Урок в 10 классе "Обратные тригонометрические функции"
презентация к уроку по алгебре (10 класс) по теме

Ботова Валентина Николаевна

Урок с использованием элементов различных технологий

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Обратные тригонометрические функции»

Цели: Образовательная: дать понятие обратных тригонометрических функций, рассмотреть их свойства и построение графиков обратных функций.

Развивающая: развивать мышление, речь, память, внимание, умение логически строить цепочки рассуждений, развивать интерес к математике.

Воспитательная: содействовать воспитанию умения общаться, взаимовыручке.

Тип урока: урок-объяснение с применением элементов различных педагогических технологий.

Оборудование: компьютер, мультипроектор, интерактивная доска, презентация, раздаточный материал.

Эпиграф: Сегодня мы учимся вместе-

я, ваш учитель, и вы, мои ученики.

Но в будущем каждый ученик должен превзойти

учителя, иначе в науке не будет прогресса.

В. А. Сухомлинский

Ход урока

  1. Организационный момент.
  2. Сообщение темы урока, постановка целей урока. (Слайд1)
  3. Повторение пройденного материала.

Математический диктант. (слайд 2)

Запишите свойства тригонометрических функций по схеме. Проверка  (самоконтроль), с последующей демонстрацией. (слайды 3-7)

  1. Реализация осмысления.

Обсуждение в ходе беседы понятие обратной функции:

А)  Каково условие существования обратной функции?

1. функция должна быть определена на множестве Х- области определения и множестве У-области значения.

2. Монотонна (возрастать либо убывать)

В ходе беседы заполняется Диаграмма Вена (слайд8)

Причем обратная функция будет определена и монотонна на У- области определения, Х – области значения. Тогда для функции у=f(x) существует обратная функция x=g(y), а так как аргумент принято обозначать через х, а функцию через у, то обратная функция имеет вид:

y=g(x)

  1. Проблемная ситуация

Постановка проблемы  (слайд 9)

  1.  Могут ли тригонометрические функции иметь обратные себе?
  2. На всей области определения? Почему?
  3. На каком промежутке монотонна функция синуса?  Укажите для данного промежутка область определения и область значения функции синус.
  4. А теперь давайте объединим все ответы, полученные на поставленные вопросы,  и ответим на главный вопрос относительно функции синус: Может ли данная тригонометрическая функция иметь обратную себе?
  5. Вывод.  (слайд 10)
  1. Объяснение нового материала.

Используя анализ поставленной проблемы и ранее рассмотренных определений. (слайды 11-13)

  1. Работа в группах.

Уберите учебники на край стола.

Задание: дайте определение, перечислите свойства и постройте график обратной функции для: (слайд 14)

      I группа                                II группа                    III группа

      y=cos x                                    y=tg x                         y=ctg x

C каждой группы по одному ученику представляют отчет работы группы,  записывая на доске свойства и выполняя построение.    

Класс проверяет правильность выполнения задания и вносит в тетради соответствующие  записи.

  1. Инсерт

Заполните таблицу, аргументируя свои ответы. (слайд 15 )

  1. Рефлексия . Синквейн. (слайд 16)
  1. Одно существительное

      Функция

  1. Два прилагательных

Прямая  и обратная

  1. Три глагола

Повторять, анализировать, делать выводы

  1. Фраза на тему синквейна

Тригонометрические функции имеют обратные для себя

  1. Существительное синоним

Соотношение

  1. Подведение итогов. (слайд 17)

Выставление оценок.

  1. Постановка задания на дом.

§8, выучить определения, свойства, графики, записать в тетради примеры параграфа, №

Спасибо за внимание!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Эпиграф : Сегодня мы учимся вместе – Я, ваш учитель, и вы, мои ученики. Но в будущем ученик должен превзойти учителя, иначе в науке не будет прогресса В.А.Сухомлинский Обратные тригонометрические функции

Слайд 2

25.10.2011 2 I. Математический диктант 1)D(y)= 2)E(y)= 3) 4)sin(-x)=-sin x 5)Возрастает на Убывает на 6 ) Периодичная I вариант y = sin x II вариант y = cos x III вариант y = tg x

Слайд 3

Функция y=sin x , график и свойства . 1)D(y)= 2)E(y)= 3) 4)sin(-x)=-sin x 5)Возрастает на Убывает на 6 ) Периодичная

