Разработка открытого урока математики в 5 классе по теме «Умножение десятичной дроби на натуральное число».
план-конспект урока по математике (5 класс)

Волкова Валентина Витальевна

Тема урока

«Умножение десятичных дробей на натуральные числа»

Тип урока:

 

Учебное занятие по изучению и первичному закреплению новых знаний и способов деятельности

Цель урока:

Изучить на уровне восприятия, осмысления и первичного запоминания правила умножения десятичных дробей на натуральные числа

Задачи урока

                                                                    

 

обучающие

развивающие

воспитательные

Вывести алгоритм умножения десятич. дроби на число.

Развивать умение сравнивать, анализировать, делать выводы.

 

Воспитывать уважительное отношение учащихся друг к другу в процессе коллективной деятельности.

Планируемые образовательные результаты

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Предметные

Метапредметные

Личностные

обучающиеся должны уметь применять правило умножения десятичных дробей на натуральные числа; правила сложения, вычитания десятичных дробей,  правило сравнения десятичных дробей; анализировать и осмысливать текст задачи, составлять план решения задачи (арифметическим способом).

учащиеся должны обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем; осуществлять  самооценку и самокоррекцию учебной деятельности, саморефлексию; уметь понимать точку зрения другого, слушать.

обучающиеся должны объяснять самому себе свои отдельные ближайшие цели саморазвития, понимать и осознавать социальную роль ученика; проявлять положительное отношение к урокам математики, интерес к способам решения новых учебных задач, понимать причины успеха или неуспеха в своей учебной деятельности.

Формируемые универсальные учебные действия (УУД)

Регулятивные:

Коммуникативные: 

Познавательные:

 

умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.

 

умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.

 

 

умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Разработка открытого урока математики в 5 классе по теме

«Умножение десятичной дроби на натуральное число»

(УМК Н. Я. Виленкина)

учителя математики Волковой Валентины Витальевны

2020 год

Тема урока

«Умножение десятичных дробей на натуральные числа»

Тип урока:

Учебное занятие по изучению и первичному закреплению новых знаний и способов деятельности

Цель урока:

Изучить на уровне восприятия, осмысления и первичного запоминания правила умножения десятичных дробей на натуральные числа

Задачи урока

                                                                     

обучающие

развивающие

воспитательные

Вывести алгоритм умножения десятич. дроби на число.

Развивать умение сравнивать, анализировать, делать выводы.

Воспитывать уважительное отношение учащихся друг к другу в процессе коллективной деятельности.

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

обучающиеся должны уметь применять правило умножения десятичных дробей на натуральные числа; правила сложения, вычитания десятичных дробей,  правило сравнения десятичных дробей; анализировать и осмысливать текст задачи, составлять план решения задачи (арифметическим способом).

учащиеся должны обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем; осуществлять  самооценку и самокоррекцию учебной деятельности, саморефлексию; уметь понимать точку зрения другого, слушать.

обучающиеся должны объяснять самому себе свои отдельные ближайшие цели саморазвития, понимать и осознавать социальную роль ученика; проявлять положительное отношение к урокам математики, интерес к способам решения новых учебных задач, понимать причины успеха или неуспеха в своей учебной деятельности.

Формируемые универсальные учебные действия (УУД)

Регулятивные:

Коммуникативные:  

Познавательные:

умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.

умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.

умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Ход урока

1. Мотивация к учебной деятельности

- Добрый день, ребята. Посмотрите, друг на друга, улыбнитесь друг другу и с хорошим настроением начнём наш урок. Я желаю Вам  сегодня хорошей работы.

Девиз нашего урока слова великого венгерского математика Джорджа Пойя: «Лучший способ изучить что-либо – это открыть самому» 

-Как вы думаете, какое ключевое слово в этом высказывании? (открытия)

- Я желаю вам успешной работы, прошу вас пожать соседу руку и пожелать успеха и удачи.

2. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии. 

