План-конспект урока по математике по теме "Сложение и вычитание десятичных дробей" (5 класс)
план-конспект занятия по алгебре (5 класс) по теме

Мухамеджанова Мафруза Фахргалеевна

План-конспект урока и технологическая карта урока.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

 «Сложение и вычитание десятичных дробей»

ФИО

Мухамеджанова Мафруза Фахргалеевна

Место работы

МБОУ «Кунашакская СОШ»

Должность

Учителя математики первой категории

Предмет

Математика

Класс

5

Тема и номер урока в теме

«Сложение и вычитание десятичных дробей»
1 урок из 5 (40 минут)

Базовый учебник

Н.Я.Виленкин, В.И.Жохов, А.С.Чесноков, С.И.Шварцбурд. Математика 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации. 26-издание, стереотипное. Издательство МНЕМОЗИНА. Москва 2013 г

8.Цели  урока: 

1)обеспечить осознанное усвоение алгоритма сложения и вычитания десятичных дробей и тренировать способность к его практическому использованию;

2)актуализировать мыслительные операции, необходимые и достаточные для восприятия нового материала: сравнение , анализ, обоснование;

3)организовать коммуникативное взаимодействие для построения нового способа действий, устраняющего причину выявленного затруднения;

4)развить познавательный интерес;

5)формировать предметные учебные действия: личностного, познавательного, коммуникативного, регулятивного характера.

9. Задачи:

- образовательные (формирование познавательных УУД):  

научить в процессе реальной ситуации использовать алгоритм сложения и вычитания десятичных дробей;

- воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД):  

умение слушать и вступать в диалог, участвовать в обсуждении проблем, интегрироваться в пару со  сверстником и строить продуктивное взаимодействие, формировать коммуникативную компетенцию учащихся; воспитывать ответственность и аккуратность.

- развивающие (формирование регулятивных УУД)

умение обрабатывать информацию и ранжировать ее по указанным основаниям, представлять информацию в виде алгоритма, формировать коммуникативную компетенцию учащихся; рефлексия способов  и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

  1. Тип урока: урок первичного предъявления новых знаний.

  1. Формы работы учащихся: фронтальная работа, индивидуальная, работа в парах, ИКТ.

  1. Организация деятельности учащихся на уроке:
  • самостоятельно выходят на проблему и решают ее;
  • самостоятельно определяют тему, цели урока;
  • выводят алгоритм сложения и вычитания десятичных дробей;
  • работают с текстом учебника;
  • отвечают на вопросы;
  • решают самостоятельно;
  • оценивают себя и друг друга;
  • рефлексируют

  1. Необходимое техническое оборудование: доска, компьютер, мультимедийный проектор, экран,   учебники по математике, электронная презентация, выполненная в программе POWER POINT. Листы контроля и бланки ответов.  
  2. Технологическая карта  урока   (см. ниже)

Технологическая карта  урока

Этап урока

Название используемых ЭОР

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование универсальных учебных действий

1.Вводно-мотивационная часть.

Задачи этапа:

1.Подготовка учащихся к работе на уроке.

2.Оределение содержательных рамок урока.

3.Создание условий для возникновения у ученика внутренней потребности к работе.

4.Организация деятельности учащихся на формирование целей урока.-

Презентация

Слайд 3

Приветствует. Проверка готовности к уроку, организация внимания детей.

-Какой серьезной темой мы начали заниматься?

-Чему мы уже научились?

-Как вы думаете, а чему мы еще должны научиться?

- Сформулируйте цели урока.

-Давайте вместе с вами  составим план урока.

Включаются в деловой ритм урока. Отвечают на поставленные вопросы. Формулируют цели урока. Составляют план урока.

Личностные: самоопределение, смыслообразование.

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества.

Регулятивные: составление плана и последовательности действий.

2.Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии. Задачи этапа:

1. Актуализация опорных знаний и способов действий

Слайд4-9

Начнем с устной работы, потому, что чтобы узнать что-то новое необходимо повторить уже пройденное.

-Прочитайте дроби (на доске записаны десятичные дроби)

-Сравните дроби.

- Чем они отличаются?(количеством знаков после запятой)

-Уравняйте количество знаков после запятой

- Сложите смешанные числа.

- А как можно сложить две десятичные дроби?

Оценивает работу учащихся.

Отвечают  на поставленные вопросы. Включаются в работу на составление алгоритма. Работают в парах

Познавательные: анализ, сравнение, осознанное построение речевого высказывания.

Регулятивные: выполнение пробного учебного действия, фиксация индивидуального затруднения, волевая саморегуляция.

