статья "Проблемы прикладной направленности обучения математике".
статья по алгебре (8 класс) по теме

Статья написана для участия в региональной  научно-практической конференции "Актуальные проблемы обучения математикев школе и ВУЗе" (2012г.). В статье описан инновационный подход к преподаванию математики в основной школе через поточное обучение по направлениям, актуализирующим прикладную направленность математики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_na_konferenciyu.doc42 КБ

Предварительный просмотр:

Гробовая тишина в классе, строгий учитель сорок пять минут «дает» новые знания ученикам. И не дай бог попытаться высказать свою мысль бедному ученику, не подняв руку, ведь так можно схлопотать и двойку за поведение в дневник или получить разрыв сердца от громового удара учительской указкой о парту. И зачем решать задачу про яблоки в корзине, когда ученика, к примеру, мучает мысль, за сколько дней он сможет с родителями доехать на машине летом в Сочи? Примерная картинка того счастливого времени, когда училась в школе я, дипломированная выпускница Пермского государственного педагогического института 1991 года. Поступая на первый курс института, я была в полной уверенности, что математику я знаю, буду ходить по классу красивая, строгая, все время писать на доске (это была моя мечта). А что еще надо? Годы учебы в институте посеяли мысли о том, что могут быть и другие отношения между учителем и учеником, можно перестроить роли учителя и учащегося в сценарии урока.

Перезагрузка, которая происходит сейчас в системе образования, стала необходима, и мы все это чувствовали. Компетентностный подход является одним из направлений обновления образования в стратегии модернизации содержания общего образования России. В основу положено формирование и развитие ключевых компетентностей учеников, т. е. способность самостоятельно действовать в ситуациях неопределенности при решении актуальных для них проблем.

Одной из целей математики является подготовка ученика к повседневной жизни, а также развитие личности средствами математики. Компетенция - это готовность ученика использовать усвоенные знания, учебные умения и навыки, а также способы деятельности в жизни для решения практических и теоретических задач.

Сегодня уже стартовали государственные стандарты второго поколения в начальной школе, а это значит, что через четыре года к нам в среднее звено придут совершенно новые ученики. И как их учить – это наша проблема уже сегодня.

В нашей школе вся методическая работа направлена на решение этой задачи. Исследуя умения школьников использовать полученные математические знания и умения в практических ситуациях, мы обнаружили, что значительная часть испытуемых не может этого сделать. Так, например, у девятиклассников вызывает трудности построение параллельных прямых с помощью двух  угольников, нахождение центра круглой пластины. Большая часть учеников при решении прикладных задач допускают следующие ошибки: скорость пешехода может получиться 65 км/ч, и это нисколько не удивляет ученика; количество девочек в классе может, оказывается, быть 12⅓ и т.д. То есть учащиеся неправильно интерпретируют исходные данные или на их основе составляют неверную математическую модель; записывают неправильный ответ в связи с тем, что не соотносят полученные результаты решения данной практической задачи с ее фабулой.

Опрос учителей показал, что они имеют разрозненные представления о прикладной направленности обучения математике и о преемственности ее реализации. Учебные программы не дают целостной картины о возможностях реализации на практике прикладных, практико-ориентированных задач.

Наличие названных проблем обуславливается рядом причин, среди которых выделим основные: математическое содержание, используемое в учебном процессе, слабо отражает практическую значимость математики; при использовании форм и методов обучения математике, способствующих реализации прикладной направленности обучения в основной и старшей школе, не осуществляется в должной мере преемственность. Эти причины свидетельствуют о том, что для практики обучения математике в школе необходимо изучить вопрос преемственности реализации прикладной направленности обучения.

Изучая ФГОСы второго поколения, мы нашли в них поддержку нашим идеям. Там сказано: изучение математики в основной школе направлено на достижение следующих целей:

в метапредметном направлении

 • формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, о значимости математики в развитии цивилизации и современного общества;

 • развитие представлений о математике как форме описания и методе познания действительности, создание условий для приобретения первоначального опыта математического моделирования;

 • формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для математики и являющихся основой познавательной культуры, значимой для различных сфер человеческой деятельности;

Таким образом, в нашей школе зародилась идея поточного обучения математике с прикладной направленностью. Для эксперимента мы выбрали параллель восьмых классов, обуславливая это тем, что восьмиклассники уже обладают знаниями физики, экономики, геометрии, изучают химию, а также имеют уже некий жизненный опыт. Провели опрос учащихся, из каких областей наук они хотели бы знать больше, прикладывая их к математике. Затем выбрали наиболее интересующие ребят направления, и теперь выбор сделали  для себя учителя. Здесь тоже открылись новые интересы и  резервы учителей математики.

