Методическая разработка по математике ( 5 класс) по теме : "Умножение десятичных дробей на натуральные числа" ( к учебнику Н.Я.Виленкина)
план-конспект урока по алгебре (5 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Тема урока «Умножение десятичных дробей на натуральные числа» (5 класс, математика)
Авторы: Гальцова Ирина Петровна, учитель математики МБОУ «СОШ № 5» г. Обнинск
Цели (задачи) урока
Формировать умения выполнять умножение десятичных дробей на натуральное число. Совершенствовать умение при выполнении действия сложения, вычитания и умножения. Способствовать развитию математической речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления.
Воспитывать культуру поведения при фронтальной и индивидуальной работе, формирование положительной мотивации. способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
- Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение. - Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им. - Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. | Результаты урока Предметные Уметь выполнять умножение десятичных дробей на натуральное число. Метапредметные Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение(Регулятивные УУД). Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им (Коммуникативные УУД). Уметь ориентироваться в своей системе знаний :отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД). Личностные Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности. |
Тип урока, педагогическая технология изучение нового материала; По источникам знаний: словесные, наглядные; По степени взаимодействия учитель-ученик: эвристическая беседа; Относительно дидактических задач: подготовка к восприятию; Относительно характера познавательной деятельности: репродуктивный, частично-поисковый. | Оборудование урока Доска, мультимедиа проектор, компьютер, презентация «Деление десятичных дробей на натуральные числа», карточки, рабочие листы, рабочая тетрадь, физкультминутка, алгоритм самооценки. Учебник: Математика. 5 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений /Н.Я.Виленкин и др. – 22-е изд., стер. – М.: Мнемозина, 2009. – 280 с.. |
Опорные понятия, термины Натуральные числа, десятичные дроби, периметр, сумма, произведение. | Новые понятия и связи между ними произведение десятичной дроби на натуральное число |
Контроль, самоконтроль на уроке Фронтальная работа, индивидуальная и самостоятельная работа, взаимопроверка, работа в парах. | Домашнее задание Прочитать п. 34, выучить правило умножения десятичных дробей на натуральные числа стр.204; На «5»: № 1330; 1331; 1332 На «4»: № 1330; 1331 На «3»: № 1330. |
Этап урока | Деятельность и действия учителя | Деятельность и действия ученика (ов) | Используемые методы, приемы, формы | Формируемые УУД | Результат взаимодействия |
1. Мотивация к учебной деятельности. | Организует актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности. Создает положительный настрой на продуктивную работу. -Ребята! Я рада вас видеть сегодня на уроке в хорошем настроении. Посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь, глазками пожелайте товарищу хорошего рабочего настроения. А теперь улыбнитесь друг другу и пожелайте хорошего настроения на уроке. -Я тоже вам желаю сегодня хорошей работы. | Визуальный контроль готовности кабинета и рабочего места к уроку. Включаются во взаимодействие с одноклассниками и с учителем. В паре улыбаются друг другу. -Я желаю тебе, Сережа, хорошего рабочего настроения и т.д. | Взаимное приветствие, контроль присутствующих, проверка готовности кабинета и учащихся к уроку, | Личностные: самоопределение. Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. | Готовность учащихся к обучению. |
2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии. | 1) На доске записаны числа. 12,34; 76; 568; 12; 5,98; 0,136; 578; 98,1; 0,03; 99 . Разбейте их на 2 группы I - натуральные числа; II – десятичные дроби. 2) Восстановите цепочку: (Презентация Слайд 1) | 1) I - натуральные числа: 76; 568; 12; 578; 99 . II – десятичные дроби. 12,34; 5,98; 0,136; 98,1; 0,03; 2) 3 · 5 = 15; 15 · 3 = 45; 45 · 2 = 90; 90 · 3 = 270; 270 · 32= 540; 540 : 5 = 108. | Беседа в ходе фронтальной работы. Постановка задачи. | Регулятивные УУД :Уметь проговаривать последовательность действий на уроке . Познавательные УУД Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую . Коммуникативное УУД Уметь оформлять свои мысли в устной форме . | Уметь анализировать данные. Уметь выполнять арифметические действия. |
3.Целеполагание и мотивация | – Обратите внимание, какое действие наиболее часто встречается в цепочке? - Как вы думаете какая тема нашего урока? -Какие числа кроме десятичных дробей мы вспоминали в начале урока? Поэтому тема нашего урока не просто «Умножение десятичных дробей», а «Умножение десятичных дробей на натуральные числа» - Запишите в тетрадь дату и тему урока. -Какая цель нашего урока, что каждый из вас должен усвоить и чему научиться к концу урока? | -Умножение. -Умножение десятичных дробей. -Натуральные. В тетрадь ученики записывают дату и тему урока. - Изучить правила умножения десятичных дробей на натуральные числа. | Беседа в ходе фронтальной работы. Наблюдение, проблемная ситуация. | Регулятивные УУД : Уметь проговаривать последовательность действий на уроке, принимать решение в проблемной ситуации. . | Уметь сформулировать тему и цель |
