План урока алгебры и начал анализа, 10-11 класс, по теме "Решение уравнений , содержащих обратные тригонометрические функции"
план-конспект занятия по алгебре (10, 11 класс)

Материал полезен при подготовке к ЕГЭ по математике

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конструирование урока математики

Автор: Мурачева Светлана Ивановна

Место работы, должность: ЧУ ОО СОШ «Росинка», Учитель математики

Регион: Москва

Предмет: Математика (алгебра и начала анализа)

Класс: 10

Тема урока: Решение уравнений, содержащих обратные тригонометрические функции.

Вид урока: урок общеметодологической направленности.

Деятельностная цель: формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к конструированию и систематизации методов решения уравнений, содержащих обратные тригонометрические функции, формирование способности у учащихся к новому способу действия, связанного с построением структуры решения уравнений на основе свойств обратных тригонометрических функций.

Содержательная цель: построение деятельностных норм и выявление теоретических основ решения уравнений, содержащих обратные тригонометрические функции, построение методов, связывающих изученные понятия в единую систему.

Задачи урока: расширение понятийной базы по учебному предмету за счет включения в нее новых элементов, в частности, классификации методов решения уравнений данного типа.

Предметный результат: учащиеся научатся применять свойства обратных тригонометрических функций к решению уравнений, получат возможность учиться выбирать способы решения на основе анализа теоретических обоснований.

Развивающие цели: развивать умения анализировать, сравнивать, обобщать, систематизировать.

Метапредметный результат:

общеучебные: самостоятельное выделение познавательной цели, поиск и выделение информации, составление алгоритма решения уравнений;

регулятивные: сравнивать свое решение с эталоном, осуществлять самоанализ успешности участия в учебном процессе, вносить необходимые коррективы в действия с учетом сделанных ошибок;

коммуникативные: участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формировать и аргументировать свое мнение, сотрудничать в работе с одноклассниками, развивать свою речь;

личностные: осознание учащимися практической и личностной значимости результатов обучения, проявление интереса к изучаемому предмету.

Методы обучения: деятельностный, проблемный, поисковый, наглядный.

Форма организации познавательной деятельности: фронтальная, групповая (парная), индивидуальная.

Средства обучения: компьютер, проектор, экран, учебник, карточки для индивидуальной работы, оценочные листы.

План урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Время (мин)

1

Самоопределение к учебной деятельности

Организационный момент (включение в деловой ритм)

Планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками

2

2

Актуализация опорных знаний и фиксация затруднений деятельности

Учитель предлагает заполнить две карточки, выявляет уровень теоретических знаний (карточка №1 и №2)

Выполняют задания, сравнивают ответы с изображением на экране, заносят результат в оценочный лист с предложениями и критериями

5мин

3

Постановка учебной задачи

Обеспечение мотивации учения детьми, принятия ими целей урока.

Активизирует знания учащихся с помощью текста (текст приложение №3)

Воспроизведение знаний и способов действий необходимых и достаточных для открытия новых знаний, выполнения теста в парах, взаимопроверка.

5 мин

4

Классификация методов решения уравнений, содержащих обратные тригонометрические функции.

Предлагает таблицу классификации методов решения уравнений с экрана и  перечень уравнений 1-16.

Создает проблемную ситуацию.

Учащиеся кратко озвучивают сущность метода и находят уравнение, которое может быть решено с помощью этого метода, мотивируя соответствие.

5мин

5

Этап выявления места и причины затруднения.

Организует учащихся для исследования проблемной ситуации (таблицы в приложении №4 и №5)

Определяют и озвучивают проблему, формулируют познавательную цель и тему урока.

2мин

6

Построение проекта выхода из затруднения.

Организует и устанавливает осознанность восприятия.

Решают типовые задания с проговариванием алгоритма в слух.

10мин

7

Первичное закрепление знаний.

Самостоятельная работа с проверкой по эталону.

Обеспечение закрепления в памяти детей знаний и способов действий, которые им необходимы для самостоятельной работы по новому материалу (приложение №5)

Самостоятельная работа или в парах ( по выбору учащихся).

Самопроверка или взаимопроверка в сравнении с эталоном.

12мин

8

Рефлексия деятельности

Оценивает работу учащихся в течение всего урока. Суммируя балы оценочного листа.

Учащиеся осознают и оценивают уровень и качество усвоения нового материала

2мин

Домашнее задание, итог урока.

Карточка №6.

Дает домашнее задание:

1 уровень: задания репродуктивного характера – решить уравнения №17; 18;11.

2 уровень: задания поискового плана – подобрать 3 уравнения, решаемые методами 1-4 и решить их.

3 уровень: составить тест, аналогичный тесту №2 по теме: «Решение уравнений, содержащих обратные тригонометрические функции.

Подводят итог своей деятельности, выполняя работу по карточке №6. Домашнее задание по выбору учащихся. Учащийся сам определяет свой уровень.

