Разработка урока математики в 5 классе по теме "Умножение десятичных дробей на натуральные числа"
план-конспект урока по математике (5 класс)

Пегусова Рита Вячеславовна

Урок по теме "Умножение десятичных дробей на натуральные числа" по программе Виленкина Н.Я.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenarnyy_plan_uroka.docx51.7 КБ
Файл prezentatsiya.pptx169.46 КБ
Файл prilozhenie.docx20.34 КБ

Предварительный просмотр:

Педагог: Пегусова Рита Вячеславовна

Город, район: п Кировский, Локтевский район

Образовательное учреждение: Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Кировская средняя общеобразовательная школа» Локтевского района

Предмет: математика

Класс: 5

Тема урока: Умножение десятичных дробей на натуральные числа

Средства обеспечивающие учебный процесс на уроке: учебник «Математика 5» (Н. Я. Виленкин), раздаточный материал (Приложение); компьютер; проектор; экран; презентация.

Цель урока: создать условия для достижения образовательных результатов:

личностных:

  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками;
  • умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию;
  • умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
  • способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений;
  • способность проявлять познавательный интерес к изучению предмета, умение осуществлять самооценку на основе критерия успешности;

метапредметных:

  • познавательные:  понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом; умение классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы; умение видеть математическую задачу в окружающей жизни;
  • коммуникативные: умение организовывать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, работать индивидуально, в парах, находить общее решение, разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; слушать партнера; формулировать, аргументировать, отстаивать свое мнение;
  • регулятивные: определение целей учебной деятельности, выделение и осознание того, что усвоено и что еще подлежит усвоению; умение осуществлять контроль по   образцу и вносить коррективы;
  • личностные: принятие и освоение социальной роли обучающегося; развитие мотивов учебной деятельности; формирование личностного смысла учения; проявление познавательного интереса к изучаемому предмету; формирование основных морально-этических норм поведения;

предметных:

  • знание  правила умножения десятичной дроби на натуральное число;
  • умение умножать десятичную дробь на натуральное число;
  • развитие способности обосновывать суждения, проводить классификацию.

Учащиеся научатся: выполнять умножение десятичной дроби на натуральное число, сочетая устные и письменные приемы вычислений.

Учащиеся получат возможность научиться: развить и углубить знания о десятичной записи рациональных чисел.

  1. Организационный момент (30 сек)

Цель: создание комфортной психологической атмосферы на уроке, включение обучающихся в ритм урока

Методы: словесный

Формы: фронтальная

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Образовательные результаты, УУД

Слушают.

Ребята! Я рада вас видеть. Сегодня на уроке я в хорошем настроении.

Прозвенел звонок для нас!

Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво,

Тихо сели, спинки прямо.

Все легонечко вздохнем,

И урок мы свой начнем.

Личностные УУД:

  • способность проявлять познавательный интерес к изучению предмета.

  1. Актуализация (3 мин)

Цель: создание условий для возникновения внутренней потребности к деятельности

Методы: словесный, тест

Формы: фронтальная, парная

 I - натуральные числа: 16;  67;   178;  325;  33 .

II – десятичные дроби: 15,84;  45,29;  0,193;  325;  78,9;  0,04.

2)

Работают в паре. Выполняют действия с десятичными дробями (сложение, вычитание), осуществляют взаимоконтроль и самоконтроль. Сообщают учителю результат выполнения задания.

  1. Записаны числа: 15,84;  16;  67;   178;  45,29;  0,193;  325;  78,9;  0,04;  33 .

На какие две группы их можно разделит?

  1. Работа в парах. Выполните задания теста и вы получите ключевое слово темы урока:  (Вспомним главное правило: в любом коллективном деле нужна согласованность действий и готовность помочь своему товарищу. Ты в ответе за него. Он – за тебя.)
  1. 3-0,1

    У 2, 9    О 0,2   И 3,1

  1. 1,5-0,4

   К 0,9  М 1,1   Н 1,9

  1. 10-0,9

К 0,1   М10,9   Н 9,1

  1. 4,08+1,2

У 5,10  О 5,28   И 6

  1. 0,07+0,24

   Ж 0,31  Ш 0,94  С 3,1

  1. 0,34-0,08

И 0,46  Е 0,26  О 2,6

  1. 1,4+ 1,05

Р 2,9  В 2,09  Н 2,45

  1. 7,43-2,43

И 5   Е 500   О 50

  1. 0,7+4,01

И 4,08  Е4,71  О 4,8  

Познавательные УУД:

  • умение классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации.