У вас на столах  у каждого  рабочий лист, который поможет в изучении темы и самооценивании своего результата по определённым критериям. Поставьте дату и подпишите их. Задания будем оценивать в баллах.

Ориентиры для оценивания у вас на рабочих листах:

 2балла- справился полностью,

1 балл - получил верный ответ, но были ошибки,

  1. не справился.

Сначала разомнемся:  проведем математическую разминку.

Внимание на- Слайд 2 Папа решил подарить дочери на 8 марта платье ценой  1566,75 руб и куклу ценой  300, 2 руб. Он взял с собой в магазин 1596, 77руб. Верно ли он рассчитал стоимость покупки?

(Нет. Стоимость покупки 1866,95 руб.)

-Где он допустил ошибку? ( Он допустил ошибку при сложении десятичных дробей)

- Сформулируйте правила сложения и вычитания десятичных дробей.

Чтобы сложить десятичные дроби, надо1) уравнять в этих дробях количество знаков после запятой, 2)записать их друг под другом так, чтобы запятая была записана под запятой,3) выполнить сложение, не обращая внимание на запятую, 4)поставить в ответе запятую под запятой в данных дробях.

Устно:   Известно, какое важное значение имеет запятая в русском языке. От неправильной расстановки запятых смысл предложения может резко измениться. Например, “Казнить, нельзя помиловать” и “Казнить нельзя, помиловать”. В математике от положения запятой зависит верность или неверность ответа.      (на рабочих листах)

 Слайд 3

 1) 3,2 + 1,8 = 5          3) 4,2 + 17= 21,2         5) 63 – 2,7= 60,3        

2) 3 +1,08 = 4,08        4)7,36 – 3,36 = 4       6) 5,7 - 4=1,7                

Критерии оценивания:

0-2 задания – 0 б.

3 -4 задания – 1 б.

5-6 заданий – 2 б.

Взаимопроверка и оценка

- Для того чтобы узнать тему нашего сегодняшнего урока я предлагаю выполнить задание.

 На доске записаны числа. (карточки на столах)

12,34;  76;   568;  12;  5,98;  0,136;  578;   98,1;   0,03;   99 .

Ребята, давайте заполним  таблицу: (проверка выполнения)

Натуральные числа

Десятичные дроби

Не забывайте оценить ваш ответ в баллах

-Какие действия с натуральными числами вы можете выполнять? (сложение, вычитание, умножение, деление, записывать, читать)

Я предлагаю вам решить устно следующую задачу: Дан квадрат со стороной 8 см. Вычислите периметр этого квадрата. (2 способа решения) Проверка решения: 8+8+8+8=32 или 8·4=32

- Предлагаю выполнить следующее задание:

 (Слайд 4) 

Поле имеет форму квадрата со стороной  1,23 км. Найдите периметр этого поля, применив действие сложения.

1 способ

Р= 1.23+1,23+1,23+1,23 =4,92км. (запись на рабочих листах). Проверка ответов  в парах с соседом)

-А как по-другому можно было найти тот же периметр? Произведением

-Замените сумму произведением, запишите  в тетрадь 1,23·4

 III Построение проекта выхода из затруднения

 Что нового в задании? ( дес. дробь умн-ся на число)

 В чём у вас затруднение? (Мы не знаем, как умножить десятичную дроби на натуральное число)

-Чему вы должны еще научиться? (умножать др.)

 IV. Реализация построенного проекта.

- Как вы думаете, какая тема нашего урока? (Умножение десятичной дроби на натуральное число.)

- Какова цель нашего урока, что каждый из вас должен усвоить и чему научиться к концу урока

(Слайд 5)

- Запишите тему урока на рабочих листах: Умножение десятичной дроби на натуральное число

Цель нашего урока: 1)Узнать правило умножения десятичной дроби на число; 2) научиться это правило применять.

Ребята у вас на столах лежат конверты

- Я предлагаю вам открыть новое правило самим по плану.

