Статья для родителей «Система подготовки учащихся к ЕГЭ по математике»
статья (11 класс) по теме

Прокошина Анна Степановна

 За время работы по подготовке учащихся к ЕГЭ у  меня   сложилась определенная система, которая способствует успешной сдаче экзамена. Прежде всего, произошла  коррекция педагогических задач при подготовке учащихся к аттестации в форме ЕГЭ. Сегодня важно: познакомить учащихся и родителей с методикой подготовки к  ЕГЭ, выработать опыт работы с тестом, снизить уровень тревожности, повысить самооценку, сформировать способности самоконтроля, развивать важные психологические качества  (внимательность, самокритичность, чувство времени, аккуратность и т.д.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_podgotovki_k_ege_po_matematike.doc52.5 КБ

Предварительный просмотр:

Статья

«Система подготовки  учащихся  к  ЕГЭ  по   математике»

       За время работы по подготовке учащихся к ЕГЭ у  меня   сложилась определенная система, которая способствует успешной сдаче экзамена. Прежде всего, произошла  коррекция педагогических задач при подготовке учащихся к аттестации в форме ЕГЭ. Сегодня важно:

  • Познакомить учащихся и родителей с методикой подготовки к  ЕГЭ;
  • Отработать  умения и навыки работы с бланками;  
  • Выработать опыт работы с тестом;
  • Снизить уровень тревожности, повысить самооценку;
  • Сформировать способности самоконтроля;
  • Развивать важные психологические качества  (внимательность, самокритичность, чувство времени, аккуратность и т.д.).

      Чтобы научить  выпускника работе с тестом, надо его тренировать,  тогда уникальная ситуация экзамена станет стандартной, привычной для учащегося!  

Я предлагаю следующий алгоритм подготовки учащихся к ЕГЭ.

  1. Психологический настрой (математика – основа логического мышления, мы многое  знаем, надо только  эти  знания привести в систему и в нужный момент продемонстрировать).
  2. Мониторинг  знаний (проверяем,  что помним – не зря же учились!).

На этом этапе  провожу с  учащимися ознакомительное тестирование со средним уровнем сложности для выявления:

  • общего уровня знаний;
  • умения и навыка работы с тестом, бланком и т.п.
  • психофизические способности  при работе в данной формы заданий.

            При контроле результатов тестирования можно будет выявить западающие блоки, которые на следующих этапах тренировки требуются подкорректировать более детальной и усиленной подготовкой.

          Результаты заносятся в таблицу индивидуальных ответов учащихся в программе MS Excel: типы и виды ошибок, уровень качества, правильность оформления работ, количество выполненных заданий и т.д.  В программе MS Excel можно построить график ответов, который наглядно представит успехи и проблемы учащегося при тестировании.

  1.  Работа с  недостаточно усвоенными  темами.   

          На основании анализа готовятся дифференцированные коррекционные индивидуальные задания для следующего этапа тестирования, проводятся консультации по ошибкам, намечается перечень тем для более тщательного изучения материала, разрабатываются алгоритмы по изучению тем и т.д.  На этом этапе   деятельность учащихся в основном  проходит  в группах, сформированных по характеру допускаемых ошибок и по уровням сложности. При  этом  разрешается  пользоваться  алгоритмами-подсказками, таблицами, схемами, пока не сформировался устойчивый навык в применении того или иного правила. Это помогает снизить уровень тревожности (по принципу: я это еще не знаю, но знаю, где посмотреть).

  1. Формирование навыка работы с тестом и заполнение бланков ответов. 

        Далее учащиеся работают с типовыми бланками ответов с индивидуальными тестами с последующим переходом на стандартные тесты. Я отслеживаю характер ошибок.  

       Практика показывает, что к концу 1 полугодия 11 класса ошибки в части А и В допускаются в основном по невнимательности, у слабоуспевающих учащихся – из-за   пробелов  в знаниях.

  1. Работа с частью С.     

          Во втором полугодии  основное внимание уделяется подготовке учащихся к части С,  то есть  решению задач повышенной  сложности.  

