9 класс
календарно-тематическое планирование по алгебре (9 класс) по теме

Черменева Галина Георгиевна

2013-2014 год

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 9 класс математика77.52 КБ
Файл 9класс 34.41 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №4»

«Рассмотрен»                                                  «Согласован»                                                            «Утверждаю»

МО учителей – предметников:                         Зам. директора:                                                            Директор:

………………………………                                 ………………………                                            ………………………

«……..» …………..2013г.                             «……..» …………..2013 г.                                    «……..» …………..2013г.

 

Рабочая учебная программа по алгебре для 9 класса.

 Реализация программы рассчитана на 2013 – 2014 год.

Название программы, авторы, год издания на основе которой составлена рабочая  программа:

Программы общеобразовательных учреждений. Алгебра 7- 9  классы. Москва  «Просвещение» 2009.

Учебники: Ю. Н. Макарычев, Н. Г. Миндюк, и др. под редакцией С. А. Теляковского   Алгебра  9 кл.

  М.: Просвещение  2009г.

Фамилия, имя, отчество учителя-составителя рабочей программы:  Черменева Галина Георгиевна.

г. Югорск.

Пояснительная записка.

Материалы для рабочей программы составлены на основе:

Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования,

Примерной программы по математике основного общего образования;

Федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях;

с учетом требований к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержанием наполнения учебных предметов компонента государственного стандарта общего образования.

      Данная рабочая программа курса по алгебре для 9 класса разработана на основе  программы общеобразовательных учреждений 7- 9 классы. Москва «Просвещение» 2008. Составитель Т. А. Бурмистрова.

Реализация программы рассчитано на 105 часа (3 часа в неделю 1 - 4 четверть) на 1 год.

Контрольно-оценочная деятельность: поурочная.

 В программе предусмотрено 9 контрольных работ.

Осуществление рабочей программы  предполагает использование следующего учебно-методического комплекта:

 Программы общеобразовательных учреждений. Алгебра 7-9  классы. Москва  «Просвещение» 2008 год.

Учебник: Учебник: Ю. Н. Макарычев, Н. Г. Миндюк, и др. под редакцией С. А. Теляковского Алгебра 9кл. М.: Просвещение 2010года.

Дополнительная литература:

1) В. И. Жохов, и др. Примерное планирование  учебного материала и контрольные работы по математике 5-11 М-2001

2) Тематическое планирование по математике 5-9 класс. Сост. Т. А. Бурмистрова М-2003

3) Г. И. Ковалёва Алгебра 9кл. Поурочные планы Волгоград 2002.

4) Математика №12 2006.

5) В. И. Жохов и др. Дидактические материалы по алгебре для 9 кл. М-1996

6) Сборник заданий для подготовки к итоговой аттестации по алгебре. 9 класс. Л. В. Кузнецова и др. М-2007.

7) Сборник нормативных документов. Математика. М-2006.

8) Содержание образования. Сборник нормативных документов. Математика. М-2008 год.

9) Ю. Н. Макарычев, Н. Г. Миндюк  Элементы статистики и теории вероятностей 7-9. Москва Просвещение 2005 года.

10) Решение задач по статистике, комбинаторике  и теории вероятностей. 7-9 классы. / авт.-сост. В. Н. Студенецкая. Волгоград. 2006 год.

11). М. П. Нечаев  Разноуровневый контроль качества знаний по математике. 5-11 класс Москва 2006 год.

12). Тесты по алгебре. П. И. Алтынов УМК Москва 2006 год.

13)Контрольные и зачётные работы. П. И. Алтынов УМК Москва 2006 год.

 

 Цели и задачи изучения предмета (курса):

Формирование представлений о математике как об универсальной науке, средстве моделирования явлений и процессов; об идеях и методах математики.

Развитие логического мышления и пространственного воображения,  алгоритмической культуры. Критичности мышления на уровне, необходимом для будущей профессиональной деятельности, а также для дальнейшего обучения высшей школе. Воспитание средствами математики культуры личности, понимание значимости математики для научно – технического прогресса, отношение к математике как к части общечеловеческой культуры через знакомство с историей развития математики, эволюцией математических идей.

Задачами  обучения являются:

 - Приобретение математических знаний и умений.

 - Овладение обобщёнными способами мыслительной, творческой деятельности.

 - Освоение компетенций:  учебно - познавательной, коммуникативной, рефлексивной, личностного саморазвития, ценностно-ориентированной  и профессионально-трудового выбора.

Целью изучения курса алгебры  в 7 – 9 классах является развитие вычислительных и формально-оперативных алгебраических умений до уровня, позволяющего уверенно использовать их при решении задач математики и смежных предметов ( физики, химии, ОИиВТ и другие) усвоение аппарата уравнений и неравенств как основного средства математического моделирования прикладных задач, осуществление функциональной подготовки школьников.  

Задачами  обучения являются:

 Приобретение математических знаний и умений.

 Овладение обобщёнными способами мыслительной, творческой деятельности.

 Освоение компетенций:  учебно-познавательной, коммуникативной, рефлексивной, личностного саморазвития, ценностно-ориентированной и профессионально-трудового выбора.

Тематический план:

Глава

Содержание материала

Количество часов

Контроль

1

Квадратичная функция.

22

3

2

Уравнения и неравенства с одной переменной

14

1

3

Уравнения и неравенства с двумя переменными

17

1

3

Арифметическая и геометрическая прогрессии

15

2

4

Элементы комбинаторики и теории вероятности

13

1

Повторение

24

2

Выявление итоговых результатов изучения темы завершается контрольной работой, составленной  с учётом обязательных результатов обучения.

Уметь:
• составлять буквенные выражения и формулы по условиям задач; осуществлять в выражениях и формулах числовые подстановки и выполнять соответствующие вычисления, осуществлять подстановку одного выражения в другое; выражать из формул одну переменную через остальные;    

• выполнять основные действия со степенями с целыми показателями, с многочленами и с  алгебраическими дробями; выполнять разложение многочленов на множители; выполнять тождественные преобразования рациональных выражений;

• применять свойства арифметических квадратных корней для вычисления значений и преобразований числовых выражений, содержащих квадратные корни;

• решать линейные, квадратные уравнения и рациональные уравнения, сводящиеся к ним, системы двух линейных уравнений и несложные нелинейные системы;

• решать линейные и квадратные неравенства с одной переменной и их системы,

• решать текстовые задачи алгебраическим методом, интерпретировать полученный результат, проводить отбор решений, исходя из формулировки задачи;

• изображать числа точками на координатной прямой;

• определять координаты точки плоскости, строить точки с заданными координатами; изображать множество решений линейного неравенства;

• распознавать арифметические и геометрические прогрессии; решать задачи с применением формулы общего члена и суммы нескольких первых членов;

• находить значения функции, заданной формулой, таблицей, графиком по ее аргументу; находить значение аргумента по значению функции, заданной графиком или таблицей;

• определять свойства функции по ее графику; применять графические представления при решении уравнений, систем, неравенств;

 • описывать свойства изученных функций, строить их графики.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

• выполнения расчетов по формулам, для составления формул, выражающих зависимости между реальными величинами; для нахождения нужной формулы в справочных материалах;
• моделирования практических ситуаций и исследовании построенных моделей с использованием аппарата алгебры;

• описания зависимостей между физическими величинами, соответствующими формулами, при исследовании несложных практических ситуаций;

• интерпретации графиков реальных зависимостей между величинами.

