Система подготовки учащихся к ЕГЭ по математике
опыты и эксперименты по алгебре (11 класс) по теме

Галлямова Найля Газимовна

Единый государственный экзамен по математике – серьёзное испытание в жизни каждого выпускника школы, а для выпускника обычной общеобразовательной  сельской школы испытание особенное. Профильное обучение в старших классах давно стало требованием времени, но выпускник сельской школы, получающий универсальное образование в общеобразовательной школе не имеет этой возможности. Существенная особенность ЕГЭ по математике – он является обязательным для всех учащихся 11 классов и  основная его цель – независимая экспертиза качества знаний и совмещение выпускного и вступительного экзаменов. Вполне естественно, что перед  учителем сельской общеобразовательной школы  встал вопрос о повышении качества обучения и подготовки детей к экзамену.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon podgotovka_k_ege.doc65.5 КБ

Предварительный просмотр:

Система подготовки учащихся к ЕГЭ по математике

Единый государственный экзамен по математике – серьёзное испытание в жизни каждого выпускника школы, а для выпускника обычной общеобразовательной  сельской школы испытание особенное. Профильное обучение в старших классах давно стало требованием времени, но выпускник сельской школы, получающий универсальное образование в общеобразовательной школе не имеет этой возможности. Существенная особенность ЕГЭ по математике – он является обязательным для всех учащихся 11 классов и  основная его цель – независимая экспертиза качества знаний и совмещение выпускного и вступительного экзаменов. Вполне естественно, что перед  учителем сельской общеобразовательной школы  встал вопрос о повышении качества обучения и подготовки детей к экзамену.

Выпускники нашей школы проходят аттестацию в новой форме последние семь лет и обстоятельства сложились так, что именно мне  пришлось столкнуться со всеми трудностями этого переходного периода. Пять лет подряд я работала в выпускных классах и готовила учеников к итоговой аттестации. В этой статье хочу представить собственную систему работы по подготовке детей к ЕГЭ по математике, давшую хорошие результаты. (таблица результатов итоговой  аттестации за последние три года).

Результаты ЕГЭ по математике за курс полной средней школы

Учебный год

По РТ

По району

По школе

Максимальный балл

2006-2007

50,8

53,9

50

92

2007-2008

36,7

39,3

44,3

56

2008-2009

41,9

48,9

54,5

64

2009-2010

44,7

57,12

54

66

2011-2012

48,2

59,3

68,1

77

Сравнительный анализ:

Учебный год

По РТ

По району

2006-2007

-0,8

-3,9

2007-2008

+7,6

+5

2008-2009

+12,6

+ 5,6

2009-2010

+2,9

+14,9

2011-2012

+19,9

+8,8

Несмотря на то, что результаты всех лет были успешными, хочется  не только сохранить  100% успеваемость, но и попытаться подготовить 2-3 учеников на более высокий результат. В 2012-2013учебном году результаты экзамена моих выпускников Гарифуллина Ф.Ф. (77 б.) и Шайдуллина Л.А. были (77 б.) лучшими в районе.

Для того чтобы наилучшим образом подготовиться к нему, надо иметь не только хорошие знания по предмету, но так же хорошо представлять себе структуру экзаменационной работы,  процедуру экзамена, знать какие и когда действия при этом происходят.  

Уже первый сборник заданий ЕГЭ был для меня, да и для всех учителей математики, настоящим «сюрпризом», поскольку  ломал все привычные подходы к процессу обучения математике.

Что возмущало больше всего:

  1. полный отказ от всех правил оформления решения;
  2. нестандартность в формулировках заданий;
  3. допустимость «метода угадывания» в разделах  А и В.

Если раньше мы учили школьников решать задачу, то при подготовке к тестированию советуем подбирать разумный ответ или тренироваться в его угадывании. Если раньше на выполнение 5 - 10 заданий экзаменационной работы отводилось 4 часа, то теперь эти 4 часа отводились на выполнение 30 заданий в 2003 году, 29 – в 2004г., 26 заданий в 2007- 2009г., 18 заданий в 2010 и 2011 годах и согласно демоверсии 20 заданий в 2012 и 2013 годах.

Конечно, задания ЕГЭ  составлены в пределах школьной программы, но все они рассчитаны на максимальную стимуляцию нестандартного мышления при его выполнении. Невольно встал вопрос: «Как подготовить всех детей сельской школы к успешной сдаче экзамена?».

