проблемный вопрос, высказывать суждение, выделять существенные признаки, анализировать информацию, обосновывать собственные примеры, искать необходимую информацию и т.д.

Результаты первичной дифференциации уточняю на третьем этапе диагностики. Основным средством на этом этапе является наблюдение. При этом учитываются характеристики:

  • cамостоятельность учащихся при выполнении заданий;
  • глубина и полнота ответов;
  • активность на уроке;
  • темп усвоения учебного материала;
  • уровень знаний по предмету.

(Слайд  №11)  Учёт особенностей каждой групп позволяет мне скорректировать содержание материала, а также формы и методы работы с учащимися.Это и  метод  проектов, игровой  метод, исследовательский  метод, групповая  и  индивидуальная  работа, элективный курс. Всё это способствует повышению общего уровня обучения, повышает  мотивацию учения, позволяет более эффективно работать с отстающими и одарёнными детьми. Созданные группы являются мобильными, и в течение года учащиеся могут показывать результат на разных уровнях. В конце учебного года провожу контрольное тестирование ещё раз для выявления того уровня, которого достигли за этот период учащиеся. Это позволяет в дальнейшем скорректировать работу с другими классами и совершенствовать работу с данным классом.

(Слайд  №12)  Активные формы обучения стараюсь применять на всех этапах урока.

Изучение нового материала:

Основными способами и приёмами на этом этапе являются

  • определение плана нового материала;
  • работа с учебниками и дополнительными источниками;
  • работа в группах;
  • объяснение трудных моментов в изучении нового материала

Закрепление нового материала:

Основными способами и приёмами на этом этапе являются

  • индивидуальная работа по уровням: со слабоуспевающими, сильными учащимися и средними;
  • конспектирование;
  • составление схем, опорных сигналов, таблиц;
  • взаимопроверка.

Домашнее задание:

Основными способами и приёмами на этом этапе являются

  • индивидуальные задания;
  • исследовательские задания;
  • разноуровневые задания.

Повторение изученного материала:

Основными способами и приёмами на этом этапе являются

  • постановка проблемы;
  • использование индивидуальных и дифференцированных заданий;
  • взаимоконтроль;
  • создание проблемных ситуаций при переходе к объяснению нового материала.

Результаты, полученные в ходе этапа диагностики, дают достаточно объективную картину индивидуальных способностей учащихся. Эти факторы учитываю при подготовке к урокам, и, соответственно, определяю формы и методы  изложения  курса математики  в средней школе.

(Слайд  №13)Методов обучения, применяемых при изучении нового материала существует огромное количество. В той или иной степени я использую на уроках практически каждый из них.

1. Наглядные:

  • Демонстрации:                                                            

а) предметов и процессов,

б) изобразительных средств наглядности.

  • Организация наблюдений вне школы
  • Работа учащихся с раздаточным материалом

К условиям, от которых зависит целесообразность сочетания слова учителя со средствами наглядности, относится сложность вопроса, для решения которого демонстрируются средства наглядности.

2.Словесные:

  • Лекции, рассказ
  • Беседа
  • Работа с книгой
  • Работа в группах
  • На своих уроках при проведении лекции я ставлю главной задачей научить учащихся продуктивно работать, слушая лекцию. Для этого весь материал расчленяю на отдельные вопросы, которые формулирую перед началом лекции в виде плана, записанного на доске.

(гиперссылка)Работу с книгой в последнее время заменяю работой в группах по опорным конспектам, схемам. Целесообразность проведения таких уроков, я считаю, заключается в том, что:

  • материал дается более углубленный;

учащиеся могут обсуждать, беседовать, объяснять друг другу новый материал, а затем всему классу.

Интерес  представляет  следующая  таблица.

У учащихся остается в памяти от того, что они…

… объясняют кому-то сами

93 %

… проговаривают в то время, как делают

89%

… обосновывают на личном опыте

81 %

… обсуждают с другими

72 %

… видят и слышат

54 %

… видят

35 %

… слышат

23 %

… читают

12 %

Табл.1. Восприятие и усвоение информации в разных видах деятельности

Анализируя данные таблицы и результативность собственных уроков, я пришла к выводу, что долю уроков с использованием работы по группам, дифференцируя её, необходимо увеличивать.

(Слайд №14)Учитывая специфические особенности школьного курса математики, я выделяю следующие основные типы учебного процесса:

  • продуктивный, направленный на развитие творческого мышления и предполагающий творческую активность учащихся и самостоятельный поиск знаний;
  • личностный, формирующий индивидуальность в процессе творческого социального взаимодействия;
  • сущностно-репродуктивный, нацеленный на формирование знаний;
  • формально-репродуктивный, способствующий приобретению знаний.