Элементы логики, комбинаторики, статистики и теории вероятностей.     

 Уметь:
• проводить несложные доказательства, получать простейшие следствия из известных или ранее полученных утверждений, оценивать логическую правильность рассуждений, использовать примеры для иллюстрации и контрпримеры для опровержения утверждений;

• извлекать информацию, представленную в таблицах, на диаграммах, графиках; составлять таблицы, строить диаграммы и графики;

• решать комбинаторные задачи путем систематического перебора возможных вариантов и с использованием правила умножения;

 • вычислять средние значения результатов измерений;

• находить частоту события, используя собственные наблюдения и готовые статистические данные;

• находить вероятности случайных событий в простейших случаях.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

• выстраивания аргументации при доказательстве и в диалоге;

• распознавания логически некорректных рассуждений;

• записи математических утверждений, доказательств;

• анализа реальных числовых данных, представленных в виде диаграмм, графиков, таблиц;

• решения практических задач в повседневной и профессиональной деятельности с использованием действий с числами, процентов, длин, площадей, объемов, времени, скорости;

• решения учебных и практических задач, требующих систематического перебора вариантов;

• сравнения шансов наступления случайных событий, для оценки вероятности случайного события в практических ситуациях, сопоставления модели с реальной ситуацией;

• понимания статистических утверждений.

Контрольные работы по алгебре 9 классА:

№ контрольной работы

Дата проведения

Тема контрольной работы

Вводная контрольная работа

сентябрь

Вводная.

Контрольная работа № 1

октябрь

Квадратная функция.

Контрольная работа № 2

ноябрь

Решение уравнений и неравенств с одной переменной

Контрольная работа № 3

декабрь

Решение уравнений и неравенств с двумя переменными.

Контрольная работа за 1 полугодие

декабрь

Проверка знаний за 1 полугодие.

Контрольная работа № 4

февраль

Арифметическая прогрессия.

Контрольная работа № 5

март

Геометрическая прогрессия.

Контрольная работа № 6

апрель

Элементы комбинаторики и теории вероятности

Итоговая контрольная работа

май

Проверка знаний за курс основной школы.

Тематическое планирование по алгебре в 9 классе

№ темы урока

даты уроков

название темы уроков

количество часов

понятийный аппарат темы

планируемый результат компетентности

(ЗУН по предмету, познавательная, информационно-коммуникативная, рефлексивная деятельность)

методы, формы организации УВП, в том числе формирование компетентностей

форма контроля по формированию ЗУНов и компетентностей

Квадратичная функция

2.09

Функция. Область определения и область значений функции.

1

функция, аргумент,  область определения функции, область значений функций, график функции

Формирование представлений об идеях и методах математики; о математике как универсальном языке науки, средстве моделирования явлений и процессов.

Развитие логического мышления, алгоритмической культуры, творческих способностей.

развитие вычислительных и формально-оперативных алгебраических умений до уровня, позволяющего уверенно использовать их при решении задач математики и смежных предметов (геометрии,  физики, химии, ОИиВТ и другие) усвоение аппарата уравнений и неравенств как основного средства математического моделирования прикладных задач, осуществление

функциональной подготовки школьников.  

Интегрированный урок с геометрией  +гео

Определяют адекватные способы решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов.

Владеют монологической речью.

Умеют вступать в речевое общение, участвуют в диалоге.

Самостоятельно организовывают учебную деятельность.

словесный

наглядный

практическая самостоятельная деятельность

работа в группах  

индивидуальные задания

4.09

Область определения

1

индивидуальные задания

7.09

Область значений функции.

1

индивидуальные задания

9.09

Свойства функций

1

возрастающая функция, убывающая функция, промежутки знакопостоянства

самостоятельная работа

11.09

Применение свойств функции

13.09

Квадратный трехчлен и его корни

1

квадратный трехчлен, корни квадратного трехчлена,

индивидуальные задания

16. 09

Применение темы Квадратный трехчлен.

Интегрированный урок с геометрией

квадратный трехчлен и его применение геометрии

18.09

Разложение квадратного трехчлена на множители

1

разложение квадратного трехчлена на множители

индивидуальные задания

20.09

Теорема о разложении на множители квадратного трехчлена

1

самостоятельная работа

23.09

Сокращение дробей.

1

25.09

Вводная контрольная работа

1

контрольная работа

 27.09

Функция у = ах2 , ее график  и свойства

1

квадратичная функция, свойства квадратичной функции, график кв. функции

индивидуальные задания

 30.09

Построение графика у = ах2

1

индивидуальные задания

2.10

Графики функций

у = ах2  + п  

1

графики функций

у = ах2  + п

работа в группах  

4.10

Построение и свойства графика у = а(х - т)2

1

графики функций

индивидуальные задания

7.10

Построение графика квадратичной функции

1

у = а(х - т)2

индивидуальные задания

9.10

Выполнение упражнений по теме: График квадратичной функции

1

график квадратичной функции

индивидуальные задания

11.10

Степенная функция. Функция     у = х п

1

степенная функция с натуральным показателем свойства функции  и график

у = х п при п – нечетном свойства функции  и график

у = х п при п – четном

тест

14.10

Свойства и график функции у = х п

1

индивидуальные задания

16.10

Корень п – й степени. Определение арифметического корня

п – й степени.

1

самостоятельная работа

18.10

 Свойства арифметического корень  п – й степени.

1

корень п – й степени, показатель корня, подкоренное выражение, арифметический корень  п – й степени свойства арифметического корень  п – й степени

выполнять основные действия со степенями с целыми показателями,

 применять свойства арифметических квадратных корней для вычисления значений и преобразований числовых выражений содержащих квадратные корни;

Формирование представлений об идеях и методах математики; о математике как универсальном языке науки, средстве моделирования явлений и процессов. Развитие логического мышления, алгоритмической культуры, творческих способностей.

21.10

 Решение задач. Подготовка к контрольной работе.

1

практическая самостоятельная деятельность

самостоятельная работа

23.10

Контрольная работа Квадратичная функция

1

25.10

Целое уравнение и его корни.

1

контрольная работа

Уравнения и неравенства с одной переменной

28.10

Степень уравнения.

1

целое уравнение степень уравнения

решать линейные, квадратные уравнения и рациональные уравнения, сводящиеся к ним, системы двух линейных уравнений и несложные нелинейные системы;

 

Интегрированный урок  +ал???

решать линейные и квадратные неравенства с одной переменной и их системы,

 решать текстовые задачи алгебраическим методом, интерпретировать полученный результат, проводить отбор решений, исходя из формулировки задачи;

развитие вычислительных и формально-оперативных алгебраических умений до уровня, позволяющего уверенно использовать их при решении задач математики и смежных предметов

 ( физики, химии и другие) усвоение аппарата уравнений и неравенств как основного средства математического моделирования прикладных задач, осуществление функциональной подготовки школьников.  

словесный

наглядный

практическая самостоятельная деятельность

работа в группах

индивидуальные задания

30.10

Биквадратное уравнение и его решение.

1

биквадратное уравнение

индивидуальные задания

000

Нахождение корней уравнения.

Интегрированный урок

1

тест

1.11

Дробно – рациональные уравнения

1

дробно – рациональное уравнение

индивидуальные задания

11.11

Решение дробно – рациональных уравнений

1

индивидуальные задания

13.11

Решение задач и уравнений.

