Интегрированный урок по математике для 5 класса по теме: "Умножение и деление натуральных чисел в сказке".
план-конспект урока (алгебра, 5 класс) по теме

Занятие в 5 СКК классе.

Тема урока:  Умножение и деление натуральных чисел в сказке

Методическое обоснование темы: Тема «Умножение и деление натуральных чисел» обеспечивает преемственность начальной и средней школы. Рассмотрение данной темы в среднем звене обеспечивает пропедевтику некоторых тем курса: работа с многочленами, арифметические действия с десятичными дробями, решение алгебраических и геометрических задач и т.д. Для пятиклассников урок со сказочным сюжетом позволяет развивать положительную мотивацию к учению, активизировать их познавательную деятельность, повышать интерес к предмету, усиливать эмоциональное восприятие детей. Сказочная форма позволяет удачно ввести ребят в мир математики. 

Предварительная подготовка: 5 специальный коррекционный класс, состоящий из обучающихся с ограниченными возможностями слуха и речи. Каждый учащийся занимает место за индивидуальной партой, в соответствии с его рабочим расстоянием. До начала урока ребята сдают, полученное на предыдущем занятии, домашнее задание в форме карточки с заданиями.

Цель урока: обобщение и систематизация знаний по теме «Умножение и деление натуральных чисел».

Тип урока: урок применения знаний, умений и навыков.

Форма урока: урок – сказка. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_v_5_d_v_skazke.docx45.93 КБ

Предварительный просмотр:

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 18

Г. НЕРЮНГРИ РЕСПУБЛИКА САХА (ЯКУТИЯ)

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК ПО ТЕМЕ

 «УМНОЖЕНИЕ И ДЕЛЕНИЕ НАТУРАЛЬНЫХ ЧИСЕЛ В СКАЗКЕ»

Урок математики в 5 «Д» классе

учитель Галабиева Лилия Илсуровна

Нерюнгри 2012

Занятие в 5 СКК классе.

Тема урока:  Умножение и деление натуральных чисел в сказке

Методическое обоснование темы: Тема «Умножение и деление натуральных чисел» обеспечивает преемственность начальной и средней школы. Рассмотрение данной темы в среднем звене обеспечивает пропедевтику некоторых тем курса: работа с многочленами, арифметические действия с десятичными дробями, решение алгебраических и геометрических задач и т.д. Для пятиклассников урок со сказочным сюжетом позволяет развивать положительную мотивацию к учению, активизировать их познавательную деятельность, повышать интерес к предмету, усиливать эмоциональное восприятие детей. Сказочная форма позволяет удачно ввести ребят в мир математики.  

Предварительная подготовка: 5 специальный коррекционный класс в составе семи человек, состоящий из обучающихся с ограниченными возможностями слуха и речи. Каждый учащийся занимает место за индивидуальной партой, в соответствии с его рабочим расстоянием. До начала урока ребята сдают, полученное на предыдущем занятии, домашнее задание в форме карточки с заданиями.

Цель урока: обобщение и систематизация знаний по теме «Умножение и деление натуральных чисел».

Тип урока: урок применения знаний, умений и навыков.

Форма урока: урок – сказка.

Вид контроля: фронтальный опрос в форме беседы (устный счет), выполнение вычислений при решении примеров и решении уравнений, индивидуальная работа (домашнее задание).

Форма организации познавательной деятельности учащихся фронтальная, подразумевающая под собой одновременное выполнение общих заданий всеми учениками класса для достижения ими общей познавательной задачи.

Цели урока:

Образовательная: систематизация и обобщение знаний учащихся по теме                            «Умножение и деление натуральных чисел»; применение свойств умножения и деления для решения задач и уравнений.

Развивающая: развитие логического мышления, сознательного восприятия учебного материала, внимания и памяти; развитие грамотной речи учащихся, обогащение и                             усложнение ее, развитие выразительности свойств языка;                                                                 пополнение словарного запаса учащихся; развитие сенсорной сферы (точности и тонкости различения звуков, оттенков речи).

Воспитательная: воспитание познавательного интереса, внимательности, самоконтроля; воспитание точности, корректности, логичности в мышлении; воспитание интереса к обучению.

Коррекционная: коррекция направленности и устойчивости внимания; коррекция качества сформированности  параметров математической речи учащихся.

Образовательные задачи: повторение основных понятий по теме, формирование умения выделять главное, умение планировать и контролировать ход своих действий при решении уравнений.

Развивающие задачи: развитие логического мышления и математической речи в ходе устных ответов и объяснений решения уравнений, продолжение работы над формированием вычислительных навыков, расширение кругозора учащихся, развитие сенсорной сферы через умение воспринимать устную речь, развитие эмоциональной сферы в ходе представления результатов самостоятельной деятельности.

Воспитательные задачи: воспитание умения работать в коллективе, умения слушать другого, воспринимать речь собеседника и педагога, стремление добиваться наилучших результатов.

Направления коррекционной работы с детьми на уроке:

а) осуществление индивидуального подхода к детям;

б) предотвращение наступления утомляемости;

в) использование методов, с помощью которых можно максимально активизировать познавательную деятельность обучающихся;

г) проявление педагогического такта. Важно подмечать и поощрять успехи детей, помогать каждому ребенку, развивать в нем веру в собственные силы и возможности;

д) использование упражнений с конкретными примерами.