(Слайд 6)             План  исследования:

  1. Умножьте длину стороны квадрата на 4, не обращая внимания на запятую;
  2. Сравните свой ответ с результатом суммы;
  3. Поставьте запятую в произведении, как в сумме;
  4. Сравните количество цифр после запятой в множителе и в произведении;
  5. Сделайте вывод. Кто самый смелый  на доске показать

Работают по плану самостоятельно

(Слайд 7) Делается вывод(вместе) (на доску и экран)

чтобы умножить десятичную дробь на натуральное число, над:

1) умножить её на это число, не обращая внимания на запятую.

2)В полученном произведении отделить запятой справа столько цифр, сколько их отделено запятой в десятичной дроби.

 Алгоритм на слайде

-Откройте учебник на стр. 204   прочитайте правило, которое дано в учебнике (Читают правило)приклейте правильное правило в карточку.

-( Слайд   8)                Проверьте, правильно ли выполнены действия) (1,83·12=21,96;  1, 213·24=2, 9112

V.  (Слайд 9)Физминутка ( теперь немного отдохнём)

VI. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

№1306 (б,в,г) стр 205

Задание выполняется в парах с проверкой по образцу

Б) 3,75· 12= 45,00                  В) 0,075 ·24=1,800

 Г) 10,45*42=438,9

VII. Применение теоретических положений в условиях выполнения упражнений и решения задач.  Закрепление нового материала

Ребята, а где  в жизни можно встретить десятичные дроби? (В медицине, в столовой, в фигурном катании , в магазине.

3. В таблице указаны средние цены (в рублях) на некоторые основные продукты питания в трех городах России.

 

Наименование продукта

Чебоксары

Казань

Йошкар - Ола

Москва

Пшеничный хлеб (батон)

21,5

22,5

24,5

41,5

Молоко (1 литр)

61

57

60

110

Картофель (1 кг)

9,6

13,3

8,6

16.4

Сыр (1 кг)

240

215

260

440

Мясо (говядина) (1 кг)

260

280

300

450

Подсолнечное масло (1 литр)

38

44

50

100

 

Определите, в каком из этих городов окажется самым дешевым следующий набор продуктов: 2 батона пшеничного хлеба, 3 кг картофеля, 1,5 кг говядины, 0,5кг сыра. В ответ запишите стоимость данного набора продуктов в этом городе (в рублях).

Йошкар-Ола

Наименование продукта

Количество

Стоимость

Сумма

Пшеничный хлеб (батон)

2 батона

24,5

49 руб.

Молоко (1 литр)

60

-

Картофель (1 кг)

3 кг

8,6

25,8 руб.

Сыр (1 кг)

0,5 кг

260

130 руб.

Мясо (говядина) (1 кг)

1,5 кг

300

450 руб.

Подсолнечное масло (1 литр)

50

-

Всего заплатили

654,8 руб.

Казань

Наименование продукта

Количество

Стоимость

Сумма

Пшеничный хлеб (батон)

2 батона

22,5

45 руб.

Молоко (1 литр)

57

-

Картофель (1 кг)

3 кг

13.3

39,9 руб.

Сыр (1 кг)

0,5 кг

215

107,5 руб.

Мясо (говядина) (1 кг)

1,5 кг

280

420 руб.

Подсолнечное масло (1 литр)

44

-

Всего заплатили

592,4 руб.

Чебоксары

Наименование продукта

Количество

Стоимость

Сумма

Пшеничный хлеб (батон)

2 батона

21,5

43 руб.

Молоко (1 литр)

61

-

Картофель (1 кг)

3 кг

9,6

28,8 руб.

Сыр (1 кг)

0,5 кг

240

120 руб.

Мясо (говядина) (1 кг)

1,5 кг

260

390 руб.

Подсолнечное масло (1 литр)

38

-

Всего заплатили

581,8 руб.

Москва

Наименование продукта

Количество

Стоимость

Сумма

Пшеничный хлеб (батон)

2 батона

41,5

83 руб.