Огромная ответственность за результат легла на учителя ещё и потому, что ЕГЭ был призван заменить собой два экзамена – выпускной за среднюю школу и вступительный в высшие и средние учебные заведения.

Известно, что в некоторых школах России ЕГЭ проводится с 2002 года. Опыт первых лет показал, что реально за отведённое время и в жёстких условиях атмосферы ЕГЭ решить его полностью не может даже большинство учителей математики. Научить школьника математике и подготовить к успешному написанию ЕГЭ по математике – это две абсолютно разные вещи. Думаю, что это осознал каждый школьный учитель, и каждый встал перед вопросом: «С чего начать?».

Первое, что сделала я – изучила весь материал, посвящённый ЕГЭ, опубликованный в журнале «Математика в школе».

Второе – приобрела сборники с материалами ЕГЭ, демоверсии ЕГЭ все с 2002 года и стала их прорабатывать. Честно признаюсь, что вопросов было много, но и было большое желание найти на них ответ. В большинстве случаев это удавалось. Большую часть вопросов удалось решить после того, как я стала выписывать журнал «Математика школьникам», на страницах которого публиковались очень подробные  решения демоверсий ЕГЭ. Благодаря этим материалам, мне удалось подготовить своего ученика Галлямову Д.Д. для  успешной сдачи ЕГЭ в 2007 году. Диля уже в апреле сдал пробный экзамен с результатом  76 б., а результат настоящего экзамена были значительно выше - 92 балла. Этот единичный факт успешной подготовки школьника к ЕГЭ показал, что я абсолютно правильно построила систему занятий, что методически верно всё продумала, теперь оставалось адаптировать её для класса в целом.

Задачи по подготовке детей к ЕГЭ:

1. Начинать подготовку к ЕГЭ с 7 класса;

2. Создавать учебный материал (по типу ЕГЭ) для обучающих программ, тренингов и использовать готовые печатные и электронные пособия;

3. Учить школьников «технике сдачи теста»;

4. Психологическая подготовка к  ЕГЭ;

5. Через систему дополнительных занятий (элективных курсов, индивидуальных консультаций) повышать интерес к предмету и личную ответственность школьника за результаты обучения.

А теперь расскажу, как я решаю поставленные задачи. С чего я начинаю эту работу.

Во-первых, никогда не пугаю школьников предстоящим  ЕГЭ. Наоборот, с первых же дней учёбы убеждаю их в том, что если очень постараться, то можно получить вполне приличный балл. Главное не упустить время. Во-вторых, в течение всего года   знакомлю детей с материалами ГИА и ЕГЭ. Устный счёт на каждом уроке строю только на основе упражнений ЕГЭ и ГИА. Кроме этого, систематически на уроках каждому раздаю тест ЕГЭ: в 7- 9  классах – за основную школу, в 10-11 классах – за полную среднюю школу. Прошу ребят найти в тесте те задания, с которыми они могут справиться уже сегодня и решить их. Стараюсь выслушать все подходы к решению каждой задачи и только потом раскрываю секрет,  как можно было решить задачу рациональнее, чтобы сэкономить время.

В-третьих, когда уже удалось заинтересовать детей, знакомлю их с особенностями новой формы итоговой аттестации: со структурой теста, временными рамками, нормами оценивания экзаменационной работы, условиями проведения экзамена и начинаю обучать «технике сдачи теста»:

- обучаю строгому самоконтролю времени;

- учу определять трудность заданий;

- знакомлю с приёмом «прикидки» результата подстановкой;

- знакомлю с приёмом «спирального движения по тесту».

Начну с первого пункта. Говорю ученикам, чтобы успешно выполнить тест, на каждое задание первой части надо затрачивать не более двух, трёх минут. И из урока в урок отрабатываем  тесты на скорость: например, за 12 минут школьникам необходимо решить 4 – 6 заданий теста. При этом даю тесты ГИА или ЕГЭ с отмеченными в нём заданиями, посильными на данный момент обучения. Обязательно отмечаю количество  человек уложившихся во времени, и сразу анализирую ситуацию и опять даю совет,  какое задание  можно было решить рациональнее. Постепенно приучаю ребят к методу «пристального взгляда» - внимательно посмотри: «Нет ли короткого пути решения? Так как ты ограничен во времени». Поверьте, если разбирать тест, над которым ученик уже потрудился, то заинтересованность и внимание 100%. Все рекомендации учителя воспринимаются более осознанно.