  1. Работа с родителями учащихся

Я провожу консультации по подготовке к сдаче ЕГЭ не только для выпускников, но и их родителей. Ведь не секрет, что успешность сдачи экзамена во многом зависит от настроя и отношения родителей. Ребенку всегда передается волнение родителей, и если взрослые в ответственный момент могут справиться со своими эмоциями, то ребенок в силу возрастных особенностей может эмоционально «сорваться». Поэтому  даю памятки родителям:

  • Не тревожьтесь о количестве баллов, которые ребенок получит на экзамене.   Внушайте  ему мысль, что количество баллов не является совершенным измерением его возможностей и достоинств.
  •   Повышайте   уверенность ребенка в себе, так как чем больше  он боится неудачи, тем больше вероятность допущения ошибок.
  •  Наблюдайте за самочувствием ребенка. Никто, кроме Вас, не сможет вовремя заметить и предотвратить ухудшение состояния ребенка, связанное с переутомлением, всячески поддерживайте его.
  • Контролируйте режим подготовки ребенка, не допускайте перегрузок, объясните ему, что он обязательно должен чередовать занятие с отдыхом.
  •  Обратите внимание на питание ребенка и использование сбалансированного комплекса витаминов. Такие продукты, как рыба, творог, орехи, курага и т.д. стимулируют работу головного мозга.  
  •  Ознакомьте ребенка с методикой подготовки к экзаменам. Не имеет смысла зазубривать весь фактический материал, достаточно посмотреть ключевые моменты и уловить смысл и логику материала. Очень полезно делать краткие схематические выписки и таблицы, упорядочивая изучаемый материал по плану.   Основные формулы и определения можно выписать на листочках и повесить над письменным столом, над кроватью, в столовой.
  • Заранее во время тренировки по тестовым заданиям  приучайте ребенка  ориентироваться во времени и уметь его распределять. Тогда у ребенка будет навык умения концентрироваться на протяжении всего тестирования, что придаст ему спокойствие и снимет излишнюю тревожность.
  •  Накануне экзамена обеспечьте ребенку полноценный отдых, он должен отдохнуть и как следует выспаться.
  1.  Психологическая подготовка учащихся.  

        Ситуация экзамена, непростая сама по себе, усложняется еще и тем, что обычно человек, сдающий экзамен, тревожится, беспокоится, переживает. Сильное волнение и беспокойство мешают сосредоточиться, снижают внимание.    Существуют различные способы справиться со своей тревогой, с которыми я знакомлю своих  выпускников.

       Перед экзаменами полезно практиковать известные способы расслабления.

  • Аутотренинг.
  • Медитация  тоже помогает справиться с тревогой.  По сути, медитация – это состояние глубокого сосредоточения на одном объекте.  Такое состояние помогает обрести душевный покой и равновесие.
  •   Дыхательная релаксация: принять удобную позу, закрыть глаза, сосредоточиться на дыхании. На четыре счета делается вдох, на четыре – выдох.   Затем набрать полные легкие воздуха  и выдохнуть.   При этом представить, что с выдохом выходит ощущение напряжения и усталости. На вдохе представить,  что вдыхаете вместе с воздухом веселые и радостные мысли, все знания, необходимые  на экзамене.
  • Упражнение «Мои ресурсы»: Для того чтобы хорошо сдать экзамен, нужно быть уверенным в своих силах, в себе.    Как можно повысить свою уверенность? В этом может помочь упражнение «Мои ресурсы»: разделить лист на две части. В одной части   написать: «Мои сильные стороны». В этой части нужно записать те свои качества,   которые  ты считаешь сильной стороной своей личности. После того, как будет сделана первая часть, можно приступить ко второй, которая будет озаглавлена: «Чем это может мне помочь на экзамене». Напротив каждой своей сильной стороны  пишешь, как это сможет помочь на экзамене.

На экзамене:

  • В начале тестирования вам сообщат необходимую информацию (как заполнять бланк, какими буквами писать, как кодировать номер школы и т.д.). Будь внимателен! От того, как ты внимательно запомнишь все эти правила, зависит правильность твоих ответов!
  • Сосредоточься! После  заполнения бланков постарайся сосредоточиться и забыть про окружающих. Для тебя должны существовать только текст заданий и часы, регламентирующие время выполнения теста. Торопись не спеша!   Перед тем, как вписать ответ, перечитай вопрос дважды и убедись, что ты правильно понял, что от тебя требуется.
  • Начни с легкого! Начни отвечать на те вопросы, в знании которых ты не сомневаешься, не останавливаясь на тех, которые могут вызвать долгие раздумья. Тогда ты успокоишься, голова начнет работать более ясно и четко, и ты войдешь в рабочий ритм. Ты   освободишься от нервозности, и вся твоя энергия потом будет направлена на более трудные вопросы.
  • Пропускай! Надо научиться пропускать трудные или непонятные задания. Помни: в тексте всегда найдутся такие вопросы, с которыми ты обязательно справишься. Просто глупо недобрать очков только потому, что ты не дошел до «своих» заданий, а застрял на тех, которые вызывают у тебя затруднения.
  • Исключай! Многие задания можно быстрее решить, если не искать сразу правильный вариант ответа, а последовательно исключать те, которые явно не подходят. Метод исключения позволяет в итоге сконцентрировать внимание всего на одном-двух вариантах, а не на всех пяти-семи (что гораздо труднее).
  • Запланируй два круга! Рассчитай время так, чтобы за  первый час  всего отведенного времени пройтись по всем легким заданиям («первый круг»). Тогда ты успеешь набрать максимум очков на этих заданиях, а потом   вернуться и подумать над трудными, которые тебе вначале пришлось пропустить («второй круг»).
  • Проверь! Оставь время для проверки своей работы, хотя бы, чтобы успеть пробежать глазами и заметить явные ошибки.
  • Угадывай! Если ты не уверен в выборе ответа, но интуитивно можешь предпочесть какой-то ответ другим, то интуиции следует доверять! При этом выбирай такой вариант, который, на твой взгляд, имеет большую вероятность.
  • Не огорчайся! Стремись выполнить все задания, но помни, что на практике это нереально. Учитывай, что тестовые задания рассчитаны на максимальный уровень трудности, и количество решенных тобой заданий вполне может оказаться достаточным для хорошей оценки.

      Таким образом можно качественно подготовить выпускников к единому государственному экзамену, снизить не только их уровень тревожности, но и их родителей. Также  следует активнее вводить тестовые технологии в систему обучения, ведь не зря говорят, что «нельзя научиться плавать, стоя на берегу». Особый интерес в этом плане представляют впервые издаваемые Центром тестирования РФ сборники тематических тестов   для учащихся с 5 по 11 класс, с их помощью можно оценивать уровень усвоения материала и отработать навык их выполнения. Такие тренировки в выполнении тестовых заданий позволят реально повысить тестовый балл. Зная типовые конструкции тестовых заданий, ученик практически не будет тратить время на понимание инструкции. Во время таких тренировок формируются соответствующие психотехнические навыки саморегуляции и самоконтроля. При этом основную часть работы желательно проводить заранее, отрабатывая отдельные детали при сдаче зачетов,   т.е. в случаях не столь эмоционально напряженных.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья"Компетентностный подход при обучении математики."

Компетентность-это по определению готовность человека использовать знания, умения и навыки в жизни для реализации практических и теоретических задач. Перспективным этот подход является и потому, что у...

статья "Проблемы прикладной направленности обучения математике".

Статья написана для участия в региональной  научно-практической конференции "Актуальные проблемы обучения математикев школе и ВУЗе" (2012г.). В статье описан инновационный подход к преподаванию м...

Материал для родителей. Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования

Тема доклада на МО учителей английского языка Суздальского района 23.12.2012г. "Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего об...

Педагог и родители: система взаимоотношений. Психолого – педагогические правила и способы установления контактов с семьей.

Работа с семьей – важное направление деятельности педагогического коллектива нашего учреждения, обеспечивающее рост качества воспитательно-образовательной деятельности. В статье представлены форм...

Доклад по теме «Учитель и родители: система взаимоотношений. Психолого-педагогические правила и способы установления контактов с семьей» + презентация

В докладе отражена система взаимоотношений между чителем и родителями. Конструктивное взаимодействие учителей и родителей – это создание условий для разностороннего развития ребенка...

Круглый стол для родителей - "Система работы с детьми-дошкольниками с ОВЗ по восприятию художественной литературы"

Система работы с детьми-дошкольниками с ОВЗ  по восприятию художественной литературы...

Педагог и родители: система взаимоотношений. Психолого – педагогические правила и способы установления контактов с семьей.

 Работа с семьей – важное направление деятельности педагогического коллектива нашего учреждения, обеспечивающее рост качества воспитательно-образовательной деятельности....