1

самостоятельная работа

15.11

Применение дробно – рациональных уравнений.

1

индивидуальные задания

18.11

Определение неравенств второй степени с одной переменной.

1

неравенство второй степени с одной переменной

индивидуальные задания

20.11

Решение неравенств второй степени с одной переменной.

1

индивидуальные задания

22.11

Решение неравенств методом интервалов.

1

методом интервалов

самостоятельная работа

25.11

Область определения функции.

1

область определения функции

индивидуальные задания

27.11

Выполнение упражнений по теме: Уравнения и неравенства с одной переменной.

1

самостоятельная работа

29.11

Подготовка к контрольной работе

1

2.12

Контрольная работа  по теме Уравнение и неравенства с одной переменной

1

самостоятельная деятельность

контрольная работа

Уравнения и неравенства с двумя переменными

4.12

Уравнение с двумя переменными и его график

1

формирование представлений об идеях и методах математики; о математике как универсальном языке науки, средстве моделирования явлений и процессов

Интегрированный урок  + ???

развитие логического мышления, алгоритмической культуры, творческих способностей

решать линейные, квадратные уравнения и рациональные уравнения, сводящиеся к ним, системы двух линейных уравнений и несложные нелинейные системы;

 решать линейные и квадратные неравенства с одной переменной и их системы,

 решать текстовые задачи алгебраическим методом, интерпретировать полученный результат, проводить отбор решений, исходя из формулировки задачи.

Интегрированный урок с геометрией  +гео

словесный

наглядный

практическая самостоятельная деятельность

работа в группах  

индивидуальные задания

6.12

График уравнения с двумя переменными

1

индивидуальные задания

???

Графический способ решения систем уравнений

Интегрированный урок

1

графический способ решения систем уравнений

индивидуальные задания

9.12

Решения систем уравнений графически

1

самостоятельная работа

11.12

Решение систем уравнений второй степени

1

13.12

Способ подстановки

1

способ подстановки

индивидуальные задания

16.12

Способ сложения

1

способ сложения

индивидуальные задания

18.12

Административная контрольная работа

1

контрольная работа

20.12

Решение задач с помощью систем уравнений второй степени

1

самостоятельная работа

23.12

Решение задач на движение.

1

25.12

Применение задач в химии физике и геометрии

Интегрированный урок

1

тест

27.12

Неравенства с двумя переменными

1

неравенство с двумя переменными

индивидуальные задания

13.01

Решение неравенства с двумя переменными

1

15.01

Системы неравенств  с двумя переменными

1

системы неравенств с двумя переменными

индивидуальные задания

17.01

Решение неравенств в координатной плоскости

1

самостоятельная работа

20.01

Подготовка к контрольной работе

1

22.01

Контрольная работа  Уравнения и неравенства с двумя переменными

1

контрольная работа

24.01

Решение целых уравнений и систем уравнений с двумя переменными.

1

целое уравнение

тест

Арифметическая и геометрическая прогрессии

27.01

Последовательности

1

последовательность

Распознавать арифметические и геометрические прогрессии; решать задачи с применением формулы общего члена и суммы нескольких первых членов;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

 выполнения расчетов по формулам, для составления формул, выражающих зависимости между реальными величинами; для нахождения нужной формулы в справочных материалах Формирование представлений об идеях и методах математики; о математике как универсальном языке науки, средстве моделирования явлений и процессов.

 Развитие логического мышления, алгоритмической культуры, творческих способностей.

словесный

наглядный

практическая самостоятельная деятельность

работа в группах  

индивидуальные задания

29.01

Определение арифметической прогрессии.

1

арифметическая прогрессия

формула п  - го члена арифметической прогрессии  

индивидуальные задания

31.01

Формула п  - го члена арифметической прогрессии.  

1

индивидуальные задания

3.02

Выполнение упражнений по теме: Формула п  - го члена арифметической прогрессии.

1

самостоятельная работа

5.02

Формула суммы первых п членов арифметической прогрессии.

1

формула суммы первых п членов арифметической прогрессии

7.02

Выполнение упражнений по теме: Формула суммы первых п членов арифметической прогрессии.

1

самостоятельная работа

10.02

Подготовка к контрольной работе

1

индивидуальные задания

12.02

Контрольная работа по теме: «Арифметическая прогрессия»

1

контрольная работа

14.02

Определение геометрической прогрессии.

1

геометрическая прогрессия

индивидуальные задания

17.02

Формула п – го члена геометрической прогрессии

1

формула п – го члена геометрической прогрессии формула суммы первых п членов геометрической прогрессии.

индивидуальные задания

19.02

Формула суммы первых п членов геометрической прогрессии.

1

индивидуальные задания

21.02

Решение задач по теме: «Геометрическая прогрессии»

1

самостоятельная работа

???

Применение геометрической прогрессии.

Интегрированный урок

1

Интегрированный урок  +алг

тест

26.02

Геометрическая  прогрессия Подготовка к контрольной работе

1

индивидуальные задания

28.02

Контрольная работа  по теме «Геометрическая  прогрессия»

1

контрольная работа

Элементы комбинаторики и теории вероятности

3.03

Элементы  комбинаторики

1

комбинаторика

проводить несложные доказательства,

получать простейшие следствия из известных или ранее полученных утверждений, оценивать логическую правильность рассуждений,

использовать примеры для иллюстрации и контрпримеры для опровержения утверждений;

 извлекать информацию, представленную в таблицах, на диаграммах, графиках; составлять таблицы, строить диаграммы и графики;

 решать комбинаторные задачи путем систематического перебора возможных вариантов и с использованием правила умножения;

  вычислять средние значения результатов измерений;

 находить частоту события, используя собственные наблюдения и готовые статистические данные;

 находить вероятности случайных событий в простейших случаях.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

 выстраивания аргументации при доказательстве и в диалоге;

 

словесный

наглядный

практическая самостоятельная деятельность

работа в группах  

индивидуальные задания

5.03

Примеры комбинаторных задач.

1

индивидуальные задания

7.03

Перестановки.

1

перестановки

индивидуальные задания

10.03

Размещения.

1

размещения

индивидуальные задания

12.03

Сочетания.

1

сочетания

индивидуальные задания

14.03

Решение задач.

1

17.03

Относительная частота случайного события.

1

относительная частота случайные события

тест

19.03

Вероятность равновозможных событий.

1

Вероятность равновозможные события

индивидуальные задания

21.03

Решение задач.

1

индивидуальные задания

31.03

Сложение вероятностей

1

сложение вероятностей

индивидуальные задания

2.04

Умножение вероятностей

1

умножение вероятностей

индивидуальные задания

4.04

Подготовка к контрольной работе

1

индивидуальные задания

7.04

Контрольная работа  «Элементы комбинаторики и теории вероятности».

1

контрольная работа

Повторение. Подготовка к ГИА.

9.04

Вычисления

1

вычисления

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: выполнения расчетов по формулам, для составления формул, выражающих зависимости между реальными величинами; для нахождения нужной формулы в справочных материалах;
моделирования практических ситуаций и исследовании построенных моделей с использованием аппарата алгебры;

Интегрированный урок с географией +ал

 

описания зависимостей между физическими величинами, соответствующими формулами, при исследовании несложных практических ситуаций;

 интерпретации графиков реальных зависимостей между величинами.

