Разработка урока алгебры Обратные тригонометрические функции
методическая разработка (алгебра, 10 класс) по теме

Нефедова Нурия Хаджиевна

 

Тема урока:Обратные тригонометрические функции. Арксинус и арккосинус.

Тип урока: закрепление изученного материала.

Методы обучения: наглядный, словесный, практический.

Средства обучения: доска, конспект лекций, задачник, методические указания.

Цели урока:

1.      Закрепить тему «Обратные тригонометрические функции. Арксинус и арккосинус»;

2.      Выработать умения производить различные действия над арксинусом и арккосинусом, строить графики.

3.      Уметь определять свойства функции по графику.

4.      Научиться выполнять преобразования графиков.

5.      Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к самостоятельному выявлению и исправлению своих ошибок на основе рефлексии коррекционно-контрольного типа.

6.      Образовательная цель: коррекция и тренинг изученных способов действий – понятий, алгоритмов и т.д.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Разработка урока  алгебры в 10 классе

«Обратные тригонометрические функции. Арксинус и арккосинус».

автор: Нефёдова Нурия Хаджиевна

место работы: ГБОУ ВПО СГОА(Н)

должность: учитель математики

Тема урока: Обратные тригонометрические функции. Арксинус и арккосинус.

Тип урока: закрепление изученного материала.

Методы обучения: наглядный, словесный, практический.

Средства обучения: доска, конспект лекций, задачник, методические указания.

Цели урока:

  1. Закрепить тему «Обратные тригонометрические функции. Арксинус и арккосинус»;
  2. Выработать умения производить различные действия над арксинусом и арккосинусом, строить графики.
  3. Уметь определять свойства функции по графику.
  4. Научиться выполнять преобразования графиков.
  5. Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к самостоятельному выявлению и исправлению своих ошибок на основе рефлексии коррекционно-контрольного типа.
  6. Образовательная цель: коррекция и тренинг изученных способов действий – понятий, алгоритмов и т.д.

Учебно-воспитательные задачи:

  1. Образовательные – обеспечить  повторение  и  систематизацию  материала  темы.  
  2. Развивающие – способствовать  формированию  умений  применять  приемы:  сравнения,  обобщения,  выявления  главного,  переноса  знаний  в  новую  ситуацию,  развитию  математического  кругозора,  мышления  и  речи,  внимания  и  памяти.
  3. Воспитательные – содействовать воспитанию  интереса  к  математике  и  ее  приложениям,  активности,  мобильности,  умения  общаться,  общей  культуры.

План урока:

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация базовых знаний.
  3. Упражнения на нахождение обратной функции и решение нестандартных задач по теме.
  4. Подведение итогов.

Формирование СУД и УУД на различных этапах урока.

УСЛОВНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ: «Л» - личностные, «К» - коммуникативный, «П» - познавательный, «Р» - регулятивный.

Этапы урока

СУД

УУД

Организационный момент.

-быстрое включение учащихся в деловой ритм;

 -организация внимания всех учащихся. 

- внутренняя позиция школьника (Л);

- планирование учебного сотрудничества (К)

-целеполагание

Актуализация базовых знаний.

(решение знакомой задачи)

-графическая интерпретация функции;

-чтение графиков функций;

-знание особенностей графиков обратных функций;

  1. выбор оснований и критериев для  классификации объектов;

- использование математической терминологии.

- самоопределение (Л);

-смыслообразование(Л);

- учебно-познавательная мотивация (Л);

- мотивационная основа учебной деятельности (Л);

- эмпатия (Л);

- анализ, синтез, сравнение, обобщение, сериация, классификация, аналогия (П);

- структурирование знаний (П);

- использование знаково-символических средств (П);

- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме, (П);

- построение логической цепи рассуждений (П);

- достаточно полное и точное выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации (К);

- развитие этических чувств и регуляторов морального поведения (Л);

- постановка учебной задачи в сотрудничестве с учителем (Р);

- формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К);

- учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций (К);

- волевая саморегуляция (Р)

Закрепление изученного материала через практику

(решение модифицированной задачи)

-преобразование  графиков функций с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;

 -чтение графиков функций;

-моделирование;

  1. выделение  существенных и несущественных признаков в ходе анализа графиков;

- подведение под понятие (П);

- использование знаково-символических средств (П);

-    анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, сериация, классификация (П);

Упражнения на нахождение обратной функции и решение нестандартных задач по теме.