Методы работы: слухо – зрительная работа при закреплении материала в ходе выполнения специально подобранной системы упражнений; расширение слухового поля на расстоянии; работа над вариативностью ответов по теме; работа над связной речью.

Средства обучения: компьютер, проектор, презентация к уроку, книга П.П.Ершова «Конек – горбунок», доска, мел, карточки с заданиями.

Ход урока

Презентация

1. Организационный этап

Учитель : - Здравствуйте, ребята, присаживайтесь, пожалуйста.

                  - Все готовы к уроку, молодцы!

                  - Ребята, вы справились с домашним заданием, все выполнили ?

                  - Хорошо.

                  - Скажите, пожалуйста, какой сегодня день недели?

                  - Какое число мне надо записать на доске?

Учитель: Ребята, сегодня на уроке мы повторим тему: «Умножение и деление натуральных чисел».  Мы закрепим с вами словарь по теме урока, выполним устный счет, решим примеры и уравнения, подведем итоги.

2. Этап подготовки учащихся к активному закреплению знаний

Словарь. Повторение необходимых терминов, изученных по теме «Умножение и деление натуральных чисел» (на доске представлен словарь по теме урока):

  • 1) Множитель
  • 2) Произведение
  • 3) Делимое
  • 4) Делитель
  • 5) Частное
  • 6) Действие
  • 7) Вычислить
  • 8) Упростить
  • 9) Уравнение

Учитель: Сначала закрепим словарь по теме. И так, все вместе, ребята, повторим словарь (учитель  показывает  на слово, все вместе произносят вслух).

Учитель: За экраном говорит: «Произведение». Обращаясь к какому-либо ученику, говорит:  повтори.

 Говорит за экраном: «Упростить», что я сказала?

Развитие слухового восприятия:  Учитель стучит за доской три раза, учащийся должен назвать определение под номером 3 (Делимое), стучит 6 раз – учащийся называет определение под номером 6 (Действие).

Ребята, еще раз закрепим наш словарь по теме

.  .  .

.  .  .  .  .  .  и так далее.

Учитель: Ребята, что мы с вами сейчас выполнили ?

Ученик: Сейчас мы повторили словарь.

Учитель: Да, верно.

                                 Ребята, послушайте внимательно что я вам скажу…

                                                      Слетелись птицы с моря,
                                                     Садились у нас на заборе.
                                                     Пели птицы
                                                     Сказывали птицы
                                                     Были да небылицы
                                                     Одну я переняла
                                                     Да вам привезла.

Сегодня у нас необычный урок. Урок-сказка. С помощью сказки мы будем выполнять действия с натуральными числами.

3. Входной контроль

 (Слад 1. Презентация)  Учитель  говорит:

                                                       За горами, за лесами,
                                                      За широкими морями,
                                                      Против неба на земле
                                                      Жил старик в одном селе.
                                                      У старинушки три сына:
                                                      Старший умный был детина,
                                                      Средний сын и так и сяк,
                                                      Младший вовсе был дурак.
                                                      Братья сеяли пшеницу,
                                                      Да возили в град столицу:
                                                      Знать столица та была
                                                      Недалече от села.

- О какой сказке идет речь? Кто знает?

Ученик  отвечает:

Это сказка Конек - горбунок.
Там пшеницу продавали
Деньги счетом принимали
Устно много там считали
Возвращались все домой.

Учитель: Правильно – это сказка «Конек Горбунок», с которой мы с вами познакомились на классном часе. А что означают слова «устно много там считали»?

Ученик отвечает: Думали и считали в уме, не писали на листочке.

Учитель: И мы умеем считать в уме.

Устный счет. (Слад 2 )

 

Учитель: Что мы повторили ?

Ученик  отвечает: Мы повторили действия.

Учитель: Какие действия, Люба ?

Ученик  отвечает:  Сложение, вычитание, умножение, деление.

4. Знания, умения, навыки

Ученик  говорит:

                                              В долгом времени аль вскоре
                                             Приключилося им горе
                                             Кто-то в поле стал ходить
                                             И пшеницу шевелить.

Кто же это?

Задание 1 (Вычисления).  (Слайд 4). Чтобы узнать, нам надо решить примеры и по ответам найти нужные  буквы в таблице. (Выходят к доске и быстро решают. Получают ответ, говорят быстро учителю букву и садятся за парту. Учитель составляет слово – Кто же шевелил в поле пшеницу?

       1 ученик решает: 1)  22х308

2 ученик решает:  2)  17472:84

3 ученик решает:  3)  52500:375

4 ученик решает:  4)  263х82

5 ученик решает:  5)  204764:103

6 ученик решает:  6)  17х210

7 ученик решает:  7)  27323:89

8 ученик решает:  8)  205х409

Таблица ответов

т

у

а

ц

ж

и

п

б

а

р

1988

1516

208

307

6776

3570

21566

405

83845

140

Ученик  отвечает: Жар-птица. (Слайд 5)

Учитель: Что мы  закрепили, ребята ?