Решение задач  уравнений неравенств построение графиков

словесный

наглядный

практическая самостоятельная деятельность

работа в группах  

самостоятельная работа

11.04

Тождественные преобразования

1

тождественные преобразования

самостоятельная работа

14.04

Упрощение выражений

1

упрощение выражений

тест

16.04

Решение уравнений

1

решение уравнений

самостоятельная работа

18.04

Решение систем уравнений

1

решение систем уравнений

тест

???

Неравенства

Интегрированный урок с географией

1

неравенства

индивидуальные задания

21.04

Решение неравенств

1

решение неравенств

самостоятельная работа

23.04

Решение систем неравенств

1

решение систем неравенств

тест

25.04

Функции  Свойства функций

1

функции

тест

28.04

Графики функций

1

графики функций

тест

30.04

Графики функций  Свойства графиков функций

1

свойства графиков функций

индивидуальные задания

2.05

Текстовые задачи.

1

текстовые задачи

индивидуальные задания

5.05

Решение задач на движение

1

решение задач на движение

индивидуальные задания

7.05

Решение задач с помощью систем уравнений второй степени

1

решение задач с помощью систем уравнений второй степени

тест

12.05

Решение текстовых задач

1

решение текстовых задач

Решение задач части  Алгебра(2часть).

Реальная математика

самостоятельная работа

13.05

Решение ГИА части 1и 2

Интегрированный урок

1

ГИА

Интегрированный урок с геометрией +алг

тест

14.05

Итоговая контрольная работа

1

части алгебра геометрия

тестирование

контрольная работа

16.05

Анализ контрольной работы

1

ГИА

Анализ контрольной работы

индивидуальные задания

19.05

Решение задач и уравнений

1

ГИА

индивидуальные задания

21.05

Решение задач повышенной сложности

1

задачи повышенной сложности

Обобщение и систематизация знаний

индивидуальные задания

23.05

Обобщение изученного материала

1

Обобщение и систематизация знаний

фронтальный  опрос


  МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №4»

«Рассмотрен»                                                              «Согласован»                                                             «Утверждаю»

МО учителей – предметников:                                Зам. директора:                                                             Директор:

………………………………                                 ………………………                                                ………………………

«……..» …………..2013 г.                                «……..» …………..2013 г.                                     «……..» …………..2013 г.

 

Рабочая учебная программа по геометрии для 9 класса.

 

Реализация программы рассчитана на 2013– 2014 год.

Название программы, авторы, год издания на основе которой составлена рабочая  программа:

Программа для общеобразовательных учреждений 7- 9 классы. Москва «Просвещение» 2009.

Учебник: Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, С. Б. Кадомцев, Э. Г. Позняк, И. И. Юдина. Геометрия 7-9 кл. 2009г.

Фамилия, имя, отчество учителя-составителя рабочей программы: Черменева Галина Георгиевна.

г. Югорск.

   Пояснительная записка.

Материалы для рабочей программы составлены на основе:

Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования,

Примерной программы по математике основного общего образования;

Федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях;

с учетом требований к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержанием наполнения учебных предметов компонента государственного стандарта общего образования.

                 Данная рабочая программа курса по геометрии для 9 класса разработана на основе  программы общеобразовательных учреждений 7- 9 классы. Москва «Просвещение» 2008. Составитель Т. А. Бурмистрова.

Реализация программы рассчитано на 70 часов (2 часа в неделю 1 - 4 четверть) на 1 год.

Контрольно-оценочная деятельность: поурочная.

 В программе предусмотрено 5 тематических контрольных работ и 1 итоговая.

Осуществление рабочей программы  предполагает использование следующего учебно-методического комплекта:

 Учебник: Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, С. Б. Кадомцев, Э. Г. Позняк, И. И. Юдина. Геометрия 7-9 кл.  2004г.

Дополнительная литература:

1) В. И. Жохов, и др. Примерное планирование  учебного материала и контрольные работы по математике 5-11 М-2001

2) Тематическое планирование по математике 5-9 класс. Сост.   Т. А. Бурмистрова М-2003

3) Т. М. Мищенко Тематическое и поурочное планирование по геометрии.   9  класс М-2004г.

4) Ю. П. Дудницын, В. Л. Кронгауз  Контрольные работы по геометрии 2006г.

5) Математика №13 2006г.

6) Н. Ф. Гаврилова  Поурочные разработки по геометрии. Дифференцированный подход. М-2006г.

7)  Сборник нормативных документов. Математика. М-2008г.

8) Геометрия 7-9 классы. Развёрнутое тематическое планирование. Базовый уровень. Линия Л. С. Атанасян/ автор- составитель Т.А. Салова. Учитель 2009г.

Цели и задачи изучения предмета (курса):

Формирование представлений о математике как об универсальной науке, средстве моделирования явлений и процессов; об идеях и методах математики.

Развитие логического мышления и пространственного воображения,  алгоритмической культуры. Критичности мышления на уровне, необходимом для будущей профессиональной деятельности, а также для дальнейшего обучения высшей школе. Воспитание средствами математики культуры личности, понимание значимости математики для научно – технического прогресса, отношение к математике как к части общечеловеческой культуры через знакомство с историей развития математики, эволюцией математических идей.

Задачами  обучения являются:

 - Приобретение математических знаний и умений.

 - Овладение обобщёнными способами мыслительной, творческой деятельности.

 - Освоение компетенций: учебно - познавательной, коммуникативной, рефлексивной, личностного саморазвития, ценностно-ориентированной  и профессионально-трудового выбора.

 Целью изучения курса геометрии в 9 классе является систематическое изучение свойств геометрических фигур на плоскости, формирование пространственных представлений, развитие логического мышления и подготовка аппарата, необходимого для изучения смежных дисциплин (физика) и курса стереометрии в старших классах.

Формирование у учащихся систематизации сведений о векторах, действий с ними, расширить представления учащихся о многоугольниках и многогранниках, о  плоских фигурах и основных геометрических и тригонометрических отношениях. Познакомить с оснавными формулами для вычисления площадей поверхностей и объёмом.

Учить использовать геометрический язык для описания предметов окружающего мира. Формировать представление о некоторых областях применения геометрии в быту, науке, технике, искусстве. Учить решать задачи на вычисление, доказательство и построение, применяя выделение ключевой задачи, стандартное дополнительное построение, геометрическое место точек, аналитический способ.

Тематический план:

Глава

Содержание материала

Количество часов

Контроль

9

Векторы.

8

1

10

Метод координат.

10

1

11

Соотношение между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов

11

1

12

Длина окружности и площадь круга.

12

1

13

Движение.

10

1

14

Начальные сведения из стереометрии.

8

-

Повторение курса геометрии 7-9.

11(2+9итог)

1

Выявление итоговых результатов изучения темы завершается контрольной работой, составленной  с учётом обязательных результатов обучения.

Уметь:
• пользоваться геометрическим языком для описания предметов окружающего мира;

• распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;

• изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задач; осуществлять преобразования фигур;

• распознавать на чертежах, моделях и в окружающей обстановке основные пространственные тела, изображать их;

• в простейших случаях строить сечения и развертки пространственных тел;

• проводить операции над векторами, вычислять длину и координаты вектора, угол между векторами;

• вычислять значения геометрических величин (длин, углов, площадей, объемов); в том числе: для углов от 0о до 180о определять значения тригонометрических функций по заданным значениям углов; находить значения тригонометрических функций по значению одной из них, находить стороны, углы и площади треугольников, длины ломаных, дуг окружности, площадей основных геометрических фигур и фигур, составленных из них;

• решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними, применяя дополнительные построения, алгебраический и тригонометрический аппарат, соображения симметрии;

• проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования;

• решать простейшие планиметрические задачи в пространстве.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

• описания реальных ситуаций на языке геометрии;

• расчетов, включающих простейшие тригонометрические формулы;

• решения геометрических задач с использованием тригонометрии

• решения практических задач, связанных с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства);

• построений геометрическими инструментами (линейка, угольник, циркуль, транспортир).