Личностные УУД:

  • способность проявлять познавательный интерес к изучению предмета, умение осуществлять самооценку на основе критерия успешности.

Коммуникативные УУД:

  • умение работать в парах, находить общее решение; слушать партнера.

  1. Постановка темы, цели и задач урока (1 мин)

Цель: организовать познавательную деятельность обучающихся, направленную на определение и формулирование учебной цели в соответствии с собственными учебными задачами

Методы: побуждающий диалог,  отсроченная отгадка

Формы: индивидуальная, фронтальная.

-Умножение

-Умножение десятичных дробей.

-Натуральные.

В тетрадь ученики записывают дату и тему урока.

Желающие, озвучивают цели, поставленные на урок.

- Изучить правила умножения десятичных дробей на натуральные числа.

Подводит учащихся к осознанию новой темы.

- Как вы думайте, какая тема нашего урока?

-Какие числа кроме десятичных дробей мы вспоминали в начале урока? Поэтому тема нашего урока не просто «Умножение десятичных дробей», а «Умножение десятичных дробей на натуральные числа». Запишите в тетрадь дату и тему урока.

Какова цель нашего урока, что каждый из вас должен усвоить и чему научиться к концу урока?

Личностные УУД:

  • формирование личностного смысла учения;
  •  развитие мотивов учебной деятельности.

Регулятивные УУД:

  • определение цели учебной деятельности.

  1. Усвоение новых знаний (6 мин)

Цель: вывести алгоритм умножения десятичной дроби на натуральное число

Методы: побуждающий диалог от проблемной ситуации

Форма: групповая, фронтальная

Работают в группах (по 4человека)

Записывают в тетрадь:

2,41 +2,41 +2,41 +2,41=9,64(дм)  

6,7+6,7+6,7+6,7+6,7  =33,5(руб)

Записывают в тетрадь:

241*4=964

67*5=335

2,41*4= 9,64(дм),  

6,7* 5 =33,5(руб)

Высказывают свое мнение.

Делается вывод: чтобы умножить десятичную дробь на натуральное число, надо её умножить на это число, не обращая внимания на запятую. В полученном произведении отделить запятой справа столько цифр, сколько их отделено запятой в десятичной дроби.

Даётся задание группам:

1 группа (зелёный цвет)

Найдите периметр квадрата со стороной 2,41 дм.

 2 группа (оранжевый цвет)

Тетрадь в клетку стоит 6,7руб. Сколько нужно заплатить за 5 таких тетрадей.

2,41 +2,41 +2,41 +2,41= 9,64(дм)   6,7+6,7+6,7+6,7+6,7=33,5 (руб.)

А как по-другому можно было решить задачу?

2,41*4=                                                6,7* 5 =

Затруднение. Умножьте данные числа, не обращая внимания на запятые.

Теперь сравните ваши ответы с ответами, записанными на доске. Почему запятая стоит именно на этом месте. Объясните.

Кто сможет сформулировать правило умножения десятичной дроби на число

2,41*4= 9,64(дм),  

6,7* 5 =33,5(руб)

Личностные УУД:

  • умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию.

Познавательные УУД:

  • умение видеть математическую задачу в окружающей жизни,
  • строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы.

Коммуникативные УУД: 

  • умение организовывать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, работать индивидуально, в группах, находить общее решение;
  • умение формулировать, аргументировать, отстаивать свое мнение.

Предметные УУД:

  • знание  правила умножения десятичной дроби на натуральное число;
  •  развитие способности обосновывать суждения.
  1. Первичное закрепление (10 мин)

Цель: организовать усвоение детьми нового способа действий при решении данного класса задач с их проговариванием во внешней речи

Методы: словесный, наглядно-демонстрационный, «лови ошибку»

Форма: фронтальная, индивидуальная

Проговаривают правило и результат.

Записывают решение в тетрадь.

Находят ошибки и исправляют, опираясь на правило.