(решение незнакомой задачи)

-выбор оптимального варианта решения незнакомой задачи, который фиксируется в языке вербально и знаково;

-формализация;

-моделирование

-использование графических  образов для решения задачи;

-планирование хода решения задачи;

-выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;

- упорядочивание заданных чисел;

-доказательство;

-формализация;

-сравнение объектов: находить общее и различие, группировать предметы, объекты на основе существенных признаков.

- учебно-познавательный интерес (Л);

- смыслообразование, словообразование (Л);

- эмпатия (Л);

- подведение под понятие (П);

- использование знаково-символических средств (П);

- определение основной и второстепенной информации (П);

- постановка и формулирование проблемы (П);

- учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций (К);

-    анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, сериация, классификация (П);

- волевая саморегуляция (Р);

- выдвижение гипотез и их обоснование (П);

- познавательная инициатива (Р);

- использование знаково-символических средств (П);

- поиск необходимой информации (П);

- моделирование и преобразование моделей разных типов (схемы, знаки и т.д.) (П);

- самостоятельное создание алгоритмов деятельности (П);

- установление причинно-следственных связей, доказательство (П);

- самостоятельное создание способов решения проблем (П);

- формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К);

- достижение договоренностей и согласование общего решения (К);

- разрешение конфликтов на основе учета интересов всех участников (К);

- адекватное использование речевых средств для решения коммуникационных задач (К)

 - познавательная инициатива (Р);

Подведение итогов.

(рефлексия, самостоятельная работа, выводы)

-знание математических понятий по теме урока;

-умение делать выводы;

-самостоятельное  выполнение  заданий нового типа, осуществление  их самопроверки, пошаговое  сравнение  с эталоном, выявление и корректировка  возможных ошибок.

- рефлексия способов и условий действия (П);

- анализ, сравнение, классификация (П);

- самостоятельный учет выделенных ориентиров действия в новом учебном материале (Р);

- использование знаково-символических средств (П);

- волевая саморегуляция (Р);

- использование общих приемов решения задач (П);

- осуществление самоконтроля по результату и по способу действия (Р);

- самостоятельная адекватная оценка правильности результатов действия, внесение необходимых корректив (Р);

- подведение под понятие (П);

- использование знаково-символических средств (П);

- выбор наиболее эффективных способов решения задач (П);

- использование общих приемов решения задач (П);

- подведение под понятие (П);

Ход урока

I. Организационный момент:

– приветствие класса;

– проверить готовность класса к уроку;

– сообщить тему урока и цели.

II. Актуализация базовых знаний.

Фронтальный опрос.

1. Дать определение арксинуса, назвать область определения и значений функции, схематично изобразить на доске график.

2. Дать определение арккосинуса, назвать область определения и значений функции, схематично изобразить на доске график.

3. Какими свойствами они обладают?

III. Закрепление изученного материала через практику (учащиеся работают у доски).

Искомый график y = arcsin (sin |x–/4|) получается из него сдвигом на /4 вправо вдоль оси абсцисс (изображен сплошной линией на рис.1 ).

Рис. 1

IV. Упражнения на нахождение обратной функции и решение нестандартных задач по теме

Найти обратную функцию f –1 к функции f(x) = sin x, если а) D(f)= ; б) D(f)= .

Решение:

В обоих этих случаях функция f осуществляет взаимно однозначное соответствие между D(f) и E(f) =. Значит, обратная функция существует. В случае а) D (f -1) = ; E (f -1)= . Для явной записи обратной функции решим уравнение sin x=у при условии . Так как arcsin у = =arcsin (sin x) = π–x (см. рис. 14), то х = π–arcsin у. Итак, в случае а) обратная функция (после обозначения аргумента ее через х, а самой обратной функции через у) задается формулой у = π–arcsin х.

В случае б), когда х, arcsin у = arcsin (sin x) = х-2π (см. рис. 14), т.е. х = 2π+arcsin у. Обратная функция задается формулой у = 2π + arc – sin х [19].

2) Найти обратную функцию к следующим функциям:

а) y=sin x на ; б) y=sin x на ; в) y=cos x на .