Контрольные работы по геометрии 9 классА:

№ контрольной работы

Дата проведения

Тема контрольной работы

Контрольная работа № 1

октябрь

Координаты вектора.

Контрольная работа № 2

декабрь

Скалярное произведение векторов.

Контрольная работа № 3

февраль

Решение треугольников.

Контрольная работа № 4

апрель

Правильные многоугольники.

Контрольная работа № 5

май

Движение. Параллельный перенос и поворот.

Итоговая контрольная работа

май

Проверка знаний за курс основной школы.


Тематическое планирование по геометрия  в 9 классе.

№ темы урока

даты уроков

название темы уроков

количество часов

понятийный аппарат темы

планируемый результат компетентности

(ЗУН по предмету, познавательная, информационно-коммуникативная, рефлексивная деятельность)

методы, формы организации УВП, в том числе формирование компетентностей

форма контроля по формированию ЗУНов и компетентнос.

3.09

Решение задач по теме: Треугольники.

1

четырёхугольники свойства признаки

Используют приобретенные знания и умения в практической деятельности, межпредметных связях  и повседневной жизни.

Владеют монологической речью. Умеют вступать в речевое общение, участвуют в диалоге.

Владеют навыками контроля и оценки своей деятельности.

словесный,

наглядный

практическая

 самостоятельная

 деятельность

работа в группах  

индивидуальные задания

6.09

Решение задач по теме: Четырёхугольники.

1

подобные треугольники признаки подобия окружность

тест

ВЕКТОРЫ

10.09

Понятие вектора

Изображение и обозначение вектора. Откладывание вектора от данной точки.

1

вектор его величина

Определяют адекватные способы решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов.

Владеют монологической речью. Умеют вступать в речевое общение, участвуют в диалоге.

Самостоятельно организовывают учебную деятельность.

Формирование представлений об идеях и методах математики; о математике как универсальном

языке науки, средстве моделирования явлений и процессов.

Интегрированный урок с алгеброй +гео

Развитие логического мышления, алгоритмической культуры, творческих способностей в области геометрии.

Словесный,

наглядный

практическая

 самостоятельная

 деятельность

работа в группах  

индивидуальные задания

12.09

Сложение векторов

Сумма двух или нескольких векторов.

1

направление вектора

сумма векторов

индивидуальные задания

16.09

Вычитание векторов

интегрированный урок

1

разность векторов

индивидуальные задания

17.09

Решение задач по теме «Сложение и вычитание векторов».

1

разность векторов

 

самостоятельная работа

19.09

Произведение вектора на число.

1

индивидуальные задания

24.09

Применение векторов к решению задач.

1

Используют приобретенные знания и умения в практической деятельности, межпредметных связях  и повседневной жизни.

Владеют монологической речью. Умеют вступать в речевое общение, участвуют в диалоге.

Владеют навыками контроля и оценки своей деятельности.

индивидуальные задания

26.09

Средняя линия трапеции.

1

трапеция, средняя линия трапеции

индивидуальные задания

1.10

Решение задач по теме «Векторы».

1

тест

МЕТОД КООРДИНАТ

3.10

Координаты вектор

1

координаты вектора

Владеют монологической речью. Умеют вступать в речевое общение, участвуют в диалоге. Формирование представлений об идеях и методах математики; о математике как универсальном языке науки, средстве моделирования явлений и процессов. Развитие логического мышления, алгоритмической культуры, творческих способностей в области геометрии.

словесный,

наглядный

практическая

 самостоятельная

 деятельность

работа в группах

индивидуальные задания

8.10

Разложение вектора по двум неколлинеарным векторам.

1

коллинеарные векторы      

индивидуальные задания

10.10

Решение задач.

Подготовка к контрольной работе

1

индивидуальные задания

15.10

Контрольная работа Вектора

1

система координат оси

контрольная работа

17.10

Простейшие задачи в координатах

1

координаты точки

22.10

Метод координат. Решение задач.

1

координаты вектора

интегрированный урок

24.10

Уравнение окружности

1

окружность её уравнение

индивидуальные задания

29.10

Уравнение прямой

1

прямая и  её уравнение

индивидуальные задания

31.10

Решение задач по теме «Уравнение прямой».

1

индивидуальные задания

12.11

Решение задач по теме: «Метод координат».

1

самостоятельная работа

14.11

Подготовка к контрольной работе

1

Используют приобретенные знания и умения в практической деятельности, межпредметных связях  и повседневной жизни.

Владеют монологической речью. Умеют вступать в речевое общение, участвуют в диалоге.

Владеют навыками контроля и оценки своей деятельности.

индивидуальные задания

19.11

Контрольная работа Метод координат

1

контрольная работа

21.11

Анализ контрольной работы.

1

тест

Соотношение между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов.

26.11

Синус косинус и тангенс угла

1

синус, косинус, тангенс для углов

от 0° до 180°

треугольник координаты точки

Определяют адекватные способы решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов.

Владеют монологической речью. Умеют вступать в речевое общение, участвуют в диалоге.

словесный,

наглядный

практическая

 самостоятельная

 деятельность

работа в группах  

индивидуальные задания

28.11

Нахождение синуса, косинуса и тангенса для углов

от 0° до 180°.

1

индивидуальные задания

3.12

Решение задач. Координаты точки.

1

тест

5.12

Соотношение между сторонами и углами треугольника.

1

площадь фигуры

Самостоятельно организовывают учебную деятельность.

индивидуальные задания

10.12

Теорема о площади треугольника.

1

площадь треугольника

индивидуальные задания

12.12

Теорема синусов и косинусов.

1

решение треугольников

индивидуальные задания

17.12

Решение треугольников по трём элементам.

1

индивидуальные задания

19.12

Решение задач по теме «Теоремы синусов и косинусов».

1

индивидуальные задания

24.12

Скалярное произведение векторов

интегрированный урок

1

скалярное произведение

индивидуальные задания

25.12

Применение темы Скалярное произведение векторов

интегрированный урок

1

Используют приобретенные знания и умения в практической деятельности,  межпредметных связях  и повседневной жизни.

Интегрированный урок с алгеброй +гео

26.12

Решение задач

1

скаляр, орт–вектор

Владеют монологической речью. Умеют вступать в речевое общение, участвуют в диалоге.

Владеют навыками контроля и оценки своей деятельности.

самостоятельная работа

14.01

Подготовка к контрольной работе

1

16.01

Контрольная работа Соотношение между сторонами и углами. Скалярное произведение векторов.

1

контрольная работа

Длина окружности и площадь круга.

21.01

Правильные многоугольники.

Окружность, описанная около правильного многоугольника

1

правильный многоугольник

правильный  треугольник

четырёхугольник     

Формирование представлений об идеях и методах математики; о математике как универсальном языке науки, средстве моделирования явлений и процессов.