  1. Используя, что 13·24=312, найди значение выражения

13·2,4=

13·0,24=

13·0,024=

1,3·24=

0,013·24=

0,13·24=

(Презентация Слайд 2)

  1. Задание выполняется в тетради, проверяя и проговаривая устно. Решить упражнение с комментированием у доски – один учащийся, остальные в тетрадях № 457 (а, б, в); 458
  2. Верно, ли выполнено умножение десятичной дроби на натуральное число (написано за доской)

 

х

1,

8

3

1

2

3

6

6

1

8

3

2

1,

9

6

х

1,

5

4

7

3

6

9

2

8

2

4

6

4

1

5

5

6,

9

2

Познавательные УУД:

  • умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом. Коммуникативные УУД: 
  • умение формулировать, аргументировать, отстаивать свое мнение;

Регулятивные УУД:

  • выделение и осознание того, что усвоено и что еще подлежит усвоению; умение осуществлять контроль по   образцу и вносить коррективы;

Предметные УУД:

  • знание  правила умножения десятичной дроби на натуральное число;
  • умение умножать десятичную дробь на натуральное число.
  1. Физкультминутка (двигательная) (1 мин)

Цель: снять усталость и напряжение, внести эмоциональный заряд

Методы: словесный, наглядно-демонстрационный

Формы: фронтальная

Выполняют

Я скажу несколько предложений. Если предположение верное, то вы потягиваетесь, если оно ложное, вы наклоняетесь, чтобы достать пальцами пола.

Верно ли, что:

  • от  Северного до Южного полушария можно провести 90 параллелей? Да;
  • на шахматной доске 100 полей-квадратиков? Нет, 64;
  • одна тысячная часть километра составляет 10 метров? Нет, 1 метр;
  • в квинтете 5 музыкантов? Да;
  • вода закипает при 90 градусах? Нет, 100;
  • в сказке о царе Салтане 33 богатыря? Да.

Стряхнули усталость с рук, ног. Сели.

  1. Закрепление (9 мин)

Цель: научиться применять знания по изученной теме

Методы: аналитический, словесный, наглядно-демонстрационный

Форма: фронтальная, индивидуальная

Выполняют умножение в тетради.

Высказывают свое мнение.

Делают  вывод:

  • чтобы умножить десятичную дробь на10, надо перенести запятую вправо на одну цифру (один знак);
  • чтобы умножить десятичную дробь на100, надо перенести запятую вправо на две цифры (два знака);
  • чтобы умножить десятичную дробь на100, надо перенести запятую вправо на три цифры (три знака).

Проговаривают правило и ответ.

  1. Заполните таблицу

Вариант 1: выполните умножение на 10 (1 столбик)

Вариант 2: выполните умножение на 100 (2 столбик)

*10

*100

*1000

5,467

0,0014

3, 48

Сравните, числа 1 и 2 столбца, какой вывод можно сделать?

Кто сможет сформулировать правило умножения десятичной дроби на 10, 100, 1000

  1. Выполните задания устно, выбирая правильный ответ из предложенных, сложится картина из пазлов.

(Презентация Слайды 3-11)

Личностные УУД:

  • способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений;
  • умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи;
  • способность проявлять познавательный интерес к изучению предмета.

Познавательные УУД:

  • строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы.

Коммуникативные УУД: 

  • умение работать индивидуально,
  • формулировать, аргументировать, отстаивать свое мнение.

Предметные УУД:

умение умножать десятичную дробь на натуральное число.

  1. Контроль усвоения знаний (7 мин)

Цель: проверить практические умения, навыки учеников

Методы: блиц-контрольная

Формы: индивидуальная

Выполняют задания.

Проверяют работу соседа по образцу, оценивают в зависимости от количества правильных заданий.

А теперь я вам предлагаю провести самостоятельную работу на оценку. Выполнить задания по вариантам. (Презентация Слайд 12)

Вариант1

  1. 21·0,3=
  2. 1,4·7=
  3. 0,35·14=
  4. 0,6·200=
  5. 1,5·60=

Вариант 2

  1. 32·0,2=
  2. 1,3·6=
  3. 0,25·18=
  4. 0,4·300=
  5. 3,5·20=

Возьмите в руки карандаш, поменяйтесь тетрадями и выполните проверку работы соседа по образцу. Поставьте отметку в зависимости от количества правильных заданий:

 «5» - 5заданий

«4» - 4 задания

«3» - 3 задания

Если правильных ответов меньше, чем 3, то отметки пока нет.

Личностные УУД:

  • умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности.

Коммуникативные УУД:

  • умение работать индивидуально.

Регулятивные УУД:

  • умение осуществлять контроль по   образцу и вносить коррективы.

Познавательные УУД:

  • умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом.

Предметные УУД:

  • знание  правила умножения десятичной дроби на натуральное число;

умение умножать десятичную дробь на натуральное число.

  1. Домашнее задание (30 сек)

Цель: сообщить обучающимся о домашнем задание, определить и разъяснить критерии его успешного выполнения

Методы: словесный

Формы: фронтальная

Ребята слушают и записывают задания.