4. Усвоение новых знаний и способов усвоения | Перед знакомством с новым материалом детей разделить на 2 группы (дети вытягивают жетоны двух цветов (зелёного и жёлтого) или по вариантам. Даётся задание обеим группам: необходимо найти периметр квадрата со стороной 1,23 дм (зелёный квадрат) – 1 группа, 3,4 дм (жёлтый квадрат)– 2 группа Как найти периметр такого квадрата? Предлагается учащимся его найти способом сложения длин сторон. Записать результаты на доске. 1,23 + 1,23 + 1,23 = 1,23 = 4,92 (дм); 3,4 + 3,4 + 3,4 + 3,4 = 13,6 (дм) А как по-другому можно было найти тот же периметр? Давайте умножим числа, выражающие длины сторон, на 4, не обращая пока внимания на запятые (учащиеся работают на месте) 123 · 4 = 492; 34 · 4 = 136. Теперь сравните ваши ответы с ответами, записанными на доске. Почему запятая стоит именно на этом месте. Объясните. | - Найти сумму длин сторон. В тетрадях: 1,23 + 1,23 + 1,23 = 1,23 = 4,92 (дм); 3,4 + 3,4 + 3,4 + 3,4 = 13,6 (дм) -Умножить длину стороны квадрата на 4 В тетрадях: 123 · 4 = 492; 34 · 4 = 136. -Отличаются только запятой. Делается вывод: чтобы умножить десятичную дробь на натуральное число, надо её умножить на это число, не обращая внимания на запятую. В полученном произведении отделить запятой справа столько цифр, сколько их отделено запятой в десятичной дроби. | Наблюдение, проблемная ситуация работа с текстом (сравнение). | Регулятивные УУД : Уметь проговаривать последовательность действий на уроке; высказывать своё предположение, оценивать правильность выполнения действия. Коммуникативные УУД: Уметь оформлять мысли в устной и письменной форме, учитывать разные мнения, спорить и отстаивать свою позицию Регулятивные УУД: Адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия. | Уметь самостоятельно сформулировать новые понятия. |
5.Первичное закрепление | Организовать усвоение детьми нового способа действий при решении данного класса задач с их проговариванием во внешней речи: фронтально. № 55; №1 (Презентация СЛАЙД 2). Задание выполняется в тетради , проверяя и проговаривая устно цепочкой. Решить упражнение с комментированием у доски – один учащийся, остальные в тетрадях № 1306 а,б,в; 1307. | Выполняют задание самостоятельно в тетради : 1) №55; № 1, самопроверка, проговаривая устно цепочкой; 2) упражнение с комментированием у доски – один учащийся, остальные в тетрадях № 1306 а,б,в; 1307. | Самостоятельная работа, рефлексия. Самоконтроль. | Регулятивные УУД: Уметь проговаривать последовательность действий на уроке. Уметь выполнять работу по предложенному плану. Уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок | Уметь проговаривать последовательность действий на уроке. Уметь выполнять умножение десятичных дробей на натуральные числа. |
6. Релаксация (физминутка). | - Выполним упражнения для улучшения мозгового кровообращения и снятия напряжения с глаз. (Приложение №1 - в конце) | Снять утомление. | |||
7. Организация первичного контроля | Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Презентация (Слайд 3) Называют с помощью учителя место своего затруднения, причину исправляют ошибки. Организует самопроверку по эталону. Организует выявление места и причины затруднений, работу над ошибками | Выполняют самостоятельная работу. Затем работа в парах. Обменяться тетрадями, проверить решение по эталону ( Слайд 3) Называют с помощью учителя место своего затруднения, исправляют ошибки. | Самостоятельная работа, рефлексия, работа в группах, взаимоконтроль. | Регулятивные УУД : Уметь выполнять работу по предложенному плану. Уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок. Личностные УУД: Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности . | Уметь выполнять умножение десятичных дробей на натуральные числа. |
8. Подведение итогов урока. | - Мы переходим к последнему этапу. Подводим итог работы на уроке. Какую цель ставили? Достигли цели ? Почему ? Дать качественную оценку работы класса и отдельных обучаемых. | С помощью учителя проговаривают название следующего этапа. Отвечают на вопросы учителя. | Беседа в ходе фронтальной работы. Фиксирование нового содержания. | Регулятивные УУД : Уметь проговаривать последовательность действий на уроке . Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. Личностные УУД Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности . | Уметь принимать решения, делать выводы, общаться, обращаться за помощью (если нужно). |
9. Информация о домашнем задании | Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. Прочитать п. 34, выучить правило умножения десятичных дробей на натуральные числа стр.204; На «5»: № 1330; 1331; 1332 На «4»: № 1330; 1331 На «3»: № 1330. | Учащиеся получают домашнее задание, записывают. | Беседа в ходе фронтальной работы. | Выбирают задание в соответствии с уровнем развития. | |
10. Рефлексия | Организует рефлексию. – Какую цель вы поставили в начале урока? – Вы достигли цели урока? Что вы использовали для достижения цели? – Что интересного вы заметили при делении десятичных дробей на натуральное число? – Проанализируйте результат своей работы. | Отвечают на вопросы учителя. | Беседа в ходе фронтальной работы. Рефлексия. | Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; Познавательные: рефлексия. | Анализ конкретных результатов обучения: -какие получены достижения; -что было удачным на уроке, а что менее удачным; -объяснение причины своих неудач. |
Р- ?