Развитие логического мышления, алгоритмической культуры, творческих способностей в области геометрии.

словесный,

наглядный

практическая

 самостоятельная

 деятельность

работа в группах  

индивидуальные задания

23.01

Окружность, вписанная в правильный многоугольник.

1

вписанная окружность

индивидуальные задания

28.01

  Формулы для вычисления площади правильного многоугольника, его стороны и радиуса вписанной окружности.

1

радиус окружности, формула площади

Формирование представлений об идеях и методах математики; о математике как универсальном языке науки, средстве моделирования явлений и процессов

индивидуальные задания

30.01

Построение правильных многоугольников.

1

индивидуальные задания

4.02

Длина окружности. Длина дуги окружности. Решение задач.

1

длина окружности дуга

Развитие логического мышления, алгоритмической культуры, творческих способностей в области геометрии.

индивидуальные задания

6.02

Площадь круга и кругового сектора.

1

круг, сектор и их площади

индивидуальные задания

11.02

Решение задач по теме «Площадь круга и кругового сектора».

1

индивидуальные задания

13.02

Решение задач по теме «Длина окружности и площадь круга».

1

Используют приобретенные знания и умения в практической деятельности, межпредметных связях  и повседневной жизни.

Владеют монологической речью. Умеют вступать в речевое общение, участвуют в диалоге.

Владеют навыками контроля и оценки своей деятельности.

индивидуальные задания

18.02

Окружность Векторы

1

20.02

Подготовка к контрольной работе

1

индивидуальные задания

25.02

Контрольная работа Длина окружности  Площадь круга

1

контрольная работа

ДВИЖЕНИЕ

27.02

Понятие движение

1

движение

свойства движения осевая и центральная симметрии

Формирование представлений об идеях и методах математики; о математике как универсальном языке науки, средстве моделирования явлений и процессов.

словесный,

наглядный

практическая

 самостоятельная

 деятельность

работа в группах  

индивидуальные задания

4.03

Свойства движений.

1

индивидуальные задания

6.03

Осевая и центральная симметрии

1

индивидуальные задания

11.03

Параллельный перенос

1

параллельный перенос

поворот

13.03

Поворот

1

Развитие логического мышления, алгоритмической культуры, творческих способностей в области геометрии

практическая работа

18.03

Решение задач по теме «Движения».

интегрированный урок с алгеброй

1

                           

                         Интегрированный урок с алгеброй

                       Задачи на движения в ГИА

индивидуальные задания

20.03

Самостоятельная работа с применением свойства движения.

1

Используют приобретенные знания и умения в практической деятельности, межпредметных связях  и повседневной жизни.

Владеют монологической речью. Умеют вступать в речевое общение, участвуют в диалоге.

Владеют навыками контроля и оценки своей деятельности.

самостоятельная работа

1.04

Подготовка к контрольной работе

1

3.04

Контрольная работа  Движение

1

контрольная работа

Начальные сведения из стереометрии.

8.04

Предмет стереометрии. Многогранник.

1

стереометрия

многогранник

Формирование представлений об идеях и методах математики; о математике как универсальном языке науки, средстве моделирования явлений и процессов. Развитие логического мышления, алгоритмической культуры, творческих способностей в области геометрии.

Используют приобретенные знания и умения в практической деятельности, межпредметных связях  и повседневной жизни.

Владеют монологической речью. Умеют вступать в речевое общение, участвуют в диалоге.

индивидуальные задания

8.04

Призма

1

призма

индивидуальные задания

10.04

Параллелепипед. Свойства прямоугольного параллелепипеда.

1

параллелепипед.

индивидуальные задания

15.04

Пирамида

1

пирамида

индивидуальные задания

17.04

Тела и поверхности вращения. Цилиндр.

1

цилиндр

индивидуальные задания

22.04

Конус.

1

конус.

индивидуальные задания

24.04

Сфера и шар.

1

сфера  шар.

индивидуальные задания

Повторение

29.05

Об аксиомах планиметрии

1

аксиома

Формирование представлений об идеях и методах математики; о математике как универсальном языке науки, средстве моделирования явлений и процессов.

Развитие логического мышления, алгоритмической культуры, творческих способностей в области геометрии. Владеют навыками контроля и оценки своей деятельности.

Интегрированный урок с алгеброй

Владеют навыками контроля и оценки своей деятельности.

словесный,

наглядный

практическая

 самостоятельная

 деятельность

работа в группах  

индивидуальные задания

6.05

Треугольники.

1

треугольник

тест

8.05

Решение задач по теме «Треугольники».

1

треугольник

индивидуальные задания

13.05

Четырёхугольники,  многоугольники.

Интегрированный урок

1

четырёхугольник многоугольник

индивидуальные задания

15.05

Решение задач.

1

ГИА

интегрированный урок

тест

20.05

Контрольная работа за курс планиметрии

1

ГИА  вторая часть

итоговое тестирование

22.05

Обобщение и систематизация курса Планиметрии 7-9класс

1

решение задач ГИА

фронтальный опрос



Предварительный просмотр:

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №4»

«Рассмотрен»                                                  «Согласован»                                                            «Утверждаю»

МО учителей – предметников:                       Зам. директора:                                                            Директор:

………………………………                           ………………………                                            ………………………

«……..» …………..2013 г.                                         «……..» …………..2013 г.                                    «……..» …………..2013г.

Рабочая учебная программа элективного курса в 9 классе.

ФУНКЦИИ И ИХ ГРАФИКИ

 Реализация программы рассчитана на 2013 – 2014 год.

Фамилия, имя, отчество учителя-составителя рабочей программы: Черменева Галина Георгиевна.

г. Югорск.

Пояснительная записка.

В настоящее время  традиционный взгляд на содержание обучения математике, на её роль и место в общем образовании пересматривается. Наряду с подготовкой учащихся, которые в дальнейшем станут профессиональными пользователями математики, важнейшей задачей обучения становится обеспечение некоторого уровня математической подготовки школьников. Для жизненной самореализации, возможной продуктивной деятельности в информационном мире требуется достаточно прочная математическая подготовка.

Проводимая в России реформа образования нацеливает на то, что школа, прежде всего, должна реализовывать цели развития ребенка, т.е. служить его собственным интересам. Однако современная школа не в полной мере решает эти задачи. Школа не обеспечивает зрелости учащихся в выборе дальнейшего способа получения образования. У многих школьников выбор является случайным, носит романтический характер, не вполне соотносится с реальными способностями и возможностями. Школьники не всегда достаточно хорошо владеют знаниями, необходимыми для выстраивания реалистических жизненных планов. У многих из них не сформирована потребность в своем дальнейшем саморазвитии и получении образования после окончания школы, нет устойчивой мотивации на приложение усилий для получения качественного профессионального образования. Все это мешает их успешной адаптации в обществе после окончания школы.

Предлагаемый элективный курс по предпрофильной подготовке учащихся 9-х классов посвящен изучению поведения функций и построению их графиков. Свободное владение техникой построения графиков часто помогает решать многие задачи и порой является единственным средством их решения. Кроме того, умение строить графики функций представляет большой самостоятельный интерес. Изучение функций и их графиков является важным разделом школьного курса. Однако на базе основной школы материал, связанный с этим вопросом, представлен несколько хаотично. Изучается недостаточно полно, многие важные моменты не входят в программу и, следовательно, не изучаются.