Анализ урока

(с точки зрения формирования универсальных учебных действий – УУД)

Этапы

УУД

I этап

личностные:

Самоопределение, коммуникативные, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

II этап

познавательные

IV этап

логические:

анализ объектов, построение логической цепи рассуждений, выдвижение гипотез и их обоснование;

личностные:

оценивание своих знаний

III этап

регулятивные:

целеполагание

V, VI этапы

познавательные:

формулирование познавательной цели;

логические:

формулирование проблемы и путей выхода из нее

V, VI этапы

регулятивные:

планирование, прогнозирование;

познавательные:

моделирование;

логические:

решение проблемы, выдвижение гипотез и их обоснование;

коммуникативные:

инициативное сотрудничество

VII этап

регулятивные:

контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению;

личностные:

самоопределение

VIII  этап

познавательные:

умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения уравнений, рефлексия способов и условий действий

Заключение: основной результат, достигнутый на уроке – развитие личности ребенка на основе универсальных учебных действий, Принцип организации диалога на уроке, осуществление дифференцированного обучения, повышение мотивации и интереса к учению обучающихся позволило помочь ребенку эффективно освоит новую тему и осознать необходимость изучения методов решения уравнений, содержащих обратные тригонометрические функции.

Приложения

Приложение №2

Свойства обратных тригонометрических функций, вытекающих из их определений

        X=

        X=

Приложение №1

Определение обратных тригонометрических функций

Характеристика

α= arcsinx

α=arccosx

α=arctgx

α=arcctgx

Определение

sin α=x

cos α=x

tg α=x

ctg α=x

Область определения

Множество значений

α

α

α

α  (0;π)

Основные соотношения между обратными тригонометрическими функциями: приложение 2

arcsinx = -arcsin(-x)=  – arcos x= arctg();

arccosx = π – arcos (-x)=  – arcsin x= arcctg();

arctgx = -arctg(-x) =  – arcctg x= arcsin();

arcctgx = π – arcctg(-x) =  – arctg x= arccos();

Приложение (карточка №3)

Заполните пропуски в тождествах.

1.

2.

   

3.  

4.

5.

6.

Приложение (карточка №6)

Вариант 1

Найдите пары: «Уравнение – его решение».

                          Решения

Уравнения

а

б

в

г

д

-1

1

-1≤x≤1

1

arccos x =

2

sin(arcsin x + arcos x)=1

3

arccos x = – (x – 1)2

4

arctg x = –

5

arcsin x = –  –

Вариант 2

Найдите пары: «Уравнение – его решение».

                          Решения

Уравнения

а

б

в

г

д

-1

1

x

1

arcsin x =-

2

sin(arcsin  + arcos )=0

3

arccos x = π + (x + 1)6

4

arctg x = –+x2

5

arcsin x =   +

Приложение (карточка №4)

        

Приложение (карточка №5)

Решить уравнения

Уравнения

1

2

3

=

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

=  Ответ:  

18

  Ответ:

19

  Ответ:0

Литература

  1. Литвиненко В.Н., Мордкович А.Г. Практикум по элементарной математике: Алгебра. Тригонометрия: Учебное пособие для студентов физико-математических спец. Педагогических институтов.- М.: Просвещение, 1991.-352с.
  2. Макарычев Ю.Н., Миндюк Н.Г. Дополнительные главы к школьному учебнику. 8-9 кл. – М. : - Прсвещение, 1997г.
  3. Мерзлян А.Г., Полонский В.Б.Ю Рабинович Е.М, Якир М.С. Тригонометрия: Задачник к школьному курсу. – М.: АСТ-Прогресс: Магистр – S, 1998-656с.
  4. Курс лекций «Уравнения и неравенства в школьном курсе математики» автор Чулков Павел Викторович, 2016г.

Конспект урока математики по теме «Решение уравнений, содержащих обратные тригонометрические функции», 10 класс

Цели и задачи (см. конструирование урока…)

Ход урока:

  1. Этап: организационный
  2. Этап: актуализация опорных знаний:
  1. Повторить свойства обратных тригонометрических функций репродуктивно, на первом уровне, проверить по эталону на экране (приложение 1,2) и (21) основные соотношения между обратными тригонометрическими функциями.
  2. Заполнить пропуски в тождествах (репродуктивный метод на втором уровне) по карточке (приложение 3), взаимопроверка в парах.
  1. Этап: постановка учебной задачи, мотивация, создание проблемной ситуации: вывести на экран приложения №4 и №5. Проблемная ситуация: Возможно ли провести классификацию уравнений по методам решений? Рядом с каждым методом (1-4) указать номер уравнения, которое можно решить данным методом (работа в парах). Возникли затруднения. Обсуждение при проверке. В результате выполнения задания появилась схема и сформирован понятийный аппарат сущности каждого метода:
  1. Уравнения 9, 10, 11 решаются на основе условия равенства разноименных обратных тригонометрических функций. Метод основан на том, что левая и правая части этих уравнений являются разноименными обратными тригонометрическими тождествами (приложение 21)
  2. Задания №3,13 решаются на основе монотонности функций.