Личностные: перспективная мотивация.

3.Усвоение новых знаний и способов усвоения.

Задачи:

1.Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания детьми изученной темы

2.Организация познавательной деятельности.

3.Добиться усвоения и сформировать представления о теме урока.

Слайд 9- 13

- Попробуйте самостоятельно  составить алгоритм сложения и вычитания десятичных дробей.  (работа в парах). Вывешивает все варианты алгоритмов. Организует

защиту  алгоритмов  учащихся. Оценивает работу учащихся.

Проводят обсуждение алгоритмов. Защищают свои алгоритмы. Составляют единый алгоритм сложения и вычитания десятичных дробей.

Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учёт разных мнений учащихся.

Познавательные: самостоятельное выделение – формулирование познавательной цели, решение проблемы.

Регулятивные: планирование, прогнозирование.

4.Закрепление нового материала. Формирование практических навыков при решении учебных задач.

Задачи:

1.Проверка знаний, умений мысоить,доказывать.

2.Установить уровень усвоения, устранить пробелы в понимании.

3.Закрепить в память алгоритм решения.

Слайд 14

На доске записаны номера на сложение и вычитание десятичных дробей. Вызывает несколько учащихся, которые решают примеры по составленному алгоритму. Решение практических задач по учебнику: 1213(б,г);

№ 1214 (д,е)        

Выполняют задания в тетрадях и на доске. Проводят взаимопроверку.

Личностные: самоопределение, смыслообразование.

Познавательные: обобщение, поиск и выделение информации, создание способа решения задач.

Регулятивные: волевая саморегуляция в ситуации затруднения.

Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументирование своего мнения.

5.Самостоятельная работа.

Задачи:

1.Организация обратной связи.

Слайд 15

Организует самостоятельную работу учащихся, взаимопроверку  и взаимооценку работ.

Каждый ученик выбирает вариант для  самостоятельной работы. После выполнения заданий учащиеся обмениваются работами и проводят взаимопроверку и оценивают работы.

Познавательные: анализ, синтез, выполнение действий по алгоритму.

Регулятивные: контроль, коррекция и взаимооценка.

Коммуникативные: умение интегрироваться, аргументация своего мнения.

6. Рефлексия.

Задачи:

1.Организация самооценки учащихся.

2.Сообщить и разъяснить домашнее задание и методику его выполнения.

Слайд 16.

-Сформулируйте тему урока.

-Перечислите цели, которые вы ставили в начале урока.

-Оцените себя, достигли ли вы этих целей?

-Что вам помогло справиться с затруднениями на уроке?

-Как вы сможете оценить свою работу?

Обсуждает с учащимися ход урока.

Раздает карточки учащимся.

1)Мне понятно, как ….

2) Я смогу применить…

Обсуждает вместе с учениками и записывает домашнее задание.

Отвечают на вопросы учителя, оценивают себя, проводят саморефлексию. Записывают домашнее задание. Слушают методику выполнения задания.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Познавательные: рефлексия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Личностные: самоопределение своей деятельности.

Регулятивные: коррекция и оценка качества уровня усвоения.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

5 класс Сложение и вычитание десятичных дробей

Слайд 2

Урок получения и усвоения новых знаний

Слайд 3

Цели урока: познакомить учащихся с приемом выполнения сложения и вычитания десятичных дробей; р азвивать логическое мышление учащихся.

Слайд 5

УСТНАЯ РАБОТА

Слайд 6

Прочитайте дроби : 4,5; 0,475; 120,08; 81,792; 9,51. Задания: Что можно выделить у каждой десятичной дроби? Ответ: целую часть, дробную часть. 2) Назовите: целую часть, дробную часть числа в порядке возрастания, убывания Чтобы выполнить последнее задание, нужно знать … Правила сравнения десятичных дробей

Слайд 7

Сравните числа: 5,2** и 5,7** **,678 и *,9* 0, 764 и 0, 763*** **,* и *,***

Слайд 8

а) 3,6 и о,67 б ) 81,37 и 4,258 В) 7 и 12,365 г ) 15,75 и 8,7 Уравняйте количество знаков после запятой:

Слайд 9

+ 7,32 – 3,5 1 + 2 16,5 + 2,14 4 - 2 65 + 3,45 Выполните сложение или вычитание дробей:

Слайд 10

Объяснение нового материала

Слайд 11

Выполните сложение 8,4 + 0,685 1. Уравняйте количество знаков после запятой 8,400 + 0,685 2. Запишите дроби друг под другом 8,400 + 0,685 3. Выполните сложение, как сложение натуральных чисел 8,400 + 0, 685 9 085 4. Поставьте запятую в сумме Под запятой в слагаемых 8,400 + 0, 685 9,085 5. Запишите ответ 8,4 + 0,685 = 9, 085

Слайд 12

Выполните вычитание 8,1 – 5,46 Уравняйте количество знаков после запятой 8,10 – 5,46 2. Запишите дроби друг под другом так, чтобы запятая была под запятой 8,10 - 5,46 3. Выполните вычитание, как вычитание натуральных чисел 8,10 - 5,46 2 64 4. Поставьте в разности запятую под запятыми в уменьшаемом и вычитаемом 8,10 - 5,46 2,64 5. Запишите ответ 8,1 – 5,46 = 2,64

Слайд 13

Историческая справка Правила вычислений с десятичными дробями описал знаменитый ученый средневековья Аль – Каши Джемшид Ибн Масуд . Работающий в городе Самарканде в обсерватории Улугбека в начале XV века. Записывал Аль – Каши десятичные дроби так же, как принято сейчас, но он не пользовался запятой: дробную часть он записывал красными чернилами или отделял вертикальной чертой. Но об этом в Европе в то время не знали, и только через 150 лет десятичные дроби были заново изобретены фламандским инженером и ученым Симоном Стевином . Стевин записывал десятичные дроби довольно сложно. Запятая или точка для отделения целой части стали использоваться с XVII века. В России учение о десятичных дробях изложил Леонтий Филиппович Магницкий в 1703 году в первом учебнике математики «Арифметика, сиречь наука числительная ».

Слайд 14

Работа с учебником Работа в классе: Стр. 192 №1213 ( б,г ) № 1214 ( д,е ) Домашнее задание: Лекция по теме «Сложение и вычитание десятичных дробей» http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/f4b6b948-860d-4759-acba-6912e8452681/%5BM56_5-06%5D_%5BMP%2BMA_03%5D.swf

Слайд 15

Математический диктант 1) 3) 4) 5) 6) 2) 3 ,5 7 – 0, 5 = 2,3 – 0,15 = 4,08 + 4,02 = 15,1 + 4,08 = 7 , 11 + 2, 03 = 14,79 – 4,09 = Проверьте себя 3,07 9,14 2,15 8,1 19,18 10,7 1) 3) 4) 5) 6) 2) 9,64 – 0,6 = 8,09 + 2,01 = 4,5 – 0,25 = 17,45 – 2,05 = 1,55 + 4,04 = 12,3 + 7,06 = 9,04 5,59 10,1 4,25 15,4 19,36 I вариант II вариант

Слайд 16

Итоги урока: 1)Мне понятно, как …. 2) Я смогу применить… .

Слайд 17

Спасибо за урок !


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация урока-закрепления по теме "Сложение и вычитание десятичных дробей" 5 класс

Презентация урока-закрепления и проверки знаний по теме "Сложение и вычитание десятичных дробей" в 5 классе по учебнику Зубаревой И.И. Там же предлагается самостоятельная работа по данной теме....

урок по математике 5 кл - Действия с десятичными дробями, решение уравнений

Подробное описание хода урока для 5 класса по теме "Действия с десятичными дробями. Решение уравнений". Прилагаемая презентация выводится на доску / экран в качестве наглядного пособия для учеников....

разработка урока с элементами театрализации "Сложение и вычитание десятичных дробей"

Объяснение нового материала  используя театрализованное представление....

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК ПО МАТЕМАТИКЕ И ИСТОРИИ. «Действия с десятичными дробями. Московский Кремль». 7класс 2014 – 2015 уч. год

Образовательные: Обобщение и систематизация знаний и умений о десятичных дробях; закрепление и усовершенствование вычислительных навыков с десятичными дробями. Знакомство с крупнейшим музеем мира – Мо...

Конспект урока с на тему "Сложение и вычитание десятичных дробей" (5 класс).

Конспект урока в 5 классе на тему "Сложение и вычитание десятичных дробей" с использованием новых образовательных технологий (в том числе электронно-образовательных ресурсов и ИКТ)....

Математика 5. Сложение и вычитание десятичных дробей.

Правила сложения и вычитания десятичных дробей. Законы сложения и вычитания. Задачи на движение....

План-конспект открытого урока по математике по теме "Действия с десятичными дробями"

Тема: «Действия с десятичными дробями».Цель урока: обобщить и углубить знания учащихся по теме “Десятичные дроби”, способствовать закреплению знаний умений и навыков сравнения,...