Круглый стол для родителей - "Система работы с детьми-дошкольниками с ОВЗ по восприятию художественной литературы"
консультация на тему

Барматина Мария Владимировна

Система работы с детьми-дошкольниками с ОВЗ  по восприятию художественной литературы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Система работы с детьми-дошкольниками с ОВЗ  по восприятию художественной литературы.

В современном обществе уделяется серьёзное внимание проблеме приобщения детей к чтению художественной литературы. Потребность в ежедневном общении с книгой формирует у детей привычку к постоянному интеллектуальному труду, способствует развитию речи, мышления. Именно поэтому в Федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования такой вид деятельности как Восприятие художественной литературы и фольклора рассматривается в качестве одного из ведущих показателей обеспечивающих развитие личности и одного из ведущих показателей готовности ребенка к обучению в школе.

Актуальность данной проблемы определяется реальными потребностями системы отечественного дошкольного образования. Поэтому была определена цель моей творческой работы :

Выявить особенности работы по восприятию художественной литературы в
условиях детского сада компенсирующего вида
.

Цель реализуется посредством следующих задач:

  • Уточнить формы работы по восприятию художественной литературы
  • Выявить интеграцию восприятия художественной литературы с
    другими видами деятельности
  • Оформить опыт применения, ожидаемые результаты.

Чтение художественной литературы выступает как одна из форм совместной партнёрской деятельности взрослого с детьми. В отличие от других видов деятельности - продуктивной, познавательно-исследовательской, игровой - она не может быть продолжена дошкольниками самостоятельно и перейти в их свободную деятельность в силу того, что они в большинстве своём не умеют свободно читать и зависят от партнёра - взрослого.

Чтение - условное понятие по отношению к детям дошкольного возраста.
Дошкольник зависим от взрослого в выборе книг для чтения, периодичности и длительности процесса чтения, способах, формах и степени выразительности. Поэтому важными моментами деятельности взрослого является :

  1. формирование круга детского чтения;
  2. организация процесса чтения.

        Чтобы подобрать художественные произведения для чтения, увлечь ими и заинтересовать и, в то же время, не упустить важного в развитии, воспитателю необходимы некоторые опоры. Такой опорой является разработанный перспективный план . План разрабатывается на месяц.
Работа по организации процесса чтения предполагает три этапа:

  1. Работа с текстом до чтения.

Цель - развитие такого важнейшего читательского умения, как предполагать, предвосхищать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации.

Главная задача взрослого - вызвать у ребёнка желание, мотивацию прочитать книгу. Дети от взрослого узнают имя автора, название книги, листают, рассматривают книгу, задают вопросы взрослому, рассматривают иллюстрацию, которая предшествует тексту, затем высказывают свои предположения о героях, теме, содержании.

Педагог предлагает прочитать текст, проверить возникшие предположения.

  1. Работа с текстом во время чтения.

Цель-понимание текста и создание его читательской интерпретации.
Главная задача взрослого - обеспечить восприятие текста.

Дошкольники слушают чтение взрослого в режиме диалога с автором, комментированного чтения. Словарная работа ( объяснение и уточнение значений слов) ведётся в основном по ходу чтения. В этом случае она становится мотивированной и интересной: ведь именно по ходу чтения становится понятно, какие слова нуждаются в толковании, а само слово толкуется в контексте, а не вне его.

3.   Работа с текстом после чтения.

Цель - корректировка читательской интерпретации авторским смыслом. Главная задача взрослого - обеспечить углубление восприятия текста, корректировку первичного восприятия. Педагог ставит вопрос к тексту в целом. Далее следуют ответы детей на этот вопрос и беседа. Рассказ взрослого о писателе и беседа с детьми о его личности. Повторное обращение к заглавию произведения и иллюстрациям. Выполнение заданий усиливающих эмоциональное смысловое восприятие текста.

Восприятие художественной литературы интегрируется со всеми видами детской деятельности. Наиболее актуальны взаимосвязи:

  1. По задачам и содержанию педагогической работы с коммуникативной, познавательно-исследовательской деятельностью.

Восприятие художественной литературы- коммуникативная деятельность:

Обогащение содержания общения обсуждением прослушанных текстов, знакомства с лучшими образцами литературного языка, развитие образности детской речи средствами ознакомления с языковой выразительностью художественных произведений, практическое усвоение правил построения разных видов текстов, обогащение словаря.
Восприятие художественной литературы - познавательно-исследовательская деятельность.

Формирование целостной картины мира, развитие интеллектуальных и личностных качеств, расширение кругозора, развитие умения мыслить, анализировать, сопоставлять, развитие познавательных интересов .

  1. По средствам организации и оптимизации образовательного процесса с продуктивной, музыкальной деятельностью.

Восприятие художественной литературы - продуктивная деятельность.

Использование средств продуктивных видов деятельности для обогащения и закрепления результатов восприятия художественных произведений.

Восприятие художественной литературы - музыкальная деятельность.
Использование музыкальных произведений как средства обогащения образовательного процесса, усиления эмоционального восприятия художественных произведений.

Полноценная работа по данному виду деятельности необходима в качестве важнейшего средства развития детей. Решение основных задач психолого-педагогической работы будет возможным, если педагог сможет добиться самого главного - сформирует у детей интерес к художественной литературе, который будет содействовать активному отношению маленьких читателей к тому, что они читают.

В результате работы выпускник дошкольного учреждения должен:

  • Слушать и слышать художественный текст;
  • Эмоционально активно реагировать на содержание литературных
    произведений, сопереживать, сочувствовать литературным героям;
  • Слушать чтение, рассказ воспитателя вместе с группой сверстников;
  • Запоминать отдельные слова, выражения я из текста;
  • Выражать своё отношение к прочитанному, услышанному,
  • Узнавать и называть некоторые литературные жанры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КРУГЛЫЙ СТОЛ для родителей воспитанников старшей группы № 2 и специалистов Колпинского района Санкт-Петербурга

Роль игры для речевого и умственного развития ребенка Программа выступлений специалистов: 1. Визитная карточка ГБДОУ № 34. Заведующий Германова Маргарита Александровна....

Круглый стол для родителей учащихся 6А класса (с использованием «мозгового штурма») Семейное воспитание и здоровье наших детей

Круглый стол для родителей учащихся 6А класса(с использованием «мозгового штурма»)Семейное воспитание и здоровье наших детей...

Круглый - стол для родителей на тему: "Особенности зрительного восприятия у дошкольников с нарушениями зрения"

В данной статье вниманию родителей предлагаются игры и упражнения для детей, имеющих нарушения  зрительного восприятия, которые можно использовать в домашних условиях....

Круглый стол по обмену опытом работы с родителями

Данный материал может быть использован в работе педагогов любой образовательной организации. Подобная форма работы поможет найти оптимальные варианты активизации работы с родителями...

Круглый стол по обмену опытом работы с родителями

Данный материал может быть использован в работе педагогов любой образовательной организации. Подобная форма работы поможет найти оптимальные варианты активизации работы с родителями...

Круглый стол для родителей на тему: «Роль семьи, родителей для развития потенциальных возможностей ребенка»

Данный материал содержит информацию для родителей о психологических особеннстях одаренного ребенка, о роли семьи в раскрытии его одаренности....

Круглый стол для родителей. Тема «Каков он, успешный родитель?»

Совершенствование чувства родительства (любви, ответственности); повышение педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания ребенка школьного возраста....