Элективный предмет по математике в 11 классе « Уравнения, неравенства и методы их решения »
методическая разработка по алгебре (11 класс) по теме

Малышева Ирина Николаевна

Многие математические задачи сводятся к решению уравнений и неравенств. За время обучения математике школьникам приходится решать достаточно много уравнений и неравенств: линейных, квадратных, тригонометрических, показательных, логарифмических, иррациональных. Обучение методам  решения уравнений и неравенств  традиционно является  важнейшей частью  школьного курса  математики. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon elektivnyy_predmet_po_matematike_v_11a_klasse.doc46 КБ

Предварительный просмотр:

Элективный предмет по математике в 11 классе

« Уравнения, неравенства и методы их решения »

учитель Малышева Ирина Николаевна

Пояснительная записка

   

 Многие математические задачи сводятся к решению уравнений и неравенств. За время обучения математике школьникам приходится решать достаточно много уравнений и неравенств: линейных, квадратных, тригонометрических, показательных, логарифмических, иррациональных. Обучение методам  решения уравнений и неравенств  традиционно является  важнейшей частью  школьного курса  математики. При решении уравнений  и неравенств помимо  технических  приходится  преодолевать  и логические  трудности  и в частности   отвечать на вопрос, почему выполненные  преобразования  не приводят  к потере  корней   или приобретению  посторонних  корней. Данный курс  помимо теоретических  сведений, необходимых  для решения  уравнений и неравенств, содержит интересные   и красивые задачи, освещает  намеченные, но совершенно нерассматриваемые методы, способы в школьном курсе математики. Вполне оправдано  то повышенное внимание, которое уделяется   уравнениям и неравенствам, содержащимся в текстах ЕГЭ, ЦТ.

      Данный курс рассчитан на 34 часа. Предлагаемые  задачи  различны по уровню    сложности: от простых упражнений   на применение   изученных   формул  до заданий повышенной сложности. Разнообразный дидактический материал  даёт   возможность  отбирать дополнительные  задания   для учащихся   разной  степени   подготовки:  уровень сложности задач варьируется от простых  до конкурсных и олимпиадных. Все занятия направлены  на развитие  интереса   школьников   к предмету, на расширение представлений об изучаемом   материале, на решение новых и интересных  задач.

Цели курса:

-восполнить некоторые содержательные пробелы  основного курса, придающие  ему необходимую целостность;

-показать  некоторые  нестандартные методы  решения уравнений и неравенств;

-формировать  качества мышления,  характерные  для математической деятельности и необходимые   человеку  для жизни   в современном  обществе.

Задачи курса:

-научить  учащихся  решить  уравнения и неравенства  повышенной сложности:

-приобрести   приёмы,  способы решения уравнений и неравенств;

-помочь  ученику оценить свой потенциал  с точки  зрения образовательной перспективы.

Форма обучения:

Индивидуальная,  парная,  фронтальная, групповая.

Методы обучения:

Репродуктивные, поисковый, исследовательский.

Формы контроля:

Проверочные работы, тестирование.

Учебно-тематический план

Название тем курса

Всего часов

.

1.

Общие сведения об уравнениях, неравенств  и их системах

2.

2.

Методы  решения систем  уравнений

Контрольная работа

4

3.

Методы решения неравенств.

5

4

Тригонометрические уравнения и неравенств

Тестирование

6

5.

Иррациональные уравнения  и неравенства

.

5

6.

Логарифмические  и показательные   уравнения  и неравенств.

5

7

Нестандартные методы  решения уравнений и неравенств

3

8.

Уравнения и неравенства с параметром

Тестовая работа

4

9.

Итого

34

Содержание программы

1.Общие сведения об уравнениях, неравенств  и их системах. равносильные  уравнения и неравенства. ОДЗ. Общие методы решения уравнений. Алгебраические уравнения. Примеры

2.Методы  решения систем  уравнений Алгебраические  уравнения  и их системы. Методы  подстановки  при решении систем уравнений .Симметрические  и однородные  системы

3.Методы решения неравенств. Числовые  неравенства  и их свойства.

Дробно-рациональные  неравенства. Метод интервалов и свойства  непрерывности

4.Тригонометрические уравнения и неравенства .Методы решения тригонометрических уравнений и неравенств и их систем.