Слайд 4

Синусоида у 1 - π/2 π 2 π 3 π х - π 0 π/2 3 π/2 5 π/2 -1

Слайд 5

Функция y = cos x , её свойства и график. 1)D(y)= 2)E(y)= 3) 4) cos (-x)= cosx 5) Возрастает на Убывает на 6) Периодична

Слайд 6

y= cos x у 1 - π/2 π 2 π 3 π х - π 0 π/2 3 π/2 5 π/2 -1

Слайд 7

Функция y = tg x , её свойства и график 1.D(y)= 2.E(y)= 3.tg(-x)= - tgx 4. Возрастает на 5. Периодичная 1 -1

Слайд 8

25.10.2011 8 II. Реализация осмысления Диаграмма Вена функция обратная

Слайд 9

25.10.2011 9 III. Проблемная ситуация 1. Могут ли тригонометрические функции в своих областях определения иметь обратные себе функции? Ответ: да 2 . На всей области определения? И почему? Ответ: нет, так как не везде выполняется условие монотонности 3.На каком промежутке монотонна функция синуса? Ответ: возрастает и принимает значение [-1;1].

Слайд 10

25.10.2011 10 Условия существования обратной функции определена монотонна

Слайд 11

25.10.2011 11 п рямая y=sin x D(y)= E(y)= обратная у = D(y)= E(y)= [-1;1] [-1;1] a rcsin x Графики симметричны относительно прямой у=х - ось симметрии

Слайд 12

25.10.2011 12

Слайд 13

25.10.2011 13 1 . D ( х ) = [-1;1]. 2 . Е( х ) = - ; . 3 . Функция является нечетной: arcsin (- x ) = - arcsin x 4 . Функция возрастает. 5. Функция непрерывна . Свойства функции у= arssin x

Слайд 14

25.10.2011 14 IV. Работа в группах Задание: работая по схеме, вместе нами разработанной , дайте определение, перечислите свойства и постройте график обратной функции для: 1. Группа у= cos x 2 . Группа у= tg x 3 . Группа у= ctg x

Слайд 15

25.10.2011 15 V. Инсерт Что знал? Что узнал? Думал иначе Вопросы, которые я не понял Дополнительная информация

Слайд 16

25.10.2011 16 V I . Рефлексия Синквейн (пятистишие) Одно существительное Два прилагательных Три глагола Фраза на тему синквейна Существительное синоним

Слайд 17

25.10.2011 17 VII. Подведение итогов VIII. Задание на дом: п.8 выучить определения и свойства, записать в тетради примеры из данного параграфа

Слайд 18

25.10.2011 18 Спасибо за урок!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока алгебры Обратные тригонометрические функции

Тема урока:Обратные тригонометрические функции. Арксинус и арккосинус.Тип урока: закрепление изученного материала.Методы обучения: наглядный, словесный, практический.Средства обучения: доска, ко...

Обобщающий урок по теме «Тригонометрические функции, их свойства и графики».

Используемые технологии: дифференцированного обучения, критического мышления, коммуникативного общения, развивающее обучение. ...

Презентация к уроку алгебры "Обратные тригонометрические функции"

Презентация составлена к учебнику А.Г. Мордковича Алгебра и начала анализа 10 класс. Профильный уровень....

Обобщающий урок по теме " Тригонометрические функции" 10 класс

Урок- деловая игра по теме "Тригонометрические функции"...

Урок "Преобразование графиков тригонометрических функций"

Алгебра и начала анализа 10 классУрок-обобщение по теме «Графики тригонометрических функций» (90 минут)Основная цель урока - рассмотрение всех всевозможных способов преобразования графиков функци...

Урок "Формулы приведения тригонометрических функций"

Тема урока: формулы приведения тригонометрических функций.Тип урока:  изучения и первичного закрепления новых знаний.Форма обучения:  классно-урочная.Форма деятельности: фронтальная и индиви...

Урок алгебры «Ограниченность тригонометрических функций в уравнениях и неравенствах с параметром» 10 класс

Цели урока:-сформировать понятие об ограниченности синуса и косинуса как о свойстве, дающем возможность перехода к исследованию новой функции на отрезке;-актуализировать знания о методах решения задач...