Ученик  отвечает: Таблицу умножения, мы умножали и делили.

1 ученик  говорит:

Вот Иван к царю явился,
Поклонился, подбодрился,
Крякнул дважды и спросил

2 ученик  сердито говорит:
А пошто меня будил?

3 ученик говорит:
Царь прищурясь глазом левым,
Закричал к нему со гневом
Приподнявшисья:

4 ученик  громко, ударив по столу:

 “Молчать!”
Ты мне должен отвечать.

Задание 2 (Решение задачи). (Слайд 6)

Учитель: Ответим царю, ребята. Решим задачу:

В двух карманах у боярина лежат орехи. Всего 140 штук, причем в правом кармане в 6 раз больше, чем в левом. Сколько орехов лежит у боярина в левом кармане.

  • Что неизвестно? ( 1 ученик: Неизвестно сколько орехов в левом и в правом кармане).
  • Буквой икс что обозначим ? ( 2 ученик: Сколько орехов в левом кармане.)
  • А в правом кармане сколько орехов будет ( 3 ученик: В 6 раз больше.)
  • Как это записать? ( 4 ученик: Шесть умножить на икс)
  • Какое уравнение получим? (5 ученик: x + 6x = 140)
  • Что запишем дальше? ( 6 ученик: 7x= 140

                                                                х= 140 : 7

                                                                х = 20

  • Что мы нашли ? ( ученик: 20 орехов в левом кармане.)
  • Мы решили задачу? ( Все вместе: Да!)

1 ученик  говорит:

Вот Иван к царю идет,
2 ученик говорит:
Надо, царь, мне два корыта
Белоярова пшена
Да упростить выраженье
И найти его значенье.

Задание 3. (Слайд 7) Упростить выражение.

Что значит упростить выражение?(ученик отвечает)

(Решить, записать по простому, не сложно).

(Ученик: Сначала считаем буквы с цифрами, потом цифры без букв.)

Учитель  говорит:   Поможем Ивану упростить выражение 356+41а-30а и найти его значение при а=20

Ученик  говорит: 

Тут конек на хвост вбегает
К перьям близко прилегает
И что мочи есть кричит

Ученик  громко:
Чудо-юдо рыба-кит!
Оттого тебе мученья
Вот реши три уравненья.

Задание 4. (Слайд 8) . Решить уравнение. (Три ученика решают у доски, остальные четыре ученика решают на листочках.)

Ученик  решает  А) 2х+7х=144

                               9x = 144

                               X = 144 : 9

                               X= 16

                               Ответ:  X= 16

Я нашел (нашла) множитель.

Ученик  решает: Б) 16а-8а+16=168

                                (16 – 8) a = 168 -16

                                8 a = 152

                                a = 152 : 8 (выполняет деление уголком)

                                a = 19

                                Ответ:  a = 19

Я нашла (нашел)  множитель.

Ученик  решает: В) 300:(43-а)=15

                                  43 – a = 300 : 15 (выполняет деление уголком)

                                  43 – a = 20

                                  a = 43 – 20

                                  a = 23

                                 Ответ:  a = 23

Я нашел (нашла) вычитаемое.

Учитель:  Что мы выполнили?

Ученик отвечает:  Мы решили уравнения.

5. Заключительный этап      

1 ученик  говорит:

Царь девица тут встает
Знак к молчанью подает,
Покрывало поднимает
И к прислужникам вещает:

2 ученик  говорит:
Царь велел вам долго жить
Математику любить.
Я хочу царицей быть
Люба ль я вам? Отвечайте
Если люба то признайте
Володетелем всего
И супруга моего!

Учитель  говорит:
Тут царица замолчала,
На Ивана показала  
И про автора сказала:

3 ученик  встает и говорит :

Эту сказку написал Петр Павлович Ершов в 19 лет, когда учился в городе Санкт Петербург в университете

4 ученик встает и говорит:

Ершов был  великим поэтом.

5 ученик встает и  говорит:

Сказка Ершова – очень красивое произведение.

Учитель  говорит:

 Скачет и скачет горбунок в сказке Ершова от одного поколения к другому, и веселый стук его копыт прозвучит еще для многих ребят и взрослых.

6. Подведение итогов. Выставление оценок.

7. Домашнее задание: Решить задания по карточке:

 Вариант 1

Вариант 2

1. Вычислите

28 × 3245            2666 : 43

187 × 408            16632 : 54

34 × 2365            2028 : 39

279 × 306            19 536 : 48

2. Найдите значение выражения

( 4783 + 2741 ) : ( 367 – 158 )

( 2384 + 2692 ): ( 303 – 195 )

3. Найдите значения выражений наиболее удобным способом

25 × 98 × 4

2 × 59 × 50

4 × 86 × 25

8 × 39 × 125

4. Решить задачу

   Из 830 г шерсти связали 4 варежки и шарф. На шарф пошло 350 г. шерсти. Сколько шерсти пошло на каждую варежку?

5. Решите уравнения

х × 43 = 731

2369 : ( x + 76 ) = 23

х : 37 = 703

2575 : ( 202 – x ) = 25