Данная программа предназначена для повышения эффективности подготовки учащихся 9-х классов к итоговой аттестации по алгебре  за курс основной  школы. Предусматривает их подготовку к дальнейшему математическому образованию, так как анализ сдачи государственного экзамена (ГИА)  показал, что ученики допускают много ошибок при выполнении заданий именно этого раздела.

Актуальность данного курса состоит

 в том, что в материалах ГИА и ЕГЭ очень часто встречаются задания, решение которых возможно только с помощью графика. В курсе предусмотрена возможность дифференцированного обучения, как путем использования задач различного уровня сложности. Так и на основе различной степени самостоятельности осваивания нового материала. Следовательно, программа применима для разных групп школьников, в том числе не имеющих хорошей математической подготовки.

Новизна

автору курса не удалось найти аналогичную программу курса по выбору,  разработанную на достаточном уровне и удовлетворяющую всем поставленным задачам.

Формы организации учебных занятий

Формы проведения занятий включают в себя лекции, практические работы, тренинги по использованию методов поиска решений.

Основной тип занятий комбинированный урок. Каждая тема курса начинается с постановки задачи. Теоретический материал излагается в форме мини лекции. После изучения теоретического материала выполняются практические задания для его закрепления.

Занятия строятся с учётом индивидуальных особенностей обучающихся, их темпа восприятия и уровня усвоения материала.

В ходе обучения периодически проводятся непродолжительные, рассчитанные на 5 - 10 минут, контрольные работы и тестовые испытания для определения глубины знаний и скорости выполнения заданий. Контрольные замеры обеспечивают эффективную обратную связь, позволяющую обучающим и обучающимся корректировать свою деятельность.

Систематическое повторение способствует более целостному осмыслению изученного материала, поскольку целенаправленное обращение к изученным ранее темам позволяет учащимся встраивать новые понятия в систему уже освоенных знаний.

Контроль и система оценивания

Текущий контроль уровня усвоения материала осуществляется по результатам выполнения учащимися самостоятельных, тестовых, практических и лабораторных работ. Присутствует как качественная, так и количественная оценка деятельности.

Качественная оценка базируется на анализе уровня мотивации учащихся, их общественном поведении, самостоятельности в организации учебного труда, а так же оценке уровня адаптации к предложенной жизненной ситуации (сдачи экзамена по алгебре в форме ГИА).

Количественная оценка предназначена для снабжения учащихся объективной информацией об овладении ими учебным материалом и производится по пятибалльной системе.

Итоговый контроль реализуется в двух формах: традиционного зачёта и тестирования по материалам ГИА

Основные методические особенности курса:

Подготовка по тематическому принципу, соблюдая «правила спирали» от простых типов заданий первой части до заданий со звездочкой второй части;

Работа с тематическими тестами, выстроенными в виде логически взаимосвязанной системы, где из одного вытекает другое, т.е. правильно решенное предыдущее задание готовит понимание смысла следующего; выполненный сегодня тест готовит к пониманию и правильному выполнению завтрашнего и т. д.;

Работа с тренировочными тестами в режиме «теста скорости»;

Работа с тренировочными тестами в режиме максимальной нагрузки, как по содержанию, так и по времени для всех школьников в равной мере;

Максимальное использование наличного запаса знаний.

Развиваем компетенции:

  • Уметь извлекать пользу из опыта.
  • Уметь организовать взаимодействие своих знаний и упорядочить их.
  • Консультироваться у экспертов.
  • Уметь работать в группе и, улаживая разногласия, принимать решения.
  • Уметь использовать новые технологии.

Реализуемые технологии

личностно-ориентированный и деятельностный подходы,  также проектная и информационно-коммуникационная технологии, позволяющие создать условия для формирования социально активной, творческой и информационно компетентной  личности.

Цель данного курса – дать систематизированное изложение методов построения графиков функций в рамках знаний, предусмотренных школьной программой и подготовить учащихся к сдаче ГИА в соответствии с требованиями, предъявляемыми новыми образовательными стандартами.

Предполагаемый курс рассчитан на 35 часа на 1 год.  Материал предполагается изучать в 9 классе.

Задачи курса:

  • подготовить учащихся к успешной сдаче итоговой аттестации по алгебре в новой форме  ГИА;
  • формировать навыки применения знаний по теме функции при выполнении разнообразных заданий различной сложности;
  • формировать навыки самостоятельной работы, работы в малых группах;
  • формировать навыки работы со справочной литературой, с компьютером;
  • развивать алгоритмическое  и эвристическое мышление учащихся для  быстрого, оперативного чтения графиков функций и их  построения;
  • формировать познавательный интерес к математике при решении нестандартных заданий, связанных с понятием функции, при выполнении заданий третьей части итоговой аттестации;

В результате изучения данного курса учащиеся должны научиться:

 1. Создавать и конструировать формулы для функций;

   2. Понимать образование классов функций, способы задания функций;

 3. Строить графики функций по характерным точкам;

       4. Исследовать функции по схеме;

       5. Использовать функции для реальных процессов и явлений.

 6.  Уверенно определять вид функции.

 7. Выработать алгоритм работы с тестами

  8. Уметь осуществлять самоконтроль  и взаимоконтроль своей деятельности.

Содержание программы.

Тема №1

Из истории развития функций. Способы задания функции.

Исторический подход к понятию «функция»,  что такое функция и ситуации, в которых можно встретить функцию. На первых трёх занятиях учащимся сообщается цель и значение элективного курса. Вводится понятие функции  ее графика, способы задания функций. Выявляются и систематизируются знания учащихся. Полученные ранее.

Тема №2

Что понимать под формулой, задающей функцию? Образование классов функций.

Функции и их свойства. Что понимать под формулой, задающей функцию?  Вводится понятие классов функций, подклассов. На этом этапе учащиеся должны уметь классифицировать функции.

Тема №3

Подробно о некоторых функциях. Разрывные функции.

На трёх занятиях по данной теме учащиеся знакомятся с понятием разрывной функции. Их видами, способами задания. Их свойствами и графиками. Практические  занятия направлены на отработку навыков построения графиков разрывных функций.  

Тема №4

Кусочно-линейные функции и модули.

Функции задаются различными способами и один из них- кусочно-линейное задание, а также задание функций с помощью модуля. Построение графиков таких функций – одна из важнейших целей данной темы. В результате этого учащиеся получают практическое руководство для построения эскизов графиков таких функций.

Тема №5

 Многочлен Лагранжа.

Построение графиков многочленов очень непросто и требует особого внимания. Особенно нужно учитывать условие существования данной функции и, что ее графиком является гладкая кривая. Учащиеся на данных занятиях должны научиться четко это понимать, и применять на практике.

Тема №6

Построение графиков функций. Чтение графиков.

Показать практическое применение предварительного исследования функций заданных формулами для наглядного представления их с помощью графиков и более подробного исследования с его помощью.

Тема  №7

Графики многочленов.

Построение графиков функций. Чтение графиков.

Тема №8

Графики дробно-рациональных функций. Рациональная функция. Построение графиков.

Графики дробно-рациональных функций в школьном курсе алгебры изучаются недостаточно, однако, их знание и практические навыки построения, необходимы. На занятиях учащиеся знакомятся с понятием асимптоты, их видами и расположением график относительно асимптот.

Тема №9

Исследование функций и построение их графиков.  Функции и графики в ГИА.

Тема  №10

Функции и графики в ГИА 9 класса (части  А; В и С).