Большое значение в работе уделяю систематичности и оценки знаний учащихся. Практика показывает, что интерес к предмету бывает в том случае, если работа учащихся не остаётся без внимания со стороны учителя на каждом уроке. Поэтому на каждом уроке подвожу итоги работы каждого ученика, отмечаю положительные стороны в его работе, указываю на недостатки в знаниях, которые следует устранить самому или с помощью консультантов.

Проверку знаний провожу различными способами, но с учётом индивидуальных способностей учащихся. Это и  разноуровневые  самостоятельные  работы,  контрольные  работы,  тесты,  зачеты,  математические  диктанты и т.д.

Развитие современной школы требует адекватных подходов к диагностике учебных достижений, которая должна основываться на требованиях обязательного минимума содержания образования к качеству знаний учащихся. Наиболее подходящим средством для этого  считаю тестирование, т.к. это  готовит  учащихся  к  сдаче  экзаменов  в  новой  форме.  Поэтому, я использую тест на всех этапах обучения как предварительный, текущий и итоговый контроль знаний.

С учётом уровневой дифференциации тест представляет собой систему заданий возрастающей трудности, открытых или с выбором ответа. Критерии трудности - уровень требований к знаниям учащихся и возрастающие уровни познавательной деятельности.

Параллельно с оценкой глубины и полноты знаний идёт диагностика затруднений и ошибок, чему способствует форма теста, конструируемая в соответствии с этапами познавательной деятельности. Кроме того, формы дифференцированного контроля знаний позволяют учащемуся самостоятельно оценить свои возможности и выбрать тот уровень, который соответствует его возможностям на данном этапе обучения. При таком подходе отметка становится стимулом к более глубокому познанию и вызывает рост интереса к процессу обучения.

(Слайд 15) Развитие  познавательной  активности посредством дифференцированного подхода в обучении на уроках математики повышает уровень обученности учащихся. Осознание ими своих индивидуальных способностей и мотивов в учебной деятельности позволяет им лучше понимать, оценивать учебные задачи, стоящие перед ними, определять цель работы и пути её достижения. Использование технологии дифференцированного подхода позволило мне добиться  отличных  результатов. (гиперссылка  Качество  знаний)

(Слайд  №18)Дифференцированный  подход  в  обучении – это  важнейший  принцип  воспитания  и  обучения. Он  означает  действенное  внимание  к  каждому  ученику,  предполагает  сочетание  фронтальных  групповых  и  индивидуальных  заданий  для  повышения  качества  обучения  и  развития  каждого  ученика.

       Успешно  развивается  познавательная  активность,  интеллектуальная  деятельность  каждого  ученика  с  учетом  его  возможностей  и  способностей.  Но  успех  обучения  возможен  тогда,  когда  изучены  потребности,  интересы,  уровень  подготовки,  познавательные  особенности  ученика  и  созданы  оптимальные  условия  для овладения  ЗУН,  развития  способностей.

(Слайд №19)  Таким  образом  уровневая  дифференциация  

  • приводит  к  повышению  учебной  мотивации  и  развитию  познавательных  интересов  учащихся;

  • приводит  к  формированию  личностных  качеств  учащихся: самостоятельности,  ответственности  за  свои  действия,  адекватной  самооценке;

  • является  обучением  всех  учащихся  на  уровне  их  возможностей  и  способностей.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология уровневая дифференциация. Карточки- помощники для самостоятельной работы с учебником с учётом способностей учащихся. Тема: " Строение и значение систем внутренних органов рыб"

Данные карточки применяются как раздаточный материал при работе с учебником, при индивидуальном изучении данной темы и при изучении данной темы, используя групповые технологии. По образцу можно сделат...

Презентация к педагогическому совету на тему: "Уровневая дифференциация"

В данной  презентации  предложено внедрение в работу уровневой дифференциации, предложены уровни дифференциации учащихся и способы определения этих уровней.   Данная технология пре...

Уровневая дифференциация обучения-технология достижения учебного успеха в условиях реализации ФГОС.

Современные требования к построению учебного процесса выделяют такие важнейшие аспекты образования, как продуктивность учебной деятельности, учебная мотивация, учет психофизиологических и индиви...

Уровневая дифференциация как важнейший фактор развития познавательных интересов и творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы.

Переступая порог класса, каждый учитель видит ребят, настороженно смотрящих на него. Они разные не только по цвету глаз или одежде, но и по темпераменту, по характеру, по способностям. У них разный жи...

Представление педагогического опыта. Применение технологии уровневой дифференциации на уроках русского языка и литературы в условиях реализации компетентностного подхода.

Представление педагогического опыта. Применение технологии уровневой дифференциации на уроках русского языка и литературы в условиях реализации компетентностного подхода. ...

Применение уровневой дифференциации как условие повышения результативности обучения.

В статье проанализирована зависимость результатов обучения от особенностей организации  уровневой дифференциации. Представлен теоретический и практический материал....