Молоко (1 литр)

-

110

-

Картофель (1 кг)

3 кг

16.4

49,2 руб.

Сыр (1 кг)

0,5 кг

440

220 руб.

Мясо (говядина) (1 кг)

1,5 кг

450

675 руб.

Подсолнечное масло (1 литр)

-

100

-

1027,2 руб.

8. Информация о домашнем задании: п.34; выучить правила, решить №1330,1331 и творческое задание: придумать оригинальную задачу по теме.

9. Рефлексия деятельности на уроке

 Какие знания вы сегодня открывали?

Какую цель вы поставили в начале урока?

Вы достигли цели урока?

 Какие знания вам помогли достичь цели?

Проанализируйте результат своей работы. Подсчитайте баллы и поставьте себе оценку.

Итак, друзья, урок мы провели,                                                                                                    Всё сделали мы с вами, что могли и не могли..    

Пригодились слова Джорджа Пойя ?                                                                                                                                 Желаю к математике вам прилагать старанье.                                                                                                  Всего вам доброго, друзья, и до свиданья!

Спасибо ребята вам за урок.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок математики в 5 классе

Слайд 2

Решение: 1566,75 +300,2 = 1866,95 (руб.) – стоимость покупки Папа решил подарить дочери на 8 марта платье ценой 1566,75 руб. и куклу ценой 300, 2 руб. Он взял с собой в магазин 1596, 77 руб. Верно ли он рассчитал стоимость покупки?

Слайд 3

Выполните действия: 3,2+ 1,8=5 3+1,08=4,08 4,2+17=21,2 7,36-3,36=4 63 - 2,7=60,3 5,7 - 4=1,7 Критерии оценивания: 0-2 задания – 0 б. 3 -4 задания – 1 б. 5-6 заданий – 2 б.

Слайд 4

Проблема исследования Нахождение периметра квадрата Поле имеет форму квадрата со стороной 1,23 км. Найдите периметр этого поля. 1,23 км.

Слайд 5

Цели урока: 1) Узнать правило умножения десятичной дроби на число; 2) научиться применять это правило. Тема урока: «Умножение десятичной дроби на натуральное число»

Слайд 6

План исследования 1. Умножьте длину стороны квадрата на 4, не обращая внимания на запятую; 2. Сравните свой ответ с результатом суммы; 3. Поставьте запятую в произведении, как в сумме; 4. Сравните количество цифр после запятой в множителе и в произведении; 5. Сделайте вывод.

Слайд 7

Чтобы умножить десятичную дробь на натуральное число, надо: 1) не обращая внимания на запятую, выполнить умножение натуральных чисел; 2) в полученном произведении отделить запятой справа столько цифр, сколько их в десятичной дроби

Слайд 8

Верно ли выполнено умножение десятичной дроби на натуральное число ? 3 1 2 1 , 4 2 2 1 1 9 2 , х х 3 8 1 , 6 6 3 , 2 1 3 8 1 6 9 1 2 + 2 5 8 4 6 2 4 2 +

Слайд 9

Физкультминутка

Слайд 10

Десятичные дроби в нашей жизни

Слайд 11

Десятичные дроби в нашей жизни

Слайд 12

Десятичные дроби в нашей жизни

Слайд 13

Десятичные дроби в нашей жизни

Слайд 14

Десятичные дроби в нашей жизни

Слайд 15

Домашнее задание № 1330( а-г ), 1331, п.34 правило

Слайд 17

Всем спасибо ! Молодцы! Итак, друзья, урок мы провели, Всё сделали мы с вами, что могли и не могли.. Желаю к математике вам прилагать старанье. Всего вам доброго и до свиданья!



Предварительный просмотр:

Рабочий лист

Дата______________                             ФИ____________________________      

Тема урока: _____________________________________________________________________

Цель: сегодня на уроке я хотел(а) бы _______________________________________________       

Ориентиры для оценки: 2 балла – справился полностью, 1 - получил верный ответ, 0 – не справился

Задание.   Решение.