 Следующим этапом был самостоятельный выбор учащихся представленных им направлений изучения математики. С этой целью была организована конференция, где учителя математики провели презентации своих направлений:

расчетные геометрические задачи, история развития математики и современность, математика на стыке наук, применение математического аппарата при решении задач с экологическим содержанием, математика в экономике, решение физических задач математическими методами, математика и ИКТ.

Но для того, чтобы попасть в выбранный поток, ученики прошли собеседования с учителями, где должны были аргументировать свой выбор. Многие учащиеся на этом этапе прочувствовали сложность выбора, ответственность за свой выбор. Это была реализация одной из воспитательных задач проекта. Затем месяц дался ребятам для окончательного убеждения, что они верно сделали свой выбор: ученики могли перейти с одного потока на другой, но а по окончании месяца дети стали сами ответственны за свой выбор.

 Сейчас полным ходом идет процесс обучения в потоках. Первые выводы мы уже делаем. Как положительное хочется отметить, что группы в потоках получились небольшие , 15-19 человек, обучение происходит, в основном, в деятельностном режиме; учителю легче на уроке осуществлять индивидуальный и дифференцированный подходы; учащиеся кроме неинтересных, абстрактных задач решают вполне объяснимые, зачем это надо, прикладные задачи.

 Мне, как человеку, как учителю, всегда была интересна идея исторического развития математики. На своих уроках я систематически ссылаюсь  на исторические истоки изучаемого материала. Поэтому я, конечно же, выбрала для себя историческое направление.

Многие математические теории при формальном изложении кажутся искусственными, оторванными от жизни, просто непонятными. Если же подойти к этим проблемам с позиции исторического развития, то станет виден их глубокий жизненный смысл, их естественность, необходимость. Практика убеждает, что вводимый на уроках исторический материал усиливает творческую активность учащихся. Это происходит в процессе решений исторических задач, через обзоры жизни и деятельности великих математиков учитель имеет возможность познакомить учащихся с самим понятием творчества, коснуться многих нравственных категорий. Исторический материал – это одна из возможностей увеличить интеллектуальный ресурс учащихся, приучить их мыслить, быть способным быстро принять решение в самых сложных жизненных ситуациях. “Не мыслям надо учить, а учить мыслить”, – подчеркивал Э. Кант. Обращение к историческим событиям создают эмоциональный подъем в классе. Даже неинтересная тема способна увлечь школьников, если учитель сумеет связать с ней такие факты, которые вызовут светлые чувства у слушателей. Например, изучая тему «Преобразование рациональных выражений», мы с учениками решаем задачи из задачника Леонтия Магницкого, некоторые из них сначала переводим со старославянского языка, тут и огромный интерес к задаче, и смех, и бурное обсуждение. А что может быть лучше, когда видишь заинтересованные, жизнерадостные, задумчивые глаза своего ученика.

Сейчас учителя математики нашей школы на новом этапе развития поточного обучения: мы разрабатываем новую систему оценивания знаний учащихся, приближенной к  рейтинговой. Это сложно, но интересно. Такие слова может сказать вам любой учитель нашей замечательной школы. Именно поэтому наша школа вошла в проект «Инженерная школа», а значит, школа будущего.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Прикладная и практическая направленность обучения математике в школе

С. Соболев.Математика на протяжении всей истории человеческой культуры всегда была ее неотъемлемой частью; она является ключом к познанию окружающего мира, базой научно-технического прогресса и ...

Конспект урока 6 класс прикладного направления "Применение математики в вопросах ремонта"

Урок направлен показать практическую направленность математики....

Прикладная и практическая направленность обучения математике.

Прикладная и практическая направленность обучения математике....

Прикладная направленность обучения физики как средство формирования ключевых компитентностей

Актуальность необходимости включения прикладных знаний в содержании школьных курсов физики  очевидна и  бесспорна, учитывая цели образования на современном этапе, выдвигающие высокие требова...

Научная статья на тему "Реализация прикладной направленности обучения школьников при решении текстовых задач"

Статья на тему "Реализация прикладной направленности обучения школьников при решении текстовых задач"...

Методические рекомендации по выполнению самостоятельных работ с прикладной направленностью по математике.

Методические рекомендации по выполнению самостоятельных работ с прикладной по дисциплине «Математика» представляют собой часть учебно-методического комплекта по общеобразовательной дисципл...