п. 34 , выучить правило умножения десятичных дробей на натуральные числа ; № 481(а,б,в), 484

Найти стихи о правилах умножения (по желанию).

Личностные УУД:

  • умение осуществлять самооценку на основе критерия успешности
  1. Итог урока (1мин)

Цель: осознать значимость полученных знаний и готовность использовать их

Методы: фронтальный опрос, беседа

Формы: индивидуальная, фронтальная

- Научиться умножать десятичную дробь на натуральное число.

-Узнали правило,  результаты самостоятельной работы.

Проговаривают Правило умножения десятичной дроби на натуральное число.

Ребята, наш урок подходит к концу и настала пора подвести итоги.

  •  Какую цель ставили?
  • Цель достигнута? Почему? (Узнали правило, могу рассказать, результаты самостоятельной работы)
  • Ответьте на вопросы:

а) Как формулируется правило умножения десятичной дроби на натуральное число?

б) Как умножить десятичную дробь на 10? на 100? на 1000?

Я очень рада, что урок прошёл плодотворно. Те ребята, у которых не всё получилось, не расстраивайтесь, вы продолжите работу по этой теме на последующих уроках.

Личностные УУД:

  • Умение осуществлять самооценку на основе критерия успешности.

Регулятивные УУД:

выделение и осознание того, что усвоено и что еще подлежит усвоению

  1. Рефлексия (1 мин)

Цель: оценить успешность достижения цели

Методы: наглядно-демонстрационный

Формы: индивидуальная, фронтальная

Выбирают квадратный стикер нужного цвета и приклеивают на заготовку.

В конце урока я Вам предлагаю создать нашу общую картину настроения. Выберите цвет, который отражает ваше состояние на конец урока, и приклейте стикер к заготовке (цветок) на доске.

Розовый – я понял, у меня всё получилось

Желтый  – встретились трудности, но я понял.

Голубой – пока еще много ошибок. 

Посмотрите, какая яркая получилась картина. Это еще один подарок  присутствующим девочкам и женщинам.

Всем большое спасибо, можете быть свободны!

Личностные УУД:

способность к эмоциональному восприятию математических объектов.

Список литературы и интернет-ресурсов:

  1. Математика. 5 класс: учебник для общеобразовательных организаций: в 2 ч.Ч.2 / Н. Я. Виленкин, В. И. Жохов,А. С. Чесноков, С. И. Шварцбурд. – 37-е изд., стер. – М.; Мнемозина, 2019.
  2. https://videouroki.net/razrabotki/konspiekt-uroka-umnozhieniie-diesiatichnoi-drobi-na-natural-noie-chislo-1.html
  3. https://avatars.mds.yandex.net/get-pdb/2093297/d42449f4-c0a6-483f-bca0-11ddbf40e6b2/s1200?webp=fals


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Умножение десятичных дробей на натуральные числа 5 класс Пегусова Рита Вячеславовна Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Кировская средняя общеобразовательная школа» Локтевского района

Слайд 2

13 · 2,4 = 13 · 0,24 = 13 · 0,024 = 1,3 · 24 = 0,013 · 24 = 0, 13 · 24 = 31,2 3,12 0,312 31,2 0,312 3,12 Используя подсказку, вычисли: 13 · 24 = 312

Слайд 3

Выберите правильный ответ 4,55 · 10 4 5,5 455 4 ,55

Слайд 4

Выберите правильный ответ 8,354 · 100 83,54 8354 835,4 8,354 · 100

Слайд 5

Выберите правильный ответ 3,8457 · 1000 38,457 3845,7 384,57

Слайд 6

Выберите правильный ответ 2,3 · 100 23 2300 230

Слайд 7

Выберите правильный ответ 18,3 · 10 1830 183 1,83

Слайд 8

Выберите правильный ответ 0,003 · 1000 3 0,03 0,3

Слайд 9

Выберите правильный ответ 0,048 · 100 0,48 48 4,8

Слайд 10

Выберите правильный ответ 0,235 · 10 23,5 235 2,35

Слайд 11

Выберите правильный ответ 0,0358 · 1000 358 35,8 3580

Слайд 12

1 вариант 2 вариант Математический диктант 1 . 21 · 0 ,3 = 2 . 1,4 · 6 = 8,4 3 . 1,465 · 10 = 14,65 4 . 0,6 · 100 = 60 5 . 0,35 · 14 = 4,9 1 . 32 · 0 ,2 = 6,4 2 . 1,3 · 5 = 6,5 4 . 0,4 · 100 = 40 5 . 0,25 · 18 = 4,5 3 . 3,675 · 10 = 36,75 6,3