Вопрос: В каких случаях применяется метод обращения к монотонности функций? Ответ: Если уравнение имеет в одной части функцию монотонную, а в другой- постоянную, то уравнение имеет не более одного корня. Или: одна часть уравнения представляет собой возрастающую, а другая – убывающую функцию, уравнение не может иметь более одного корня.

Самый распространенный их этих методов – метод замены переменной. Если замена  не очевидна, выполнить нужно некоторые равносильные преобразования. Этим методом решаем уравнения №12, 16,14. Решение уравнений №9, 12 – с комментариями. 

Самостоятельная работа.

1 вариант                                          2 вариант

№1, №6                                             №4,№5

Самопроверка по эталону;

Итог урока: заполнить приложение карточка №6

Ответы к уравнениям (карточка№5):

№1:(0;2),

№3: 1,5

№4:(1;0)

№5: 7

№6: -

№9: 1

№10: ,

№11:1

№13:

4) Метод использования свойства ограниченности функции:

Если функции f(x) и q(x), таковы, что для всех х выполняется неравенство f(x)≤c и q(x)≤d и дано уравнение f(x)+q(x)=c+d, то оно равносильно системе

Примеры решения некоторых уравнений (карточка №5)

№1.  

Так как,   при , то уравнение (1) равносильно системе:

Ответ: (0;2).

№3.

где f(x)== 3- – возрастает при х> 

q(x)=убывает, причем -;

равносильна исходному уравнению и имеет единственное решение x=

Ответ:1.5

№4

arccos(x+y) + arccos(x – y)=0

Так как arcos(x+y)≥0 при (x+y)≤1 и arcos(x – y)≥1, то уравнение равносильно системе:

               

Ответ: (1;0)

№5

arcsin(x2– 6x – 8) + arcsin(15 – 2x) = 0

arcsin(x2– 6x – 8) = – arcsin(15 – 2x)

arcsin(x2– 6x – 8) = arcsin(2x – 15)

                 x=7.

Ответ: 7.

№6

arccos(4x2 – 3x +2) + arcos(3x2 – 8x –4) = π

arccos(4x2 – 3x +2) = π – arcos(3x2 – 8x –4)

arccos(4x2 – 3x +2) = arcos(–3x2 – 8x –4)

   

          x= –

Ответ: –

№17

arcsin2x + arcsinx =

ОДЗ:         0 < x ≤

Пусть arcsin2x=α, а arcsin x = β, тогда при 0 < x ≤  выполняются неравенства

         0 < α ≤

     +  0 < β ≤

        ________

         0 < α + β <

При этих условиях

sinα = 2x

cosα =  

sinβ = x, cosβ =

Т.к. y=cosα убывает на (0; π), то на нем – этом промежутке – исходное уравнение равносильно на ОДЗ:

Cos(arcsin2x + arcsinx) = cos, т.е.

,

но ≥0, значит, уравнение равносильно уравнению:

4x4 – 5x2 +1 = (+2x2)2

4x4 – 5x2 + 1=  + 2x2 + 4x4

x2 =

Ответ:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект и презентация к уроку алгебры и начала анализа в 10 классе по теме "Тригонометрические функции и их свойства"

Тип урока: урок-смотр знаний.В начале урока организовано повторение небольшого блока теоретического материала, на следующем этапе проводится графический диктант и самостоятельная работа,завершается ур...

Урок алгебры и начала анализа в 10 классе по теме "Тригонометрические уравнения"

Обобщающий урок по теме "Тригонометрические уравнения" в 10 классе физико-математического профиля...

Урок алгебры и начала анализа в 10 классе на тему "Решение тригонометрических уравнений"

Разработка данного уроа содержит онспет урока и презентацию....

Свойства и графики тригонометрических функций. Разработка урока алгебры и начала анализа в 10 классе.

Алгебра и начала анализа. 10-11 класс. Учебник. Мордкович.Цель урока: систематизировать знания по теме «Свойства и графики тригонометрических функций у=sin(x), у=cos(x)». Написать контрольную работу....

Урок алгебры и начала анализа в 12 классе по теме " Определение показательной функции, ее свойства и график"

цели: образовательные: обеспечитьусвоение учащимися знаний о показательной функции,ее свойствах.развивающие: развитие умений сравнивать , обобщать,правильно формулировать и излагать мысли,развити...

Методическая разработка урока алгебры и начала анализа в 11 классе "Исследование функций. Чтение графика"

Презентация к уроку на тему: Исследование функций. Чтение графика. Программа: государственная базовая "Алгебра и начала математического анализа - 11". Автор учебника Ш.А. Алимов и др., 2010г...