Тема №11

ГИА  2011 – 2012 год.

Тема №12

Тестовая работа ГИА  2011 – 2013г.

Учебно-тематическое планирование

Дата урока

Название темы

Количество часов

Форма проведения

Всего

Лекция

Практика

6.09

13.09

17.09

20.09

Из истории развития функции.

Способы задания функции.

Функции улыбаются(игра с использованием интерактивной доски)

Классы функций

4

1

3

Лекция – ознакомление с новым материалом. Решение задач. Тренинг по использованию методов поиска решений.

27.09

4.10

Что понимать под формулой, задающей функцию?

Образование классов функций.

2

1

1

Лекция – беседа. Практикумы с элементами дидактической игры.

11.10

18.10

25.10

Понятие разрывных функций

Видыразрывных функций

Решение задач напостроение графиков функций.

3

1

2

Лекция с элементами обучения. Решение задач с различным уровнем сложности.

1.11

15.11

22.11

 Построение графиков функций.

Лабораторная работа «Графики»

Кусочно – линейные функции и модули.

3

1

2

Лекция с элементами беседы. Лабораторная работа «Построение графиков функций».

29.11

6.12

Многочлен Лагранжа.

Решение задач.

2

1

1

Лекция с необходимым минимумом задач. Решение задач.

13.12

20.12

27.12

Чтение графиков.

Построение графиков функций.

 Практическая работа.

3

1

2

Практическая работа. Частично – поисковая деятельность, тренинги по использованию методов поиска решений.

17.01

24.01

31.01

Многочлены. Графики  многочленов.  

Построение графиков многочленов. Чтение свойств по графику.

Построение графиков многочленов.

3

1

2

  Лекция с элементами беседы. Построение графиков многочленов

7.02

14.02

21.02

Дробно-рациональная функция

Графики дробно-рациональных функций.

Построение графиков

3

-

3

Построение графиков. Практическая работа. «Математическое сочинение».

28.02

703

14.03

21.03

4.04

Исследование функций.

Построение графиков с помощью исследования .

Лабораторно-исследовательская работа:

Исследование функциипо её графику

Решение задач.

5

2

3

Лекция с элементами обучения. Построение графиков Лабораторно-исследовательская работа.

11.04

18.04

25.04

Функции и построение графиков  в ГИА часть В.

Исследование и построение графиков в ГИА часть С.

 Решение задач. Наибольшее значение функций

3

1

2

Решение задач.

2.05

16.05

Взаимное расположение графиков функций

Решение заданий ГИА по теме: Функции

2

2

Решение работ ГИА

20.05

23.05

Решение заданий части А и В  ГИА 2012год

Решение заданий части С   ГИА 2013 - 2014год.

2

2

Тестовая работа ГИА  2012-2014. Решение теста.

Литература:

1.  Колмогоров А. Н. Математика: наука и профессия. – М.: Наука, 1982.

2.  Гельфанд И. М., Шноль Э. З. Функции и графики. – М.: Наука, 1973.

3. Брыскина О. Ф.  Интерактивная доска на уроке: как оптимизировать образовательный  процесс. – Волгоград, 2009г.

4.  Виленкин Н.. Я. Функции в природе и технике. – М.: Просвещение, 1985.

5. Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. Математика. 5-11   классы. – М.: Дрофа, 2002.

6. Элективный курс по математике «Красавицы функции и их графики». 9 класс. / Сост. Токарчук  Н. П. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2006.

7. Контрольно – измерительные материалы. Алгебра: 9класс. Сост.Л. И. Мартышова.- М.: ВАКО,2010г.

8. Еженедельная учебно-методическая газета «Математика»,  2005 -2009г.

9. Михайлова Ж. Н. Алгоритмы – ключ к решению задач по алгебре. Москва «Просвещение», 2009г.

10. Глейзер Г. И.  “История математики в 4-6 классах”, М: «Просвещение»,1981г.

11.  Анина О. В.  и др. “Развитие интереса к математике” (часть 2), Воронеж, 1995г. (ВОИПКРО).

12. Макарычев Ю. Н.  и др. “Алгебра 8” с углубленным изучением математики, М: «Мнемозина»,2008г.

13.  Данкова И. Н. и др. под общей редакцией проф. С.А.Антипова проф. Ю.А. Савинкова «Предпрофильная подготовка учащихся 9 классов по математике», Воронеж, 2009г.

Список литературы для учащихся: _        

1. Макарычев Ю.Н., Алгебра. Под редакцией Теляковского С.А., 2009.

2. Колесникова Т.В., Минаева С.С. Типовые тестовые задания 9 класс. М.: «Экзамен», 2007.

3. Жохов В.И., 9 класс экзамен по алгебре, 2009.

4. Кочагина М.Н., Кочагин В.В. Математика. 9 класс. Подготовка к «малому ЕГЭ». М.: «Эксмо», 2007.

5. Мордкович А.Г. Алгебра. Часть 1. Учебник. 7 - 9 классы. М.: «Мнемозина», 2008.

Список литературы для учителя:

1. Изучение сложных тем курса алгебры в средней школе: Учебно-методические материалы по математике. М.: Илекса, Ставрополь: Сервисшкола, 2002

2. Лебединская Е. А. и др.  Задания для обучения и развития учащихся, М: Интелект-центр, 2002

3. Попов Ю.И. Методы и приемы решения уравнений и неравенств первой степени с параметрами, содержащих  переменную под знаком модуля. Изд. Янтарный сказ, Калининград 1997г.

4. Пушкина Г. М. Элективный курс «Графическая фиерия». Интернет, Яндекс. 2005.

5.Система тренировочных задач и упражнений по математике./А.Л. Симонов, М.:Просвещение, 1992 .

6. Предпрофильная подготовка учащихся 9 класса по математике, М: «5за знания», 2006.

Техническое оснащение:

Компьютер, проектор, приложения MicrosoftOffice, интерактивная доска (приложение: урок с интерактивной доской),  диски с записями презентаций, электронные учебники.

Серия мультимедийных презентаций (в том числе разработанных учителем, учащимися).

1. Диск «Математика 5–11. Новые возможности для усвоения курса математики» - учебное электронное издание

2. Диск «Математика 5-11классы. Практикум»

3. Диски «Уроки Кирилла и Мефодия», по алгебре 7,8, 9 классы

4. Диски «Математика не для отличников»

5. Диск « Экспресс-подготовка. Математика. 9-11классы.

6. Диск «Открытая математика. Функции и графики».

Аннотация для учеников.

Данный курс поможет привлечь Ваше внимание и вызвать интерес к еще одному из многих разделов математики. Даёт систематизированное изложение методов построения графиков функций в рамках знаний, предусмотренных школьной программой. Подготовит  Вас к сдаче ГИА в соответствии с требованиями, предъявляемыми новыми образовательными стандартами.

Умение логически рассуждать и делать правильные выводы  поможет Вам в дальнейшей жизни. Кроме того занятия по этому курсу помогут   адекватно оценить свои  возможности для последующего обучения, выбранного Вами.

Аннотация для родителей.

Программа данного курса усиливает математическую подготовку учащихся, поскольку даёт систематизированное изложение методов построения графиков функций в рамках знаний, предусмотренных школьной программой и готовит учащихся к сдаче ГИА в соответствии с требованиями, предъявляемыми новыми образовательными стандартами.

Данный курс поможет Вашим детям в выборе профиля при дальнейшем обучении.