Предварительный просмотр:

Раздаточный материал для 1 группы (зелёный цвет)

  1. Выполните тест и вы получите ключевое слово темы урока
  1. 3-0,1

    У 2, 9    О 0,2   И 3,1

  1. 1,5-0,4

   К 0,9  М 1,1   Н 1,9

  1. 10-0,9

К 0,1   М10,9   Н 9,1

  1. 4,08+1,2

У 5,10  О 5,28   И 6

  1. 0,07+0,24

   Ж 0,31  Ш 0,94  С 3,1

  1. 0,34-0,08

И 0,46  Е 0,26  О 2,6

  1. 1,4+ 1,05

Р 2,9  В 2,09  Н 2,45

  1. 7,43-2,43

И 5   Е 500   О 50

  1. 0,7+4,01

И 4,08  Е4,71  О 4,8  

  1. Решите задачу

Тетрадь в клетку стоит 6,7руб. Сколько нужно заплатить за 5 таких тетрадей?

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                 

  1. Заполните таблицу

Вариант1: выполните умножение на 10 (1 столбик)

Вариант 2: выполните умножение на 100 (2 столбик)

*10

*100

*1000

5,467

0,0014

3, 48

  1. Выберите цвет, который отражает ваше состояние на конец урока

Розовый – я понял тему, у меня всё получилось

Желтый  – встретились трудности, но я понял тему.

Голубой – пока еще много ошибок. 

Раздаточный материал для 2 группы (оранжевый  цвет)

  1. Выполните тест и вы получите ключевое слово темы урока

                                             

  1. 3-0,1

    У 2, 9    О 0,2   И 3,1

  1. 1,5-0,4

   К 0,9  М 1,1   Н 1,9

  1. 10-0,9

К 0,1   М10,9   Н 9,1

  1. 4,08+1,2

У 5,10  О 5,28   И 6

  1. 0,07+0,24

   Ж 0,31  Ш 0,94  С 3,1

  1. 0,34-0,08

И 0,46  Е 0,26  О 2,6

  1. 1,4+ 1,05

Р 2,9  В 2,09  Н 2,45

  1. 7,43-2,43

И 5   Е 500   О 50

  1. 0,7+4,01

И 4,08  Е4,71  О 4,8  

  1. Решите задачу

Тетрадь в клетку стоит 6,7руб. Сколько нужно заплатить за 5 таких тетрадей?

  1. Заполните таблицу

Вариант  1: выполните умножение на 10 (1 столбик)

Вариант 2 выполните умножение на 100 (2 столбик)

*10

*100

*1000

5,467

0,0014

3, 48

  1. Выберите цвет, который отражает ваше состояние на конец урока

Розовый – я понял тему, у меня всё получилось

Желтый  – встретились трудности, но я понял тему.

Голубой – пока еще много ошибок. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики 6 класс Тема "Умножение десятичных дробей"

Дан  подробный конспект урока, представленный на Фестивале педагогических идей "Открытый урок"...

Компьютерное сопровождение к урокам математики 5 класса по теме "Десятичные дроби".

Данная презентация может использаваться на нескольких уроках по темам:ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА.ДЕСЯТИЧНАЯ ЗАПИСЬ ДРОБНЫХ ЧИСЕЛ.СРАВНЕНИЕ ДЕСЯТИЧНЫХ ДРОБЕЙ.СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ ДЕСЯТИЧНЫХ ДРОБЕЙ.ПРИБЛИЖЕНН...

Учебно-методическая разработка урока математики на тему "Деление десятичной дроби на натуральное число" (для учащихся 6-го класса).

Урок математики "Деление десятичной дроби на натуральное число" может быть использован учителями в качестве учебно-методического материала при подготовке к уроку....

Урок математики - 5 класс "Сложение, вычитание десятичных дробей"

Разработка урока (технологическая карта, презентация) "Сложение, вычитание десятичных дробей" - урок закрепления знаний.Математика 5 класс: Виленкин Н. Я., Жохов В. И., Чесноков А. С., Шварцбурд С. И....

Методическая разработка урока математики 5 класс "Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями"

Урок составлен в соответствии с требованиями ФГОС ООО на основе учебника математики для 5 класса для общеобразовательных учреждений под редакцией Г.В. Дорофеева, И.Ф. ШарыгинаТип урока: Урок изуч...