Оценка

  1. Математическая разминка

     1)Выполните действия:  

1) 3,2 + 1,8 =             3) 4,2 + 17=                     5) 63 – 2,7=        

2) 3 +1,08 =               4)7,36 – 3,36 =                6) 5,7 - 4=        

2) На доске записаны числа. 12,34;  76;   568;  12;  5,98;  0,136;  578;   98,1;   0,03;   99 .

Заполнить таблицу:

Натуральные числа

Десятичные дроби

  1. Найдите периметр квадрата со стороной  1,23 км.      

  I способ :         Р = _____________________________________________бумага 5-26 / Превью / Картинки, не связанные с разделом / Россия / Фотографии. Картинки. Видео. Бесплатный хостинг.бумага 5-26 / Превью / Картинки, не связанные с разделом / Россия / Фотографии. Картинки. Видео. Бесплатный хостинг.бумага 5-26 / Превью / Картинки, не связанные с разделом / Россия / Фотографии. Картинки. Видео. Бесплатный хостинг.

                                     

 II способ:          Р=____________________

  1. № 1306 (а - г)    бумага 5-26 / Превью / Картинки, не связанные с разделом / Россия / Фотографии. Картинки. Видео. Бесплатный хостинг.

   бумага 5-26 / Превью / Картинки, не связанные с разделом / Россия / Фотографии. Картинки. Видео. Бесплатный хостинг.

0 1 2

0 1 2

0 1 2

0 1 2

  1.  В таблице указаны средние цены (в рублях) на некоторые основные продукты питания в четырех городах России.

 

Наименование продукта

Чебоксары

Казань

Йошкар -Ола

Москва

Пшеничный хлеб (батон)

21,5

22,5

24,5

41,5

Молоко (1 литр)

61

57

60

110

Картофель (1 кг)

9,6

13.3

8,6

16.4

Сыр (1 кг)

240

215

260

440

Мясо (говядина) (1 кг)

260

280

300

450

Подсолнечное масло (1 литр)

38

44

50

100

 

Определите, в каком из этих городов окажется самым дешевым следующий набор продуктов: 2 батона пшеничного хлеба, 3 кг картофеля, 1,5 кг говядины, 0,5кг сыра. В ответ запишите стоимость данного набора продуктов в этом городе (в рублях).

бумага 5-26 / Превью / Картинки, не связанные с разделом / Россия / Фотографии. Картинки. Видео. Бесплатный хостинг.бумага 5-26 / Превью / Картинки, не связанные с разделом / Россия / Фотографии. Картинки. Видео. Бесплатный хостинг.

Решение:  

             

Ответ: ___                        Всего баллов________                                                                                                                                        

 «3» -  4        

«4» - от 5 до 7

«5» - 8 и более                                                                                    ОЦЕНКА ЗА УРОК

0 1 2

                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку по математике в 5 классе на тему "Умножение десятичных дробей на натуральные числа"

Данная презентация для изучения темы "Умножение десятичных дробей на натуральные чила". В презентации присутствует: 1. Анимация (правило переноса запятой в десятичной дроби); 2. Примеры на повторение...

Открытый урок в 5 классе по теме "Умножение десятичных дробей на натуральное число"

Урок проводится с использовнием презентации. Присутствует межпредметная связь. Назначение урока - ознакомить учащихся с правилами умножения десятичных дробей на натуральное число и умножение десятичны...

Разработка урока математики в 5 классе по теме «Умножение десятичных дробей на натуральные числа»

Урок введения нового знания в рамках деятельностного  подхода по ФГОС ООО. Используется технология критического мышления. Разработан для УМК «Математика» (авторы: Виленкин Н.Я., Жо...

Разработка урока математики в 5 классе по теме "Умножение десятичных дробей на натуральные числа"

Урок по теме "Умножение десятичных дробей на натуральные числа" по программе Виленкина Н.Я....