Как учу определять трудность заданий? Сначала прошу учеников просмотреть тест от начала до конца и отметить карандашом те задания, которые кажутся им простыми и лёгкими и  выполнить их в «режиме скорости». Затем, отметить 2-3 задания, которые им понятны по формулировке, но требуют большего времени и выполнить их; и только после этого, если останется время, можно поразмышлять над остальными.

Обязательно напоминаю о том, что полученный результат можно проверить подстановкой, т. е. «прикинуть» имеет ли он смысл. Двигаясь по тесту, дети знают, что сложность заданий нарастает, поэтому всегда советую настойчиво и добросовестно отрабатывать первую часть, только затем можно приступать ко второй части – это и есть принцип «спирального движения» по тесту. По результатам достижений сама определяю двух, трёх учеников, которых можно подготовить к выполнению более сложных заданий и работаю с ними строго индивидуально.

Чтобы  работу по подготовке к  экзамену проводить в течение всего учебного года в кабинете необходимо иметь огромное количество тестового материала. Коротко расскажу ещё о некоторых факторах успешности на ЕГЭ. Для хорошей подготовки к экзамену необходимо целенаправленное повторение. Однако, упражнения для повторения в учебниках очень объёмны и трудоёмки, требуют письменного выполнения. Поэтому на каждом уроке, организую повторение через систему  упражнений составленных на основе материалов ЕГЭ. Я стала экономить время на теории, чтобы использовать его на практику. Всегда стараюсь выдать теорию по теме за 1-2 урока и лекцию построить так, чтобы она содержала все необходимые сведения для решения текущей контрольной работы и экзаменационного материала. Остальные уроки посвящаю практике. Уроки-практикумы попутно дополняю недостающим теоретическим материалом.

  И еще учителя математики знают, что учебники  абсолютно не готовят детей к ЕГЭ, в них по-прежнему традиционные формулировки заданий. Какой я нашла выход: сразу после объяснения нового материала и его первичного закрепления показываю, как эта тема вышла на ЕГЭ. Стараюсь при этом продемонстрировать всё разнообразие заданий из первой и второй части, используя сборники с материалами ЕГЭ разных лет. Иногда прошу найти подобные задания в учебнике. Убедившись, что таких заданий нет, ученики осознают значимость, приобретённых материалов для подготовки к экзамену и уже практически не расстаются с ними. Регулярно провожу диагностические работы для определения пробелов в знаниях. Полученные результаты определяют  индивидуальную и дифференцированную работу. Мониторинг и диагностику планирую на основе экзаменационных  материалов.  Работая с КИМами  с 7 класса, ребята привыкают к структуре теста, к необычности формулировок заданий, разнообразию методов и приёмов при решении задач, систематическому пополнению копилки по теории (набору шпаргалок  в конверте для запоминания). У них постепенно исчезает чувство растерянности и полной безнадёжности, появляется уверенность и психологическая готовность к новой форме аттестации. Четвёртую четверть в 9, 11 классах  посвящаю переходу к комплексным тестам, учу ребят оценивать итоги работы над тестом в целом. Ученики с удовольствием обмениваются и печатными и электронными пособиями по подготовке к ЕГЭ. Ребят, успешно справляющихся с 1,2 частью, привлекаю в качестве консультантов.

В 10-11 классах на элективных курсах большое внимание уделяю на решение уравнений и неравенств с параметрами и модулями. Программы курсов рассматривают ключевые и сложные темы школьной математики,  помогают расширить спектр задач, посильных для учащихся и реализовать принципы дифференцированного обучения.

 Ежегодно пополняю кабинет математики  новыми дидактическими материалами для урочной и внеурочной деятельности, способствующими развитию у школьников интереса к математике, активизации мыслительной деятельности, выявлению детей, проявляющих особый интерес к предмету и в первую очередь повышению качества знаний по подготовке к ЕГЭ.

 Приобрела для кабинета большое количество методической и математической литературы по ключевым вопросам ЕГЭ.

В заключении хочу сказать, что такая система подготовки детей к итоговой аттестации помогла мне в течение пяти лет получить   результаты выше районных и  республиканских.

                                 Учитель математики МБОУ «Кулле Киминская СОШ имени

                                 Сибгата Хакима» Галлямова Найля Газимовна.