Р - ?
1,23 дм 3,4 дм
СЛАЙД 2.
№1. Вычислите:
А) 1,6 × 3 = Е) 15,2 × 3 =
Б) 0,24 × 2 = Ж) 0,25 × 8 =
В) 3 × 0,5 = З) 0,23 × 4 =
Г) 2,5 × 4 = И) 3,2 × 5 =
Д) 0,02 × 5 = К) 0,02 × 77 =
СЛАЙД 3.
Самостоятельная работа.
____І___вариант_______________
1) Выполните действия:
а) 8,353 × 7 =
б) 62,32 × 9 =
в) 0,0005 × 54 =
г) (65,51 – 8,367) × 27 =
_____ ІІ___вариант _______________
1) Выполните действия:
а) 5,249 × 9 =
б) 27,43 × 7 =
в) 0,007 × 63 =
г) (45,67 – 5,085) × 23 =
Решение самостоятельной работы.
Самостоятельная работа.
__І___вариант_______________
1) Выполните действия:
а) 8,353 × 7 = 58,471;
б) 62,32 × 9 = 560,88;
в) 0,0005 × 54 = 0,027;
г) (65,51 – 8,367) × 27 = 1542,861
_____ ІІ___вариант ___________
1) Выполните действия:
а) 5,249 × 9 = 47,241
б) 27,43 × 7 = 192,01
в) 0,007 × 63 = 0,441
г) (45,67 – 5,085) × 23 = 933,455
Приложение №1
- Физминутка для улучшения мозгового кровообращения.
- Исходное положение – сидя на стуле. Отвести голову назад и плавно наклонить назад, на счет 1-2, 3-4 – голову наклонить вперед. Повторить 3 раза.
- Исходное положение – сидя, руки на поясе. 1- поворот головы налево, 2 – И.п., 3 поворот головы направо, 4 – И.п. Повторить 3 раза.
- Исходное положение – стоя или сидя, руки на поясе. 1 – махом левую руку занести через правое плечо, голову повернуть налево, 2- И.п., 3 – то же правой рукой, 4 – И.п. Повторить 3 раза.
- Физминутка для снятия напряжения с глаз.
1) Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5.
2) Крепко зажмурить глаза (считать до 3, открыть их и посмотреть вдаль (считать до 5)).
3) Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз.
4) В среднем темпе проделать 3-4 круговых движения глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока математики в 5 классе по теме "Умножение десятичной дроби на натуральное число"
Конспект урока математики в 5 классе...
Презентация к уроку по математике в 5 классе на тему "Умножение десятичных дробей на натуральные числа"
Данная презентация для изучения темы "Умножение десятичных дробей на натуральные чила". В презентации присутствует: 1. Анимация (правило переноса запятой в десятичной дроби); 2. Примеры на повторение...
Презентация к уроку по математике в 5 классе на тему "Умножение десятичных дробей на натуральные числа"
Данная презентация для изучения темы "Умножение десятичных дробей на натуральные чила". В презентации присутствует: 1. Анимация (правило переноса запятой в десятичной дроби); 2. Примеры на повторение...
Презентация к уроку по математике в 5 классе на тему "Умножение десятичных дробей на натуральные числа"
Данная презентация для изучения темы "Умножение десятичных дробей на натуральные чила". В презентации присутствует: 1. Анимация (правило переноса запятой в десятичной дроби); 2. Примеры на повторение...
Разработка урока математики в 5 классе по теме «Умножение десятичных дробей на натуральные числа»
Урок введения нового знания в рамках деятельностного подхода по ФГОС ООО. Используется технология критического мышления. Разработан для УМК «Математика» (авторы: Виленкин Н.Я., Жо...
Разработка урока математики в 5 классе по теме "Умножение десятичных дробей на натуральные числа"
Урок по теме "Умножение десятичных дробей на натуральные числа" по программе Виленкина Н.Я....
Разработка открытого урока математики в 5 классе по теме «Умножение десятичной дроби на натуральное число».
Тема урока«Умножение десятичных дробей на натуральные числа»Тип урока: Учебное занятие по изучению и первичному закреплению новых знаний и способов деятельностиЦель урока:Изучить на у...