Решение:

а) Функция y = sin x осуществляет взаимно однозначное соответствие между D(f)=  и E(f)= . Значит, обратная функция существует. Для явной записи обратной функции решим уравнение sin x=y при условии . Так как на этом отрезке arcsin (sin x) = 5 – x, то arcsin y= =arcsin (sin x) = 5–x, откуда y = 5–arcsin x (явная запись обратной функции).

б) Аналогично примеру а), arcsin y = arcsin (sin x) = ––x, откуда y = –– arcsin x.

в) Аналогично примеру а), arccos y = arccos (cos x) = 4 +x, откуда x= =arccos y – 4. Переобозначая х и у, имеем у = arccos х –4.

3) Сравнить числа  и .

Решение:

Заметим, что  и .

Углы близки. Попробуем вычислить значения тригонометрических функций упятеренного аргумента, так как значения их для  известны. При этом . Удобнее вычислить , т. к. его значения по разные стороны от  имеют разные знаки.

 3-ей четверти, а потому

.

Ответ:  [17].

4) Сравнить числа  и .

Решение:

I способ

Найдем , так как с  вычислять труднее.

.

II способ

Заметим, что .

Часть угла  (рис. 2), который обозначим как угол АОВ, расположена в четвертой, часть – в первой четвертях. Найдем синус этого угла, тогда будет ясно, в какой именно четверти находится угол . Обозначим  и вычислим sin 5x.


Рис. 2

sin 5x = sin 4x. cos x + sin x. cos 4x= 2cos 2x. 2 sin x. cos x +sin x. (2cos2 2x –1)= =   ==

Ответ: .

V. Подведение итогов.

Итак, давайте вспомним, что сегодня мы сделали (учитель с помощью учащихся):

– научились строить различные графики, содержащие обратные тригонометрические функции, сравнивать числа и аркфункции, находить вид функции, обратной к тригонометрической;

– приобрели опыт решения примеров и построения графиков.

В завершении урока проверка усвоенных знаний, предложив самостоятельную работу, где будут представлены один – два примера (из заданий для самостоятельной работы).

        

Источники:

  1. http://ru.math.wikia.com/wiki/
  2. http://www.mathematics.ru/courses/function/content/chapter2/section3/paragraph4/theory.html
  3. Алгебра и начала анализа: учеб. Для 10-11 кл. общеобр. учреждений/ Ш.А. Алимов, Просвещение, 2009.-384 с.
  4. За страницами учебника математики/С.А Литвинова, Л.В. Куликова.- 2-е изд.,дополнительное.М.: Глобус, Волгоград: Панорама,2008.-176с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выпускная работа "Обратные тригонометрические функции. Задачи, содержащие обратные тригонометрические функции"

Выпускная работа на тему "Обратные тригонометрические функции. Задачи, содержащие обратные тригонометрические функции" выполнена на курсах повышения квалификации. Содержит краткий теоретический матер...

Презентация к уроку алгебры "Обратные тригонометрические функции"

Презентация составлена к учебнику А.Г. Мордковича Алгебра и начала анализа 10 класс. Профильный уровень....

Разработка урока по алгебре и началам анализа в 10 классе по теме" Решение уравнений, содержащих обратные тригонометрические функции"

В основу урока  положена модульная педагогическая технология, главным отличием которой является планирование совместной деятельности ученика и учителя.Данный урок 7-8 в системе уроков по теме «Об...

Урок алгебры «Ограниченность тригонометрических функций в уравнениях и неравенствах с параметром» 10 класс

Цели урока:-сформировать понятие об ограниченности синуса и косинуса как о свойстве, дающем возможность перехода к исследованию новой функции на отрезке;-актуализировать знания о методах решения задач...

Конспект урока по алгебре и началам анализа по теме «Методы решения уравнений и неравенств, содержащих обратные тригонометрические функции»

Урок алгебры и начала анализа в 10 классе .  Цель урока: рассмотреть способы решения уравнений и неравенств, содержащих обратные тригонометрические функции и способствовать выработке навыков...

Разработка урока алгебры по теме "Функция y=k/x b, её график и свойства"

Разработка урока алгебры по теме "Функция y=k/x b, её график и свойства"...