5.Иррациональные уравнения  и неравенства. Методы   решения  иррациональных уравнений и неравенств и их систем  

6.Логарифмические  и показательные   уравнения  и неравенства.

Методы решения логарифмических и показательных  уравнений и неравенств  и их систем.

7.Нестандартные методы  решения уравнений и неравенств Использование  свойств функций при  решений уравнений и неравенств. Тригонометрические подстановки.  Векторы в алгебре.

8.Уравнения и неравенства с параметром. Примеры решения уравнений и неравенств  с параметром.

Литература для учащихся:

1. Никольский С.Н., Потапов М.К. Решетников Н.Н. Алгебра и начала анализа10-11 .

2.Колесникова С.И. Решение сложных  задач ЕГЭ - М. Айрис-пресс,2007

3.Чулков. П.В.Уравнения и неравенства в школьном курсе математики.- М.. Педагогический университет «Первое сентября»

4.Тесты ЕГЭ  2010 -  2011год

5.Шандер В.Н. Уравнения и неравенства - М. Российская  академия образования при МГУ.

6.Алгебраические уравнения  в курсе элементарной  математики. Математика. «Первое сентября» №13 ,47,48-2000

7.Жафяров А.Ж. Математика : профильный уровень, 2007г

Литература для учителя:

1. Гомонов  С. А. Методические рекомендации к элективному курсу С.А. Гомонова  Замечательные неравенства: способы получения и примеры применения. 10 -11 классы. Профильное обучение Элективные курсы. Москва. Дрофа 2006.

2. Элективный курс. Неравенства: через тернии к успеху. Алгебра 10 – 11 классы./ Составитель Ким Н. А. – Волгоград: ИТД «Корифей». 2007г.

3. И.Ф. Шарыгин, В.И. Голубев Факультативный курс по математике: Решение задач. – М.: Просвещение, 1991.

4.  М.И. Сканави, Сборник задач по математике для поступающих во втузы. – М.: ОНИКС 21 век, Мир и Образование, Альянс-В, 2001.

5. С. Шестаков. Замени функцию. // Математика. 2002, №8.

6.Горштейн П.И., Полонский В.Б., Якир м.С. Задачи с параметрами, 2007г.

7. 3000 конкурсных задач по математике, 2009г. Под редакцией

         Бобылева Н. А.

8.Севрюков П.Ф., Смоляков А.Н. Показательные и логарифмические уравнения и неравенства, 2006г

9.Сергеев И.Н. Математика, учебное пособие, 2008г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа элективного курса по математике 6 класс "Решение уравнений"

Рабочая программа элективного курса по математике 6 класс...

Рабочая программа элективного курс по математике 11 класс "Универсальные математические методы решения задач"

В программу включены разделы математики мало изучаемые в школьном курсе, которые необходиму для подготовки учащихся к ЕГЭ....

Рабочая программа элективного предмета по математике для 10-11 классов "Решение нестандартных задач"

Программа содержит пояснительную записку,цели,формы и методы работы,требования к уровню подготовки,учебно-тематический план,список используемой литературы....

Рабочая программа элективного курса по математике 10 класс "Методы решения задач с параметром".

               Предлагаемый  курс  «Методы решения задач с параметром» предназначен для реализации в 10 классах для расширения теоретичес...

Элективный курс по математике, 9 класс.Подготовка к ГИА."Практикум по решению разноуровневых задач по математике к ГИА"

Элективный курс рассчитан на 34 часа(раз в неделю). Курс предназначен для повторения знаний, умений  и подготовки  к  ГИА   по  математике.Занятия включают в себя теорети...

Занятие элективного курса по математике 9 класса подготовки к ГИА. Модуль «Геометрия». Решение задач по теме «Площадь параллелограмма, треугольника, трапеции»

Материал содержит план-конспект занятия по теме:"Площадь параллелограмма, треугольника, трапеции", презентации, тесты....

Рабочая программа элективного курса 10-11 класса «Уравнения, неравенства и их системы повышенной сложности».

Материалы Единого государственного экзамена, конкурсные задания в вузы содержат уравнения, неравенства и их системы, методы решения которых не рассматриваются в основном курсе обучения математике. Спо...